Неуникальные проблемы и бомбардировки Лондона: почему мы не умеем предсказывать события?

Мы любим строить теории. О том, что было, и о том, что будет. А иногда о том, что будет, на основании того, что было. И вот эти теории опаснее всего.


Я долго подходил к этому тексту, потому что хотел рассказать сразу о нескольких ловушках мышления, которые заставляют нас делать неправильные выводы обо всём подряд. Но в итоге остановился на самой главной – иллюзии кластеризации. Почему она главная? Почему что посягает на святое – на нашу уникальность.


Иллюзия кластеризации – это склонность видеть закономерности в случайных данных. Возникает она из-за того, что мы рассматриваем не все возможные варианты события, а только небольшие группы этих вариантов – кластеры.


Американский психолог Томас Гилович показывал иллюзию кластеризации на примере бомбардировок Лондона немцами во время второй мировой войны. Жители Лондона заметили, что большая часть попаданий немецких бомб приходится на квартал Ист-Энда, в котором проживали рабочие. Тогда лондонцы стали строить теории на счёт того, что так немцы пытаются поссорить богатых и бедных. Когда война закончилась, статистический анализ показал, что никакой закономерности между конкретными районами и немецкими бомбардировками на самом деле не было.


Из иллюзии кластеризации вытекает целая армада когнитивных искажений, которые говорят об одном и том же – мы очень плохо оцениваем вероятность событий.


Вот вам пара примеров.


Мы боимся летать на самолётах, но не боимся ездить на машине, хотя вероятность умереть в авиакатастрофе 1/10 000, а в автокатастрофе 1/84.


Мы считаем, что можно по движениям котировок предсказать, как дальше будет меняться фондовый рынок (нет, не можем).


Мы видим закономерности в серии спортивных побед и считаем, что можем предсказывать результаты игр или ставок (нет, не можем).


Последняя ошибка называется заблуждением горячей руки и особенно популярна у азартных игроков. Человек видит, что ЦСКА побеждает 5 игр подряд и считает, что есть некая закономерность (новый игрок или система тренировок), поэтому ставит на каждую следующую игру всё больше и больше, пока не проиграет. Статистика показывает, что игроки на 25% чаще делают ещё одну ставку на того, кто выиграл предыдущую ставку.


Кластеризацию ещё называют ошибкой техасского стрелка. Это название происходит из шутки о техасце, который стреляет из ружья по сараю, а потом рисует цель там, где больше всего попадал, и утверждает, что он снайпер.


Мы делаем то же самое.


В психологии иллюзия кластеризация проявляется по-своему. Самый близкий пример – наши проблемы. Мы считаем, что они уникальны. Мы считаем, что никто никогда не сталкивался с такими же трудностями на работе или в отношениях, и поэтому впадаем в депрессию от неспособности что-то изменить.


На самом деле уникальных проблем не существует. Просто так проще оправдывать бездействие. Если ты считаешь, что твоя проблема уникальна, это делает тебя особенным, позволят откладывать её решение и говорить: «Никто не может мне помочь». Нам кажется, что переживать развод или иметь жестоких родителей – это уникальная ситуация. На самом деле это кластер, в котором мы ищем закономерность.


Когнитивная психология помогает оценивать эти события с точки зрения их реальной вероятности. И оказывается, что на самом деле неадекватные родители встречаются у каждого второго, и разводом заканчивается 56% браков. И ведь живут люди. Счастливо живут.


Поклонение уникальности мешает решению проблем. Да, у нас много индивидуальных черт, но проблемы от этого не становятся уникальнее. Как и решение этих проблем. Удар по самолюбию? Может быть, но это жизнь. И она учит здраво оценивать вероятности.


Настоящее редко помогает предсказывать будущее. И нужно видеть картину в целом, чтобы делать хоть какие-то предсказания. Пора признать – мы живём обычной жизнью в непредсказуемом мире.


Не вижу смысла этого стесняться.


Источник - https://vk.com/putevoditell

Психология | Psychology

19.6K постов58.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
13
Автор поста оценил этот комментарий
вероятность умереть в авиакатастрофе 1/10 000, а в автокатастрофе 1/84.

Т.е. каждый 84й автомобилист погибает в автокатастрофе? или как? или у автора, как у всех психологов, с арифметикой нелады?

раскрыть ветку (7)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Вообще непонятно, о чем он пишет. Если брать количество выживших в авиа- и автокатастрофах, то среди попавших в них, логично предположить, что автомобилисты выживают чаще. Если он пишет о том, что в автомобильные катастрофы попадает один из 84, то тоже бред. С такой статистикой за 20 лет каждый пятый бы погиб.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Почему каждый пятый? Почему не все?

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Потому что посчитайте.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну давайте.

Дано: каждая 84 поездка заканчивается смертью. Сколько берём людей и сколько всего поездок в год?

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, вы поняли, неполные данные. У него написано, что каждая автомобильная поездка из 84 заканчивается смертью. Какая поездка?


Если предположить, что из всех ездивших в год 1/84 умерли - то выйдет лет 20.


Но возможно и по другому.


Там подробностей не указано. Любая, значит, предположим.

Поискал в интернете: По данным экспертов одновременно на дороги Москвы выезжает более 700 тысяч машин.


Будем ориентироваться на эти цифры. 700К машин. Едут обычно туда-сюда, 1400К поездок в день. Для простоты исключим пассажиров автобусов, речь о легковых машинах. Обычно там один человек, реже два и больше. По собственному опыту 1.2 человека едут в день.


Если так считать, то дней через 10 никого не окажется.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Именно

Автор поста оценил этот комментарий

А если учесть тот факт, что количество самолётов в тысячи раз меньше автомобилей, и среднестатистический человек пользуется самолётом в тысячи раз меньше чем автотранспортом...

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку