Неуникальные проблемы и бомбардировки Лондона: почему мы не умеем предсказывать события?
Мы любим строить теории. О том, что было, и о том, что будет. А иногда о том, что будет, на основании того, что было. И вот эти теории опаснее всего.
Я долго подходил к этому тексту, потому что хотел рассказать сразу о нескольких ловушках мышления, которые заставляют нас делать неправильные выводы обо всём подряд. Но в итоге остановился на самой главной – иллюзии кластеризации. Почему она главная? Почему что посягает на святое – на нашу уникальность.
Иллюзия кластеризации – это склонность видеть закономерности в случайных данных. Возникает она из-за того, что мы рассматриваем не все возможные варианты события, а только небольшие группы этих вариантов – кластеры.
Американский психолог Томас Гилович показывал иллюзию кластеризации на примере бомбардировок Лондона немцами во время второй мировой войны. Жители Лондона заметили, что большая часть попаданий немецких бомб приходится на квартал Ист-Энда, в котором проживали рабочие. Тогда лондонцы стали строить теории на счёт того, что так немцы пытаются поссорить богатых и бедных. Когда война закончилась, статистический анализ показал, что никакой закономерности между конкретными районами и немецкими бомбардировками на самом деле не было.
Из иллюзии кластеризации вытекает целая армада когнитивных искажений, которые говорят об одном и том же – мы очень плохо оцениваем вероятность событий.
Вот вам пара примеров.
Мы боимся летать на самолётах, но не боимся ездить на машине, хотя вероятность умереть в авиакатастрофе 1/10 000, а в автокатастрофе 1/84.
Мы считаем, что можно по движениям котировок предсказать, как дальше будет меняться фондовый рынок (нет, не можем).
Мы видим закономерности в серии спортивных побед и считаем, что можем предсказывать результаты игр или ставок (нет, не можем).
Последняя ошибка называется заблуждением горячей руки и особенно популярна у азартных игроков. Человек видит, что ЦСКА побеждает 5 игр подряд и считает, что есть некая закономерность (новый игрок или система тренировок), поэтому ставит на каждую следующую игру всё больше и больше, пока не проиграет. Статистика показывает, что игроки на 25% чаще делают ещё одну ставку на того, кто выиграл предыдущую ставку.
Кластеризацию ещё называют ошибкой техасского стрелка. Это название происходит из шутки о техасце, который стреляет из ружья по сараю, а потом рисует цель там, где больше всего попадал, и утверждает, что он снайпер.
Мы делаем то же самое.
В психологии иллюзия кластеризация проявляется по-своему. Самый близкий пример – наши проблемы. Мы считаем, что они уникальны. Мы считаем, что никто никогда не сталкивался с такими же трудностями на работе или в отношениях, и поэтому впадаем в депрессию от неспособности что-то изменить.
На самом деле уникальных проблем не существует. Просто так проще оправдывать бездействие. Если ты считаешь, что твоя проблема уникальна, это делает тебя особенным, позволят откладывать её решение и говорить: «Никто не может мне помочь». Нам кажется, что переживать развод или иметь жестоких родителей – это уникальная ситуация. На самом деле это кластер, в котором мы ищем закономерность.
Когнитивная психология помогает оценивать эти события с точки зрения их реальной вероятности. И оказывается, что на самом деле неадекватные родители встречаются у каждого второго, и разводом заканчивается 56% браков. И ведь живут люди. Счастливо живут.
Поклонение уникальности мешает решению проблем. Да, у нас много индивидуальных черт, но проблемы от этого не становятся уникальнее. Как и решение этих проблем. Удар по самолюбию? Может быть, но это жизнь. И она учит здраво оценивать вероятности.
Настоящее редко помогает предсказывать будущее. И нужно видеть картину в целом, чтобы делать хоть какие-то предсказания. Пора признать – мы живём обычной жизнью в непредсказуемом мире.
Не вижу смысла этого стесняться.
Источник - https://vk.com/putevoditell
Психология | Psychology
19.7K постов58.9K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
2) Не выкладывайте:
- прямую рекламу;
- спам;
- непроверенную и/или антинаучную информацию;
- информацию без доказательств.