Нейтрон: частица, нуклид, элемент?

В конце прошлой недели в сообществе Лига Химиков я опубликовал пост, в котором задал на первый взгляд элементарный вопрос: имеются ли какие-то элементы "до" водорода. В запасе у меня было несколько возможных вариантов ответа, но обсуждение в результате свелось к определению статуса нейтрона – одного из претендентов на звание "нулевого элемента". В связи с этим предлагаю провести мини-опрос на тему:


По вашему мнению, какой самый высокий статус имеет нейтрон:

1) является (элементарной?) частицей;

2) является нуклоном;

3) образует (самостоятельный?) нуклид;

4) образует ядро (атома?);

5) образует (вырожденный?) атом;

6) образует (химический?) элемент.


Вы можете высказать своё мнение в комментариях или проголосовать в специально созданном для данного опроса Telegram-канале https://t.me/chempikabu (т.к. средствами самого Pikabu опросы, по-видимому, создать нельзя). Призываю всех быть взаимно вежливыми и по возможности ссылаться на определения. Вопрос на самом деле довольно простой, но требует внимания к деталям и понимания сути определений и терминов.

Споры о науке

247 постов1.5K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Уважайте оппонентов и аргументируйте свои доводы. Ссылки на соответствующую литературу приветствуются.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Моё мнение что никаких нейтронов нет.  Я их никогда не видел.

раскрыть ветку (17)
Автор поста оценил этот комментарий

На самом деле, это очень и очень правильная позиция. Вариант "Видишь суслика? – А он есть!" здесь не прокатывает. Наука основана на доказательствах, но сможет ли кто-то сходу назвать хоть один довод в пользу существования нейтрона? Сразу скажу, что такой довод имеется, и имя ему – "азотная катастрофа". Именно для её разрешения и была предложена модель, в рамках которой существуют две нейтральные частицы: нейтрон и нейтрино.

раскрыть ветку (15)
Автор поста оценил этот комментарий

Что, простите? Существование нейтрона подтверждается огромным количеством экспериментов, расчетов и т. п.


Как-то ты скатываешься во фричество...

раскрыть ветку (14)
Автор поста оценил этот комментарий

Эм... а в чём здесь фричество? @GrumpySleepy совершенно справедливо заявил, что он никогда не видел нейтроны и поэтому считает, что никаких нейтронов нет – имеет на это полное право. Мне такая позиция очень симпатична, т.к. не принимать всё на веру, а требовать доказательств (аки апостол Фома) – в высшей степени правильно. Я со своей стороны стал думать, какие аргументы я смог бы привести, если бы мне нужно было наглядно показать, что нейтрон действительно существует. Т.е. это должен быть какой-то сильный хорошо известный аргумент, из которого существование нейтрона вытекало бы с необходимостью. И ничего лучше "азотной катастрофы" мне в голову не пришло – посчитать величину суммарного спина и отнести частицу к бозонам или фермионам под силу первокласснику.

раскрыть ветку (13)
Автор поста оценил этот комментарий

Какой-то примитивный позитивизм... Видел - не видел. Я вот выхухоль никогда не видел. И что?

раскрыть ветку (12)
Автор поста оценил этот комментарий

Даже не буду далеко ходить за примером. Вот два абзаца из одного и того же учебника по химии, изданного с разницей в 5 лет. Какой вывод сможет сделать ученик о размере атома гелия, если прочитает первый вариант? второй? оба? Если он начнёт самостоятельно искать информацию, ситуацию это сильно не улучшит: к первому и второму добавится ещё с десяток вариантов. И вот тут-то самое время задуматься: эм... а с атомом гелия точно всё в порядке? Он реально существует? Чего ж его тогда никак померить не могут? Как по мне, вполне естественные вопросы.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Это учебник для восьмого класса? Ну честно, лень считать нули. Глупо.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Хм, там как бы и в стандартном виде приведено, со степенями десятки. Если тебе обещают привезти доски длиной 9,8 м, на упаковке написано 2,44 м, а внутри лежат палочки длиной 31 см – мне кажется, тут разницу и школьник заметит. А его папа имеет полное право спросить: что за хрень?!

Автор поста оценил этот комментарий

Я в таких случая становлюсь на позицию ученика средних классов, которому учитель рассказывает о строении ядра. И он говорит: ядро состоит из протонов и нейтронов, к концу месяца нужно принести макулатуру, сдать на подписку и вступить в пионеры. Вариант 1: выполнить всё, что сказал учитель. Вариант 2: а это точно всё нужно? и оно точно состоит из этих самых нуклонов? Первый вариант очень удобен для учителя ("Вы сюда не учиться пришли, а отвечать, что написано в учебнике!"). Второй – потенциально путь Фейнмана (с некоторой вероятностью, скажем так, но всё же). Если интересно – я могу развить свою позицию (на конкретных примерах).

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

В школе не требуются строгие доказательства существования всего, что доносят до учеников. На то это и школа.


Строгие доказательства - это уже вузы и так далее.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

А кому нужны эти доказательства: учителю или самому школьнику? Думаю, любой человек имеет полное право задавать вопросы и получать на них ответы. Или требовать, чтобы ему не морочили голову.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Право-то имеет, но что он в школе поймёт?

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Хорошо: предположим, что это олимпиадник – и на этом закроем вопрос. Задавать вопросы – это норма! :)

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

"А то так дураком и помрёт" (с)

Автор поста оценил этот комментарий

Кстати, у нейтрона не могут померить время жизни.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

С чего бы это? О_о

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Два разных метода дают разные значения, причём разница значительно превышает точность каждого метода. Там ребята из Питера шороху навели, после чего все всполошились и стали искать причину. Может быть, рассмотрю это в отдельной статье. Гуглить по "neutron lifetime puzzle". Теме примерно 10 лет.

Автор поста оценил этот комментарий

Кстати, замечательная позиция – "не стоит верить всему, что написано в интернете" (В.И. Ленин, Полное собрание сочинений).

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку