Ничто не забыто? А не забыто ли то что формальной блокады не было и всегда было доступно ладожское озеро с сотнями судов Ладожской флотилии?
раскрыть ветку (20)
К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовала объединённая военно-морская флотилия противника. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.(с)вики
лень было искать менее сухой текст, но вы серьезно считаете себя таким умным?
лень было искать менее сухой текст, но вы серьезно считаете себя таким умным?
ещё комментарии
Брехня. Советские силы и силы противника на Ладоге не сравнимы (еще бы, это внутренне советское озеро.). Можете поискать статистику потерь судов на Ладоге за время блокады. Сейчас линк не найду, но цифры там следующие - потеряно было всего около 10% судов, основная причина шторма. Такая же история потерь советской авиации над Ладогой - потеряны единицы самолетов.
Что касается досягаемости артиллерии - то это бред по двум причинам: Во-первых откуда немцам знать про конвой, кто будет наводить артиллерию? Во-вторых берем карты и смотрим, что сделать крюк и оказаться в зоне недосягаемости любой артиллерии - на Ладоге вообще не проблема.
Немцы никогда существенно не припятствовали снабжению.
Что касается досягаемости артиллерии - то это бред по двум причинам: Во-первых откуда немцам знать про конвой, кто будет наводить артиллерию? Во-вторых берем карты и смотрим, что сделать крюк и оказаться в зоне недосягаемости любой артиллерии - на Ладоге вообще не проблема.
Немцы никогда существенно не припятствовали снабжению.
раскрыть ветку (2)
ещё комментарии
ещё комментарий
ещё комментарии
ещё комментарии
раскрыть ветку (14)
Не на это пруф. Пруф на то что ладожская флотилия ЯКОБЫ была способна снабжать весь Ленинград провизией....
Карты тех лет я знаю не хуже, ИМХО.
Карты тех лет я знаю не хуже, ИМХО.
ещё комментарии
"К началу 1941 г. в составе СЗРП находилось 323 буксира, 960 несамоходных судов общей грузоподъемностью 420 тыс. т, 39 грузопассажирских и 28 служебно-вспомогательных судов. "
Для того чтобы снабжать 2,5 млн человек 1 килограммом пищи в сутки (что даже много) нужно 2,5 тыс. тонн в день.
Линк на пруф:
http://militera.lib.ru/h/kovalchuk_vm/02.html
Для того чтобы снабжать 2,5 млн человек 1 килограммом пищи в сутки (что даже много) нужно 2,5 тыс. тонн в день.
Линк на пруф:
http://militera.lib.ru/h/kovalchuk_vm/02.html
раскрыть ветку (12)
1). К НАЧАЛУ 1941. Т.е. На январь. Сколько из них уцелели к 8 сентября?
2).Где их могли разгружать? Для разгрузки -погрузки большого количества грузов (2,5килотонны) нужны- причалы, подъездные Жд и автодороги....
3) Кроме этих 2.5Кт необходимы были- топливо, одежда, боеприпасы......
пока обсудим это, а далее продолжим?
2).Где их могли разгружать? Для разгрузки -погрузки большого количества грузов (2,5килотонны) нужны- причалы, подъездные Жд и автодороги....
3) Кроме этих 2.5Кт необходимы были- топливо, одежда, боеприпасы......
пока обсудим это, а далее продолжим?
ещё комментарии
1) Откуда мне занать? ) Вам известно о значительных потерях среди гражданских судов на ладоге? С чего бы вдруг?
2) В Ленинграде причалы определенно есть. Да и построить временный причал - не бог весть какое инженерное искусство нужно.
3) 420 тыс тонн? Вам мало?
2) В Ленинграде причалы определенно есть. Да и построить временный причал - не бог весть какое инженерное искусство нужно.
3) 420 тыс тонн? Вам мало?
раскрыть ветку (8)
Вы читали книгу? Ту с которой послали пруф? и причем тут сам Ленинград? Между Ленинградом и Ладогой -река Нева. На одном берегу немцы. Ширина реки в том районе- не больше 400-600м. Пулемет- (Даже не орудие ) имеет дальность стрельбы БОЛЕЕ километра. И Как в таких условиях вы это себе представляете?
ЛЕГКО? Временные причалы? почитайте книжку http://militera.lib.ru/memo/russian/sb_inzhvoyska_goroda_fro... Тут вам четко показано как "легко было построить эти временные причалы..."
ЛЕГКО? Временные причалы? почитайте книжку http://militera.lib.ru/memo/russian/sb_inzhvoyska_goroda_fro... Тут вам четко показано как "легко было построить эти временные причалы..."
ещё комментарии
Под Ленинградом я имел в виду западный берег Ладоги.
Перестаньте, ни вы, ни автор не убедите меня что, построить деревянный пирс метров на 20 по технологиям первого тысячелетия до нашей эры - это сложная инженерная задача.
Беломорканал построить смогли, а пирс сложно.
Перестаньте, ни вы, ни автор не убедите меня что, построить деревянный пирс метров на 20 по технологиям первого тысячелетия до нашей эры - это сложная инженерная задача.
Беломорканал построить смогли, а пирс сложно.
раскрыть ветку (6)
Пройдите по Вашей же ссылке и прочитайте ниже. Там отлично говорится о количестве бухт, в ТЕОРИИ способных принимать корабли. Учтите сказанное там
Вопрос о строительстве новых пристаней на озере возник еще до потери Шлиссельбурга. 30 августа 1941. г. Государственный Комитет Обороны предложил немедленно подготовить фронт разгрузки в районе железнодорожной станции Ладожское Озеро для направления сюда барж в случае необходимости.{151} 1 сентября 1941 г. Военный совет Ленинградского фронта приказал начальнику Управления пути Северо-Западного бассейна Наркомречфлота Бородину произвести рекогносцировку возможных мест разгрузки озерных барж от мыса Осиновец до мыса Морьин Нос и составить технические проекты постройки причалов для приема 12 озерных барж ежесуточно.{152}
5 сентября 1941 г. Военному совету фронта были доложены результаты обследования западного побережья Ладожского озера для определения возможности строительства там гаваней.
Обследованием было установлено, что пунктами, годными для устройства пристаней, являлись гавани Осиновец и Гольсмана. Осиновецкая гавань площадью около 5 тыс. кв. м расположена у Осиновецкого маяка, в 500 м от железной дороги Ленинград — Ладожское Озеро и в 1,5 км от станции Ладожское Озеро. Гядом с гаванью, в 250 м, проходило шоссе Ленинград — Морье. Побережье в районе гавани было покрыто высоким лесом, что создавало удобные условия для укрытия грузов. С севера и востока гавань ограждена была каменной дамбой общей протяженностью 400 м. В некоторых местах дамба была разрушена. С юга гавань защищена мысом Сосновец и частично мысом Осиновец. Имевшаяся в гавани для разгрузки судов 200-метровая деревянная эстакада сгнила. Глубина гавани была небольшой. Вход в гавань на протяжении 40 м и середина гавани имели глубину до 2 м, а около дамбы и остатков эстакады — всего от 1 м и меньше. Таким образом, для того чтобы в Осиновецкой гавани можно было вести разгрузочные работы, нужно было построить причалы с подъездными путями к ним и провести дноуглубительные работы, так как большинство судов и кораблей, находившихся на Ладоге, имело осадку более 2 м. Объем первой очереди землечерпательных работ определялся в 70 тыс. куб. м грунта. Проведение этих работ давало возможность ежесуточно разгружать до 12 озерных судов.{153}
Гавань Гольсмана площадью около 2 тыс. кв. м расположена в 5 км севернее Осиновецкой гавани в лесистой местности и в 3 км от ст. Ладожское Озеро. В 150 м от гавани проходило шоссе. В гавани имелась эстакада на одно судно. Глубины в гавани были небольшие и колебались от 1 до 2 м. Вход в гавань имел глубину всего 1.5 м. [62] После проведения углубительных работ в гавани, объем которых определялся в 8350 куб. м грунта, можно было одновременно разгружать не более 3 судов.{154}
Третьим пунктом, где было возможно строительство причалов, являлась довольно обширная бухта Морье, расположенная севернее гавани Голъсмана, в 5 км от северного конца станционных путей ст. Ладожское Озеро. Однако к началу установления фашистской блокады Ленинграда никакого оборудования для разгрузки судов в бухте Морье не было.
Несмотря на то что на западном берегу Ладоги почти полностью отсутствовали даже минимальные условия для разгрузки судов, Военный совет Ленинградского фронта в связи с захватом 8 сентября 1941 г. Шлиссельбурга немецко-фашистскими войсками своим постановлением от 9 сентября вынужден был всю работу по разгрузке и приему продовольственных и воинских грузов перенести в Осиновецкую гавань. Уполномоченным Военного совета фронта по оборудованию гавани и по организации разгрузочных работ был назначен капитан 1-го ранга Н. Ю. Авраамов, а его заместителем — начальник СЗРП И. И. Логачев. В подчинение Н. Ю. Авраамова передавались Балттехфлот Наркомстроя СССР с землечерпательным флотом и обслуживающим персоналом для дноуглубительных работ; ЭПРОН в части выполнения необходимых водолазных работ; аппарат строительства, сформированный начальником СЗРП, в распоряжение которого выделялись старые речные баржи для использования в качестве временных причалов, 2 строительных и 1 саперный батальон. Начальнику тыла фронта было вменено в обязанность к 10 сентября сосредоточить в районе Осиновецкой гавани штат и средства Шлиссельбургского перевалочного района в составе аппарата управления, 2 рабочих батальонов, караульной роты, складов, 20 автомашин. Срок готовности гавани к приему одного судна был установлен 11 сентября, 5 судов — 18 сентября, 12 судов — 25 сентября 1941 г.{155} Большое внимание задачам налаживания водных перевозок по Ладожскому озеру уделяла Ленинградская партийная организация. 9 сентября 1941 г. в Смольном состоялось совещание руководящих работников обкома и горкома партии, Ладожской военной флотилии и Северо-Западного речного пароходства, посвященное обсуждению этих задач. На совещании выступил А. А. Жданов. Он сказал, что от военных моряков и водников СЗРП зависит судьба Ленинграда, и потребовал по-боевому развернуть строительство причалов на западном берегу Ладожского озера. После обмена мнениями были выработаны рекомендации, как лучше организовать навигацию.{156} [63]
19 сентября 1941 г. ответственность за принятие всех необходимых мер по упорядочению организации строительства и погрузочно-разгрузочных работ в Осиновце, а также по форсированию перевозок по Ладожскому озеру Военный совет фронта возложил на адмирала И. С. Исакова. И. С. Исакову было поручено привлечь для этой цели все необходимые организации, силы и средства. Ему был также поручен контроль за состоянием дела с прикрытием ПВО и охраной перевозок кораблями Ладожской военной флотилии.{157}
21 сентября 1941 г. во изменение постановления от 9 сентября Военный «совет фронта возложил на инженерный отдел Краснознаменного Балтийского флота обеспечение портового строительства в Осиновце материалами и оборудованием по заявкам Н. Ю. Авраамова, а также руководство всеми дноуглубительными работами на Ладожском озере. В связи с этим инженерному отделу КБФ передавались все снаряды и шаланды с обслуживающим персоналом и аппаратом Управления Балттехфлота.{158}
Таким образом, командование Ленинградского фронта принимало все необходимые меры для спешнбго строительства портовых сооружений на западном берегу Ладоги, без чего невозможны были водные перевозки. В районе Осиновца закипела работа. В первую очередь предстояло провести дноуглубительные работы, чтобы создать необходимые глубины для подхода судов. В течение сентября 1941 г. эти работы в Осиновецкой гавани были проведены земснарядами «Константин», «Рижская» и «Северо-западный-4». За время навигации 1941 г. землечерпательные работы были проведены также в гавани Гольсмана, бухте Морье и созданы две новые гавани — Каботажная и Новая Гавань. Основные работы здесь были проведены земснарядом « Северо-западный-7».{159}
В течение короткого времени бойцы строительных и саперных батальонов и ленинградские рабочие соорудили на западном берегу Ладоги пирсы, соединили их узкоколейкой с основной железнодорожной магистралью, выстроили различные склады, вырыли землянки. Из Ленинграда были переправлены краны, транспортеры, мотовозы и другое оборудование. Всего к концу сентября 1941 г. в Осиновце было построено 2 причала с глубинами на подходах 2.5 м, в гавани Гольсмана — 2 причала с глубинами 2,5 и 1,7 м и в бухте Морье — одна дамба с глубинами до 2 м.{160} [64]
А вот по кораблям. ИЗ ТОЙ ЖЕ КНИГИ
В результате к началу блокады Ленинграда СЗРП имело на Ладожском озере и на Волхове всего 5 озерных и 72 речных буксира, 29 озерных и около 100 речных барж. По своему состоянию суда, особенно несамоходные, были малопригодны для плавания по Ладоге. Поэтому для перевозок были выделены только 43 деревянные сухогрузные, 4 металлические и 2 деревянные нефтеналивные баржи. При этом из выделенных судов более 20 сухогрузных барж из-за своей ветхости не могли плавать по озеру в осенний период. Слабые крепления барж не выдерживали напора волн, и баржи часто тонули или выходили из строя.{162}
Вопрос о строительстве новых пристаней на озере возник еще до потери Шлиссельбурга. 30 августа 1941. г. Государственный Комитет Обороны предложил немедленно подготовить фронт разгрузки в районе железнодорожной станции Ладожское Озеро для направления сюда барж в случае необходимости.{151} 1 сентября 1941 г. Военный совет Ленинградского фронта приказал начальнику Управления пути Северо-Западного бассейна Наркомречфлота Бородину произвести рекогносцировку возможных мест разгрузки озерных барж от мыса Осиновец до мыса Морьин Нос и составить технические проекты постройки причалов для приема 12 озерных барж ежесуточно.{152}
5 сентября 1941 г. Военному совету фронта были доложены результаты обследования западного побережья Ладожского озера для определения возможности строительства там гаваней.
Обследованием было установлено, что пунктами, годными для устройства пристаней, являлись гавани Осиновец и Гольсмана. Осиновецкая гавань площадью около 5 тыс. кв. м расположена у Осиновецкого маяка, в 500 м от железной дороги Ленинград — Ладожское Озеро и в 1,5 км от станции Ладожское Озеро. Гядом с гаванью, в 250 м, проходило шоссе Ленинград — Морье. Побережье в районе гавани было покрыто высоким лесом, что создавало удобные условия для укрытия грузов. С севера и востока гавань ограждена была каменной дамбой общей протяженностью 400 м. В некоторых местах дамба была разрушена. С юга гавань защищена мысом Сосновец и частично мысом Осиновец. Имевшаяся в гавани для разгрузки судов 200-метровая деревянная эстакада сгнила. Глубина гавани была небольшой. Вход в гавань на протяжении 40 м и середина гавани имели глубину до 2 м, а около дамбы и остатков эстакады — всего от 1 м и меньше. Таким образом, для того чтобы в Осиновецкой гавани можно было вести разгрузочные работы, нужно было построить причалы с подъездными путями к ним и провести дноуглубительные работы, так как большинство судов и кораблей, находившихся на Ладоге, имело осадку более 2 м. Объем первой очереди землечерпательных работ определялся в 70 тыс. куб. м грунта. Проведение этих работ давало возможность ежесуточно разгружать до 12 озерных судов.{153}
Гавань Гольсмана площадью около 2 тыс. кв. м расположена в 5 км севернее Осиновецкой гавани в лесистой местности и в 3 км от ст. Ладожское Озеро. В 150 м от гавани проходило шоссе. В гавани имелась эстакада на одно судно. Глубины в гавани были небольшие и колебались от 1 до 2 м. Вход в гавань имел глубину всего 1.5 м. [62] После проведения углубительных работ в гавани, объем которых определялся в 8350 куб. м грунта, можно было одновременно разгружать не более 3 судов.{154}
Третьим пунктом, где было возможно строительство причалов, являлась довольно обширная бухта Морье, расположенная севернее гавани Голъсмана, в 5 км от северного конца станционных путей ст. Ладожское Озеро. Однако к началу установления фашистской блокады Ленинграда никакого оборудования для разгрузки судов в бухте Морье не было.
Несмотря на то что на западном берегу Ладоги почти полностью отсутствовали даже минимальные условия для разгрузки судов, Военный совет Ленинградского фронта в связи с захватом 8 сентября 1941 г. Шлиссельбурга немецко-фашистскими войсками своим постановлением от 9 сентября вынужден был всю работу по разгрузке и приему продовольственных и воинских грузов перенести в Осиновецкую гавань. Уполномоченным Военного совета фронта по оборудованию гавани и по организации разгрузочных работ был назначен капитан 1-го ранга Н. Ю. Авраамов, а его заместителем — начальник СЗРП И. И. Логачев. В подчинение Н. Ю. Авраамова передавались Балттехфлот Наркомстроя СССР с землечерпательным флотом и обслуживающим персоналом для дноуглубительных работ; ЭПРОН в части выполнения необходимых водолазных работ; аппарат строительства, сформированный начальником СЗРП, в распоряжение которого выделялись старые речные баржи для использования в качестве временных причалов, 2 строительных и 1 саперный батальон. Начальнику тыла фронта было вменено в обязанность к 10 сентября сосредоточить в районе Осиновецкой гавани штат и средства Шлиссельбургского перевалочного района в составе аппарата управления, 2 рабочих батальонов, караульной роты, складов, 20 автомашин. Срок готовности гавани к приему одного судна был установлен 11 сентября, 5 судов — 18 сентября, 12 судов — 25 сентября 1941 г.{155} Большое внимание задачам налаживания водных перевозок по Ладожскому озеру уделяла Ленинградская партийная организация. 9 сентября 1941 г. в Смольном состоялось совещание руководящих работников обкома и горкома партии, Ладожской военной флотилии и Северо-Западного речного пароходства, посвященное обсуждению этих задач. На совещании выступил А. А. Жданов. Он сказал, что от военных моряков и водников СЗРП зависит судьба Ленинграда, и потребовал по-боевому развернуть строительство причалов на западном берегу Ладожского озера. После обмена мнениями были выработаны рекомендации, как лучше организовать навигацию.{156} [63]
19 сентября 1941 г. ответственность за принятие всех необходимых мер по упорядочению организации строительства и погрузочно-разгрузочных работ в Осиновце, а также по форсированию перевозок по Ладожскому озеру Военный совет фронта возложил на адмирала И. С. Исакова. И. С. Исакову было поручено привлечь для этой цели все необходимые организации, силы и средства. Ему был также поручен контроль за состоянием дела с прикрытием ПВО и охраной перевозок кораблями Ладожской военной флотилии.{157}
21 сентября 1941 г. во изменение постановления от 9 сентября Военный «совет фронта возложил на инженерный отдел Краснознаменного Балтийского флота обеспечение портового строительства в Осиновце материалами и оборудованием по заявкам Н. Ю. Авраамова, а также руководство всеми дноуглубительными работами на Ладожском озере. В связи с этим инженерному отделу КБФ передавались все снаряды и шаланды с обслуживающим персоналом и аппаратом Управления Балттехфлота.{158}
Таким образом, командование Ленинградского фронта принимало все необходимые меры для спешнбго строительства портовых сооружений на западном берегу Ладоги, без чего невозможны были водные перевозки. В районе Осиновца закипела работа. В первую очередь предстояло провести дноуглубительные работы, чтобы создать необходимые глубины для подхода судов. В течение сентября 1941 г. эти работы в Осиновецкой гавани были проведены земснарядами «Константин», «Рижская» и «Северо-западный-4». За время навигации 1941 г. землечерпательные работы были проведены также в гавани Гольсмана, бухте Морье и созданы две новые гавани — Каботажная и Новая Гавань. Основные работы здесь были проведены земснарядом « Северо-западный-7».{159}
В течение короткого времени бойцы строительных и саперных батальонов и ленинградские рабочие соорудили на западном берегу Ладоги пирсы, соединили их узкоколейкой с основной железнодорожной магистралью, выстроили различные склады, вырыли землянки. Из Ленинграда были переправлены краны, транспортеры, мотовозы и другое оборудование. Всего к концу сентября 1941 г. в Осиновце было построено 2 причала с глубинами на подходах 2.5 м, в гавани Гольсмана — 2 причала с глубинами 2,5 и 1,7 м и в бухте Морье — одна дамба с глубинами до 2 м.{160} [64]
А вот по кораблям. ИЗ ТОЙ ЖЕ КНИГИ
В результате к началу блокады Ленинграда СЗРП имело на Ладожском озере и на Волхове всего 5 озерных и 72 речных буксира, 29 озерных и около 100 речных барж. По своему состоянию суда, особенно несамоходные, были малопригодны для плавания по Ладоге. Поэтому для перевозок были выделены только 43 деревянные сухогрузные, 4 металлические и 2 деревянные нефтеналивные баржи. При этом из выделенных судов более 20 сухогрузных барж из-за своей ветхости не могли плавать по озеру в осенний период. Слабые крепления барж не выдерживали напора волн, и баржи часто тонули или выходили из строя.{162}
раскрыть ветку (5)
Эээ, юноша, вы тут двумя сообщения выше писали, что баржи разгружать негде было, а из приведенной вами цитаты следует что к сентябрю пирсы таки построили? Вы сами с собой спорите и даже не замечаете))
Автор книжки - такой же советский "историк", оправдывающий советскую официальную ложь. Если у вас голодающий 2,5 милионный город, то можно хоть весь советский речной флот на Ладогу перегнать по внутренним речным путям.
Смиритесь, людей просто не хотели кормить.
Автор книжки - такой же советский "историк", оправдывающий советскую официальную ложь. Если у вас голодающий 2,5 милионный город, то можно хоть весь советский речной флот на Ладогу перегнать по внутренним речным путям.
Смиритесь, людей просто не хотели кормить.
раскрыть ветку (4)
ещё комментарии
ещё комментарии
и ещё- из вашей же книги На следующий день, 2 сентября 1941 г., Военный совет издал новое постановление. Командующему Ладожской военной флотилией капитану 1-го ранга Б. В. Хорошхину было приказано организовать конвоирование, противоминную оборону (ПМО), противоторпедную оборону (ПТО) и навигационное и спасательное обеспечение караванов судов по Ладожскому озеру, каналам и рекам Неве, Свири и Волхову, а также установить дополнительное число постов Службы наблюдения и связи (СНиС) для наблюдения за всей трассой перевозок. Для непосредственного руководства военно-морским обеспечением транспортных операций в штат Ладожской военной флотилии — вводилась должность заместителя командующего флотилией, на которую был назначен капитан 1-го ранга Н. Ю. Авраамов.{149}
Как видно из приведенных документов, в них речь шла о перевозке грузов Ладожским озером и по р. Неве до Шлиссельбурга и Ленинграда. Но с выходом немецко-фашистских войск к р. Неве в районе Ивановского судоходный путь к Ленинграду был практически прерван в день подписания постановления ГКО. Шлиссельбург недолго служил перевалочным пунктом. 8 сентября 1941 г. он был занят противником. Поэтому на его причалы с 1 по 7 сентября успели доставить только 7 барж с продовольствием и боеприпасами.{150} Потеря Шлиссельбурга поставила под угрозу возможность дальнейших перевозок, так как никаких других пунктов разгрузки судов не существовало. Поэтому важнейшей задачей, от решения которой зависела связь Ленинграда со страной, являлось создание хотя бы минимальных условий для разгрузки судов на западном берегу Ладожского озера. [61]
Как видно из приведенных документов, в них речь шла о перевозке грузов Ладожским озером и по р. Неве до Шлиссельбурга и Ленинграда. Но с выходом немецко-фашистских войск к р. Неве в районе Ивановского судоходный путь к Ленинграду был практически прерван в день подписания постановления ГКО. Шлиссельбург недолго служил перевалочным пунктом. 8 сентября 1941 г. он был занят противником. Поэтому на его причалы с 1 по 7 сентября успели доставить только 7 барж с продовольствием и боеприпасами.{150} Потеря Шлиссельбурга поставила под угрозу возможность дальнейших перевозок, так как никаких других пунктов разгрузки судов не существовало. Поэтому важнейшей задачей, от решения которой зависела связь Ленинграда со страной, являлось создание хотя бы минимальных условий для разгрузки судов на западном берегу Ладожского озера. [61]
ещё комментарии
Я ссылаюсь на эту книгу, как на источник статистических данных.
Если вы месяцами не можете найти или создать пирсы на 60-километровой обжитой прибрежной полосе - вы или идиот, или у вас это не приоритете.
Если вы месяцами не можете найти или создать пирсы на 60-километровой обжитой прибрежной полосе - вы или идиот, или у вас это не приоритете.
ещё комментарий
ещё комментарии
ещё комментарии
ещё комментарии