Общественное сознание.
По мотивам недавней дискуссии, которая была, скорее, не дискуссией, а коллективной размышлялкой по одному довольно важному поводу - что поменялось и поменялось ли, и когда именно поменялось в общественном сознании граждан СССР.
Казалось бы - определение общественного сознания все знают. Но получается как обычно - то, что мы знаем, не всегда оказывается изведаным. Мы можем знать что такое стул, но далеко не все знают из каких частей он состоит, каким образом они скреплены, из какого дерева предпочтительно изготавливается - и это далеко не самый сложный предмет, что уж можно говорить об общественном сознании - очень сложном понятии.
Вот и я озадачился этим вопросом - а правильно ли я понимаю то явление, о котором пытаюсь рассуждать?
Оказалось, что не совсем.
Нашёл интересную статью, причём прямо на Википедии; к моему удивлению, она выражает марксистское понимание этого явления.
Осталось только внимательно ее прочитать.
''Общественное сознание — в марксизме: отражение общественного бытия;
совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе.
Оно отражает в сущности и само состояние конкретного общества. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества.
Общественное сознание является составной частью надстройки и выражает его духовную сторону.
В советской философии особенно акцентировалась идея того, что общественное сознание «активно» отражает общественное бытие, то есть преобразовывает его.
Общественное сознание, складываясь из сознаний составляющих общество людей, не является его простой суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания. Выделяют различные формы общественного сознания:
-Искусство (художественное сознание)
-Наука (в том числе философия)
-Мораль
-Правосознание (право)
-Религия — на ранних этапах развития человечества всеобщая форма общественного сознания, зародившаяся ок. 40—50 тыс. лет назад
-Идеология (политическое сознание) — наивысшая форма общественного сознания
Формы общественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Поэтому они всегда тесно связаны с определённого типа общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и другое.
Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические формы знания.
Социально-исторические общности людей могут выглядеть как субъекты, способные принимать решения. Например, государства принимают решения о начале или окончании войны, классы ведут борьбу, выбирают эффективные формы её осуществления. Хотя решения, в конечном итоге, принимаются ограниченным кругом лиц или даже отдельными людьми, но в развитой общественной структуре они связаны достаточно жёсткими регламентирующими их действия правилами — конституцией государства, законами, положениями и нормами, а также моралью. В то же время, на данном этапе развития общества, на общественное сознание оказывают большое влияние средства массовой информации, посредством которых можно существенно модифицировать общественное сознание. Большим вопросом, касающимся специфики общественного сознания в целом, является вопрос о том, как соотносятся субъективные свойства личности и общности, какие из своих субъективных свойств и каким образом (добровольно или вынужденно) личность передаёт органам, представляющим общность, имеющим право говорить от её имени. '
Уровни общественного сознания
Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём выделяют уровни — обыденно-практический и научно-теоретический. Подобный аспект рассмотрения общественного сознания можно назвать гносеологическим, поскольку он показывает глубину проникновения субъекта познания в объективную реальность.
Как известно, обыденно-практическое сознание менее структурировано, более поверхностно, чем научно-теоретическое. Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как общественная психология, на научно-теоретическом уровне — как идеология.
Следует подчеркнуть, что идеология — это не всё научно-теоретическое сознание, а только та его часть, которая носит классовый характер.''
Общественное сознание - чрезвычайно сложная ''штуковина''....
На него влияет и искусство, и мораль, и философия, и СМИ, и религия, и идеология - которая носит исключительно классовый характер. Кто то скажет, что есть идеологии, не подчинённые классовым интересам - нацизм, расизм, однако, при ближайшем рассмотрении, они таки выражают интересы именно класса, эксплуататорского класса, который с помощью этой идеологии внушает массам установки, способствующие достижению целей, которые ставят перед собой угнетатели.
Взяв за основу это раскрытое определение, можно уже и размышлять - что именно, какой момент или моменты повлияли на общественное сознание в СССР, что привело, в конечном счёте, к реставрации капитализма.