Northrop B-2 Spirit. Самый дорогой серийный самолёт в истории

Northrop B-2 Spirit — американский тяжёлый малозаметный стратегический бомбардировщик, разработанный компанией Northrop Grumman. Первый современный серийный тяжёлый самолёт со схемой «летающее крыло». Предназначен для прорыва плотной противовоздушной обороны (ПВО) и доставки обычного или ядерного оружия. Начало полётов с 1989 года, производство прекращено в 1999 году.

При его создании были широко использованы технологии малой заметности: самолет был создан по схеме летающее крыло, его сопла были сделаны плоскими, чтобы раскаленный воздух быстрее остывал. Планер самолета был покрыт специальным радиопоглощающим покрытием(композиты на основе карбона и графита).

Northrop B-2 Spirit. Самый дорогой серийный самолёт в истории Текст, Длиннопост, Фотография, Армия, США, Авиация, Техника

Первый публичный полёт B-2 в 1989 году.


Конструкция

Бомбардировщик B-2 “Spirit” – 4-моторный дозвуковой самолёт – «бесхвостка» с фюзеляжем, функцию которого выполняет центроплан крыла. В передней части центроплана размещена 2-местная кабина экипажа, за ней – отсек с авионикой. Уровень автоматизации самолет был очень высоким. Это было связано с тем, что его экипаж состоял всего лишь из 2 человек. Для удобства экипажа были предусмотрены камбуз, койка и туалет.

Двигатели бомбардировщика находятся глубоко в корпусе, воздух к каждой паре подводится через S-образные каналы. Часть воздуха поступает не в двигатели, а используется для охлаждения выхлопа и снижения, путём этого, тепловой сигнатуры. Топливные баки находятся в крыльях и центроплане.

Northrop B-2 Spirit. Самый дорогой серийный самолёт в истории Текст, Длиннопост, Фотография, Армия, США, Авиация, Техника

Схема стелс геометрии B-2_Spirit, где для уменьшения ЭПР передние и задние кромки крыльев, грани воздухозаборников и сопел двигателя имеют параллельную геометрию.


Эксплуатация.

B-2 планировался как полная замена бомбардировщиков B-52(но как известно B-52 Stratofortress и по сей день стоят на вооружении США). По программе ATB ВВС США планировали закупить более 130 самолетов, но этого не произошло. На это повлияли как огромная стоимость проекта(по разным данным только на исследовательскую и проектную деятельность было потрачено 20млрд$), так и распад главного противника США. Позже была история, которая чуть не поставила крест на всей программе B-2.После объединения Германии американцам достался МиГ-29.В одном из испытательных полетов оказалось, что радар советского самолета видит B-2 даже на фоне земли. Информация о том, что советский перехватчик с легкостью может сбить B-2 быстро просочилась в прессу и случился большой скандал. По состоянию на 2018 год на вооружении ВВС США состоят 20 B-2 Spirit.Общая стоимость программы составила более 44 млрд$ по ценам 2004 года.

Изначально стоимость одного самолета составляла около 530млн$,а позднее стоимость превысила 1млрд$ за один самолет. Всего за период с 1987г по 2000г были созданы 21 самолет в т.ч. и опытный образец. Самолеты были размещены на базе «Уайтмэн» в штате Миссури. Именно на этой базе дислоцируется 509-е бомбардировочное авиакрыло(самолеты сбросившие бомбы на Хиросиму и Нагасаки в 1945 году были именно отсюда). На базе для бомбардировщиков B-2 была построена целая инфраструктура, которая была необходима для обслуживания этих дорогих самолетов. Для каждого самолета был построен ангар с системой кондиционирования и пожаротушения. При строительстве ангаров были использованы радиопоглощающие и композитные материалы. Связано это было с тем, что окружающая среда и ультрафиолетовое лучи негативно влияют на покрытие планера самолета.

Northrop B-2 Spirit. Самый дорогой серийный самолёт в истории Текст, Длиннопост, Фотография, Армия, США, Авиация, Техника

Аварии и катастрофы

По официальным данным США к 2010 году в небоевом происшествии был потерян один бомбардировщик B-2. 23 февраля 2008 года самолёт B-2 (серийный номер 89-0127, «Дух Канзаса») потерпел крушение у берегов тихоокеанского острова Гуам на американской военной базе Андерсен. Это был первый случай крушения самолёта этого типа. Двум лётчикам удалось катапультироваться. После аварии полёты всех самолётов этого типа были приостановлены. В конце апреля 2008 года полёты были возобновлены.

Комиссия по расследованию пришла к выводу, что причиной аварии стала халатность наземного персонала, не включившего обогрев приёмника воздушного давления для удаления скопившегося в нём конденсата. Из-за этого система управления самолёта получала завышенное значение скорости и преждевременно дала команду на отрыв от земли. Действия экипажа признаны правильными, других отклонений от штатного режима в работе бортовых систем не выявлено, а моделирование ситуации на тренажёре показало, что спасти самолёт было невозможно.

В феврале 2010 года ещё один В-2 (серийный номер 88-0332, «Дух Вашингтона») серьёзно пострадал в результате возгорания в моторном отсеке при запуске двигателей на той же авиабазе Андерсен. Повреждённый самолёт находился в ремонте почти 4 года и вновь поднялся в небо только 16 декабря 2013 года. Общая стоимость восстановительных работ превысила $105 миллионов.

Northrop B-2 Spirit. Самый дорогой серийный самолёт в истории Текст, Длиннопост, Фотография, Армия, США, Авиация, Техника

Все принятые на вооружение B-2 Spirit

Northrop B-2 Spirit. Самый дорогой серийный самолёт в истории Текст, Длиннопост, Фотография, Армия, США, Авиация, Техника

Взлёт B-2 с базы военно-воздушных сил США «Андерсен», располагающейся на острове Гуам в Тихом Океане.

Northrop B-2 Spirit. Самый дорогой серийный самолёт в истории Текст, Длиннопост, Фотография, Армия, США, Авиация, Техника

B-2 (по центру) в сравнении с истребителем F/A-18 Hornet и многоцелевыми истребителями F-16 Fighting Falcon


P.s Часть информации взята с youtube канала Авиасмотр

Авиация и Техника

9.3K поста17.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
26
Автор поста оценил этот комментарий

Для понимания, стоимость программы Boeing 787 - 32 миллиарда. При этом несмотря на своё новаторство, это достаточно обычный самолёт. Так что даже с учётом инфляции разработка очень прорывного В2 не выглядит запредельной. Другой вопрос, что "серия" составила всего 20 самолётов, откуда и выросла цена единицы. Сделали бы их 200 - и цена была бы достаточно скромная.

раскрыть ветку (17)
14
Автор поста оценил этот комментарий

даже без учета разработки стоимость одного борта тогда была около миллиарда, увеличив тираж в десять раз, вряд ли можно добиться общего снижения цены единицы более чем на 25-30%

плюс нестандартный и дорогостоящий регламент обслуживания

раскрыть ветку (5)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Сейчас, на опыте эксплуатации B-2, американцы требуют от нового B-21 цены в 550млн$ и унификации под все вооружение + модернизации.

Посмотрим выйдет ли))

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

у них уже F-35 "вышел". Не в плане того что плохой, а про то что бюджетик пришлось переписывать. несколько раз

6
Автор поста оценил этот комментарий

Производство первых ~10 серийных самолётов, всегда стоит дорого, они выходят "золотыми" вне зависимости от типа.

Даже для постройки одного самолёта нужна целая куча стапелей и наземного оборудования, а стапелю, например, крыла - абсолютно похеру сколько крыльев на нем склепают, 1, 10 или 100.

Опять же, при постройке большой серии изделий можно применить дешёвые виды обработки - например литьё, штамповка, вместо фрезера с ЧПУ. Когда применение этих техпроцессов при штучном производстве так же экономически невыгодны.

Один из ярких примеров - производство Т-34 в войну, к концу его производства стоимость одной единицы была в два раза дешевле, чем в начале. Большая серия ведёт к повышению технологичности

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

это всё понятно и не вызывает никаких возражений

речь идёт о порядке масштабирования

т34 выпускался тысячами в форсажном режиме, а тут речь всего о двух сотнях в пределе, штамповке вместо фрезы негде разгуляться

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Поверь, есть где)

И ситуацию знаю не по наслышке, завод, на котором работаю (Сокол, Нижний Новгород), офигенно вложился в производство ЯК-130, провел ОКР, выпустил первые 12 машин (сколько млрд это стоило заводу я не помню, преподы давно рассказали).
Но как замаячил вкусный контракт на экспорт, их производство перевели на другой завод (хороший % его акций принадлежал Погосяну, но это так, "совпадение"), передали все наработки, чертежи, оборудование.

Наш завод ушел в большие минуса, это слышал и от преподавателей (они были большими инженерами "на постах"), так и потом от коллег.

Не стоит умалять достоинства крупной серии, штучные вещи всегда очень дороги.
7
Автор поста оценил этот комментарий

стоимость обслуживания всё равно была бы запредельной

раскрыть ветку (10)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Не без этого) Но в широко растиражированной сумме в 2 миллиарда за самолёт есть некоторое лукавство.

Сложные времена авиации настали. Новые идеи чудовищно дорогие, создать новый самолёт стоит на порядок дороже существующих, а преимуществ немного.

раскрыть ветку (9)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Ну это везде так. С определенного уровня, что бы получить 0,01% преимущества нужно очень много потрать сил и ресурсов. Вон в формуле 1 ради выигрыша в тысячную секунды тратят миллионы.

раскрыть ветку (8)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Некорректно сравнивать Ф1 и военпром. В спорте всё осознанно задушено тысячами страниц регламента, и поэтому приходится из каждой ебаной детали выжимать ебучий максимум, и извращаться как только можно. А вот в теме массового уничтожения людей военными - руки полностью развязаны.

раскрыть ветку (6)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Так выжали максимум уже. Регламент называется "Законы физики"

раскрыть ветку (2)
5
Автор поста оценил этот комментарий

ну так и есть. наёбывать физику - охуенно дорого. кстати всем рекомендую книгу про f117 https://author.today/reader/16214/96878

там про то, как физику начали наёбывать за 3 копейки и куда это всё скатилось.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Интересная книжка, люблю такие. Ещё есть?

1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

то все пыль по сравнению с регламентами военной приемки )

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

тю. горячее баня - успешнее приёмка

раскрыть ветку (1)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

дров не хватит по каждому пункту баню топить.
ну а печени уж точно )

Автор поста оценил этот комментарий

ну тут вы тоже загнули с тысячной и миллионами)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку