65

Об эпохе рококо, обуви и кино

Когда мы смотрим фильмы, то далеко не всегда обращаем внимание на детали, например, на обувь.


Сегодня я хочу коснуться фильма "Мария Антуанетта" 2005 года. Эта лента широко известна своими блистательными костюмами в стиле рококо.

Об эпохе рококо, обуви и кино Мода, История моды, Рококо, Обувь, Оскар, Туфли, Стилизация, AnnaBelleStyle, Длиннопост

Кадр из фильма «Мария Антуанетта»


Стиль рококо зародился во Франции XVIII века после смерти Людовика XIV, а закатом стиля рококо принято считать 1789 г., когда состоялась Французская революция. Среди его характерных особенностей можно выделить: рафинированность, стремление к удовольствиям (к ним относился и костюм), элегантность, изысканность, декоративность, легкомысленность, кокетливость, экстравагантность и нарядность.

Об эпохе рококо, обуви и кино Мода, История моды, Рококо, Обувь, Оскар, Туфли, Стилизация, AnnaBelleStyle, Длиннопост
Об эпохе рококо, обуви и кино Мода, История моды, Рококо, Обувь, Оскар, Туфли, Стилизация, AnnaBelleStyle, Длиннопост
Об эпохе рококо, обуви и кино Мода, История моды, Рококо, Обувь, Оскар, Туфли, Стилизация, AnnaBelleStyle, Длиннопост

Иллюстрации из французского журнала того времени “Galerie des Modes et Costumes Français ”, 1778 г.


Возвращаясь к фильму «Мария Антуанетта», можно сказать, что и обувь в этом фильме заслуживает отдельного внимания. Она создавалась дизайнером Маноло Блаником, чье имя широко известно в индустрии моды.


Разработанные им модели выглядят красиво и, что очень важно, не создают ощущение дисгармонии, старомодности для взгляда современного зрителя. При этом в них читаются отсылки к эпохе рококо. Давайте подробнее разберемся, что к чему.

Об эпохе рококо, обуви и кино Мода, История моды, Рококо, Обувь, Оскар, Туфли, Стилизация, AnnaBelleStyle, Длиннопост

Франсуа Буше, портрет «Мадам де Помпадур», 1756, Пинакотека, Мюнхен

Об эпохе рококо, обуви и кино Мода, История моды, Рококо, Обувь, Оскар, Туфли, Стилизация, AnnaBelleStyle, Длиннопост

Франсуа Буше, портрет «Мадам де Помпадур», 1759, коллекция Уоллеса, Лондон


Ключевыми признаками модной в высшем свете обуви тех лет можно назвать:


* Туфли на высоком изогнутом каблуке, который назывался «французский каблук», «каблук Людовика» или «голубиная лапка», сегодня его вариации мы также называем «каблук-рюмочка». Это изогнутый каблук, который создавал иллюзию более аккуратной ножки. Вогнутость каблука зрительно уменьшала расстояние между носком и пяткой. Зачастую каблуки имели красный цвет, что свидетельствовало о принадлежности к дворянскому сословию.


* Для танцев были предназначены более легкие и узкие туфли, с каблуком в «четыре пальца».

Об эпохе рококо, обуви и кино Мода, История моды, Рококо, Обувь, Оскар, Туфли, Стилизация, AnnaBelleStyle, Длиннопост

Лодочки из полосатого шелка на французском каблуке, декорированные бантом на союзке, Франция, 1750-е

* Корпус туфель обычно изготавливался из шелка, атласа, дамаста, парчи. Причем зачастую на туфли шла та же ткань, что и на платье. Так как Подобные туфли были очень хрупкие и их легко можно было повредить при носке, то были придуманы паттены – специальные деревянные чехлы-подошвы из дерева. Их надевали поверх туфель для того, чтобы защитить их в непогоду или просто при прогулке.

Об эпохе рококо, обуви и кино Мода, История моды, Рококо, Обувь, Оскар, Туфли, Стилизация, AnnaBelleStyle, Длиннопост

Паттены для туфель, 1710-е

* Так как фасоны платья в то время изменились и стали модны более короткие модели с приподнятым подолом, нога стала намного больше видна, нежели это было раньше. Поэтому приходилось уделять гораздо больше внимания этой детали и ее декору. Он должен был дополнять и завершать композицию всего туалета дамы. Обувь украшали такими декоративными элементами, как вышивки, пряжки, страусовые перья, кружева, перфорации, драгоценные камни, ленты. Играли роль отделка и форма язычка или застежки.

Об эпохе рококо, обуви и кино Мода, История моды, Рококо, Обувь, Оскар, Туфли, Стилизация, AnnaBelleStyle, Длиннопост

Франция, 1760, коллекция Киотского института костюма

* Также наблюдалась тенденция по постепенному обнажению ножек, материала использовалось все меньше. В моду вошли мюли – женские туфельки без пятки, которые актуальны и сегодня. Сама идея такой обуви очень соответствовала духу рококо, ведь она могла легко соскочить, обнажив ножку целиком. Происходящее превращалось в кокетливую игру и флирт.

Об эпохе рококо, обуви и кино Мода, История моды, Рококо, Обувь, Оскар, Туфли, Стилизация, AnnaBelleStyle, Длиннопост

Мюли на высоком каблуке, декорированные вышивкой золотом по союзке, Франция, 1690 – 1720, коллекция Херста

Об эпохе рококо, обуви и кино Мода, История моды, Рококо, Обувь, Оскар, Туфли, Стилизация, AnnaBelleStyle, Длиннопост

Жан Оноре Фрагонар, «Качели», 1767, коллекция Уоллеса, Лондон

Что же сделал Маноло Бланик при создании обуви, что она сочетает в себе характерные коды стиля рококо, но при этом выглядит актуально?


В фильме мы видим модели, отсылающие нас к той эпохе: закрытые туфли и мюли на «французском каблуке». Но сам каблук изогнут иначе (линии не такие дугообразные, он не так глубоко уведен к центру стопы), из-за чего он более устойчив, удобнее при носке и привычнее для наших глаз.

Об эпохе рококо, обуви и кино Мода, История моды, Рококо, Обувь, Оскар, Туфли, Стилизация, AnnaBelleStyle, Длиннопост

Туфли на высоком каблуке, XVIII век

Об эпохе рококо, обуви и кино Мода, История моды, Рококо, Обувь, Оскар, Туфли, Стилизация, AnnaBelleStyle, Длиннопост

Туфли из фильма «Мария Антуанетта»

Цвета также использованы традиционно рокальные: пастельные оттенки, лучезарный желтый, чистый белый, небесный синий, но они выглядят очень чистыми. Но обувь не состарена для фильма, ее оттенки не потускневшие. Плюс сегодня в нашем распоряжении намного больше хороших красителей, что позволяет создавать любые цвета и их оттенки, сочетать их между собой. В эпоху рококо все-таки условия были иные.


Корпус туфель, созданных для фильма, жесткий, как мы привыкли. Но в эпоху рококо корпус туфель был мягким, текстильным и не держал форму, если не был надет на ногу.

Об эпохе рококо, обуви и кино Мода, История моды, Рококо, Обувь, Оскар, Туфли, Стилизация, AnnaBelleStyle, Длиннопост

Туфли Марии Антуанетты, Франция, XVIII век

Об эпохе рококо, обуви и кино Мода, История моды, Рококо, Обувь, Оскар, Туфли, Стилизация, AnnaBelleStyle, Длиннопост

Туфли из фильма «Мария Антуанетта»

В те времена конструкция обуви для правой и левой ноги была одинаковая, а в фильме мы видим привычные нам модели, с различием для правой и левой ноги.

Об эпохе рококо, обуви и кино Мода, История моды, Рококо, Обувь, Оскар, Туфли, Стилизация, AnnaBelleStyle, Длиннопост

Туфли с верхом из голубого дамаста на высоком каблуке, Франция, 1770-1790 гг.

Об эпохе рококо, обуви и кино Мода, История моды, Рококо, Обувь, Оскар, Туфли, Стилизация, AnnaBelleStyle, Длиннопост

Туфли из фильма «Мария Антуанетта»

Действие фильма разворачивается в годы жизни Марии Антуанетты (10 мая 1774 года — 21 сентября 1792 года). И в кадре нам встречается много остроносых моделей. Но мода на острые носки была актуальной во Франции до 1730-х годов. Почему Маноло Бланик выбирает такие модели? Думаю, по причине того, что в них больше динамики, такой ритм, такое движение формы легче воспринять современному зрителю. Плюс удлиненные тонкие линии выглядят более изящно. И в этом еще одно отличие образцов обуви эпохи рококо и моделей представленных в фильме: тогда большое внимание уделялось изгибу подъема ноги, а декоративные застежки еще сильнее усиливали его. В обуви, представленной в фильме, мы видим скорее уплощение, утоньшение подъема.

Об эпохе рококо, обуви и кино Мода, История моды, Рококо, Обувь, Оскар, Туфли, Стилизация, AnnaBelleStyle, Длиннопост

Туфли Марии Антуанетты, Франция, XVIII век

Об эпохе рококо, обуви и кино Мода, История моды, Рококо, Обувь, Оскар, Туфли, Стилизация, AnnaBelleStyle, Длиннопост

Туфли из фильма «Мария Антуанетта»

Отдельно хочется упомянуть декор обуви в фильме: оборки, ленты, мягкая фактура бархата в сочетании с атласом, кисти в духе шинуазри, застежки и бантики выглядят очень декортаивно, искусственно. Сложно поверить, что это обувь взрослых женщин, скорее перед нами кукольные туфельки. И, думаю, это главное достижение Маноло Бланика при создании обуви к фильму «Мария Антуанетта». В одних только туфлях он смог выразить все характерные особенности той эпохи, которые я перечисляла в начале своей статьи.

Об эпохе рококо, обуви и кино Мода, История моды, Рококо, Обувь, Оскар, Туфли, Стилизация, AnnaBelleStyle, Длиннопост

Туфли из фильма «Мария Антуанетта»

Об эпохе рококо, обуви и кино Мода, История моды, Рококо, Обувь, Оскар, Туфли, Стилизация, AnnaBelleStyle, Длиннопост

Маноло Бланик за работой


Поэтому, ничего удивительного, что в 2006 году Маноло Бланик даже был удостоен специальной премии Оскар за атласные мюли, декорированные бархатными лентами, а также за нежные будуарные туфельки.

Об эпохе рококо, обуви и кино Мода, История моды, Рококо, Обувь, Оскар, Туфли, Стилизация, AnnaBelleStyle, Длиннопост

Атласные мюли, созданные для фильма «Мария Антуанетта» с эскизом

Найдены возможные дубликаты

+3
Спасибо, интересно :)
Современные мюли на каблуках выглядят как самая неудобная обувь на Земле, а на плоской подошве -- как самая убогая.
П.С. Это слово впервые встретилось 5 дней назад, а теперь постоянно его вижу, но оно какое-то противное, что ли. Как старая жуткая старушенция, которая пытается сюсюкаться с тобой (когда ты ребенок) и тянет к тебе свои руки, чтоб оторвать щеки: "мююююююлиии" .
раскрыть ветку 3
+2

А французскому уху это слово скорее всего привычно и приятно)))

раскрыть ветку 2
+3
Пожалуй. Да, может, и какому-то русскому тоже.
Но у меня от его вида и звучания (даже когда мысленно произносишь) аж мурашки по коже и мутить начинает.
Странная реакция, конечно :)
раскрыть ветку 1
+2

Очень интересно, а я думала, что чешский обувной фабрикант Батя является родоначальником текстильной обуви. Думала, что все старинные туфельки- это сафьян, кожа.

раскрыть ветку 6
+2

Спасибо! Думаю, что он мог быть одним из первых, или даже первым, кто запустил именно фабричное производство такой обуви, причем из дешевого сукна. А тут все-таки речь о ручной работе, о таких дорогих материалах, как шелк, парча и о дворянском сословии. Кожаная обувь конечно тоже встречалась, но до нас таких образцов дошло, как ни странно, намного меньше. Вот, например, модель 1770-х годов, Франция.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 5
+2

А вы искусствовед, или это просто увлечение?

раскрыть ветку 4
-2

Ну да, ну да, все о бабах. А что носили на ногах правильные пацаны?

раскрыть ветку 3
+2

"Правильные пацаны" в те времена не позволяли себе называть женское сословие «бабами» как я полагаю, это во-первых. Во-вторых все «правильные пацаны» были поголовно дворянами, т.е. солдатами, соответственно и носили они сапоги и ботфорты.

Если Вас так интересует данная тема - следовало бы соблюдать элементарные правила приличия и этикета, и вежливо попросить осветить ее в последующих постах, а не вести себя как «неотесанная деревенщина».

С глубоким уважением к Вам, мсье.

раскрыть ветку 2
0

Большинство женщин в крепостной России назывались бабами официально,это не было оскорблением.


Сапоги и ботфорты носили на службе и верхом, а не на балу. И поголовно дворяне даже при Петре Первом не служили.

раскрыть ветку 1
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: