Объект 19: опытная колёсно-гусеничная БМП

Здравствуйте, видеоверсия:

Текстовая версия:

В 1964 году в городе Рубцовске в конструкторском бюро Алтайского тракторного завода совместно с Военной академией бронетанковых войск имени Малиновского приступили к проектированию опытной колёсно-гусеничной боевой машины пехоты под индексом «Объект 19». Данная БМП должна была стать бронированным боевым транспортным средством нового поколения для мотострелковых подразделений.

Объект 19: опытная колёсно-гусеничная БМП Объект 19, БМП, Колёсно-гусеничная, Боевая машина пехоты, Длиннопост, Видео, Гифка

В то время в Советской Армии не было единого мнения, относительно того, какая ходовая часть должна быть у перспективных машин, так что задание, выпущенное Министерством обороны СССР, оставляло данный вопрос открытым. Инженеры КБ Алтайского тракторного завода решили совместить в «Объекте 19» проходимость гусеничных и скорость колесных транспортных средств.

Объект 19: опытная колёсно-гусеничная БМП Объект 19, БМП, Колёсно-гусеничная, Боевая машина пехоты, Длиннопост, Видео, Гифка

Таким образом, опытная БМП получила гибридную ходовую часть, которая представляла собой колесное шасси формулы 4×4 со вспомогательным гусеничным движителем, который находился между осями передних и задних колес. Для движения по шоссе, а также на дорогах с твердым покрытием использовался колесный движитель, а для повышения проходимости подключался гусеничный.

Объект 19: опытная колёсно-гусеничная БМП Объект 19, БМП, Колёсно-гусеничная, Боевая машина пехоты, Длиннопост, Видео, Гифка

Так как гусеничный движитель работал одновременно с колесным, то переход с колесного хода на колесно-гусеничный осуществлялся при остановленной машине. Гусеничный движитель опускался на грунт с помощью гидропривода примерно за 20 секунд, обратный процесс занимал меньше времени – около 10 секунд. «Объект 19» сохранял возможность передвижения, даже при потере 3-х колес, но с ограниченной возможностью управления.

Объект 19: опытная колёсно-гусеничная БМП Объект 19, БМП, Колёсно-гусеничная, Боевая машина пехоты, Длиннопост, Видео, Гифка

Между левой и правой гусеницами существовала простая дифференциальная связь, поэтому специального механизма поворота для гусеничного движителя не было. Когда «Объект 19» двигался только на колёсном ходу, то управляемыми были передние колеса, а при совместной работе обоих движителей в управление включались и задние. Так что потеря всех 4-х колес делала машину неуправляемой.

Объект 19: опытная колёсно-гусеничная БМП Объект 19, БМП, Колёсно-гусеничная, Боевая машина пехоты, Длиннопост, Видео, Гифка

Для упрощения производства, инженеры КБ Алтайского тракторного завода попытались максимально унифицировать гусеничный движитель «Объекта 19» с ПТ-76. Применительно на один борт опытная БМП имела три опорных, полых катка с наружной амортизацией, которые выполняли функции направляющих колес, за ними размещалось ведущее колесо. Для подъема и опускания опорных катков использовалась индивидуальная пневматическая подвеска, основные узлы которой размещались снаружи корпуса.

Объект 19: опытная колёсно-гусеничная БМП Объект 19, БМП, Колёсно-гусеничная, Боевая машина пехоты, Длиннопост, Видео, Гифка

Все четыре колеса «Объекта 19» были ведущими с широкопрофильными шинами низкого давления. С помощью централизованной системы регулирования со своего рабочего места механик-водитель мог изменять давление воздуха в шинах. Подвод воздуха к шинам был внутренним. Подвеска колес - независимая, рычажная с пневматическими рессорами.

Объект 19: опытная колёсно-гусеничная БМП Объект 19, БМП, Колёсно-гусеничная, Боевая машина пехоты, Длиннопост, Видео, Гифка

Сварной корпус «Объекта 19» был изготовлен из броневой стали высокой твердости и имел противопульную защиту. Нижняя часть бортов, которая находилась за гусеничным движителем, имела толщину брони 16 мм и угол наклона 0°, средняя часть бортов при таком же угле была защищена чуть лучше – 18 мм, а верхняя часть бортов имела наименьший показатель бронирования – 5 мм, однако, угол наклона составлял 64°.

Объект 19: опытная колёсно-гусеничная БМП Объект 19, БМП, Колёсно-гусеничная, Боевая машина пехоты, Длиннопост, Видео, Гифка

Доходя до носовой части «Объекта 19», верхняя часть бортов переходила во фронтальную деталь, где были расположены два ветровых стекла, закрывавшихся броневыми крышками. Угол наклона бронелиста в данном месте составлял 40°, а его толщина равнялась 25 мм. Далее под углом в 82° находилась верхняя лобовая деталь толщиной 5 мм и нижняя 20-мм с углом наклона 49°. Данные по кормовой бронеплите отсутствуют.

Объект 19: опытная колёсно-гусеничная БМП Объект 19, БМП, Колёсно-гусеничная, Боевая машина пехоты, Длиннопост, Видео, Гифка

Как и все конкуренты опытной БМП, представленные на государственные испытания в 1965 году, «Объект 19» должен был оснащаться одноместной башней с люком и 73-мм гладкоствольным орудием-пусковой установкой 2А28 «Гром» с боекомплектом в 40 выстрелов и спаренным с ней пулеметом калибра 7,62-мм. В передних боковых листах корпуса находилось еще два пулемета того же калибра.

Объект 19: опытная колёсно-гусеничная БМП Объект 19, БМП, Колёсно-гусеничная, Боевая машина пехоты, Длиннопост, Видео, Гифка

Общий боекомплект к пулеметам составлял 4000 патронов. Для ведения стрельбы из личного оружия со стороны каждого борта были предусмотрены бойницы. Для борьбы с танками на машине закрепили пусковую установку противотанковой управляемой ракеты 9М14 «Малютка». Внутри боевого отделения в укладках помещалось до четырех таких ракет. После пуска подготовка к новому осуществлялась вручную, из башни.

Объект 19: опытная колёсно-гусеничная БМП Объект 19, БМП, Колёсно-гусеничная, Боевая машина пехоты, Длиннопост, Видео, Гифка

Компоновка «Объекта 19» была следующей: в передней части машины в отделении управления находились механик-водитель и командир машины, соответственно слева и справа от продольной оси БМП. Над их головами было по люку. Далее, за их спинами, размещалось три посадочных места. В центральной части находился боевой модуль под управлением наводчика оператора.

Объект 19: опытная колёсно-гусеничная БМП Объект 19, БМП, Колёсно-гусеничная, Боевая машина пехоты, Длиннопост, Видео, Гифка

В кормовой части «Объекта 19» за башней, слева и справа по борту находилось еще по два места для солдат, а между ними был расположен моторно-трансмиссионный отсек. Обе части десантного отделения сообщались между собой проходами вдоль бортов корпуса в боевом отделении. Боевой расчет опытной БМП составлял 10 человек, 7 из которых были десантниками. Выход десанта из машины производился через верхние люки на крыше корпуса, расположенные сразу за башней.

Объект 19: опытная колёсно-гусеничная БМП Объект 19, БМП, Колёсно-гусеничная, Боевая машина пехоты, Длиннопост, Видео, Гифка

В качестве силовой установки использовался дизельный двигатель УТД-20 мощностью 300 л.с. с жидкостной эжекционной системой охлаждения. На одной полной заправке в 430 литров «Объект 19» мог преодолеть 500-600 км. Вес опытной БМП составлял 13,1 тонну, что позволяло разгонять её до скорости 80 км/ч на колёсном ходу и до 52 км/ч на колёсно-гусеничном.

Объект 19: опытная колёсно-гусеничная БМП Объект 19, БМП, Колёсно-гусеничная, Боевая машина пехоты, Длиннопост, Видео, Гифка

«Объект 19» мог плавать при помощи двух водометов, расположенных в корме. В передней части корпуса была выполнена наружная обшивка из листов толщиной 1,5 мм, внутри которой помещался пенопласт. Запас плавучести составлял 25%. Размеры опытной БМП были следующими: длина – 6,83 метра, ширина – 2,87, высота – 2,1 метра.

Объект 19: опытная колёсно-гусеничная БМП Объект 19, БМП, Колёсно-гусеничная, Боевая машина пехоты, Длиннопост, Видео, Гифка

На испытаниях «Объект 19» был быстрее полностью гусеничных конкурентов на шоссе, но уступал чисто колёсному варианту. По пересеченной местности машина с комбинированным движителем проигрывала в проходимости гусеничным образцам, но обладала более вездеходными качествами, чем колёсный вариант. В общем, «Объект 19» с гибридным движителем обладал усредненными качествами по скорости и проходимости своих конкурентов.

Объект 19: опытная колёсно-гусеничная БМП Объект 19, БМП, Колёсно-гусеничная, Боевая машина пехоты, Длиннопост, Видео, Гифка

Но все же установка колёс и гусениц на одном образце настораживала военных. Такая машина была дорога в производстве и сложна в обслуживании, что в условиях срочной службы могло привезти к проблемам с эксплуатацией. По итогам проведенных испытаний армия СССР выбрала для себя «Объект 765», который после принятия на вооружения получил обозначение БМП-1. В данный момент «Объект 19» можно наблюдать в Бронетанковом музее в Кубинке.

Объект 19: опытная колёсно-гусеничная БМП Объект 19, БМП, Колёсно-гусеничная, Боевая машина пехоты, Длиннопост, Видео, Гифка

На этом все, спасибо за внимание.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

Гибридная ходовая часть. Теперь я видел всё...

раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Нет, там еще есть вариант)

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Согласен.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Это что за "дутики" авиационные, гонки по автобанам устраивать? /Протектора же нет вовсе, как у вспомогательных колёс на БРДМ...

1
Автор поста оценил этот комментарий

Да да)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку