О бюджетах в российском кино

ВСТУПЛЕНИЕ

В этом посте хочется рассказать вам о том, сколько наши фильмы и сериалы стоят и как они зарабатывают. Это очень важный момент для тех, кто задаётся вопросом «почему наше кино плохое». Начну, как ни странно, с пункта номер 2.


КАК ЗАРАБАТЫВАЕТ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ КИНО?

Способов монетизации контента достаточно много.

Первый, разумеется, через кинотеатры. Продюсер подготавливает фильм, договаривается с прокатчиком, вкладывается в рекламу, а дальше приходят (или не приходят) зрители. 50% заработанных фильмом денег получают кинотеатры, около 15% забирает прокатчик, а оставшиеся 35% уже идут в руки продюсера.

Какой максимальный результат мы можем получить в прокате? Результат «Аватара» Джеймса Кэмерона, который посмотрело около 13млн. российских зрителей. Но с тех пор доллар вырос, люди обеднели, сегодняшний максимум зрителей и сборов ещё меньше. «Холоп» принёс нереальные 3млрд. рублей, «Последний богатырь» приносит примерно по 2млрд., очень сильно распиаренное кино даёт примерно по миллиарду, чуть чаще видим результаты в 400-700млн рублей, и самый частый вариант – около 100млн рублей.

Второй способ – продажа прав на телевидение. Оно у нас тоже за последние годы обеднело, живёт во многом за счёт гос.бюджета, поэтому российский продюсер с продажи прав на ТВ получит в районе 3млн. рублей за 6 показов (2 показа в год). И это ему ещё надо конкурировать с Голливудом, который под российские реалии подстроился и порой продаёт свои фильмы большими пакетами за примерно эту же сумму.

Третий способ – стриминговые платформы. На покупку российского фильма или сериала платформа в среднем тратит 50млн. рублей, иногда за ооочень большие хиты может дать 75млн. рублей, за кино поменьше 10-20млн рублей.

Четвёртый способ – продажа прав за границу. И, если ваш фильм не является «Майором Громом» или «Эпидемией», получены будут сущие копейки, хотя и названные мной примеры в пересчёте на рубли получили всего миллионов по 100-150.


СКОЛЬКО СТОИТ НАШЕ КИНО

Если планируем кинопрокат, то наш максимум, который можем потратить для призрачной надежды выхода в ноль – миллиард рублей (с учётом рекламы). А на самом деле намного-намного меньше, лучше смотреть в сторону 100-200млн рублей бюджета. Ну а самый-самый безопасный вариант, очевидно, делать кино миллионов за 50 и дешевле. Получаешь несколько миллионов с проката, отдаёшь на ТВ за три, в онлайн-кинотеатр за 40-50млн и прибыль получена.

Если говорить о сериалах, то с ними сложнее. Как я уже написал, в среднем независимая студия может продать их на стриминги за 50-70млн. (чаще за 50), и это единственный способ монетизации. Поэтому, если продюсер хочет гарантированно заработать, он потратит миллионов 30-40 максимум.
Собственный контент платформы чаще снимают за 100-150млн., разве что Кинопоиск тратится в разы сильнее.


ЦИФРЫ ПРОИЗВОДСТВА

А теперь кратко о том, на что этот бюджет уходит.

Сценарий от 600тыс. для фильма или от 100тыс. за 20минутную серию для сериала. Это самые-самые минимальные цифры. У фильмов потолка вообще нет (хотя по негласному редко выполняемому правилу сценарист получает 10% от бюджета проекта), у сериалов известный мне потолок 600тыс.рублей за 40минутную серию, но не исключаю, что бывают суммы посолиднее.

Один съёмочный день без учёта актёров и серьёзного съёмочного оборудования – 2млн рублей в день.

Монтаж+обработка звука+покупка прав на саундтрек – ещё 1,5-3млн рублей.

Актёры: хороший актёр среднего уровня медийности берёт 200тыс.рублей за смену, самый дорогой (из известных мне) 2млн. рублей за смену, массовка 1500рублей за смену. И конечно же мы берём не одного человека, а несколько десятков. В идеале в проекте есть дорогая звезда, несколько узнаваемых актёров подешевле, а все остальные - новички и массовка.

Нормальной выработкой, при которой можно выжать лучшее качество, считается 3-5 минут снятого материала в день (то есть фильм, длительностью 90 минут, снимать в идеале надо 18-30 дней).

Теперь берём для примера сериал: 8 серий по 20-25 минут с бюджетом в 40млн. рублей и пытаемся не умереть от ужаса, узнав, в насколько печальной ситуации мы оказались и какую гору материала ежедневно нам нужно снимать. Думаю, что развёрнутые комментарии тут излишни.


ИТОГ

У российских проектов нет возможности зарабатывать много, а в связи с этим не получается много тратить, из-за чего сильно страдает качество. Сокращается число съёмочных дней, нанимаются актёры подешевле и похуже (а реплик им надо учить втрое больше обычного), на съёмках команда работает в ускоренном темпе и безумно устаёт, отсюда мы имеем что имеем.

Наверное, многие скажут, «А зачем тогда снимаете кино? Забудьте об этом, найдите нормальную работу и не засоряйте прокат!», но как кажется мне, лучше постоянно снимать и развивать индустрию, растить специалистов, и в будущем получить много хороших проектов, чем сдаться и будущего не иметь вовсе.

И дабы закончить на ноте оптимистичной, хочется добавить, что даже в этих жутких условиях у нас ежегодно появляется всё больше и больше хороших и успешных проектов (а иногда просто хороших или просто успешных): «Перевал Дятлова», «Эпидемия», «Серебряные коньки», «В Бореньке чего-то нет», «Спутник», «Последний министр» и много-много чего ещё.


Если у вас есть какие-то вопросы, постараюсь ответить в комментариях. А если же тема вам интересна, можете прочитать другие мои посты:
Об индустрии кино изнутри. Часть 1
Об индустрии кино изнутри. Часть 2