251

Обонятельный фантастический бизнес: миф о феромонах человека

В 1961 году д-р Бутенандт (Adolf Butenandt) идентифицировал у самок шелкопряда специфическое вещество бомбикол и получил его в химически-чистом виде. Запах бомбикола включает у самцов шелкопряда биологическую программу: поиск самки путем полета по линии усиления запаха, и далее - спаривание. Их чувствительность к бомбиколу крайне высока: программа включается уже при трех миллиардах молекул бомбикола на кубометр воздуха (в привычных единицах концентрации это примерно одна тысячная доля нанограмма на кубометр). Иначе говоря: достаточно, чтобы на обонятельные рецепторы попало всего несколько молекул. Для веществ, действующих подобным образом, был придуман специальный термин: феромон.

К человеческому обонянию это не относилось никак. Ароматические вещества, конечно, влияют на поведение людей, однако не в таких дозах и не с такой силой. Люди (в отличие от шелкопрядов) вообще не из тех существ, чье поведение детерминировано сигналами обонятельных рецепторов. И вот, мы подошли к разнице между аттрактантами и феромонами, имеющей ключевое значение для дальнейшей истории.

Аттрактанты - это летучие вещества, запах которых привлекает особей данного вида, пола и биофизического состояния. Аттрактант повышает вероятность поведенческих реакций определенного рода с учетом индивидуальности особи и комплекса внешних обстоятельств.

Феромоны - это разновидность аттрактантов, не просто привлекающих таких особей, а запускающих в их организме четкую программу действий (стереотип поведения, практически не зависящий от индивидуальности и внешних обстоятельств).

Аттрактанты существуют для всех видов животных, и для человека тоже.

Феромоны существуют не для всех, и в частности – не для человека, но…

…В 1974 Роальд Даль (Roald Dahl) опубликовал сборник рассказов для взрослых «Switch Bitch», 4-й из которых назван просто «Bitch». Название отсылает к хорошо известному феномену «собачьих свадеб» - наверное, каждому доводилось наблюдать это. В центре сюжета «Bitch» - фантастическое вещество, активирующее некий «дополнительный» обонятельный рецептор. Вещество вызывало у самцов человека тот же эффект, что бомбикол – у самцов шелкопряда, т.е. было не просто аттрактантом, а феромоном. Микродоза вещества, нанесенного на женщину, включала у любого мужчины в радиусе обонятельной восприимчивости цепь действий, направленных непосредственно к спариванию. Это происходило вне контроля его сознания, и даже не фиксировалось в его памяти.

Рассказ был замечен в парфюмерной компании EROX, кто-то из маркетологов сказал: - Вау! И компания денежно мотивировала двух ученых в университете штата Юта на имитацию вещества из фантастики Даля. В 1991 'Journal of Steroid Biochemistry and Molecular Biology' опубликовал их статью о веществах «андростадиенон» и «эстратетраенол», активирующих (как у Даля!) отдел дополнительной обонятельной системы - для мужчин и женщин соответственно. Так EROX получила патент US5272134A-1993 на эти вещества как на феромоны человека.

Открытие, разумеется, было фейком, и вскоре последовали опровержения со стороны независимых исследователей. Самое простое (но не единственное) опровержение: эти вещества не вызывают ничего, напоминающего «собачьи свадьбы» - а ведь именно так должны действовать феромоны в отличие от обыкновенных аттрактантов.

Вся эта история увлекательно разобрана в разоблачающей книге д-ра Доти, директора Центра обоняния и вкуса университета Пенсильвании (Richard L. Doty, «The Great Pheromone Myth», 2010). Но высокие продажи духов EROX c якобы феромонами человека уже были достигнуты. Фантастический обонятельный сюжет, подтвержденный «от имени науки», оказался годным двигателем торговли.

Автор - Пожиратели мифов

Статья опубликована в паблике Кэтсаенс. А ещё у нас есть телега для тех, кому удобнее там.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые посты!

Наука | Научпоп

9.3K поста82.8K подписчиков

Правила сообщества

Основные условия публикации

- Посты должны иметь отношение к науке, актуальным открытиям или жизни научного сообщества и содержать ссылки на авторитетный источник.

- Посты должны по возможности избегать кликбейта и броских фраз, вводящих в заблуждение.

- Научные статьи должны сопровождаться описанием исследования, доступным на популярном уровне. Слишком профессиональный материал может быть отклонён.

- Видеоматериалы должны иметь описание.

- Названия должны отражать суть исследования.

- Если пост содержит материал, оригинал которого написан или снят на иностранном языке, русская версия должна содержать все основные положения.


- Посты-ответы также должны самостоятельно (без привязки к оригинальному посту) удовлетворять всем вышеперечисленным условиям.

Не принимаются к публикации

- Точные или урезанные копии журнальных и газетных статей. Посты о последних достижениях науки должны содержать ваш разъясняющий комментарий или представлять обзоры нескольких статей.

- Юмористические посты, представляющие также точные и урезанные копии из популярных источников, цитаты сборников. Научный юмор приветствуется, но должен публиковаться большими порциями, а не набивать рейтинг единичными цитатами огромного сборника.

- Посты с вопросами околонаучного, но базового уровня, просьбы о помощи в решении задач и проведении исследований отправляются в общую ленту. По возможности модерация сообщества даст свой ответ.


Наказывается баном

- Оскорбления, выраженные лично пользователю или категории пользователей.

- Попытки использовать сообщество для рекламы.

- Фальсификация фактов.

- Многократные попытки публикации материалов, не удовлетворяющих правилам.

- Троллинг, флейм.

- Нарушение правил сайта в целом.


Окончательное решение по соответствию поста или комментария правилам принимается модерацией сообщества. Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает @SupportComunity и общество Пикабу.