Оборотни в туниках и привидения в Древнем Риме.
Даже сейчас, в веке XXI, суеверия играют большую роль в нашей жизни. Некоторые из них даже стали правилом этикета и считаются хорошим тоном, а так же являются поводом для праздников. Например: в России не принято дарить человеку четное количество цветов. "Хеллоуиномания", характерная для стран Запада, но в последнее время набирает популярность и в России.
Но говоря о суевериях более прозаичных, сказочных, то традиции ужастиков не новы: истории о призраках и оборотнях пришли к нам из античности. Еще во времена Древнего Рима Плиний Младший пересказывал их в почти современном виде. Собственно, множество подобных историй в европейской культуре имеет кони в античности. В последующие века они лишь обретали определенные черты в силу господствующим в обществе убеждениям.
Римский писатель Плиний Младший рассказывает замечательную историю о доме привидений в Афинах. Это совершенно типичная история такого рода: ужасающее привидение старика наводит на людей страх, все покидают дом, он пребывает в запустении и разрушается. Наконец находится храбрец, который отважно проводит в доме целую ночь. Он не боится привидения и обнаруживает, что фантом хочет поговорить. Он следует за привидением, которое приводит его к потаенной могиле. Смелый юноша раскапывает кости, хоронит их с подобающими обычаями, и привидение исчезает.
Похоже и на современный сюжет, не правда ли?)
Подобные образы отражают религиозные верования о необходимости правильного погребения и посмертной жизни души. Что довольно типично, тем более для развитых религий.
Плиний Младший (приблизительно 61г.-113г. н.э)
Еще одна "классическая" страшилка, пришедшая из античности в наши дни, - это история об оборотне, рассказанная римским писателем и сенатором Петронием Арбитром в его знаменитом "Сатириконе"
Мужчина направляется из Рима на виллу, чтобы навестить свою возлюбленную, в сопровождении солдата-охранника. Они останавливаются на отдых у кладбища вне городских ворот, солдат раздевается и превращается в волка, чем, конечно, пугает своего спутника. На вилле мужчина выясняет, что недавно волк напал на стадо овец и одному из слуг удалось его ранить, после чего зверь убежал. Вернувшись в Рим, мужчина обнаруживает, что его спутник-солдат находится на лечении у доктора: он ранен.
И да, за прошедшие эпохи подобные истории обрастают такими христианскими вариациями как: боязнь оборотней святой воды, распятия и т.п.
Сатирикон. Обычно автора древнеримского романа, отождествляют с сенатором Петронием.
Лига историков
13.5K поста50.1K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения