590

Ничто не забыто, кроме совести: Жители молдавского села сами стали собирать деньги на восстановление памятника советскому солдату

Со стены мемориального комплекса уже пропадают таблички с именами жителей села Старая Кобуска, погибших в годы Великой Отечественной

Ничто не забыто, кроме совести: Жители молдавского села сами стали собирать деньги на восстановление памятника советскому солдату Память, Совесть, Молдова, Памятник советскому солдату, Длиннопост

- Вот мой отец... Здесь его фамилия.... - Николай Чебан гладит рукой полинявшие от непогоды буквы «В.З.Чебан» его сын. Он сам давно уже старше своего отца, погибшего в 1945-м в Чехословакии. - Ему было 35, когда он погиб. А вот брат отца, Абрам Захарович...


Нам в редакцию позвонил житель села Старая Кобуска Новоаненского района Дмитрий Дунай. Он всю жизнь выписывает «Комсомолку», страшно сказать, уже 58 лет!


- Приезжайте! - попросил нас Дмитрий Леонтьевич. - Мы уже не знаем, что делать!


И мы поехали.

Ничто не забыто, кроме совести: Жители молдавского села сами стали собирать деньги на восстановление памятника советскому солдату Память, Совесть, Молдова, Памятник советскому солдату, Длиннопост

«Получил пинок под зад от румынского жандарма, когда подкармливал евреев в гетто»


До Старой Кобуски, оказывается, не так просто доехать. Одна дорога из-за ремонта моста закрыта, трясемся по другой — проселочной. Село — небольшое, около 2400 жителей. Но село выглядит пустым. Понятно, почему: кто - в поле, кто — за границей, на заработках. Дмитрию Леонтьевичу — 84 года. Несмотря на возраст, он бодр и активен.

Ничто не забыто, кроме совести: Жители молдавского села сами стали собирать деньги на восстановление памятника советскому солдату Память, Совесть, Молдова, Памятник советскому солдату, Длиннопост

Мы стоим у сельского воинского мемориала. Вернее, у того, что от него осталось. Гипсовый солдат, устало прислонившийся к винтовке, похож на окруженца, перешедшего через линию фронта, к своим спустя месяц блужданий по немецким тылам. Только этот солдат, хоть и вышел к своим, но встретили его тут неласково. Гипсовая штукатурка везде облезла, осыпается от одного прикосновения руки, его лицо настолько изъедено ветрами, дождями и снегами, что может вызвать только оторопь и вселяет страх. Вечный огонь, обрамленный пятиконечной звездой, давно потух, его уже не разжечь. Мемориальные дощечки еще висят, правда, одна из них исчезла. А ведь на них выбиты имена жителей Старой Кобуски, которые не вернулись с войны. Всего 72 человека, вернее, аж 72 человека, крестьянина, которые могли бы заниматься самым мирным трудом на земле, растить детей и выращивать урожай, давить виноград, женить сыновей, а дочурок выдавать замуж, а потом возиться с внуками...


- Этому памятнику уже более 30 лет, - вздыхает Майя Куптор. - Я без слез не могу смотреть, во что он превратился сегодня...


Женщина, на самом деле, отворачивается, чтобы утереть набежавшие слезы.


- Я сам кишиневец, родился на улице Измаильской, 94! - с гордостью говорит Дмитрий Дунай. - Мне было семь лет, когда война началась. Помню, как немцы и румыны бомбили Кишинев в 41-м и как наши бомбили в 44-м, в субботу, как раз перед Троицей. Помню, как на улице Сфынтул Георге в Кишиневе сгоняли в гетто евреев и цыган. Тысяч сорок человек. Горожане их подкармливали. Их в гетто неделю продержали, в потом ночью построили в колонну, вывели на Измальскую улицу и пешком погнали в Дубоссары, где и расстреляли. Я еще пинком по заднице от румынского жандарма получил, когда полез в гетто, чтобы дать хлеба голодным. Это же люди... Как все это не помнить?!


Дмитрий Леонтьевич еще помнит, как встречали советские войска в 1944 году:


- Люди плакали! Цветы кидали!


При советской власти памятник и сам мемориальный комплекс всегда был в порядке.


- Каждый год ко Дню Победы подкрашивали, реставрировали, - делится со мной Анатолий Сырбу, служивший в железнодорожных войсках, строивших Байкало-Амурскую магистраль. БАМ навсегда в его сердце, как и СССР, как и память о той войне - А как Союз распался. Перестали! Кончился Союз и памятник никому оказался не нужен.


Еще лет десять после этого памятник, да и весь мемориальный комплекс, еще держался без ремонта и реставрации.


- Куда мы ни обращались, все без толку! - продолжает Дмитрий Леонтьевич. - Потому и позвонил вам, так как всю жизнь выписываю «Комсомолку». Я никогда никого не беспокоил по личному поводу, но тут ведь дело такое...


И День Победы у нас в селе торжественно уже давно не празднуется. - вздыхает Майя Куптор. - И школьники не приходят возложить цветы к памятнику советскому солдату...Привести их сюда и что они увидят?!


«Люди готовы отдать последнее, чтобы вернуть памятник в прежнем виде!»


Николай Чебан гладит загрубевшей стариковской рукой выцветшие на мемориальной доске буквы, составляющие все, что осталось от солдата Василия Чебана, павшего в Чехословакии, освобождая Европу от фашизма:


- Мы ведь последние остались, кто знал этих людей, погибших во время Великой Отечественной. Там фамилии моих родственников, соседа, который я помню.


На реставрацию памятника необходимо примерно 30 тысяч леев.


- Мы даже решили собирать деньги сами, всем селом, - говорит Дмитрий Леонтьевич. - Но село у нас такое бедное, так обокрали во время приватизации, не дай Бог, работы у людей нет...Но стыдно же пойти к старухе и попросить у нее 15 леев! Люди готовы отдать последнее, но не стоит у них брать деньги!


Да, село — небогатое. Это видно хотя бы потому что в самом центре, недалеко от здания примарии есть две точки, где продают одежду и домашнюю утварь сэконд-хэнд. Детская обувь стоит 15 леев, мужская рубашка — 15. Эти торговые точки и формируют современный стиль моды жителей села Старая Кобуска.

Ничто не забыто, кроме совести: Жители молдавского села сами стали собирать деньги на восстановление памятника советскому солдату Память, Совесть, Молдова, Памятник советскому солдату, Длиннопост

- Мы необходимую сумму никогда не соберем! - машет рукой Дмитрий Леонтьевич. - А односельчане каждый меня спрашивают: «Когда памятник будете делать?» Что им отвечать? Может, нам Россотрудничество поможет, слышали, что есть такая организация в Кишиневе...


- Есть у нас в селе унионисты, которые с радостью бы уничтожили этот памятник. Их крайне мало. Но они командуют и в примарии, и везде, - вступает в разговор Дмитрий Дунай.


- Я, как бывший военнослужащий, не могу смотреть на это уродство, поэтому День Победы еду праздновать в Шерпены, - говорит Анатолий Сырбу.


- Я с внуком прихожу сюда, рассказываю ему, что был Советский Союз, была война, эти люди погибли за Родину. Внук вечером спрашивает маму: «Вот мне бабушка рассказала. Что, могут придти к нам и нас убить?!». - рассказывает Майя Куптор.


- Что мы нашим детям оставим?! - спрашивают старики. - Последний ветеран войны, Чебан Петр, три года назад умер. Надо же детям показать, какие люди жили когда-то, что они совершили, как они умирали за Родину!


Источник ( с видео и комментарием примара села)

Дубликаты не найдены

+9
О! Новости с родины. На самом деле таких сёл, где ещё помнят и поддерживают подвиг советских солдат становится всё меньше. Нынешняя власть делает всё, чтоб народ забыл кто их защищал в те года.
Скоро собираюсь туда съездить, если будет интересно, могу сделать фото других, уцелевших памятников.
раскрыть ветку 2
-1
Будем ждать.
-2
А чё,шествие на мемориал каждое 9 мая отменили? Или если толпа не делает "вечный полк" то уже не чтят?С другой стороны,как долго люди будут праздновать 9 мая? Не думаю что в 2200 году кто то ещё будет заморачиваться этим.
0
Мда!не удивительно что пост не взлетел....лучше давай кокорина Мамаева пообсуждаем
0
Те, кому за полтинник, хотя бы что-то о войне знают, молодым абсолютно насрать, к тому же школьная программа это просто ахтунг, составленный полуграмотными националистами. Скоро вымрут жившие в Союзе и всем будет пох. Уже сейчас в городе пятнадцатилетние не могут в русский.
ещё комментарии
0
Без прошлого -нет будущего.
-1

Чуть меньше 120 000 руб. требуется. Так-то можно было скинуться-помочь.

-2

Вы погодите, немного подождать, и Гитлера начнут освободителем называть.

-2

Греки больше вашего понимали:

"В древней Греции, чтобы раздоры не продолжались в связи с долгим сохранением трофеев на местах, где они были воздвигнуты, существовал, по-видимому, закон, по которому трофеи делались из дерева, а не из прочных материалов (камня, металла). В случае разрушения, запрещалось их подправлять и восстанавливать. Так, известно, что лакедемоняне обвинили фиванцев перед собранием амфиктионов, в том, что те воздвигли металлический трофей."

Источник: https://ru.wikipedia.org

раскрыть ветку 1
0

И что в таком подходе хорошего? Использовать материал чуть более надежный, чем человеческая память? Логично, да (нет).

-4

Почему русские пишут великая отечественная война, а не 2 мировая? СССР параллельно воевали в 2-х войнах сразу? Или как?

раскрыть ветку 4
+3

Потому что сроки разные. Русские считают от нападения на СССР и до капитуляции Германии. И вы это прекрасно знаете, просто поумничать хотите и высказать свое несогласие с этим.

0

А это взаимоисключающие понятия?

-5
Лицемерить и жить двойными стандартами национальная черта.
раскрыть ветку 1
0

У глупости нет национальности, но есть способность выдумывать мифы и верить в них. Великая Отечественная (22 июня 1941 — 9 мая 1945) — составная часть Второй мировой ( 1 сентября 1939 — 2 сентября 1945).

Даже если вы болели в школе и пропустили этот материал, никогда не поздно погуглить.

ещё комментарии
Похожие посты
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: