1418

О чистоте на британском флоте

Наполеон, бывавший в 1816 году на британских кораблях на острове Св. Елены, был поражен чистотой и порядком на флоте Его Величества. Французский аббат Клермон в 1777 году отмечал, что «для этой нации чистота – это своего рода инстинкт». На самом деле чистота на британских кораблях – это, прежде всего, опыт, а он, как известно – сын ошибок трудных.



Еще Кольбер во французском флоте прямо–таки болезненно заботился о гигиене и чистоте. Один из его ордонансов при чтении вообще вводит в шок и трепет – например, запрет образца 1669 года – строжайше запрещено хоронить умерших моряков в балласте (тогда часто в качестве балласта использовался щебень или камни, вот под них, родимых, и закапывали погибших матросов выжившие). Еще одна милая забава французов проистекала из убеждения, что в смертях на кораблях виноват тяжелый воздух. Чтобы «уменьшить смертность», в походе корабли окуривали «сладким запахом» — кадилом, пыльцой, разнотравьем (наверное аллергики в этот момент очень хотели «попасть в балласт»).



Англичане пошли по другому пути – они заметили, что чем более чистое судно, тем меньше на нем заболеваний. Ежедневное мытье палуб с уксусом, ежевечернее проветривание помещений, процеживание питьевой воды, процеживание морской воды для мытья палуб, добавление можжевелового раствора в воду, ежедневное проветривание и сортировка продуктов в камбузе.



Но и этого показалось мало, и вскоре все нижние помещения были оборудованы вентиляторами – обычными ветряками, гнавшими воздух под воздействием силы ветра. Кстати, вентиляторы на кораблях Роял Неви были введены в Семилетку (Cемилетняя война —  1756—1763), и это стало не менее важным на мой взгляд открытием, чем создание хронометра Харрисона. Вскоре вентиляторы были улучшены Стефеном Хейлсом – для загона воздуха в трюмы использовались воздушные насосы, а трубы, выводящие воздух из трюма, сделали вентиляцию проточной.



Когда–то, в институте связи, мы, молодые студенты, считали и проектировали мощности для активированных отсосов воздуха и пыли на предприятиях, так вот первые активированные отсосы появились именно на кораблях, и именно на кораблях британского флота.



Если на судне вспыхивала эпидемия – принимались экстраординарные меры. Весь корабль полностью вымывался с уксусом. Корабль заводился на чистый берег на кренгование, весь балласт сгружался с корабля и выкидывался либо в море, либо в реку. Судно заполняли новым, чистым балластом, причем перед укладкой его промывали чистой пресной проточной водой.



Грязная одежда также считалась распространителем инфекций. Поэтому одежда стиралась в добровольно–принудительном порядке два раза в неделю. Поскольку тогда еще мыло было роскошью, очень часто вместо него использовалась выпаренная на ¾ моча (привет всем почитателям уринотерапии и доктора Малахова), и морская вода. Как только достигали источника пресной воды – устраивалась большая стирка, причем одежду развешивали на веревке, натянутой поперек берега и немного опущенной вводу. Так одежду рекомендовалось оставлять на сутки, чтобы течение реки хорошенько ее промыло.



Однако основную заразу на корабли несли новобранцы и именно это составляло основную проблему. К концу Семилетки Энсоном, который сам в свое время хлебнул лиха с болезнями и смертностью на кораблях, был разработан целый ряд мер, который позволял если не искоренить, то существенно уменьшить заражение от новобранцев.



Прежде всего новенькие проходили через своего рода фильтрационный лагерь, где их полностью брили, причем не только головы, но и подмышки, и пах, их одежда сжигалась, им выдавалась новая роба (кстати – эта мера имела и вторую цель – сбежавшего бритого новичка в робе не представляло труда найти), и попадали на специальные медицинские блокшивы (первый из них — «Медуэй» — был введен в строй в Плимуте в ноябре 1758 года), где им проводили медицинский осмотр. После этого новобранцев распределяли по кораблям.



Достаточно сказать, что благодаря таким экстраординарным мерам с кораблей Роял Неви практически исчез сыпной тиф, кожные заболевания, экзема, чесотка и т.д.



В то время когда во французском флоте двадцатью годами позже, во время Другой Армады 1779 года, сыпной тиф выкашивал целые экипажи, когда систему вентиляции судов не смогли внедрить даже при Наполеоне, английские корабли благодаря принятым мерам уже давно существенно сократили свои небоевые потери, что сказалось прежде всего на качестве экипажей и позволило сделать решительный рывок вперед.



Вобщем именно меры, принятые в Семилетку, дали Роял Неви право называться «хозяином морей» и вывели этот флот на недосягаемый для других уровень.


Взято здесь :  http://george-rooke.livejournal.com/199582.html

Дубликаты не найдены

+28

Мда, сейчас наш ВМФ кажется сказкой, прям курортом по сравнению с теми временами)

Балласт наверняка вся палуба с утра до ночи лопатами выгребали)

Сейчас то норм, нажал кнопочку в ЦПУ, и балласт пошел набираться)

раскрыть ветку 12
+14

Выгрузка балласта, это еще пыль, потому что не часто проводилась. А вот бункеровка углем во время парового флота, вот где "прелесть" .

раскрыть ветку 2
+10
Читал в "Цусиме" о том как "дозаправляли" броненосец углем в походе - вот это вешалка была - шесть дней кидать уголь от восхода до заката в тропиках, лопатой!
+5

Воот, наверняка пиздячка ещё та)

А ещё я фильм видел, они там зерно вручную нагребали, точнее насыпали в трюм а матросы стояли в трюме и лопатами разгребали... ппц

+1
На атомных лодках относительно курортные условия. Хотя канешна тесно и кровати двухъярусные. А вот на дизельных похуже. В т.ч. за счёт наличия тока одного экипажа.
раскрыть ветку 8
+4

мне кажется, наверху всё таки немножко поудобнее, хоть свежим воздухом каждый день дышишь (если не трюмный:D)

раскрыть ветку 7
+9

Нда. А когда в качестве флота с Британией примерно сравнялись те же немцы, бритты стали брать числом кораблей. И, в отличие от немцев, они могли себе это позволить, со своими колониями и промышленностью, не в последнюю очередь обеспеченными (особенно первые) именно флотом с качественными преимуществами до того.

раскрыть ветку 5
+2
для эффективной морской блокады центральных держав и для быстрой переброски войск нужно большое количество кораблей среднего качества, чем небольшое кол-во высокого качества.
раскрыть ветку 4
+4

Янки во Вторую Мировую опровергли это, построив 175 эсминцев типа "Флетчер" - по сути, лучших эсминцев Второй Мировой. Мощное вооружение, отличный запас хода, радарное наведение орудий... Отличные корабли. И, повторюсь, аж 175 единиц.

раскрыть ветку 3
+19
Но при всём при этом в ходу были наказания "кошкой", которое назначалось дюжинами - от одной до семи. Ещё при первых ударах "кровавые узелки" вспарывали кожу и плеть с множеством верёвок потихоньку превращалась в лом. Больше четырех дюжин пережить могли редкие моряки, пяти - практически никто. К примеру, за утрату швабры могли назначить шесть дюжин "кошки".
раскрыть ветку 55
+57
Некоторой прохладой повеяло: за утрату швабры, получается, смертная казнь - это суровей чем с пиратами поступали, тех просто вешали, что явно менее мучительно.
раскрыть ветку 54
+17
Да, знаменитая Британская морская дисциплина имеет кровавую историю. Причём на наказании обязательно присутствовал весь экипаж.
раскрыть ветку 47
+1
Если взять всех убитых по приказу Ивана Грозного (которым нас всех пугают), то окажется, что за срок его правления в Англии только за бродяжничество было повешено больше людей. Вот так и получали дисциплину.
раскрыть ветку 3
-6

Как бы швабра - один из инструментов, которым поддерживается чистота, спасающая жизни экипажу. Логики, конечно, никакой: ведь не составляет труда пойти в лес, взять палку и сделать новую швабру.

раскрыть ветку 1
ещё комментарии
+3

Выдержки из доклада "Некоторые особенности организации несения службы и бытовых условий на кораблях ВМФ РФ, отмеченные офицерами ВМС Франции в период проведения совместных российско-французских учений и визита кораблей СФ в порт Брест - 2009"


Гигиена на корабле


На французских эсминцах ("Турвилю" больше 30 лет) горячая и холодная пресная вода во всех каютах и душах есть постоянно. Французские офицеры были удивлены, что на самом современном российском корабле подача в каюты горячей воды даже не предусмотрена проектом, а холодная подавалась раз в сутки на десять минут. Помывка всего экипажа (450 человек) производилась раз в 10 суток в течение 8 часов. С учетом количества душевых на одного человека выделялось 3-4 минуты. В связи с этим французские офицеры и обратили внимание на внешний вид российских моряков. К концу похода у матросов был обнаружен педикулез.

раскрыть ветку 1
0
Небольшая поправка - учения проходили в 2004 году.
0
а у нас, Кэп все чисто
Иллюстрация к комментарию
-5

Плюс, хоть и "вобщем".

-8

На флоте у англов не был,а вот в жизни средне статистический брит редкий грязнуля и чмо,видел сам лично.Причем это как мужчины,так и женщины.Гигиена у них что то вроде средства повыпендриватся.

раскрыть ветку 3
+5

Видел лично??? Дункан Маклауд, ты чтоль?

раскрыть ветку 1
0
Имел в виду современный флот,а так же нынешнее время.И - да видел лично,два с лишним года прожил в Ковентри.Бывал в Лондоне,Бате,Йорке,да и сами англы признают что грязнули.
-1
"Эй Бруно! свали куда-нибудь, пожалуйста?" От тебя несёт как от рыбьей пизды, OK?
Иллюстрация к комментарию
ещё комментарии
Похожие посты