435

Northrop B-2 Spirit. Самый дорогой серийный самолёт в истории

Northrop B-2 Spirit — американский тяжёлый малозаметный стратегический бомбардировщик, разработанный компанией Northrop Grumman. Первый современный серийный тяжёлый самолёт со схемой «летающее крыло». Предназначен для прорыва плотной противовоздушной обороны (ПВО) и доставки обычного или ядерного оружия. Начало полётов с 1989 года, производство прекращено в 1999 году.

При его создании были широко использованы технологии малой заметности: самолет был создан по схеме летающее крыло, его сопла были сделаны плоскими, чтобы раскаленный воздух быстрее остывал. Планер самолета был покрыт специальным радиопоглощающим покрытием(композиты на основе карбона и графита).

Northrop B-2 Spirit. Самый дорогой серийный самолёт в истории Текст, Длиннопост, Фотография, Армия, США, Авиация, Техника

Первый публичный полёт B-2 в 1989 году.


Конструкция

Бомбардировщик B-2 “Spirit” – 4-моторный дозвуковой самолёт – «бесхвостка» с фюзеляжем, функцию которого выполняет центроплан крыла. В передней части центроплана размещена 2-местная кабина экипажа, за ней – отсек с авионикой. Уровень автоматизации самолет был очень высоким. Это было связано с тем, что его экипаж состоял всего лишь из 2 человек. Для удобства экипажа были предусмотрены камбуз, койка и туалет.

Двигатели бомбардировщика находятся глубоко в корпусе, воздух к каждой паре подводится через S-образные каналы. Часть воздуха поступает не в двигатели, а используется для охлаждения выхлопа и снижения, путём этого, тепловой сигнатуры. Топливные баки находятся в крыльях и центроплане.

Northrop B-2 Spirit. Самый дорогой серийный самолёт в истории Текст, Длиннопост, Фотография, Армия, США, Авиация, Техника

Схема стелс геометрии B-2_Spirit, где для уменьшения ЭПР передние и задние кромки крыльев, грани воздухозаборников и сопел двигателя имеют параллельную геометрию.


Эксплуатация.

B-2 планировался как полная замена бомбардировщиков B-52(но как известно B-52 Stratofortress и по сей день стоят на вооружении США). По программе ATB ВВС США планировали закупить более 130 самолетов, но этого не произошло. На это повлияли как огромная стоимость проекта(по разным данным только на исследовательскую и проектную деятельность было потрачено 20млрд$), так и распад главного противника США. Позже была история, которая чуть не поставила крест на всей программе B-2.После объединения Германии американцам достался МиГ-29.В одном из испытательных полетов оказалось, что радар советского самолета видит B-2 даже на фоне земли. Информация о том, что советский перехватчик с легкостью может сбить B-2 быстро просочилась в прессу и случился большой скандал. По состоянию на 2018 год на вооружении ВВС США состоят 20 B-2 Spirit.Общая стоимость программы составила более 44 млрд$ по ценам 2004 года.

Изначально стоимость одного самолета составляла около 530млн$,а позднее стоимость превысила 1млрд$ за один самолет. Всего за период с 1987г по 2000г были созданы 21 самолет в т.ч. и опытный образец. Самолеты были размещены на базе «Уайтмэн» в штате Миссури. Именно на этой базе дислоцируется 509-е бомбардировочное авиакрыло(самолеты сбросившие бомбы на Хиросиму и Нагасаки в 1945 году были именно отсюда). На базе для бомбардировщиков B-2 была построена целая инфраструктура, которая была необходима для обслуживания этих дорогих самолетов. Для каждого самолета был построен ангар с системой кондиционирования и пожаротушения. При строительстве ангаров были использованы радиопоглощающие и композитные материалы. Связано это было с тем, что окружающая среда и ультрафиолетовое лучи негативно влияют на покрытие планера самолета.

Northrop B-2 Spirit. Самый дорогой серийный самолёт в истории Текст, Длиннопост, Фотография, Армия, США, Авиация, Техника

Аварии и катастрофы

По официальным данным США к 2010 году в небоевом происшествии был потерян один бомбардировщик B-2. 23 февраля 2008 года самолёт B-2 (серийный номер 89-0127, «Дух Канзаса») потерпел крушение у берегов тихоокеанского острова Гуам на американской военной базе Андерсен. Это был первый случай крушения самолёта этого типа. Двум лётчикам удалось катапультироваться. После аварии полёты всех самолётов этого типа были приостановлены. В конце апреля 2008 года полёты были возобновлены.

Комиссия по расследованию пришла к выводу, что причиной аварии стала халатность наземного персонала, не включившего обогрев приёмника воздушного давления для удаления скопившегося в нём конденсата. Из-за этого система управления самолёта получала завышенное значение скорости и преждевременно дала команду на отрыв от земли. Действия экипажа признаны правильными, других отклонений от штатного режима в работе бортовых систем не выявлено, а моделирование ситуации на тренажёре показало, что спасти самолёт было невозможно.

В феврале 2010 года ещё один В-2 (серийный номер 88-0332, «Дух Вашингтона») серьёзно пострадал в результате возгорания в моторном отсеке при запуске двигателей на той же авиабазе Андерсен. Повреждённый самолёт находился в ремонте почти 4 года и вновь поднялся в небо только 16 декабря 2013 года. Общая стоимость восстановительных работ превысила $105 миллионов.

Northrop B-2 Spirit. Самый дорогой серийный самолёт в истории Текст, Длиннопост, Фотография, Армия, США, Авиация, Техника

Все принятые на вооружение B-2 Spirit

Northrop B-2 Spirit. Самый дорогой серийный самолёт в истории Текст, Длиннопост, Фотография, Армия, США, Авиация, Техника

Взлёт B-2 с базы военно-воздушных сил США «Андерсен», располагающейся на острове Гуам в Тихом Океане.

Northrop B-2 Spirit. Самый дорогой серийный самолёт в истории Текст, Длиннопост, Фотография, Армия, США, Авиация, Техника

B-2 (по центру) в сравнении с истребителем F/A-18 Hornet и многоцелевыми истребителями F-16 Fighting Falcon


P.s Часть информации взята с youtube канала Авиасмотр

Найдены дубликаты

+47

А как он ПВО прорывать собрался? На дозвуке, без наступательного вооружения и с аэродинамикой транспортира.

раскрыть ветку 190
+26

украдкой

раскрыть ветку 1
+10
и солдатской смекалкой
+22

по факту из-за его стоимости - никак. слишком очкуют выпускать летающий кусок золота без прикрытия, поэтому сначала идут ракеты, потом ковровые бомбардировки, потом зачистки, а уж потом Б2 приносит боньбу, ибо ну что-то же он должен сделать

раскрыть ветку 8
+4

А кто воюет по другому?) И B-2 умеет в ракеты из-за пределов ПВО противника

раскрыть ветку 7
+9

На малой высоте и типа с невидимостью для радаров. "Проскользнуть незаметно"

раскрыть ветку 38
+5

Это как? А пограничные посты и секреты? Его же визуально видно прекрасно, тем более на малой высоте

раскрыть ветку 36
0

И с банкой вазелина)

+9

Насколько я помню это разные концепции применения стратегической авиации.
Есть самолёты типа Ту-160 и Rockwell B-1 Lancer. Они являются самолётами маловысотного прорыва ПВО. Они способны летать на сверхзвуке.

А есть концепция, по которой самолёт тихо летает в заданном районе, чтобы в нужный момент пустить крылатые ракеты вне зоны действия вражеской ПВО и тихо уйти.
Это самолёты типа B2 и разрабатываемые ПАК ДА и B3. Эти самолёты уже дозвуковые и выполнены по технологии стелс.

раскрыть ветку 2
+10

Увы. С ТУ-160 вы ошиблись с применением. Он не предназначен для маловысотного прорыва, в отличии от В-1.

+9

Про Rockwell B-1 Lancer верно.


А вот Ту-160 задуман для бомбардировки без входа в зону действия ПВО противника.
Его вооружение ракеты Х-15, Х-55, Х-101. Которые как раз и осуществляют прорыв ПВО, Х-15 баллистическая ракета, а Х-55 и Х-101 крылатые ракеты с огибанием рельефа на предельно малых высотах.

+6

Он нужен был бомбить арабов в основном, с устаревшими ПВО. Парадокс вооружений крупных стран состоит в том, что у них мощнейшее и новейшее оружие, которое вряд ли будет воевать. Поэтому не спеша делают Армату, которая вряд ли реально понадобится, а мощности направляются в основном на какой-нибудь Т72 для продажи другим странам. У США так же, будут продавать F35 всем вокруг, а у самих могут 50-и летние Б52 стоять на вооружении.

+6

Судя по бесславному завершению программы - никак. Чистый незамутненный попил.

0

Ну у них никто не думал, что у русских еще остались "древние" радары, работающие в метровом диапазоне:))) А в дециметровом он почти невидем :)))

раскрыть ветку 123
+8

толку то, для наведения ракет метровые  не используешь, антенну такого размера в ракету не вкорячить и селекция на метре хуйская. т.е. прорыв пво будет методом его полного выноса с дистанции, где ракеты пво не будут его видеть.

раскрыть ветку 119
+1

Они не древние, они наводят более точные радары.

раскрыть ветку 2
-4

Доктрина прорыва уже устарела, когда ракеты на 5000 км. спокойно идут, не нужно входить в зону ПВО противника, хотя конечно такие возможности только у РФ. Ну и конечно гиперзвук на подходе.

раскрыть ветку 10
+5

Ох уж эти шапкозакидатели... Вы серьезно уверены в абсолютно техническом превосходстве РФ над США, Китаем, Японией? Они все тупые, ничего сделать не могут, а мы ого-го?

раскрыть ветку 9
+27

Но все же никто не отменит того факта что самолет выглядит просто шедеврально

раскрыть ветку 29
+5

Угу, летает только так себе. Большой "Хромой Гоблин", сиречь, F-117.

раскрыть ветку 26
+17

потому что ф117 это самолёт, где положили хуй на всё, кроме незаметности, он построен вокруг этой идеи. и несмотря на шум вокруг сбитого самолёта чуть ли не лопатой, успешность применения ф117 зашкаливает

раскрыть ветку 19
+1

тогда почему новейший БПЛА РФ выглядит как под копирку?

раскрыть ветку 5
-9

Жаль сбивается советскими ракетами, произведенными 60 лет назад.

раскрыть ветку 1
+5

И сколько Б-2 сбили советскими ракетами, если не секрет? ))

ещё комментарии
+22

Для понимания, стоимость программы Boeing 787 - 32 миллиарда. При этом несмотря на своё новаторство, это достаточно обычный самолёт. Так что даже с учётом инфляции разработка очень прорывного В2 не выглядит запредельной. Другой вопрос, что "серия" составила всего 20 самолётов, откуда и выросла цена единицы. Сделали бы их 200 - и цена была бы достаточно скромная.

раскрыть ветку 17
+12

даже без учета разработки стоимость одного борта тогда была около миллиарда, увеличив тираж в десять раз, вряд ли можно добиться общего снижения цены единицы более чем на 25-30%

плюс нестандартный и дорогостоящий регламент обслуживания

раскрыть ветку 5
+7

Сейчас, на опыте эксплуатации B-2, американцы требуют от нового B-21 цены в 550млн$ и унификации под все вооружение + модернизации.

Посмотрим выйдет ли))

раскрыть ветку 1
+3

Производство первых ~10 серийных самолётов, всегда стоит дорого, они выходят "золотыми" вне зависимости от типа.

Даже для постройки одного самолёта нужна целая куча стапелей и наземного оборудования, а стапелю, например, крыла - абсолютно похеру сколько крыльев на нем склепают, 1, 10 или 100.

Опять же, при постройке большой серии изделий можно применить дешёвые виды обработки - например литьё, штамповка, вместо фрезера с ЧПУ. Когда применение этих техпроцессов при штучном производстве так же экономически невыгодны.

Один из ярких примеров - производство Т-34 в войну, к концу его производства стоимость одной единицы была в два раза дешевле, чем в начале. Большая серия ведёт к повышению технологичности

раскрыть ветку 2
+6

стоимость обслуживания всё равно была бы запредельной

раскрыть ветку 10
+4

Не без этого) Но в широко растиражированной сумме в 2 миллиарда за самолёт есть некоторое лукавство.

Сложные времена авиации настали. Новые идеи чудовищно дорогие, создать новый самолёт стоит на порядок дороже существующих, а преимуществ немного.

раскрыть ветку 9
+5
После объединения Германии американцам достался МиГ-29.В одном из испытательных полетов оказалось, что радар советского самолета видит B-2 даже на фоне земли. Информация о том, что советский перехватчик с легкостью может сбить B-2 быстро просочилась в прессу и случился большой скандал.

А есть ссылка? Было бы интересно почитать.

раскрыть ветку 5
+8

Чёт я быстро погуглил, ничего дельного не нашёл. Пару сомнительных русскоязычных источников.
Нашёл только что-то типа такого
http://www.airwar.ru/enc/bomber/b2.html

Если это правда, то интересно, с какого расстояния МиГ-29 видел B2 на фоне земли. Если это 500 м, то херня это, а не информация.

Не люблю, когда люди от скуки придумывают какие-то воображаемые поводы для гордости вместо того, чтобы гордиться чем-то реальным. Как это было с пролётом су-24 с Хибинами над Дональдом Куком. :/

История авиации СССР/России имеет много слишком много ярких страниц, чтобы её ещё засорять всяким мусором.

раскрыть ветку 4
-4

Например можно гордиться комплексом С-125 61-го года, который сбивает этот утюг.

раскрыть ветку 3
+4

Зуев угнал Миг29 ещё до объединения Германии. Его Миг вернули, но, думаю, что опробовали и сняли параметры.

+4
Иллюстрация к комментарию
+4

Он устарел ещё до своего появления, ещё в конце 70х было ясно что ПВО будут прорывать КР, что бомбардировщики в зону входить не будут, а раз так то В-52 и ту-95 вполне годятся на роль носителей дальних КР. В общем крайне странная трата денег

раскрыть ветку 15
+8