О фильме Джима Джармуша «Выживут только любовники» / Only Lovers Left Alive (2013)

…каждая из нас, после Евы
платит за радость материнства кровью…
Дина Блон. Стигмата

О фильме Джима Джармуша «Выживут только любовники» / Only Lovers Left Alive (2013) Фильмы, Вампиры, Джим Джармуш, Выживут только любовники, Тильда Суинтон, Артхаус, Длиннопост

Корней Иванович Чуковский в своём бессмертном произведении сделал положительными героями муху и комара (паразита и кровососа), наделив их такими человеческими качествами, как честность, порядочность, благородство, храбрость и самоотверженность. Более того, в поэме страсти (а как ещё назвать «Муху-цокотуху»?) он позволил насекомым (между прочим, задолго до Виктора Пелевина в «Жизни насекомых») пережить такое чувство, как любовь, пройти испытания ради неё и, в конце концов, подарил простое семейное счастье этой паре, закономерно отхеппиэндив историю свадьбой. С тех пор прошло почти 100 лет (впервые сказка была опубликована в 1924 году, наверняка в следующем году будем громко отмечать юбилей), а творцы и сейчас не прочь увидеть в различных кровососущих тварях личностей, способных к высоким чувствам. Потому совсем не удивительно, что стараниями кинематографистов, вампиры из исчадий зла превратились в прекрасных созданий и это не только в средней полосе, а по всему миру.

Современная вамп-истерия длится уже больше трёх десятилетий, с тех самых пор, как почтенный Френсис Форд Коппола открыл глаза миру, в 1992-м сняв своего «Дракулу». Но воистину пелена спала с глаз зрителя после «Сумерек», этой восхитительной (для девочек определённого возраста) четырёхсерийной киносаги о Великой Любви. Теперь он знает, что вампиры – не гниющие мертвяки, боящиеся света, спящие в гробах, превращающиеся в летучих мышей и сосущие кровь из людей. Совсем нет – это великолепные создания, соль земли и сахар мира, вершина цивилизации. Они не пьют человеческую кровь, только животных, ну, или, в крайнем случае, донорскую, то есть отданную людьми добровольно. А чтобы так – прямиком из живого человека, это средневековье какое-то, фу, мерзость, на пороге же XXI век, вы ещё лучиной пользоваться начните! Солнца вампиры не бояться, а просто не любят, чтобы не смущать простых людей, ведь солнечный свет делает кожу высших существ сверкающей, словно она покрыта сложносочинённой трёхслойной краской с перламутровыми вкраплениями, которой красят автомобили класса «премиум». И внешность упырей ушла далеко от классических представлений о ней: все вампиры – сплошь гэриолдманы, робертыпаттинсоны, да джонатанырисмайерсы – молодые боги и несокрушимые супермены ни дать ни взять.

О фильме Джима Джармуша «Выживут только любовники» / Only Lovers Left Alive (2013) Фильмы, Вампиры, Джим Джармуш, Выживут только любовники, Тильда Суинтон, Артхаус, Длиннопост

Не остался в ту пору в стороне от актуального тренда и Джим Джармуш, через год после заключительного «Твайлайта» сняв свою ленту о влюблённых кровососах. Он вообще любит снимать «на злобу дня», но делает это так ненавязчиво, что попрекнуть его в спекуляции можно только будучи очень не в себе, или не видев ни одну из его картин. В отличие от спекуоянта-профессионала Павла Лунгина или спекулянта-эпатажника Ларса фон Триера, Джим Джармуш берётся за модные тренды только лишь для того, чтобы вывернуть их наизнанку в поисках истины. Швами наружу любая вещь становится честнее, и сразу видно, есть ли в ней тыльная сторона, внутреннее содержание или же это пустышка. Вот и в случае с вампирами, Джармуш, в отличие от многих своих коллег, имеющий весьма своеобразное и достаточно едкое чувство юмора, сделал очередной «ход конём», как и всегда (сдаётся, что в его кинематографических шахматах есть только эта фигура, настолько хитро выполнены все его партии). И если джармуш-вампиры тоже красивы, стильны, утончённы и высоко эстетичны (а разве может быть иначе, когда их воплощают на экране Тильда Суинтон, Том Хиддлстон, Миа Васиковска и Джон Хёрт?), но они же и циничны, и лицемерны, а ещё безвольны и слабохарактерны. Ну да, что с них взять – это же нечисть, как не крути.

Всё снятое Джармушем несёт на себе печать Джармуша, и всегда существенно отличается от принятых в кино канонов. Вестерн по Джармушу – это ОЧЕНЬ СТРАННЫЙ ВЕСТЕРН (нехорошо, конечно, так вот, прямо в середине текста, без предупреждения капслокать, но про «Мертвеца» хочется только большими буквами говорить – настолько он хорош). Гангстерский боевик от Джармуша получается не менее странным («Пёс-призрак: путь самурая»), как и самурайская притча (он же). Ни сентиментальная квест-мелодрама («Сломанные цветы»), ни визионерское spy-роад-муви, ни альманах бистро-нуар («Кофе и сигареты»), ни все остальные картины режиссёра (как снятые, так и, глубоко в это верю, ещё не снятые на данный момент), для каждой из которых можно придумать новый оригинальных жанр, не похожи на что-то ещё, кроме самого Джармуша. И эта их особенность характеризует режиссёра, как большого художника. Как можно узнать работы Гринуэя или Китано, Хичкока или Линча, начав смотреть где-то с середины, так можно распознать и Джармуша с любого места.

О фильме Джима Джармуша «Выживут только любовники» / Only Lovers Left Alive (2013) Фильмы, Вампиры, Джим Джармуш, Выживут только любовники, Тильда Суинтон, Артхаус, Длиннопост

Джармпиры красивы, но не глянцевой красотой «Сумерек», не гламурной «Дракулы» Копполы, не брутальной «30 дней до рассвета». Здесь красота иная – она полна интеллекта, высокого искусства, это эстетика высшей пробы. Этих упырей назвать кровососами язык не поворачивается – гематофаги, не иначе. Учёные, мыслители, музыканты, художники, поэты, барды – все великие сыны человечества обязаны своими открытиями именно им. Струнный квинтет Шуберту подарил вампир Адам (Хиддлстон), а Шекспиру «Ромео и Джульетту» - вампир Марло (Хёрт), а вампиресса Ева (Суинтон), похоже, единственная, кого это заботит настолько, что она «хочет поговорить об этом». Самим авторам на это плевать, они – над бренностью мира.

На протяжении всего фильма мы убеждаемся в высоких моральных качествах Евы и Адама – четы-вампиров, любящих друг друга, пронёсших свою любовь через века всё такой же яркой и пламенной, какой она возникла в их сердцах впервые. Не счесть тех великих бедствий, людей и событий, которые они пережили за это время. Похоже, что они знают человечество с самого его рождения. Как знать, может, это те самые Адам и Ева, породившие род людской, а позже расставшиеся со своей природой, но лишь для того, чтобы навсегда остаться с ним рядом, ворчащими, но любящими родителями… Будь это не Джим Джармуш – на такой прекрасной ноте можно было бы фильм и закончить, но этот режиссёр не обойдётся без «червоточечки», а потому в последнем эпизоде фильма мы видим преображение гематофагов в упырей. Осудившие и прогнавшие сестру Евы Аву (Васиковска) за то, что она «выпила досуха» приятеля Адама – обычного зомби (так вампиры зовут простых людей), они сами готовы поступить так же, когда терпеть голод становится невмоготу. Никуда их суть не делась, и была спрятана лишь до поры, покуда нужда не вынудила их опять сосать кровь «по старинке» - не рюмочками за здравие, а клыками в яремную вену, за упокой.

О фильме Джима Джармуша «Выживут только любовники» / Only Lovers Left Alive (2013) Фильмы, Вампиры, Джим Джармуш, Выживут только любовники, Тильда Суинтон, Артхаус, Длиннопост

И только излишняя сентиментальность Евы позволит молодым влюблённым, которых высокоморальные вампиры случайно приметили на улице и решили использовать в качестве добычи, спастись от смерти, и не быть выпитыми до конца. Но можно ли спасением назвать обращение из млекопитающих в кровососущих? Можно ли назвать жизнью вечный голод по крови?

Это все, что мы сделали здесь друг для друга,
Все пытаясь уйти навсегда из проклятого круга.
Александр Васильев. Время, назад!

ПС. Кое-что вдогонку

Пришла одна интересная мысль по поводу последнего эпизода. Допустим (это лишь допущение, измышлизмы по мотивам увиденного), что вампиров в мире Джармуша изначально существует определённое ограниченное количество, как некий орден. Появиться новый вампир может, только заступив на место старого - что-то наподобие этой схемы описано в пелевинском "Ампир V". Тогда понятно, почему вампиры не хотят обращать других (та же Ава), потому что обращение убивает "разносчика" вампиризма, а умирать им не хочется. Но Адам и так уже пресыщен своим существованием (даже пульку себе заказал для самострела), а Ева настолько его любит, что готова вместе с ним покинуть этот мир, хотя она-то как раз наслаждается своим существованием, ценит музыку, литературу, живопись, всякое прочее искусство. Потому перед нами трагическая история любовников-самоубийц. Но здесь самоубийство - символ нового рождения, обновления, перезагрузки. Потому такой резкий контраст между герметичным существованием вампиров (унылые и захламлённые, пусть и великолепно декорированные, апартаменты; депрессивная, пусть и очень красивая, музыка; безжизненная, лишённая жизненных сил и энергии, хотя и "высоко эстетичная" внешность) и внешним миром обычных людей - шумные улочки, полная жизни певица, румяные (прямо горячие на вид) молодые влюблённые под луной. Старый вампир требует свежей крови перерождения, и он её получит после того, как Адам и Ева собственноручно вычеркнут себя из списка живущих. И на этот раз они вновь виноваты в рождении нового бытия...

О фильме Джима Джармуша «Выживут только любовники» / Only Lovers Left Alive (2013) Фильмы, Вампиры, Джим Джармуш, Выживут только любовники, Тильда Суинтон, Артхаус, Длиннопост

Если бы в выстроенном Джармушем пространстве-времени обращающий укус вампира был смертельным для него, то последний эпизод картины стал бы крещендо Симфонии Вечной Любви, которая готова погибнуть для того, чтобы переродиться вновь, в очередных влюблённых, ещё не знающих, что их ждёт, но бесстрашно и безрассудно готовых это встретить. И вот тогда (и только тогда) мы увидим исключительно высокие моральные качества главных героев, готовых погибнуть, уступив место другой паре. Они покидают выстроенный на крови свой личный Эдем взаимного чувства, уходят в небытие, оставляя свой пост новым смотрителям Рая.

Хотя, может, это и никакие не моральные качества, а просто критическое сочетание романтичности Евы, суицидальных наклонностей Адама и их многовекового чувства, которое заставляет скучать, страдать, дышать, жить и пить (кровь) в унисон.

Источник: ОП! Обыкновенный Постмодернизм (если нравится пост - прошу подписаться)

Другие мои отзывы на фильмы:

и сериалы:

FANFANEWS

832 поста1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Принимаются любые посты, относящиеся к теме. При сообщении новостей и при копипасте - указывайте первоисточник.