65

О страшном.

Мне сегодня задали вопрос: Дим, ты всё время пишешь о море, либо весело, иронично, либо в романтическом ключе. А страшные случаи бывали?!


И тут я задумался. Ведь несколько раз было действительно страшно. Впечатлительным и эмпатичным товарищам, далее читать настоятельно не рекомендую!!!


Надо понимать, что в море мы не прошенные гости, и оно, море, периодически об этом напоминает. И делает оно это, порой, очень жестоко.


Сначала, о себе - дураке.


В начале девяностых, подозреваю, что и в космос можно было улететь при желании, а уж уйти в море...


Впервые, поднявшись по трапу на судно, я в прямом смысле не знал о судне ничего.


Был у нас молодой рыбмастер, который как-то мне сказал, что невероятно боится швартовок. Я, тогда не придал его словам ни какого значения. А зря.


Должен сказать, что в каске работать действительно неудобно и многие эту меру безопасности игнорировали. Я, естественно, не был исключением.


Трудно сказать, что заставило меня тогда надеть каску. Может чуйка какая-то, может кто-то заставил, не помню, но если не жизнь, то здоровье она мне спасла. Мы что-то делали на палубе под руководством боцмана. Я как баран ходил по палубе и не понимал, что от меня хотят, по причине элементарного незнания морских терминов. В какой-то момент, я стоял, кое-чем щёлкал, вглядываясь в морскую пучину, романтик хренов, и мне на голову рухнул гак. Я инстинктивно осел. Ужасно болела шея. Думаю, будет достаточно сказать, что каска треснула, чтобы понять что было бы без неё!


Глупость - дело такое, если с первого раза не понял, то это диагноз. Спустя какое-то время я снова ходил на палубу без каски. Правда, в этом случае, каска не помогла бы точно. Мы заканчивали швартовку с базой, которая приняла у нас груз. Пропиленовые швартовы уже были отданы и остался металлический трос, протянутый через носовой клюз. Тут надо остановиться подробнее, чтобы понять, что я сделал не так. Понятно, что концы на судно к которому швартуемся, руками не закинешь. Для этого существуют, так называемые "выброски". Это в нашем случае были резиновые бруски, в форме лимона, только размером больше. Так вот, этот резиновый брусок прикреплён к тонкому фалу (верёвке), который в свою очередь привязан уже к самому швартовому концу. Сначала кидают этот "лимон" с тонкой верёвкой на второе судно, и уже за эту тонкую верёвку тянут толстый конец, который и будет держать судно. С железным тросом, чуть сложнее. Он значительно тяжелее пропиленовых (верёвочных) концов, поэтому к нему привязывается фал потолще, к нему уже тонкий фал с выброской. Таким же образом, мы принимали концы с той стороны и поймав и вытянув, тонкую верёвку, мы вытягивали швартов и укладывали его на кнехты и крепили. Те самые выброски, тонкие верёвки койловались (укладывались кольцами) рядом. Думаю, примерно, картину можно представить.


Так вот, возвращаясь к ситуации с последним концом, в виде металлического троса. Как только последние концы падают в воду, суда расходятся "как в море корабли".


Это был именно такой момент. Трос как змей юркнул в клюз и упал в воду. Мало того, что трос тяжёлый сам по себе, мало того, что на том судне его принимают лебёдкой на максимальной скорости, плюс к этому судно начало движение...


Я не сразу понял, что происходит. Меня скосило как подстреленного и я поехал по палубе в сторону клюза. (грубо говоря, клюз - это отверстие в борту, через которое протягивают швартовые концы) Как в этих случаях бывает, в доли секунды у меня вся жизнь пролетела перед глазами. Дело в том, что когда трос упал, я стоял правой ногой в кольце тонкой верёвки с выброской. Она в момент стянулась, плотно обвив, мне ногу и я ехал в направлении небольшого отверстия, через которое меня вывернуло бы наизнанку, как через мясорубку...


Я до этого момента не понимал зачем к бортам прикреплены топоры. До сих пор, я не понимаю, как боцман успел выхватить топор и перерубить фал. Я лежал в холодном поту, в полуметре и долях секунды от страшной смерти и не слышал, что он мне говорил, но догадаться не трудно.


В этой истории есть ещё один момент, оставшийся для меня загадкой. Любой моряк, в любой должности вам скажет, что за подобные вещи, моментально списывают с парохода и о профессии моряка можно забыть навсегда.


Меня оставили. О причинах даже не догадываюсь.


Чтобы быть последовательным, я расскажу о другой швартовке, в которой всё закончилось куда печальнее, если это слово, вообще применимо, к подобной ситуации.


Это была обычная швартовка, коих было великое множество и ничего не предвещало беды. Разве что, ветрено было и прилично покачивало. Ну так мы в море и что тут удивительного?! К борту приварены ступеньки, чтобы было удобнее поднимать концы, а ещё, иногда боцман заскакивал на эту ступеньку, чтобы сверху контролировать процесс. Именно на такой ступеньке стоял боцман с судна с которым мы швартовались. Он был виден по пояс над бортом. Всё произошло так быстро, что в это трудно было поверить. Сильная волна прошла прямо между судами и концы затрещали. Так бывало не раз и не два, но в этот раз море оказалось сильнее и швартовый конец с громким треском лопнул. Боцмана на том борту срезало, как ножом тёплое масло...


Из рубки, по громкой связи раздалось: - Доктора на бак, срочно. - Следующая фраза из рубки заставила похолодеть кровь. - Не надо доктора. -


Я не знаю, что было страшнее, то что там лежат две половины разорванного тела, или то, что не смотря на это, швартовка продолжилась. Как бы жестоко, или кощунственно это не звучало, но мозг не покидала мысль "слава богу, что это произошло не у нас на борту."


На общекомандном собрании в столовой, капитан говорил о технике безопасности, о касках, об осторожности и ответственности, но лица моряков были пустыми и вряд ли кто-то был способен воспринимать какую-либо информацию. У всех перед глазами было лицо того боцмана, треск, брызги крови и слова о том, что врача уже не надо... По крайней мере мне это часто снилось и я вскакивал в холодном поту и диким ужасом в глазах.


Я то девятнадцатилетним пацаном был, а люди в море ходили десятилетиями. После этого случая, я вспомнил о словах рыбмастера о боязни швартовок. Подумалось тогда, я в море без году неделю, а уже столько всего произошло. Чего же насмотрелись за свою морскую жизнь люди опытные. Даже представлять страшно.


В этой связи вспомнилась история одного из старых матросов.


Я, как раз знал отношение обывателей к морякам на собственном опыте. Всегда думал, что они там по тёплым странам, по морям , океанам ходят пока у нас тут холодно серо. Ко всему им ещё и деньги большие платят, по ресторанам кутят неделями. И даже этого им мало, так ещё и чеки получают и отовариваются в специальных магазинах с плотно занавешенными окнами... Ну и всё в таком духе. Примерив шкуру моряка, пусть и совсем не на долго, подобные мысли из головы выветрились навсегда. Я к чему это?! Мой последний рейс длился почти 6 месяцев. На психологическую устойчивость жаловаться до этого не приходилось, но случилось то, что крепкая юношеская психика дала сбой. Нет, я не сошёл с ума от долгого пребывания в море и от усталости от ежедневно мелькающих одинаковых лиц. Тут дело в том, что позвонить домой сегодня и тогда - это просто несравнимые вещи. Тогда, раз в две недели, радист вызывал по радио центр связи "Лиепая радио 1". В случае, если Лиепая откликалась, появлялась потенциальная возможность связаться с домом. О качестве, я даже говорить не буду. Ну представьте, чёрти откуда по радио кому-то говоришь номер телефона. Если повезёт и волна не уйдёт, можно было дозвониться домой. Но учитывая, тогдашнее качество телефонной связи, это был не разговор, а восприятие знакомого, родного тембра голоса, не более. И вот на шестом месяце в море, я пытаюсь дозвониться маме. Телефон не отвечает. Извини брат, тебе не повезло, говорил радист и в радиорубку заходил следующий. Пока никаких мыслей. Могла быть в магазине, у соседки, или просто гулять. Когда упрашиваешь радиста, через неделю созвониться ещё раз и кто-то тебе уступает своё время общения с родными голосами, а телефон продолжает чеканить длинные гудки, становится неспокойно на душе. А команда была 59 человек. Каждый раз тебе уступать не будут. А вот когда ещё через неделю, трубку дома никто не берёт, тут уж волей не волей, начинаешь себя накручивать. Прогнать мысль о том, что мамы больше нет, с каждым днём становится сложнее и сложнее. То, что раньше ты терпел и, якобы, не замечал, начинает реально раздражать и бесить и мыслить позитивно уже просто не получается. Мысль о том, что я вернусь в пустой дом становится навязчивой и это состояние очень близко к реальному сумасшествию...


Так вот, история старого матроса. В те времена, полугодовой рейс был делом обычным и этих рейсов не один и не два десятка. А психика человека может дать трещину в любой момент и это неконтролируемо разумом, увы. В одном из рейсов, коллега этого матроса, стал вести себя странно. Странности плавно перетекли в приступы паники, чередующиеся с депрессивными молчанками по нескольку дней. Всем было всё понятно, но с судна так просто не сойдёшь и к врачу человека не отправишь, посреди океана то. На рыбацких пароходах, корма (задняя часть судна) скошена под углом к воде, для того, что бы вытаскивать тралы (сети) с уловом. Если я не ошибаюсь называется это слип. Вот по этому самому слипу подняли очередной трал с рыбой и матросы приступили к работе. Работа рутинная, каждый занимается своим делом и отвлекаться на что-то просто нет возможности. Последнее, что видели матросы - это спокойную, уверенную походку коллеги по слипу. Он ушёл в пучину. Навсегда.


Конечно, подняли шум. Объявили тревогу, человек за бортом, остановили машину, чтобы его не порубило винтами. Накидали спасательных кругов, в общем, действовали в соответствии с инструкциями, хотя по его походке было понятно, что он не одумается, не станет звать на помощь. Осознание случившегося приходит не сразу. Его уже не вернёшь и тут начинаешь задумываться, что там в деревне мать-старушка ждёт сына, подросшая дочурка, очень на него похожа, а жена беременна долгожданным сыном, который как и папа будет моряком, настоящим морским волком. По крайней мере они все живут тем, что сын, папа, муж скоро вернётся. А он никогда не вернётся и они ещё об этом не знают. А тут на судне все знают и понимают, что никто из них не застрахован от такого же исхода.


Вот, что действительно страшно!


P.S. Море - это удивительный мир, таинственный, до сих пор крайне мало изученный. Знаете, что самое странное?! Казалось бы, ты весь рейс ждёшь этого дня, когда ты спустишься с трапа и, наконец-то, поедешь домой. Но, уже через неделю тебя невероятно начинает тянуть в море. Несмотря ни на что, скорее даже вопреки.

О страшном. Баянометр, История, Море, Страшно, Длиннопост

Найдены дубликаты

+2

Меня оставили. О причинах даже не догадываюсь.


Они знали что ты будешь писать истории. Поэтому и оставили, сюжетов набраться))

раскрыть ветку 4
+2
Ох, не знаю.))
раскрыть ветку 3
0

Там хоть выходные были за эти пол года?

раскрыть ветку 2
+2

Так вы же год назад эту историю здесь публиковали. Зачем опять?

раскрыть ветку 8
+3
А я вот из новеньких и эту историю не читала и иначе не прочитала бы..
+3
В честь юбилея Пикабу объявили антибаян на 4 дня. Решил выложить лучшее на мой взгляд.
-1

Тоже читал уже. После нее и подписался на ТС. Неужели все ради плюсов?

раскрыть ветку 5
+3
А похоже, что ради них о таком рассказывают?
раскрыть ветку 4
+1
Похоже человек так устроен что ему постоянно нкжно преодолевать трудности. Моряка, не смотря на тяготы и невзгоды, тянет в море. Дальнобойщик не может без трассы. Вахтовики рассказывают про прелести севера. Даже то как отслужившие в армии потом с придыханием вспоминают о этих годах из той же оперы.
-3

@moderator, игнор баянометра

Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: