О поэзии. Частный взгляд.

Пост написан специально для сообщества поэтов Пикабу, остальные могут ставить минус и листать дальше, я не обижусь.


Как должны оцениваться стихи.


Давайте немного порассуждаем. Да-да, вы ведь хотите понимать, почему вам поставили так много минусов или наоборот неплохо оценили? Плюсов так на двадцать, самое большее, если полистать посты сообщества. Я не хочу сказать, что все стихи здесь настолько плохи, что большинство не способно их оценить. Скорее, здесь действует особый фактор поэзии в общем, а не отдельных людей и их творчества.

Поэзию сегодня ценит слишком малое количество людей. Спросите у своих знакомых, какие поэты им нравятся. Спросите себя, почему вы услышали в их ответах фамилии, знакомые вам со школьной скамьи. Едва ли один из тысячи назовет вам имя современника. Многие думают, что современные стихи - "это не шутки, мы встретились в маршрутке..."

А где же еще остались стихи, если не в песнях? Вы представляете себе человека, который после тяжелого рабочего дня садится за компьютер и вводит в поисковике "новости поэзии"? И думает такой, что бы почитать...

"Мертвые поклонники, живые поэтессы" - фраза, отображающая современное состояние поэзии. Стихи сегодня чаще пишут, чем читают. Чаще слышат в песнях. Потому и восприятие другое.


Об этом можно долго рассуждать, а пока вспомним поэтов серебряного века. Можете ли вы сказать, что все они вам интересны? Мы не будем брать в пример Пушкина, который "наше всё", за это можно оказаться сожженным на костре, как в фигуральном, так и, я боюсь, в буквальном смысле.

Возьмем Блока. Знаменитое "Ночь, улица, фонарь, аптека...". Шедевральное произведение, правда? Несмотря на выбивающееся из размера начало. А вот Алексей Крученых:


"Фрот фрон ыт
не спорю влюблен
черный язык
то было и у диких
племен"

И это еще не самое странное из его творчества. Думали, чудак какой-то? Ан нет, есть вполне красивая и читаемая любовная лирика, с которой он начинал свой путь.

Маяковского часто приводят в пример, сравнивая с собой. А почему не Крученых? Думаете, на их фоне и примере будете выглядеть такими вот загадочными и небанальными? Нет. Вот ссылка для лучшего понимания http://iessay.ru/ru/writers/native/m/mayakovskij/stati/razno...

До Маяковского нужно дорасти. Но это не значит, что кто-то должен дорасти до ваших стихов. Особенно, если вы сами толком не понимаете, что в них вложили. Или понимаете, но это что-то очень узкое, присущее только вашему характеру и скрытым чувствам и мыслям.  Так что, первое, что мы должны учитывать


1. Простота и понятность.  


Не принимайся за перо до тех пор, пока в голове не установится в такой ясности и порядке, что даже ребенок в силах будет понять и удержать всё в памяти.
Н. В. Гоголь
Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.
М. В. Ломоносов

В виду отсутствия в этом мире вышеподписавшихся авторов можете поспорить со мной, с удовольствием подискутирую на эту тему.


2. Актуальность.


Язык обогащается вместе с развитием идей, и одна и та же внешняя оболочка слова обрастает побегами новых значений и смыслов. Когда затронут один член цепи, откликается и звучит целое.
В. В. Виноградов

Как актуален был Есенин в свое время! Стоп... он и сейчас хорош. Не все знаменитые поэты могут этим похвастаться. Но все они были актуальны в своем окружении, когда делали свои первые творческие успехи.

Можно писать об истории, но то, что понятно современникам. Можно писать и о будущем, но просто и подробно. "Простота и понятность", помните?

Когда я работала в книжном, дамы за сорок спрашивали у меня Рубальскую, а ровесницы искали Ах Астахову. И та, и другая, знамениты своей весьма женственной любовной лирикой, а поколения их читают разные.

Вы должны нарисовать в голове образ своего читателя, под который будут подходить люди, для которых вы пишете. Но знайте: если этот образ - ваш близнец, значит, пишете вы ТОЛЬКО для себя.  

Помните, я спросила, все ли поэты серебряного века вам нравятся? Я, например, не люблю Маяковского, но мне совсем не противен Крученых. А Блоку я предпочту Асадова... Нет, Сашу Черного. Мы ведь про серебряный век.

Ищете своего читателя, но он не должен быть в единственном экземпляре.


3. Грамотность.


Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого.
А. С. Пушкин

Как вы поняли, имеется в виду не только орфография. Если вы напишете "гирань", какой-нибудь добрый человек укажет вам на эту ошибку, и вы легко ее исправите. Если вы примените слово не по назначению или запутаетесь в стилистике, не только выставите себя посмешищем, но и будете переписывать свое произведение заново.

Нельзя оправдаться, обозвав ошибку метафорой или аллегорией. Если она будет выпадать из основного текста, ошибка очевидна, если весь текст таков, это уже укажет на ваш непрофессионализм.  


4. Назовем последний пункт "душевность".


Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца. Слова, которые рождаются на языке, не идут дальше ушей.
аль-Хусри

Тезис этого раздела - поэзия должна цеплять.

Раньше я закатывала глазки при слове "верлибр" и была уверена, что я его терпеть не могу. До того момента, как прочитала первый стих от человека, действительно понимавшего, что это такое.

Если интересно, вот: http://samlib.ru/z/zyrjanow_aleksej_wiktorowich/4_snegom_sta...

Первый раз мы читаем стихи быстро и невнимательно. С первого же раза они и должны цеплять, иначе второго не будет. Поэзия должна быть ПОЭЗИЕЙ, а не набором осмысленных зарифмованных слов определенного размера. Стихи - это крючок, которым поэты задевают души читателей. Если этого крючка нет, значит, на рыбалку вы пришли побухать.

С другой стороны добавлю, что мои любимые современные произведения можно при желании раскритиковать по размеру и рифмам, но они не становятся от этого менее любимыми. Почему? Смотрите выше.


То, что вы пишете для себя, оставляйте у себя. Если пишете для людей, помните об этих четырех пунктах.

Надеюсь, про размеры, рифмы и прочие технические особенности вы знаете и без меня.

И не бойтесь выкладывать свое творчество в интернет. Иначе вам никак не узнать, соблюдаются ли вами в должной мере вышеизложенные пункты. Самому всегда нравится, а близкие всегда либо похвалят, либо солгут. Учитесь отличать конструктивную критику от бреда.

А критикующие, учитесь подробно и понятно излагать свое мнение.


Пока хватит. Если будет желание, я напишу вторую часть, в которой попытаюсь подробно объяснить, как НЕ надо писать.

На всякий случай уточню, что в посте моё личное видение темы, и я готова без негатива обсудить в комментариях любой его момент. Буду рада дополнениям.

И еще, чукча не писатель, чукча еще учится, и учиться ему еще долго. Поэтому его немного огорчают люди, утверждающие, что они вот такие крутые самородки, и сами все умеют.

Прям как Маяковский, ага.

Сообщество поэтов

14.3K поста4.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Строгих правил нет. Просто старайтесь вести себя достойно. Нецензурная лексика в стихотворных произведениях не запрещена, но не должна становиться самоцелью.

Сообщество создается для представления собственных произведений, но не возбраняется выкладывать и стихи известных авторов.

Публикующие свои стихи авторы должны быть готовы ко всевозможной критике. В постах не допускаются ссылки на сторонние ресурсы.

Авторы, с тонкой душевной организацией, не желающие критики должны ставить #без критики. Критика в таких постах запрещена и будет караться баном.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

"Как должны оцениваться стихи"


Профессор Киттинг смотрит на тебя с недоумением.

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Не вижу связи. Или я не про того профессора прочитала сейчас?

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я про того, которого играл Робин Уильямс.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Трудно что-либо ответить, когда не смотрел этот фильм.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ну так это.

Посмотри.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Зачем? Чтобы обсудить здесь? Остальные комментаторы тоже должны пройти этот "обряд"?

Не хочу обидеть, но если там есть что-то действительно важное и касающееся темы, можете изложить?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Когда-то я тоже шел дорогой поэзии, пел трели про то, как это прекрасно и как это нужно, и мнил, что знаю как надо писать стихи и читать, но не смотря на некоторые успехи, стрела попала мне в горло и соловушка умолк. Может и к лучшему. Всегда поражала самонадеянность людей, которые знают, как "правильно" делать что-либо. Стремятся разложить все пополочкам, структурировать и систематизировать. Это даже хорошо в большинстве случаев, но поэзия... Воистину, не зря здесь упоминалась музыка, молчаливая поэзия на листах бумаги и экраннах монитора выеденного яйца не стоит. Ведь, стихотворение так плотно связано с песней. Я видел настоящих поэтов, огонь в глазах, стоит и вещает, эмоции накалены, театр одного актера, голос, жесты... В этот момент ты не считаешь размеры, не оцениваешь душевность, не думаешь о том просто это или абсолютно не понятно для тебя... лишь бы лилась речь как как музыка. Вот оно! Человек изливает душу, пользуясь высшей формой речи. Только так понятно, кто и чего стоит. Обращаясь к тому же примеру с музыкой, она ведь тоже технично записывается на бумагу, но никто не кидается читать ноты. А некоторые музыканты даже и не были обучены нотной грамоте. Мы слушаем. И миллионам людей все равно, что Хэтфилд не умеет писать стихи и не знает нот, они слушают and nothing ekse matters. Я к чему распаляюсь, поэзия мертва, ибо молчаливые поэты - мертвые поэты с мертвыми стихами. Учиться здесь не чему, графоманство не наука. Можно лишь развивать талант, но не получить его. И либо ты вещаешь свои нелепые строчки и трогаешь людей за сердца, либо не дано.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку