14

«Незнайка на луне»: дети в мире взрослых

Копипаста от Зины Корзины.


Рассуждая о книге Николая Носова «Незнайка на луне», мы всегда упираемся в тему «дикого капитализма», который с точностью до мелочей возник на постсоветском пространстве. Любимая игра: найти все точки сборки. Меня же заинтересовала иная сторона этого повествования... Смотрите, как получается: земные жители в книжке — это условно говоря — подростки или молодые люди. Одни умные, как Знайка, Тюбик, Винтик и Шпунтик. Другие — разболтанные и весёлые, как Незнайка. Третьи — себе на уме, как Пончик.

Но всё это — весьма юные создания, никак не старше 15-16 лет. Исключение — доктор Пилюлькин, которого можно принять за молоденького выпускника медицинского института. Звёздочкин - старичок лет 30-35. Всё. Остальные — даже с учётом научно-технических открытий и творческих изысканий — детки.


Тогда как обитатели луны — как на подбор взрослые и даже старые люди. Даже приятель Незнайки — бедолага Козлик явно старше землянина. Ему по всем ухваткам - лет 18-19.

Мига и Жулио — ребята 25-30 лет. Спрутс и Скуперфилд — явно за 60 (кстати, по ощущениям, Спрутс — нувориш, а Скуперфильд - «старые деньги»). Встречаются и эпизодические герои, вроде господина Клопса или Крабса, полицейских, безработных, директоров ресторанов — и все они явно не молоды. И это не рисунки, это — описания. Постоянно мелькают лысые, морщинистые, жирные, словом — далёкие от обаяния младости. Получается, что подростки угодили в жестокий мир, играющий по иным правилам.


Поскольку эта вещь во многом — пророческая, я позволю себе сказать, что это ещё и аллегория. Советский человек рано взрослел — интеллектуально и социально. В 10 лет хомо-советикус читал взрослую литературу — не только Дюма, Верна и Скотта (который Вальтер), но и Свифта, Сервантеса, Дефо. В адаптированном варианте, но сам факт, что Гулливер, Дон Кихот и Робинзон Крузо подавались, как типичные герои «для мальчишек». Далее советский человек в юные лета осознавал, кем быть и — зачем быть.

Ранняя социализация. Раннее включение в трудовой процесс. Раннее обзаведение семьёй и потомством. Но. Этот же умный, талантливый, начитанный, семейный инженер был совершенным дитятей в вопросах, связанных с финансами и бизнесом. Его обмануть — проще простого. Больше того, инженер (или учёный, рабочий, художница) привыкали к мысли: мне не дадут умереть и скатиться. Это — исключительно детский паттерн поведения. Брать отвественность за новую домну, но не знать, как обращаться с деньгами (в книге они и не умеют!).


Наивные Знайки и Пилюлькины оказались бессильны перед системой ценностей, сформированной Спрутсами и Жулио. При социализме и капитализме — разные понятия о мужании. Поэтому, когда я говорю, что советские взрослели в 16-17 лет, со мной часто спорят: мол, как раз хомо-советикус был инфантильным. Да, безусловно. И я, и мои оппоненты — правы. Но с разных позиций. Вот и Николай Носов — интуитивно, как и многое в этой великой книге, нащупал основную грань различий. А ответ на знаменитый вопрос может звучать так: я такой бедный, потому что я такой умный.


https://zen.yandex.ru/media/zina_korzina/neznaika-na-lune-de...

Дубликаты не найдены

Отредактировала ltomme 262 дня назад
+4

Когда Рим пал, тысячи варваров хлынули в римские города убивать и грабить. Римляне не могли им противостоять. Германец учился воевать с раннего детства, а римлянину это было не нужно: его зашищали легионы. Это называется "разделение труда". Римское общество было более развито, и его граждане могли себе позволить не уметь махать мечом. За них это делали солдаты.


Прошли полторы тысячи лет и снова пало высокоразвитое общество. Его граждане могли себе позволить быть наивными в финансовом вопросе - их никто не обманывал. Работодатель не мог не выплатить зарплату, черный риэлтор не мог отобрать квартиру, коллекторы не могли сжечь ребенка. Пришедшие варвары легко обманывали наивных граждан, так же как германцы легко насаживали на пики римлян.


Мы погразились в варварство. Новые темные века пришли.

+1

в ту же копилку: https://gorky.media/context/neznajka-i-soshestvie-vo-ad/

здесь интересно подведена мысль о том, что три книги про незнайку - это про мир трех разных возрастов: детей, подростков, взрослых