Обычай скальпирования на Евразийском континенте

Обычно считается, что скальпирование врага это что-то целиком и полностью туземно североамериканское. Однако, такая практика не является прерогативой североамериканских индейцев и была известна в Евразии с очень отдаленных времен.

Обычай скальпирования на Евразийском континенте История (наука), Скальп, Евразия, Скальпирование, Археология, Антропология, Длиннопост

Слово sсаlр, sсhcеlре, sсаllор и.т.д. еще в средневековье имело в европейских языках (английском, немецком, скандинавских) иное значение: чаша (в том числе череп или раковина моллюска), а также обозначало ножны меча. В современном понимании скальпирование представляет собой удаление кожи вместе с волосами с головы живого или умершего человека. Термин распространился с 1657 г. после заселения колонистами Северо-Американского континента. Миссионеры и переселенцы писали о необычайной кровожадности индейцев, не подозревая, что прошлое некоторых европейских и азиатских народов хранит не менее зловещие тайны.


По-видимому, первое письменное упоминание обряда скальпирования принадлежит Геродоту: «[Скиф] головы всех убитых им в сражении относит к царю, потому что принесший голову получает долю своей законной добычи, а не принесший не получает. С головы он сдирает кожу следующим образом: вокруг голо- вы около ушей делает надрез, потом берет голову в руки и вытряхивает ее из кожи, затем, очистив кожу от мяса при помощи бычьего ребра, он мнет ее руками, и, выдубив ее, держит у себя в виде утиральника, привязывает к узде коня, на котором сам ездит, и гордится этим, так как тсут, кто имеет наибольшее количество кожаных утиральников, считается самым доблестным мужем. Многие скифы из содранных кож делают себе плащи, сшивая их как козьи шкурки».

Обычай скальпирования на Евразийском континенте История (наука), Скальп, Евразия, Скальпирование, Археология, Антропология, Длиннопост
Обычай скальпирования на Евразийском континенте История (наука), Скальп, Евразия, Скальпирование, Археология, Антропология, Длиннопост

Цитата «отца истории» поразительным образом перекликается с некоторыми фольклорными источниками. Еще 100 лег назад выдающийся исследователь древностей Кавказа В. Миллер записал и опубликовал с научными комментариями фрагменты осетинского эпоса о нартах:

«На Хазмийском поле, за Черным морем, живет Куцыков сын Елтаган; у него головная кожа золотая; если ты силен, Созрыко, то убей Елтагана, сдери у него головную кожу, принеси ее и из нее сделай воротник для шубы». «Мы скроили Созрыко шубу из головных кож наших отцов, из усов наших братьев и головных кож наших мужей»... "Ты хороший муж, Муккара, - сказал Созрыко, - и не хочется мне отрубить у тебя голову". Он содрал ему головную кожу и положил ему (на голову) зелье. На голове Муккары выросла новая кожа и он остался здоров. Затем Созрыко эту кожу домой принес, а те молодухи и девушки сшили из нее воротник его шубе»


Очевидно, что мотив подобных действий — не просто военная традиция, а ритуал, в основе которого лежит архетипическое представление о том, что некоторые части тела имеют магическую силу.

Обычай скальпирования на Евразийском континенте История (наука), Скальп, Евразия, Скальпирование, Археология, Антропология, Длиннопост

В этом контексте скальпирование как операция по удалению волос и, тем более, кожи с головы, по-видимому, обладала очень мощным магическим потенциалом. Решению вопроса о масштабах скальпирования должно способствовать комплексное рассмотрение письменных, фольклорных, археологических и палео- антропологических источников.


Приведем некоторые письменные свидетельства, помимо Геродотовского, скальпирования на территории Евразии.


101 г. до н.э. Верхняя Италия. Римляне в битве при Верцеллах скальпируют кимвров. Военная традиция. (Павел Орозий, ок. 385—420) — историк и христианский теолог V века.)


900 г. н.э. Центрально-восточная Европа. Священник Оддар скальпирован славянами (скальп вырезан в виде креста). Адам Бременский: "В Гамбурге в то время и позже многие из духовенства и горожан были уведены в плен, а ещё больше людей убито из ненависти к христианству. Король данов, которого мы ещё долго будем поминать и который сохранил в памяти все деяния варваров, так, словно они были записаны, рассказал нам о том, что произошло с христианами в Ольденбурге, весьма многолюдном городе: «После того, – говорил он, – как прочие были зарезаны, словно скот, 60 священников были оставлены ради забавы. Старшим из них был Оддар, приор этого места и наш родственник. Его вместе с прочими подвергли такому мучению: кожу с головы им срезали ножом в виде креста так, что обнажился мозг.»


До 1035 г. Дания, Англия, Норвегия. Согласно англо-сакским законам пойманный вторично вор должен быть скальпирован. О значении этого наказания свидетельствует тот факт, что за более легкие преступления отрубали руки и ноги.


1120 г. Ливан. Франкский врач в стане крестоносцев проводит операцию для лечения женщины в лихорадочном состоянии: крестообразно надрезает и частично удаляет кожу головы. «Медицинское» вмешательство. Отголосок древних ритуалов? Об этой операции сообщил Уссама ибн Мункидх, оставивший немало описаний курьезной, на его взгляд, деятельности европейцев. Сперва больная была на попечении местного христианского доктора по имени Табит. По его мнению, она страдала чахоткой. Табит запретил женщине есть острую пищу, что, по его словам, резко улучшило состояние пациентки. Но спустя какое-то время несчастная женщина попала на излечение к франкскому доктору. «Он осмотрел ее и сказал: "В голове у этой женщины дьявол, кото- рый овладел ею. Обрейте ей голову!". Приказание это было исполнено, [а прочие назначения - забыты]. Состояние больной ухудшилось. Тогда доктор сказал: "Эго потому, чт дьявол вошел в ее голову". Бритвой доктор разрезал ее голову в виде креста так глубоко, что показалась кость. Затем он посыпал ее голову солью. В свою очередь, женщина незамедлительно скончалась».


1159 г. Верхняя Италия. Рыцарь Бертольд фон Урлах оскальпирован своими победителями при осаде Кремы. Военная традиция.


1220 г. Северная Германия. Пойманный за незначительную провинность вор приговаривается к штрафу лишением головной кожи и волос или к уплате трех шиллингов (свод законов Саксонское Зеркало.


По-видимому, наиболее позднее документально подтвержденное свидетельство скальпирования относится к 1933 г. Коллективизация, проводившаяся среди коренного населения Западной Сибири без учета культурных и религиозных традиций, сопровождались сопротивлением самоедов и остяков. Одним из трагических эпизодов этого противостояния стало убийство пяти представителей советской бригады в Казыме, обрамленное ритуальными действиями. Рассказы очевидцев событий в Казымской тундре были прокомментированы этнографом А.В. Головневым. Удалившись от самоедских чумов на расстояние собачьего лая, участники церемонии направились к высокой сопке. Объехав ее вокруг, остановились, а нарты, на которых лежали связанные русские, завели на сопку, там стащили связанных с нарт и раздели. Пленных задушили веревками (как это обычно делается с жертвенными оленями), все убитые были скальпированы.

Обычай скальпирования на Евразийском континенте История (наука), Скальп, Евразия, Скальпирование, Археология, Антропология, Длиннопост

Несмотря на свидетельства историков и этнографов о распространении обряда скальпирования среди некоторых народов Евразийского континента, археологические и антропологические работы на эту тему весьма малочисленны.


Трипольская культура, энеолит, пещеры Вертеба, Западная Украина. На фото выше показан череп со следами скальпирования. Красными стрелками показаны направления царапин на черепе - следов острого предмета.

Ранний неолит, Дания, Дирхольмен. Был обнаружен скальпированный череп. Скальп был снят после циркулярного надреза, произведенного, по-видимому, кремневым ножом.


Наиболее бесспорное доказательство практики скальпирования у племен скифского круга было найдено при раскопках на Алтае. Останки вождя из второго Пазырыкского кургана прекрасно сохранились в условиях вечной мерзлоты, но кожа была только на лице, череп же до шеи был обнажен. По мнению С.М. Руденко, находка служит яркой иллюстрацией военных обычаев. Учитывая, что тело умершего подверглось мумификации, можно также предположить, что в данном случае кожа удалена при бальзамировании.

Обычай скальпирования на Евразийском континенте История (наука), Скальп, Евразия, Скальпирование, Археология, Антропология, Длиннопост

В Северной Германии, в болоте Вене близ г. Ольденбург, Шлезвиг-Голштиния, найодены останки мужчины, скальп которого был повешен ему на шею.


«Позднекельтский период», Дания, Борремозе. Природные условия Швеции, Дании, Северной Германии способствовали развитию так называемой «болотной археологии». Обнаружение в болотистой местности человеческих останков —довольно распространенное явление. Однако особое значение подобные находки приобретают благодаря своей сохранности, поскольку компоненты окружающей среды оказывают консервирующее воздействие на органические вещества, в том числе на кожу и волосы человека. Старая женщина из Борремозе (индивидуум N9 3) была убита ударом в лицо. Частичное отсутствие кожных покровов головы свидетельствовало о снятии скальпа. По определению палинологов, тело женщины Борремозе III лежало на подстилке из белых цветов, которые, по-видимому, были специально принесены из другой части болота.

Обычай скальпирования на Евразийском континенте История (наука), Скальп, Евразия, Скальпирование, Археология, Антропология, Длиннопост

В Западной Сибири, в VII-XII вв был распространен обычай срубания кос, когда побежденного противника демонстративно лишали скальпа или косы вместе с кожей или частью черепа.

Находки у Курганного могильника Иванов Мыс I показывают сколь обширными были повреждения. В могильной яме обнаружены останки мужчины, умершего в возрасте 20—25 лет. На черепе в правой части затылочной области имеется крупное отверстие овальной формы (42· 56 мм). Отверстие затрагивает затылочную, правую височную и в очень малой степени правую теменную кость. Единая плоскость и ровные края дефекта указывают на то, что разрушения является срубом задней правой части черепа. Удар был значительной силы. Вероятное направление удара сзади — справа. Срубание произведено орудием с острым лезвием (сабля, меч, большой нож), вероятно вершинной частью. Данное ранение само по себе не смертельно, но, являясь сквозным, открывает доступ в черепную полость инфекции и оставляет незащищенным значительный участок головного мозга, даже небольшой контакт с которым может привести к тяжелой мозговой травме или летальному исходу. Однако, судя по зафиксированным следам заживления, человек после получения раны прожил достаточно длительное время (месяцы, годы).

Обычай скальпирования на Евразийском континенте История (наука), Скальп, Евразия, Скальпирование, Археология, Антропология, Длиннопост

Несмотря на первоначальную неочевидность мотивации такого действия, ранение подобного рода, отмеченное на средневековых антропологических материалах могильника Иванов Мыс I, не является единичным. Поражения, представляющие собой локальный сруб части черепной коробки со следами заживления, зафиксированы на двух мужских черепах из погребений Сайгатинского III могильника, датируемых VIII-Хи IХ-Х вв. Погребения Сайгатинского III могильника исследователи относят к кучиминскому этапу обь-иртышской культурно-исторической общности (культуре). Эти ранения также интерпретируются как последствия срубания скальпа.

Обычай скальпирования на Евразийском континенте История (наука), Скальп, Евразия, Скальпирование, Археология, Антропология, Длиннопост

Повторяемость подобных ранений направляет поиск их обоснований к традиционным отношениям населения таежного Среднего Приобья и Прииртышья. Наиболее перспективным в этом смысле направлением могут быть представления обских угров о сакральности головной кожи богатырей. Так, С. К. Патканов, рассматривая угорский эпос, сообщает: «Чтобы доставить себе больше славы, а врагам унижения, победители имели обыкновение снимать с них их головную кожу. Ее эпитет в остяцких былинах — “радужным цветом отливающаяся”... Лишение головной кожи, вероятно, имело еще и другой мотив, именно основанный на своеобразном веровании остяков в загробную жизнь. Есть основания предполагать, что по их понятиям душа человека, лишенного скальпа, окончательно умирала. Эти кровавые трофеи так же высоко ценились в те времена у остяков, как отчасти теперь среди некоторых племен краснокожих индейцев Северной Америки. Уважение к князю росло по мере накопления у него неприятельских скальпов.

Как видно из рассмотренных выше примеров, письменные источники, как правило, регистрировали случаи скальпирования военных противников и наказания преступников. Не исключено, что в подобных действиях присутствовала магическая составляющая. Антропологические материалы дают основание для расширения спектра интерпретаций причин скальпирования. Почти все черепа со следами надрезов находят при обстоятельствах, подтверждающих насильственную смерть, что в принципе может служить подтверждением гипотезы скальпирования жертв войны. Однако часто необычные обстоятельства находок или следы других манипуляций с останками скальпированных наводят на мысль о бытовании человеческих жертвоприношений или о специфических особенностях погребального обряда.

Обычай скальпирования на Евразийском континенте История (наука), Скальп, Евразия, Скальпирование, Археология, Антропология, Длиннопост

Итак, древние письменные источники и мифы отчасти согласуются с археологическими источниками. Эти данные свидетельствуют о существовании нескольких локальных центров скальпирования на Евразийском континенте. Один из древнейших центров локализован на территории Скандинавии (неолит, ранний железный век) и связан, по-видимому, с распространением человеческих жертвоприношений и ритуального каннибализма. Возможно, ареал данной традиции был значительно шире, доходя до лесостепной полосы европейской части России. Другие находки группируются в юго-западной части степной полосы Евразии. В эпоху бронзы они отражают, скорее всего, погребальный обряд, распространенный среди некоторых племен катакомбной культуры. В раннем железном веке есть основания предполагать бытование военной традиции скальпирования среди населения скифского круга. Далее можно выделить область Западной Сибири. Еще один очаг ритуального и военного скальпирования соотносится с некоторыми локальными группами обитателей Центральной Европы, в том числе западных славян, в раннем средневековье входивших в циркумбалтийский регион культурных контактов. О распространении подобного обряда у раннесредневековых германцев свидетельствуют пись- менные источники, позднее древние ритуалы закрепляются в правовых актах и служат поддержанию закона.


https://www.academia.edu/24110037/Трепанации_у_древних_народ...

https://www.academia.edu/35784104/Обычай_скальпирования_в_Ст...

https://www.researchgate.net/figure/Scalping-A-Verteba-no-4-...

https://andvari5.livejournal.com/26919.html

http://istorja.ru/forums/topic/2588-skalpirovanie-u-voinov-z...

Лига историков

13.4K постов49.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения