Ничейный самолет
В Конце 80-х, когда еще был жив мой дед, он возил меня на авиашоу в Тушино.
Понятие безопасности на авиашоу тогда сводилось к выборочному досмотру милицией на предмет наличия бутылок и фляг с горячительными напитками, так что МиГ-и и Су, крутящие замкнутые виражи на форсаже, при перегрузке ближе к 8G, навысоте 150-200 метров над головами зрителей, были нормой. (Кстати, очень и очень громко было...)
Со временем, авиационная жизнь на Тушинском аэродроме почти прекратилась и поддерживалась за счет, разве только, авиамоделистов, пилотирующих большие модели, в том числе, турбореактивные и крайне редко появляющихся вертолетов.
Некоторое количество авиационной техники на аэродроме, однако, оставалось.
Внимание нескольких, неравнодушных к классической авиации энтузиастов, привлекал Ил-14 - разработки конца сороковых годов прошлого века, известный надежностью и экономичностью, пассажирский самолет.
Его состояние было весьма далеко от летной годности, он потихоньку вростал в землю и местами начал подвергаться активной коррозии, а руль направления, составляющий большую часть площади киля, уже успел потерять почти всю обшивку...
К тому моменту, когда особо никого не спрашивая (самолет оказался банально ничей), скромная группа фанатов классической авиации (среди которых были пилот-любитель, студентки, айтишники) начала в 2010 году выгребать из самолета хлам и оценивать его состояние для цели восстановления, машна не летала лет 20, если не более. Прибавьте к этому тот факт, что самолет, в свое время, был "приземлен" из-за того, что требовал масштабного обслуживания...
В теории, восстановить можно почти любой старый самолет, причем, даже при множественном повреждении силового набора несущих элементов конструкции и отсутствующих двигателях (путем ремоторизации).
Но вероятность того, что компания вполне далеких от авиастроения и по квалификации, и по связям людей, оживит большую (36-местную) машину, буквально карманными денежными средствами и при помощи случайно найденного специалиста, состоящего на заслуженном отдыхе, очевидно, мала до предела.
(Для понимания сложности задачи: одних только гидравлических систем на данном типе самолета найдется с десяток; электропроводка - многие километры).
Я следил за блогом ребят, взявшихся за восстановление, хотя испытывал большой скепсис относительно принципиальной возможности успешного завершения работ.
Также, неоднократно намеревался присоединиться к работам, и, хотя этого не получилось сделать по занятости, сопереживал усилиям, огорчениям и удачам работавших с машиной фанатов (это даже не была устойчивая команда, был лишь костяк в несколько человек).
Однажды, в 2012 или 2013 году я очередной раз нырнул в блог, после чего, перестал в дальнейшем его посещать...
Сегмент стройки Спартак-Арены отрезал место стоянки борта от пути к ВПП... К тому моменту, ребя, по моему, уже запустили второй двигатель; общее состояние машины было еще весьма далеко от летного... Я понял, что не хочу знать, как самолет разгрызли гидроножницами, "надетыми" на экскаватор...
В 2016 году, в одну из ночей, в которую подрядчики "города" не смогли отказать себе в удовольствии убирать с улицы снег тяжелой техникой (разбудили пол дома грохотом двухкубового стального ковша), я листал Ютьюб. Название и "обложка" очередного ролика заставили меня в прямом смысле слова протереть глаза, а увиденное - оставило меня с отвисшей челестью на добрых несколько минут.
Вот ссылка на этот ролик.
Но, первым, для лучшего восприятия события, рекомендую вам посмотреть ролик, найденный мной несколько позднее.
По названию (имени) самолета вы леко найдете историю о его восстановлении.
Мечтайте. Верьте. Делайте.
(В заголовке фото из блога о восстановлении - где-то в начале работ).