Очерк

Вот уже на протяжении 2-х последних месяцев информационное пространство пестрит новостями связанными со сферой здравоохранения или вернее сказать с остатками этой сферы. В основной своей массе в повестке дня освещаются забастовки и массовые увольнения медицинского персонала из государственно-муниципальных учреждений здравоохранения. На карте России практически не осталось субъектов где-бы ситуация не оставляла желать лучшего за исключением, наверное только, Москвы. Подобная стихийная массовость забастовок вызвала у многих оппозиционеров одобрительные возгласы, вроде того как: «Молодцы медики! Смотрите как надо бороться!». Но практически никто из них не углубился в самую суть произошедшего, не выявил причину, а только показал следствие этого. Попробуем же разобраться в корне забастовок и массовых увольнений на примере первичного звена здравоохранения - скорой помощи. Сразу же добавлю, что процесс этот был длительным, мучительным и болезненным, поэтому последствия эти выстраданы не одним десятилетием, но особенно запоминающимися получились последние 10 лет. Для большего понимания обывателем той чумы, которая поразила эту сферу рассмотрим проблематику изнутри, так сказать на личностно-бытовом примере, не обращая внимания на Росстат и опросы общественного мнения.

 В 2011 году автор этих строк уволился со скорой помощи будущего города бесов. На тот момент уровень моей зарплаты на ставку с четвертью едва дотягивал до 13.500 рублей, на ставку же выходило ровно 11.000. При условии, что у меня была доплата в 30% за стаж, то есть как вы понимаете фельдшер, пришедший только что работать получал еще меньше, а врач с таким же опытом как у предыдущего получал около 18.000. При этом нагрузка была несоизмеримой с зарплатой, а бригад катастрофически не хватало. На наш огромный район полагалось 9 бригад( 6 линейных, 1 педиатрическая, 1 реанимационная, 1 кардиологическая), видимо поэтому ночами мы не спали от слова совсем, а нахождение на подстанции в течение 30-40 минут даже ночью воспринималось как манна небесная, не иначе. Все наши обращения, возмущения и мольбы к руководству были сродни гласа вопиющего в пустыни, с той лишь разницей, что в ответ мы слышали до боли знакомую фразу: не нравится - увольняйтесь!

 Но как говорится, это были только цветочки, а плодово-ягодный сезон ждал нас впереди. Вскоре в городе страстей и борцов с храмами (в будущем) торжественно открыли новую подстанцию с десятью бригадами. Вроде бы и похвалить стоило кого-нибудь, но не будем спешить, ведь дьявол кроется в деталях. Нет ну еще говорят, что он носит Prada, но я не видел, поэтому врать не буду. А вот то, что в деталях сам черт ногу сломит это точно. Так вот, с открытием новой подстанции с каждой старой подстанции забрали по одной бригаде, но официально в торжественной обстановке объявили, что набрали новых сотрудников и автопарк пополнили, и соответственно финансирование освоили в полном объеме (про финансирование не говорили, но поверьте мне на слово). Так что работать нам стало еще тяжелее, и началась такая карусель: то водители массово увольняются, а значит и бригада ни куда не едет, то врачи с фельдшерами нагрузку не выдерживают и на больничном отсыпаются, а то и машины ломаются. Так что через год добавили на каждую подстанцию еще по одной бригаде. Только не учли они того, что на тот момент в городе по тогда еще действующим нормам Минздрава СССР должно было быть 200 бригад (150 линейных и 50 специализированных). Тогда как официально на балансе числилось почти 90, а де-факто меньше 70 (на сутки же заступало и того меньше по вышеназванным причинам). По своей сути те 20 бригад, которые как бы были, но их не было,  назывались мертвыми душами, и очень не многие верили, что они смотрят на нас с неба и помогают нам. Вопрос про выделенное финансирование на мертвые души, наверное, так и останется без ответа и вот почему. Посчастливилось мне в то время пообщаться со следователем из СК, и заодно поделиться с ним этой удивительной информацией, на что мне было сказано: значит здесь коррупция на высоком уровне и сделать пока ни чего нельзя. Парам-пам-пам! Занавес!

 Тем не менее, шло время, подрастали и ягодки… и настала оптимизация. На верхах было решено объединить две подстанции самых больших районов в одну и получилась занимательная арифметика. К нашим 9 бригадам присоединили 7 других и стало… 13! Ну его нах, подумал я и уволился.

 Наши дни.

 Буквально на днях встретил я знакомого доктора, с которым работал на скорой, поговорили, выслушал и ужаснулся от происходящего. А ужас заключается в том, что вместо 13 бригад на 2 района осталось 7, а из тех в рейс выходят 5, максимум 6 – работать не кому. И так повсеместно. Вместо 11 реанимационных бригад на весь город и пригород осталось 6. Фельдшера бегут, водители за ними, врачи уже убежали. Время ужина и ночного отдыха сократилось с 30 минут до 20, в общем, грустно и отвратительно. Может доктор приукрашивает, нарочно сгущает краски, скажите вы, но так и я решил уточнить информацию и позвонил бывшему коллеге. Подтвердил все вышесказанное и заплакал. Про заплакал шутейка, но грустная. Хотя можно и поплакать, особенно жителям города, а дело вот в чем. Рассказал мне еще один знакомый по секрету, что по факту в сутки максимум может заступить 56 бригад (это по количеству машин и персонала), но заступает 50, 45, а то и 40 (работать не кому), а это значит, что и помощи медицинской экстренной в разумные сроки не дождаться многим. Снова мне стало грустно, да еще и цифра эта 56 мне никак не давала покоя. Была- не- была думаю, зайду на официальный сайт ССМП скверного города, почитаю нормативно-правовые акты, может и прояснится что-нибудь. Открыл и чуть прилег от неожиданности. Оказывается, город ежесуточно обслуживает 110 бригад СМП! И снова: парам-пам-пам! Или: турум-тум-тум! Кому что больше нравится товарищи, но это трындец!

 Самое страшное в этой ситуации, что так, я уверен, по всей стране, де-юре одно количество бригад, де-факто другое. Люди умирают, не дождавшись бригады, персонал физически и морально изматывается от постоянных вызовов, при этом страдает качество диагностики и экстренной медицинской помощи, но с каждым годом только хуже, уже и света в конце тоннеля не видно, сплошной мрак. Точно такой же кризис по всему первичному звену здравоохранения, а это поликлиники, ФАПы, неотложки и т.д. Койко-места сокращаются, зарплаты урезаются и как следствие страдает качество, страдают люди. И так уже длится больше 20 лет. Врачи, фельдшера, медсестры устали просить, выпрашивать, устали жить в постоянном стрессе и на полуголодном пайке. Уже 8 лет назад ситуация требовала решительных мер и действий со стороны государства, теперь же они доведены до злобы и ненависти к зажравшимся чиновникам и депутатам, поэтому они будут и дальше бастовать и увольняться целыми отделениями. Теперь уже подачками их будет не заткнуть, потому что работать в этих условиях у них нет никаких сил и желания, поэтому они и заявили о себе, и заявят еще не раз на всю страну. На этом бы можно было поставить точку, но…

 -Ты помнишь Женю З. и Юру Б.? - спросил меня доктор.

 - Конечно, - ответил я. – Это же мои учителя были в первый год работы. Специалисты, кардиологи, гордость нашей подстанции.

 - Ушли на пенсию. Работают сторожами на стройке...

Все о медицине

10.8K постов39.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1)Не оскорбляйте друг друга

2) Ув. коллеги, при возникновении спора относитесь с уважением

3) спрашивая совета и рекомендации готовьтесь к тому что вы получите критику в свой адрес (интернет, пикабу в частности, не является медицинским сайтом).

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий
Так нас приучают к мысли, что платная СМП — выход из положения.
Нас медлено и верно готовят к платной СМП.
раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Так она и так далеко не бесплатная, из фонда омс каждый вызов должен оплачиватся. Просто когда заставят платить тех, кто скорую от скуки вызывает частично полегчает
Автор поста оценил этот комментарий
Так отмените страховые взносы и люди сами не прочь в платную сходить
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку