О работе в Билайне, или почему идти туда работать никому не советую

Однажды, будучи в поисках работы, находясь уже на грани отчаяния, наткнулся на вакансию специалиста офиса продаж компании ВымпелКом, так же известной как Билайн. В тот момент я даже не подозревал что занесёт меня туда, в итоге, на целые 2 года. Как показала практика, мало кто там задерживается сильно на долго, т.к. условия труда (о чем и будет речь в данном посте) оставляют желать лучшего, и, в основном, данное место работы рассматривается как временное, перекантоваться некоторый незначительный период, пока не подвернется более…вменяемое что ли место.

Выйдя на работу первый день меня ждало обучение. К слову, более-менее оплачиваемое – по 600 рублей за смену. Обучение в компании проходит следующим образом – есть специальный портал, на котором размещены интерактивные материалы по регламентам компании, обучению работы с программами т.д., по окончанию каждого блока из которых ждёт тестирование, а после – итоговое тестирование по всему материалу в целом. Вообще, если это самое тестирование сотрудники «валят», то с должности ученика на должность специалиста его не переводят, и контракт разрывается. На практике, в связи с жуткой текучкой (о чем я говорил ранее), тренера (которые курируют обучение стажёров, за каждым стажёром закреплен тренер) тот самый итоговый тест решают совместно с учеником, помогая ему этот тест не завалить, т.к. это никому не выгодно – ни тренеру, т.к. от процента успешно сдавших учеников напрямую зависит его премиальная часть, ни компании (кто тогда будет работать?), ни самому ученику (логично). Справедливости ради, тест достаточно сложный (или обучение корявое), т.к. я за все эти 2 года не знаю ни одного ученика, самостоятельно сдавшего этот тест. Даже я, максимально внимательно и ответственно подойдя к обучению, самостоятельно бы сдать его не смог.

И вот, стал я специалистом офиса. Самое забавное что по окончанию «обучения» остались мы на офис вдвоём (руководитель офиса ушла в отпуск), двое только что закончивших обучение учеников. О работе в программах мы имели представление лишь поверхностное, в результате чего, в реальной работе, допускалась масса ошибок. Например, как-то раз, делали возврат за неремонтопригодный телефон несколько месяцев, хотя по факту процедура занимает не более 2 недель. Так что, если вы попали в подобную ситуацию – поздравляю, вы попали на стажёра :)

В принципе, на тот момент жаловаться было не на что. Тепло, уютно и мухи не кусают :) Через примерно месяц наш салон с проверкой посетил руководитель группы офисов (далее – РГО). С этим нам кстати повезло, т.к. район у нас отдалённый, гости подобного уровня (кстати, не очень-то и высокого) были у нас гостями не частыми, и были мы, грубо говоря, предоставлены сами себе. Так вот, о визите РГО – приехал он к нам с «проверкой», рассказал о мотивации (так в компании называется система, по которой рассчитывается премиальная часть), посмотрел как мы работаем, в общем говоря, стандартная проверка. Которая, так же, как и обучение, происходит формально – РГО не заинтересованы в качественной проверке офисов, т.к. если средний процент по чек-листу будет ниже определенного порога, то он теряет часть своей премии. Первичное объяснение системы мотивации тоже нам мало о чем сказало, ибо она ну просто крааааайне замудрена.

Тем временем прошло уже несколько месяцев (возможно даже полгода) работы. Всё больше и больше приходило понимание того, что заработать что-либо сверх оклада – маловероятно. Та самая система мотивации, о которой говорилось ранее, заточена таким образом, чтоб максимально ободрать работника, сделать невозможным нормальный заработок, платить работнику исключительно мизерный оклад и на этом всё. Например - хоть 1 косяк с тайным покупателем – у тебя -20% премии, а накосячить там очень легко – что-то забыл предложить, забыл какую-то фразу озвучить, или озвучил не ДОСЛОВНО(!), забыл предложить оформить покупку, хоть какая-то из этих ошибок – и всё, до свидания 20% честно заработанных. Так же невыполнение плана тоже очень значительно срезает премию – выполнил план на 40% - получил только 40% комиссии за данное направление. К слову, о планах – всё тоже заточено на то, чтоб планы было выполнить невозможно. Взять, например, направление по товарной выручке – даже если ты каким-либо чудом её и выполнишь, то в следующий месяц план офиса задерут так, что точно выполнить будет не реально :) При всём при этом, в компании существует деление офисов на т.н. «кластеры». Т.е. если офис, грубо говоря, маленький-дохленький, то из этого статуса он никогда не вылезет. Чтобы повысить кластер – нужно много и упорно продавать. А продавать тебе нечего, т.к. кластер твоего офиса не позволяет поставлять тебе нормальный товар. Яркий тому пример был, когда вышел один из новых на то время айфонов. Точка моя была расположена в ТЦ, и как обычно это происходит – по соседству с остальными, конкурирующими сетями. И, в случае конкурентов, новый айфон был незамедлительно им поставлен в дату старта продаж, а на мой вопрос РГО «как мне делать план, если народ хочет айфон, а его у меня нет, как и собственно любых других дорогих трубок», он ответил «продавай Samsung j2, на него как раз сейчас хорошая акция». И это он на полном серьёзе…человеку, пришедшему за топовым айфоном, я должен был продать самсунг начальных моделей :) Конечно, несколько по-другому идут дела у топ-точек, но тоже не очень-то и лучше.

Прошло, тем временем, уже чуть менее года. Состав моего офиса уже дважды сменился (за моим исключением), я уже стал руководителем офиса, но становилось всё только хуже и хуже. В компании была придумана очередная идея по отъёму денег у сотрудников – видео чек-лист. Суть его заключалась в том, что дяденьки из центрального, Московского, офиса подключаются к камере в твоем офисе, и не дай бог за тобой какой-то косяк (косяком считалось то, что ты не находишься в торговом зале, а сидишь за ресепшн, или, не дай бог, достал телефон в зале, даже если ты один, без клиентов). Да-да, по их мнению, работник — это лошадь, которая 8-часовую смену должна стоять на ногах в торговом зале, без права присесть. Причем установка камер изначально аргументировалась безопасностью – вдруг что случится, по камерам можно будет всё отсмотреть. На практике – ничего подобного. Был в моем офисе случай, когда сотрудник подрезал с кассы 80 тыс. Естественно, случаю предалась огласка, началось расследование службы безопасности, и прочие прелести. Но всё разбилось о то, что служба безопасности по какой-то причине не смогла получить доступ к камерам, что только подтвердило мое мнение, что камеры были установлены чисто для мебели, как инструмент для лишнего выкачивания денег с сотрудников.

Кстати, об ещё одном способе выкачивания денег с сотрудников – ежемесячно в каждом офисе происходит саморевизия, и раз в 3 месяца к нам приезжал ревизор, т.к. часто сотрудники офисов подходят к ревизиям формально. Так вот в тех самых ревизиях частенько выявляются недостачи, которые происходят чисто по одной причине – товар крайне криво забит в 1С, и при продаже он может пробиться как другой, или не пробиться вообще, или сотрудники вынуждены пробивать «на угад». После чего образуется недостача и сумма в равных долях делится на всех сотрудников офиса.

Всё вышесказанное приводит к тому, что сотрудники всяческим образом вынуждены «мухлевать», как могут крутиться, чтобы хоть как то, пусть и не самым «легальным» образом обеспечить себе уровень зарплаты, на который хотябы можно будет прожить до следующей зарплаты. Но об этом, если будет интересно, я расскажу уже в следующем посте :)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий
Всё рассказано здесь это лишь верхушка айсберга. Жена работает в Билайне 8 лет, их них 6 руководителем офиса. Там и РГО жжёт и руководитель направления, видео чеклисты, чеклисты на месте, поездки в штаб квартиру за невыполненную хотелку РГО. И многое другое...
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку