О неожиданных поворотах
В современных сюжетных произведениях искусства, будь то книги, фильмы, сериалы или аниме, уже много лет господствует мода на неожиданные повороты, твисты. Встретить относительно новое творение без твиста - уже сам по себе твист.
Сейчас я параллельно читаю две книги: перечитываю "Американских богов" Геймана и читаю в первый раз "Лисьи броды" Старобинец, и вот так совпало, что оба эти произведения довольно обильно удобрены этими самыми неожиданными поворотами.
Первая, если твист действительно хорош, то при повторной встрече с ним (например, при перечитывании книги или при пересматривании фильма) эмоциональный отклик ощущается куда ярче, чем при первой встрече. Что полностью противоречит самой идее твиста.
То есть сейчас меня от "неожиданной развязки" отделяет где-то главы две (может, больше, я не помню), но я буквально чувствую, как сгущается атмосфера перед этим твистом, я вижу очень трогательного, интересного персонажа, то, как он рассказывает небылицы, то, как искренне он участвует в поисках пропавших детей... И осознание того, что сам он - непосредственная причина исчезновений, наполняет каждую главу каким-то особым электричеством. На удивление, нет презрения к персонажу или возмущения, он очень классно прописан и вызывает теплые чувства, не смотря ни на что, но осознание того, что совсем скоро он предстанет совершенно в новом образе, заставляет читать гораздо медленнее, сознательно успокаивая кипящие эмоции. То есть сам твист ещё не случился, но его близость заставляет читать, замирая на каждом абзаце.
Вторая мысль, во всём нужна мера (очень новая мысль, да). Если на объёмистую книжку у тебя два-три крупных твиста, это уже чуть больше нормы. Но если из них один-два мелких и побочных и один большой, основной, финальный, то, в принципе, допустимо. Но если у тебя огромный твист в конце каждой части (а ближе к концу произведения - почти в каждой главе), то читатель устаёт. Невозможно всё время удивляться. И если первые твисты ещё заставляют сердце на секунду сбиваться с ритма, то начиная с пятого каждый "неожиданный поворот" воспринимается с мысленной фразой волка из мультика "Жил-был Пёс" : "Шо, опять?!".
Вероятно, дело всё в мастерстве автора потому что уровень романов, их целевая аудитория, примерно равны, но при этом одно произведение даже при повторном прочтении вызывает бурю эмоций, а второе - вряд ли когда-либо будет перечитываться (хотя дочитать и по итогу написать большую рецензию я себе обещаю).