0

Нерон. Убить свою мать

Нерон. Убить свою мать Нерон, Рим, История, Длиннопост

Любящий и почтительный сын, он решил избавиться от своей матери, чтобы получить полную власть над миром.


Нерон. Путь к власти


Какие тернии ей пришлось пройти, чтобы забраться на Олимп власти и сделать Нерона Императором. Сколько смертей на её руках она отравила своего второго мужа, отравила своего властного любовника. И это все ради власти, как и её брат Калигула, Агриппина была одержима идей править Римом.


И это у неё почти получилось пока Нерон был маленький она фактически правила Римской Империи.


Но все стало меняться, по мере взросления сына. Он больше не собирался делить с матерью трон и потихоньку стал ее отстранять . Дошло до того, что Нерон, убьет ее человека Паллантома, который управлял финансами империи. Так терпеть было нельзя и Агреппина решила свергнуть сына, объявив законным наследником Британика — сына безумной Мессалины.

Но заговор не удался, Нерон разгадал её планы и во время совместного обеда отравил Британика. С ужасом она наблюдала его мучительную смерть, только Нерон с невозмутимым видом приказал продолжать пир «Так как ничего страшного не произошло, он просто умер от падучей болезни». Какого монстра выносила она под своим сердцем.


После он лишит её всех почестей, отзовет телохранителей и изгонит из дворца. Она сбежит от своего сына в Италию. Но Нерон уже не мог остановиться, он принял решение убить свою мать.


Охота на маму


Несколько раз он уже пробовал отравить Агриппину, но она давно уже принимает противоядие от ядов, поэтому все попытки прошли безуспешно. Он подкупит ее рабов, которые подпили стойки удерживающие её потолок.


И ночью пока она спала они обрушили его. Только чудом массивные балки не раздавили её. Неудачные попытки только разжигали Нерона, он приглашает её Байи с с просьбой простить его и примириться. Он устроит праздник и пиры в честь примирения. Провожая свою мать, Нерон был очень внимателен и нежен.


Посадит её на великолепный корабль построенный в честь нее. С чувством успокоения уезжала он от своего сына, пока не случилось страшное. Корабль на котором они плыли распался, утонули все кроме Агриппины, она осталась единственно выжившей.


Нерон был в ярости! Плюнув на все условности он послал убийц к своей матери. Они ворвутся к ней в спальню, ей не было страшно, просто вся жизнь калейдоскопом промчалась перед ней. Солдаты медленно подходили с мечами в руках, она кивнет головой и попросит самого главного-«Бейте меня в живот, который выносил такое чудовище».


Утро без матери


Утром любимый сын, отправит послание в Сенат, где говорилось о том, что Агриппина пыталась убить Нерона, но не получилось, двигаемая угрызениями совести она покончит с собой. Сенат поздравит Императора и прикажет провести молебны по всей Империи.


Взято из источника-https://www.legendapress.ru/people-legends/nero-kill-your-mother/

Дубликаты не найдены

0
Хотела написать насчёт текста и знаков препинания, а это не у ТС, это в первоисточнике так криво написано.
0

Вот как пишет Светоний. И это поразительно читать:

«Он устроил в ее спальне потолок с обшивкой, который с помощью машины можно было обрушить на нее во время сна».

Можно представить, каков был разговор при заказе этого потолка.

— Не извольте беспокоиться! — говорил подрядчик. — Потолок сделаем — просто красота! Ай, ей-богу, интересно вы придумали, ваше величество!..

— Да гляди труху у меня не клади, — говорил Нерон. — Гляди клади что-нибудь потяжельше. Легкая труха ей нипочем. Знаешь, какая у меня мамаша!

— Как же не знать, ваше величество? Характерная старушка. Только какая же может быть труха? Ай, ей-богу, интересно, ваше величество: я особо большой камешек велю положить в аккурат над самой головкой вашей преподобной маменьки.

— Ну, уж вы там как хотите, — говорил Нерон, — но только чтоб — раз! — и нет маменьки.

— Не извольте тревожиться. Считайте, что ваша маменька уже как бы не существует на этом свете. Не успеют они на днях проснуться, как на них потолок — кувырк! И вообще-с, несчастный случай, вроде землетрясения. Никто не виноват, и маменька, между прочим, больше не присутствует. Ай, ей-богу, интересно вы придумали, ваше величество. Очень, как бы сказать, натуральное средство против маменьки.

раскрыть ветку 2
0

Зощенко великолепен!

раскрыть ветку 1
0

:)

Похожие посты
258

Кризис III века

Автор: Владимир Герасименко.


Каждый раз, когда заходит разговор о поздней Римской Империи и кризисе III века, обязательно вылезет человек абсолютно уверенный в своей правоте, так как его учение всесильно, потому что верно, и Рим сгубил кризис рабовладения из-за снижения эффективности труда рабов по сравнению со свободными. Бредовость данного тезиса этим господам неочевидна, поэтому придётся разобрать вопрос.


К концу II н.э. века основной формой римского землевладения стали средние рабовладельческие хозяйства и латифундии - крупные хозяйства рабовладельческого или смешанного характера (с малым числом арендаторов земли). Сложилось так потому, что во-первых увеличение наделов земли и концентрация труда на них выгоднее, нежели единичные наделы свободных землевладельцев, а во-вторых в конце Республики и начале Империи рабов было хоть жопой жуй, и после очередной удачной войны цены на них так снижались, что рабами торговали чуть ли не в убыток. Почему концентрация труда эффективнее множества разрозненных наделов? Да потому что позволяла при разности методов принуждения к труду создать аналог колхозов - где создавались законченные цепочки производства и переработки выращиваемой продукции, разделение труда, централизованное обеспечение орудиями производства и их модернизации. В отличии от единоличника, крупное хозяйство могло позволить и водяную мельницу установить, и механизацию ввести (механические сеялки, веялки и другие приспособления).

Кризис III века Cat_cat, История, Римская империя, Рим, Древний Рим, Античность, Длиннопост

типичная римская вилла

Кризис III века Cat_cat, История, Римская империя, Рим, Древний Рим, Античность, Длиннопост

Причем не стоит думать, что все рабы в этих хозяйствах трудились из под палки - у римлян за столетия был накоплен приличный опыт управления рабами при помощи позитивных и негативных стимулов. Да чего уж там - были целые труды по правильному управлению рабами, что характерно, многие советы оттуда используются до сих пор руководителями. Да, у свободного есть мотивация вырастить больший урожай, дабы получить больше денег за его реализацию, но, вы не поверите, у латифундиста тоже есть такая мотивация и, если он не хлебушек, то схожая мотивация будет и у всех работников. Поэтому схема оказалась столь успешной, и латифундии стали доминирующим в экономике способом организации хозяйства. Но был у схемы и минус, не замечаемый до II века: если внешний приток рабов в экономику снижается - так и случилось из-за снижения количества наступательных войн - а римских граждан в рабство обращать нельзя ещё со времён Республики, то рабов на рынке становится меньше, и соответственно растёт их цена. А значит и компенсация потерь от смертности становится слишком дорогой. И уж тем более падает прибыльность расширения латифундий. Тем не менее, сам тип хозяйствования всё ещё остаётся более рентабельным и эффективным, нежели труд единоличников.

Кризис III века Cat_cat, История, Римская империя, Рим, Древний Рим, Античность, Длиннопост

рабы на полях


И здесь стоит понимать важный момент: одним из основных средств наполнения казны Рима был поземельный налог, величина которого регулировалась Римом в зависимости от региона и теоретической стоимости земли. Чем более плодородная земля - тем она дороже, а особенно если она близко к Риму. Когда Северы начали лихорадочно изыскивать деньги на подкуп собственной же армии, налоги стремительно стали расти. Казалось бы - вот он момент истины: сейчас свободные землевладельцы выживут, а латифундисты-рабовладельцы - нет. "Ха" , сказала природа и наслала позднеантичное похолодание! В отличии от свободных землевладельцев, диверсифицированные хозяйства латифундистов оказались способны за счёт накоплений и перераспределения возделываемых культур выжить в условиях снижения урожайности, а вот у малых хозяйств такой возможности не было. И вот "эффективный" свободный человек оказывается неспособен платить налоги и вынужден пойти продать свою землю и сдаться внаём латифундисту. Такой арендатор – колон – за часть урожая или фиксированные деньги (что-то знакомое, не правда ли?) трудится на выделенном ему латифундистом участке земли и кроме аренды не платит никаких налогов – земля латифундиста, вот пусть он налоги и уплачивает. Латифундист же получает дефицитные рабочие руки – да, этот работник формально имеет гораздо большую степень свободы от латифундиста, нежели рабы, и заставить его работать уже не выйдет, но на деле многие из них вынуждены брать в долг для покупки инвентаря, погашения своих долговых обязательств и т.д. Таким образом колоны частенько быстро впадали в кабальную зависимость от латифундистов.


И чем дольше длился кризис III века, тем больше разорялось мелких собственников и либо уходили в город, либо шли в наём латифундистам. В определённый момент доля колонов в составе латифундий настолько выросла, что произошла сама собой смена формы хозяйствования – теперь латифундия была скорее кооперативом из кучи небольших наделов, которыми колоны формально владели на бессрочной основе с общим центром в лице виллы хозяина. Да, это менее эффективно нежели прежде – качество обработки земли теперь зависит исключительно от эффективности колона, владеющего участком, да из-за недостатка рабочих рук приходится по сути закреплять участки земли за конкретными работниками. И хотя эта форма хозяйства уже напоминает так хорошо нам знакомый феодализм, но ядро латифундии с её складами, амбарами, мельницами и маслодавилками, а также диверсификации и высокой степени организации и интеграции её элементов делает её более эффективной, нежели средневековые феодальные владения. Рабство же отходит на второй план и начинает медленно угасать, так как многим рабам также выделяются собственные участки и они становятся колонами – так оказалось проще вести дела. Поэтому латифундии показали гибкость, перестроившись в ходе кризиса на новые рельсы, а вот свободные и эффективные частники разорились и пошли по пути сначала финансового, а потом и законодательного закабаления у латифундистов и привязки к земле.


Ну и кто тут кому кризис устроил? Видится, что это не кризис рабовладельческих латифундий подорвал силы Империи, а как раз наоборот – системный кризис Империи подорвал рабовладение, так как само государство не смогло поддерживать функционирование этой системы. Практически весь I-II век Императоры последовательно поддерживали свободных землевладельцев, частично субсидируя их, а как эта поддержка закончилась, то единоличные хозяйства тут же вошли в кризис. Латифундисты, жившие за счёт рабовладения, изменились, подстроились, но кризис прошли, а вот свободные землевладельцы, массово рабов не использовавшие, по большей части после кризиса III века и закончились. На следующие два столетия латифундии с колонами станут основой землевладения Империи, худо-бедно, но обеспечивая её продовольствием. Уже к IV веку колоны станут настоящими крепостными, которых будут продавать вместе с землёй, но при этом они всё ещё будут считаться лично свободными. Ога. Ты свободен не покидать свой личный земельный надел. Победа частной собственности, так сказать, частной собственности на людей.

Кризис III века Cat_cat, История, Римская империя, Рим, Древний Рим, Античность, Длиннопост

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_196220

Автор: Владимир Герасименко (@Woolfen).

Живой список постов, разбитый по эпохам


А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.

Яндекс Деньги: 410016237363870

Сбер: 4274 3200 5285 2137

Не забывайте в переводе указать, что вы с Пикабу)

Показать полностью 3
179

Кровавый Ренессанс. Мнение о сериале «Борджиа»

Кровавый Ренессанс. Мнение о сериале «Борджиа» Рецензия, Сериалы, Борджиа, История, Рим, Ренессанс, Длиннопост

Вдохновившись «Римом», я решил окончательно смыть с себя следы Бениоффа и Уайсса просмотром хороших исторических сериалов. Проблема была лишь в одном: я люблю историю, немножко в ней понимаю и потому очень привередлив в плане историчности и достоверности.


Я долго присматривался к «Пустой короне» от BBC. Привлекали шекспировский сюжет и наличие таких звезд как Бен Уишоу, Том «Локи» Хиддлстон и Бенедикт Кам-что-то-там-бетч. Но все закончилось, даже не начавшись. Ох уж эта странная, причудливая нынешняя толерантность… Священник-негр в средневековой Англии или королева-мулатка — это даже не уровень дешевого бульварного романа. Это просто смешно. Поймите меня правильно, я нормально отношусь к темнокожим актерам, среди них есть очень талантливые ребята, но смотреть на них тогда, когда о таких талантах на Британских островах народ и не слыхивал — все равно, что наблюдать любительскую школьную постановку.


Шикарно костюмированный, но очень камерный Wolf Hall оставил приятное впечатление, но не «зацепил». «Столпы Земли» прекратили свое существование в первые 15 минут (создатели, повторяйте за мной: «Юная дама в XII веке не могла бить подсвечником сватавшегося к ней молодого человека. Не. Могла»). Мрачный «Табу» от Тома Харди и с Томом Харди почему-то «не зашел». Может быть, всему виной мое субъективное отношение к актеру (да, да, я тот самый человек, который не приходит в восторг от Тома Харди).


И вот появился он — отличный сериал про позднее Средневековье, со своими проблемами, конечно, но прекрасно сыгранный и не превращающий историческую науку в тлен. Встречайте — «Борджиа»!


Тут должен предупредить: не попадитесь на уловку известности исполнителей. Я буду говорить не о том варианте, в котором засветился Джереми Айронс. Это шоу слабее, имеет менее высокие оценки у зрителей и критиков и вообще закрыто из-за низких рейтингов. А вот другая версия, европейская, возглавляемая продюссером Томом Фонтаной, действительно достойна внимания.


Как следует из названия, речь в трех полноценных сезонах (38 эпизодов) идет о скандально известном семействе Борджиа. Представители этого испанского рода (Борха или Боржа, если говорить по-каталонски) в XV веке забрались в Италию и прочно обосновались в Риме, посадив на Престол святого Петра аж двух пап. Вот о втором — Александре VI (в миру — Родриго Борджиа) — и рассказывает сериал. Зритель увидит восхождение Родриго на папский трон, познакомится с его детьми — Хуаном, Джоффри, Чезаре и Лукрецией, — узнает много интересного про политическую, интимную и религиозную жизнь того общества.


Сразу скажу о недостатках, так как их, с моей колокольни, только два.


Во-первых, это костюмы. Действие картины происходит в конце XV — начале XVI веков. Это эпоха Возрождения в Италии, и гражданские одежды в кадре как правило отражают моду того времени. Иногда мы видим отдельные несоответствия, но явно они глаз не режут. А вот все, что касается военного облачения — настоящий кошмар знающего человека. Все солдаты на экране одеты в одинаковые кирасы и шлемы-морионы, вооружены единообразными аркебузами, копьями и пиками, которые найдут такое широкое и унитарное применение только в XVII веке, что на каких-то сто лет позже описываемых событий. В целом, это не портит общего впечатления от просмотра, а не осведомленного зрителя вообще обойдет стороной.


Во-вторых, это хронология. С датами и событиями в рамках какого-то конкретного временного периода в сериале творятся невообразимые вещи. Путешествующие со скоростью авиалайнеров послы между Италией и Испанией, военные походы, которые проходят за один год, хотя на самом деле проводились в течение четырех лет, и тому подобное. При том, что общая последовательность «славных дел» каталонского семейства выдержана в соответствии с исторической действительностью, наблюдать такие перепитии некоторым образом странно. Не сказать, что это прям раздражает, но иногда немного сбивает с толку. В целом, не критично.


Теперь о хорошем.


Во-первых, это актеры. Они замечательно справились со своей работой. Все персонажи получились правдоподобными и настоящими, проходных исполнителей не обнаружено. Кому-то сочувствуешь, кого-то презираешь, кого-то ненавидишь — все как в жизни. В той самой жизни итальянского Возрождения, и это очень важно: героям веришь. Отдельно стоит отметить портретное сходство участников процесса с историческими прототипами. Это, конечно, не грим уровня «Чернобыля», но очевидно, что актеров подбирали с учетом овала лица, высоты лба, посадки глаз, формы носа и прочего. Самый яркий пример — Родриго Борджиа (он же — папа Александр), реальный портрет которого не имеет ничего общего с тем же Джереми Айронсом, а вот чертам Джона Доумена вполне соответствует.


Во-вторых, это герои. Практически все они — реальные исторические личности. То, как они поданы, как реализованы, как раскрыты — лично у меня вызывает только аплодисменты. Взаимодействие заклятых врагов и преданных друзей, измены, подковерная борьба, разнузданность одних и сдержанность других, перемены ролей, неожиданные поступки — без преувеличения это лучшая часть сериала. Существует мнение, что самые хорошие произведения — те, что про людей, а не про выдуманные образы. Так вот «Борджиа» — сериал про самых настоящих людей. Здесь нет святых рыцарей и прекрасных дам, нет гнусных волшебников и мерзких бандитов, потому что каждый может оказаться кем угодно — только успевай следить.


В-третьих, это интриги. Выношу в отдельный пункт, потому что выполнены они в сериале просто великолепно. Спектр — самый разный: ложь во спасение близких, ложь в наказание близких, ложь для сокрытия измены, измены для сокрытия правды, подкупы и убийства из-за политики, политика ради убийств и многое-многое другое. Смотреть на это очень интересно, а выборы папы в первом сезоне лично для меня напрочь растоптали репутацию «Игры престолов» как сериала о политических играх.


В-четвертых, это достоверность. Я уже сказал, что заявленная в сериале хронология периодически дает сбой, и мы наблюдаем цифры годов, которые могут не соответствовать событиям на экране. Однако сами события, судьбы и поступки героев опираются либо на исторически достоверные факты, либо на воспоминания и письма. Последовательность этих событий, как обозначалось ранее, выдержана в соответствии с историей, каких-либо критичных отступлений нет. Кроме того, авторы сериала не испугались слухов, которые окружали Борджиа, а смогли найти «золотую середину» и преподнести их так, чтобы не скатиться в яму мифов, но при этом не возвести в истину пустую молву. Например, если по Риму гуляли слухи об инцесте Лукреции и Родриго — в сериале нам действительно покажут запретное влечение отца к дочери, но самого инцеста не будет. Так же поступили и с другими домыслами. Выполнено это очень здорово и смотрится убедительно.


В-пятых, это война. Как ни ужасен выбор солдатских костюмов, в плане военных действий Том Фонтана и его команда все сделали правильно. Именно так я советовал бы поступить создателям «Рима». Чтобы не выглядеть странным или малобюджетным (все же это европейский сериал, а не голливудский блокбастер), «Борджиа» обходит непосредственные битвы стороной, умело показывая нам перемещения войск, лагеря, общие планы крепостей и результаты сражений. Очень часто победы в сериале одерживаются не лихой рубкой, а хитростью, что, опять же, не требует выводить на экран масштабного побоища. Когда в кадре необходимы трупы — будьте уверены, вам их покажут в нужном количестве. Перечисленного вполне достаточно, и желание узреть постановочную баталию при просмотре обычно не возникает.


В-шестых, в-седьмых, в-восьмых и в-прочих можно добавить все, о чем я не стал писать отдельно. Сериал во всех аспектах заслуживает самых лестных оценок. Он отлично написан, прекрасно снят и замечательно сыгран. В нем нет темнокожих кардиналов, символов феминизма и прочих современных перегибов, зато есть яркие персонажи, сильные характеры, правдивые поступки и подлинная атмосфера того безжалостного Ренессанса, который расцвел в Италии в период жестокой раздробленности и кровавых войн. В нем есть реальные судьбы реальных людей, чьи жизни вновь напоминают зрителю о том, что настоящая история куда интереснее любого выдуманного сюжета.

Показать полностью
88

Ave, Caesar! Как "вечный город" изменил мое отношение к сериалам

Ave, Caesar! Как "вечный город" изменил мое отношение к сериалам Рецензия, Сериалы, Рим, Древний Рим, История, Длиннопост

Так получилось, что я не вырос любителем сериалов. Нет, конечно, в моем детстве были "Коломбо", "Друзья", "Пещера золотой розы", "Любовь и тайны Сансет-Бич" и даже отечественная "Графиня де Монсоро". Было и многое другое, что крутили по телевизору в годы моей школьной жизни. Но потом школа закончилась, я открыл для себя мир большого кинематографа, и вся эта "телемелочь" осталась в прошлом.


Прошли годы, жизнь на планете изменилась, и в мир телесериалов пришли крупные компании, у которых были ресурсы и желание подвинуть мастодонтов типа Warner Bros. или Universal с финансового Олимпа. Что примечательно, некоторые эти компании входят в концерны и принадлежат тем же Warner Bros. или Universal. Сути, конечно, это не меняет — механизм высокобюджетных сериалов уже был запущен, а его обороты успешно растут и по сей день.


Признаюсь, даже в таких условиях я какое-то время оставался консерватором на фоне многих моих товарищей, которые регулярно делились мнениями об атмосфере "Очень странных дел", очередной серии "Доктора Хауса", крутизны "Во все тяжкие" или о достоинствах и недостатках второго сезона "Настоящего детектива". Во всем этом безобразии единственным сериалом, отмеченным моим вниманием, был "Обмани меня".


И вот настала эпоха Джорджа Мартина и HBO. "Игра престолов" победно прошлась, наверное, по всем материкам. В тени Старков и Ланнистеров остались "Викинги" и "Спартак", а люди стали делить мир сериалов на "до ИП" и "после ИП". Не успела финальная серия ранить сердца зрителей, как Сеть уже выдала кучу статей и материалов типа "Кто займет нишу после "Игры престолов". Я же, получив от Бениоффа и Уайсса настоящие морально-психологические увечья, вынужденно обратился к предшественникам, чтобы хоть как-то компенсировать боль от Брана Сломанного.


И вот тут мне попался "Рим". Два сезона, двадцать две серии. Как исторический роман в двух частях по двенадцать и десять глав соответственно. Самое то для человека, который не может смотреть видео с утра до вечера из-за нехватки времени.


Оговорюсь сразу: сериал отличный, и лишь некоторые моменты не позволяют мне назвать его превосходным.


Но обо всем по порядку.


Начнем с плюсов.


Декорации. Они просто потрясающие. Даже такой придирчивый к исторической матчасти человек как Клим Жуков в совместных разборах с Дмитрием Пучковым признал их первоклассными. Городские улицы, римская архитектура, рисунки на стенах, интерьеры помещений, мебель, посуда — все это дело рук профессионалов с большой буквы. Взгляд зрителя совершенно не находит, к чему здесь можно придраться, а только принимает целиком каждый такой кадр с безоговорочной верой в истинность — настолько достоверно и реалистично выполнена работа.


Актеры. Они великолепны. Все персонажи выданы на ура, нет причин сомневаться в ком-то. Мне встречалось мнение, будто несколько подкачал второй исполнитель Октавиана, однако, думаю, такое мнение вызвано не столько некачественной игрой Саймона Вудса, сколько отличным исполнением Макса Пиркиса. Конечно, даже в такой массе положительных актерских работ есть те, кто играет первую скрипку: например, Киран Хайндс (Юлий Цезарь) или Джеймс Пьюрфой (Марк Антоний). Первый представил, пожалуй, самого убедительного Гая Юлия из всех, виденных мною на киноэкране. А второго я бы вообще, как говорится, вынес за скобки — он просто прекрасен в каждом своем появлении на сцене "Рима".


Сюжет. Он бессовестно хорош для такого рода произведения. Нет серьезных провисаний, интрига сохраняется умело почти в каждой серии, персонажи убедительны, мотивация их понятна, действия логичны и обоснованы характерами или событиями. Безусловно, многие эпизоды преподнесены не так, как было в реальной истории, но эти изменения, по большей части, сделаны именно для увеличения драматизма происходящего, а не от пустоголовости сценаристов. Никакой критичной для мировой истории подмены авторы сериала себе не позволили (привет "Бесславным ублюдкам"!), а то, что позволили, пошло сюжету только на руку.


Оператор. Он на высоте, как и требуется в самом дорогом сериале мира в период "до ИП". Если не брать во внимание батальные сцены, о которых я скажу дальше, к его работе претензий нет. Композиция, ракурсы, планы — все выбрано отлично и помогает зрителю ощутить масштаб разворачивающегося исторического полотна, а также почувствовать бюджет проекта. Предлагаемая картинка гораздо ближе к голливудскому блокбастеру, нежели к очередному долгоиграющему телевизионному шоу. На это действительно приятно смотреть.


Однако даже на Солнце, мы знаем, бывают пятна. Поэтому немного о минусах.


Батальные сцены. Они откровенно плохи. Без преувеличения военное дело — объективно самая слабая часть сериала. Сражений и схваток зрителю показывают немного, но те, что показывают, пугают скудостью постановки и глупостью происходящего. Приемы, которые исполняют люди в кадре, не имеют ничего общего с реальной тактикой римских легионов или действиями гладиаторов на арене. Оружие порой используется совершенно абсурдно и неправдоподобно, а доспешный ряд от вполне реалистичных кольчуг уходит к каким-то странным и нефункциональным кожаным панцирям. Фактически лучшие битвы — те, которых мы не видим. Когда на экране представлено поле боя, усеянное жертвами, или лагерь проигравших, у сериала все по-прежнему в полном порядке — декорации радуют, а актеры играют убедительно. Лучше бы так и было постоянно, но имеем, что имеем.


Исторические неточности. Они здесь есть, и с этим всем поклонникам достоверности придется смириться. Как я уже написал, большинство этих неточностей сделаны сценаристами не от отсутствия знаний, а исключительно в угоду сюжетным ходам. Это заметно и даже идет в некий плюс скриптрайтерам. Правда, есть и откровенно странные решения: например, именовать всех высших военачальников "генералами". Я прекрасно понимаю, что англоязычная аудитория воспримет это звание гораздо проще, чем настоящего "легата", но ведь в сериале наряду с привычными "консулами" и "сенаторами" герои занимают и такие специфические для английского уха должности как "трибун" или "магистрат". Что мешало сохранить достоверность и в отношении военных — не ясно. В любом случае, существенно на итоговое качество продукта это не влияет.


Подводя итог, вновь подчеркну, что "Рим" — отличный пример того, как нужно снимать исторические сериалы, чтобы в них уживались вместе людские страсти, политические интриги и реальные исторические личности. Да, в нем есть ошибки, неточности, допущения и бездарные батальные сцены, но, поверьте, атмосфера, герои, сюжетные повороты и игра актеров с лихвой компенсируют все недостатки. Сериал настоятельно рекомендуется к просмотру всем поклонникам хорошего, качественного кинодела, и его концовка вас уж точно не разочарует.

Показать полностью
281

Падение Западной Римской Империи

В комментариях фентези темы про то, как римляне решили бросаться дротиками, чтобы не биться врукопашную и так завоевали весь Мир, некоторые задались вопросом: Как же распалась такая великая Империя с ее огромными армиями и колоссальными ресурсами? Наверно миллионы варваров пришли и темной волной разбили прославленные легионы, взяв Рим!

Нет. Никто Рим не уничтожал. Он сгнил сам и на тот момент, когда последние римские города горели в огне пожаров, Рима как государства уже не было. Он выродился и никто не хотел сражаться и умирать во славу Сената и Народа Рима или его императоров.

Начнем сначала. Была Римская республика, где правили богатые и знатные ребята – сенаторы. Попасть в сенаторы было не так просто, потому, что надо быть уважаемым и иметь много денег.

Под сенаторами были Всадники. Назывались они так с тех пор, когда для службы в кавалерии надо было приводить свою лошадь. Что стоило дорого, так что парни эти были тоже не бедные.

Ниже трудился плебс – простой народец, который сначала молча тянул свою лямку, но потом захотел каких-то прав и, что интересно, добился своего! Поэтому плебеи были типа среднего класса, хотя и бедняков было выше крыши.

Ну и рабы – просто вещи в понимании древних римлян, да и вообще всех в том простом и понятном Мире.

Падение Западной Римской Империи Рассказ, Рим, Падение, Длиннопост, История, Римская империя

После очередной серии бунтов черни, богатые парни посовещались и выяснили, что для того, чтобы бедняки тянули свою лямку молча и не бунтовали, им надо дать всего две вещи. Хлеба и Зрелищ!

Т.е. накормить и развлекать. Что, в общем полностью актуально и сейчас – посмотрите вокруг.

Запомним этот постулат. Хлеб и Зрелища. Пока они у вас есть – бунтовать сами по себе будут только особо упоротые. Остальным на все пофиг.

Но хлеб надо на что-то закупать, а зрелища тоже жрут кучу бюджетных денег. Следовательно, на все это нужно бабло. Экономика, так сказать – первична!

Выяснив это, Рим сразу пошел в гору и сумел построить крутое государство с хорошей армией и системой налогообложения. Что позволило нагнуть всех соседей и получить много бабла и рабов, которые продолжили питать экономику республики.

Падение Западной Римской Империи Рассказ, Рим, Падение, Длиннопост, История, Римская империя

Но потом, среди богатых парней пошла борьба за власть и и появился субъект, который решил, что один диктатор лучше толпы болтунов и бюрократов.

Звали парня Сулла и он пришел к успеху, выпилив всех врагов.

Сделал он это оригинально. Занял Рим войсками, но не стал рассылать солдат приказывая им убивать сенаторов и всадников, которым еще недавно эти солдаты клялись в верности. Вместо этого, Сулла просто прибил к дверям Сената список своих врагов в Риме с ОЧЕНЬ хорошими суммами напротив каждого имени. И заявил, что каждый, кто принесет ему головы из списка, получит все деньги, никаких вопросов и полное освобождение от всякой ответственности. Представили, как такая штука могла бы сработать в современном Мире? Результат был предсказуем – толпы благодарных жителей вламывались в богатые дома, грабили там все и резали головы, притаскивая их в дом Суллы, который честно платил и забирал себе все имущество казненных, которое было в тысячи раз дороже сумм заплаченных за их головы.

А еще Сулла всех накормил и устроил крутые игры в цирках, с кучей гладиаторов и вообще всякого ништяка. Все сказали:”Охренеть! Правь как можно дольше и здоровья тебе!” .

Потом Сулла помер, но не сразу – успел проправить достаточно, чтобы все усвоили: один успешный парень может прокинуть весь римский Сенат через одно место. И ничего ему за это не будет.

Падение Западной Римской Империи Рассказ, Рим, Падение, Длиннопост, История, Римская империя

“А я чем хуже?!!”,- подумал один умный, начитанный и решительный паренек из хорошей римской семьи.

“Стану-ка я тоже диктатором или вообще кем-то покруче. И это будет всем на пользу!” Осталось объяснить это окружающим. И заработать деньжат. Потому, что помним:Хлеб и Зрелища.

Не будем останавливаться на истории Гая Юлия Цезаря, но у него все получилось и был почти хэппи энд, пока Брут и прочие борцы за свое бабло права свободных римлян, не проделали в Юлии несколько десятков дырок прямо перед отбытием оного на войну с парфянами. После получения новостей в Парфии пили 2 недели.

Потом гражданская война, Антоний просрал все полимеры, и вот Октавин – Принцепс Рима.

Типа, Первый Гражданин, но попробуй встань поперек дороги! Народ, кстати, Октавиана очень любил, реально после всех гражданских войн при нем начался период покоя и пошел взлет Рима как в экономике, так и в военном плане. А еще научном, культурном и всех остальных.

Народ окончательно уверился, что, когда всем заправляет один человек, а не куча вечно конфликтующих богатеев в Сенате, всем достается больше Хлеба и Зрелищ, следовательно – нафиг сенаторов – даешь Императора(т.е. принцепса)! А может и не понял. Кому интересно, если чернь не бунтует и знает свое место?

Октавиан стал первым де-факто Императором. И тем самым заложил бомбу под Римское государство. Потому, что автократия хороша только тогда, когда правитель умен, решителен и ставит интересы своей страны достаточно высоко. Если же автократ слаб, глуп и думает только о себе – проблемы неминуемы!

Падение Западной Римской Империи Рассказ, Рим, Падение, Длиннопост, История, Римская империя

Дела Рима шли с переменным успехом, но в общем вполне хорошо более 200 лет.

Затем пришел император Каракалла, прибил своего братца на руках у матери, перебил кучу народа и объявил всех жителей Империи гражданами.

Это был первый реальный шаг в пропасть. Хотя гражданин должен был платить больше налоогов, до этого гражданство просто так не давалось. Его можно было только заслужить, причем это было нелегко. Например, любой мог поступить в легион и получить гражданство. Только служить надо было лет 25, что было напряжно и чревато внезапными проблемами со здоровьем. На этом строился патриотизм римлян.

Представители завоеванных наций стремились стать гражданами. Это было престижно! Теперь же всем было пофиг.

Короче, Каракалла дал гражданство всем, что заставило желающих и не желающих платить больше налогов, но институт гражданства потерял весь смысл.

Падение Западной Римской Империи Рассказ, Рим, Падение, Длиннопост, История, Римская империя

Потом начался калейдоскоп императоров, который закончился тем, что императором стал просто солдат, причем варвар - Максимин I Фракиец.

Так был забит второй гвоздь в будущий гроб Империи. Одно дело, когда императором становится знатный римлянин, пусть и в результате заговора или восстания, но когда выяснилось, что немытый варвар может усадить свой зад на трон – это было фиаско!

К этому времени, в Риме пришли к выводу, что свободных римлян в армию набирать дорого, а деньги лучше тратить на другие цели, например на соловьиные язычки в особом соусе или уникальный яд для тещи. Поэтому в армию решили набирать побольше варваров. До этого вспомогательные когорты комплектовались негражданами, особенно прославилась кавалерия германцев, но костяк всегда составляли римские легионы. Варвары были не только дешевле (вспомогательные войска получали половинное жалование, по сравнению с регулярной армией), но и немного своенравнее, однако в условиях мирного времени- в общем справлялись. Так считалось, пока другие – нехорошие варвары, не начали доходить прямо до Италии. Тогда в Риме решили, что война – это вообще дорого, да и что с этих варваров взять, потому приняли решение просто давать варварам(плохим) деньги, чтобы те не нападали.

И это даже сработало, но, почему-то, и плохие и хорошие варвары начали хотеть все больше и больше денег. Соответственно на Хлеб и Зрелища оставалось все меньше. А население, уставшее от налогов, набегов варваров и постоянной смены императоров уже совсем не было так лояльно центральной власти.

Все это время императоров резали свои же солдаты провинции пустели и их заселяли опять же варварами, короче Рим сползал вниз все быстрее.

Падение Западной Римской Империи Рассказ, Рим, Падение, Длиннопост, История, Римская империя

Но тут появился Диоклетиан. Первое, что он сделал – это объявил себя полноправным де-юре правителем Империи.

Все, больше никакой власти у сената – “Государства это я!”©

А потом, проанализировав причины скоропостижной кончины своих предшественников понял, что носиться по Империи туша пожары – не вариант. Убьют. И давать большие армии полководцам – тоже не вариант. По той же причине.

Решение нашлось быстро. А зачем нам один император – давайте сделаем два императора! А лучше четыре! Назовем из Цезарями и дадим титул Августа. Разделим Империю на 4 части и будем править совместно, но я главный.

И еще раздробим Империю на мелкие округа. Ну и что, что бюрократический аппарат вырастет в 100 раз и всех этих нахлебников надо кормить? На наш век хватит! Так Рим превратился из единой страны в несколько округов, где правили разные “императоры”

Наличие “цезарей” помогло Риму в краткосрочной перспективе навести некоторый порядок на своей территории. И Диоклетиан даже умер своей смертью, отказавшись от власти и выращивая капусту.

Падение Западной Римской Империи Рассказ, Рим, Падение, Длиннопост, История, Римская империя

Вслед за Диоклетианом пришел к власти Константин.

Сначала он выпилил всех цезарей, августов и прочих императоров. А потом поднял налоги и начал строительство. Государству были нужны деньги после 20 лет гражданских войн и экономили где можно.

Например, на армии. Все меньше настоящих римлян шли в армию, потому, что платили мало, уважения немного, а дослужишься до хорошей должности – того и гляди казнят из соображений профилактики.

Поэтому варваров стало в армии столько, что армию уже вряд ли можно было назвать римской.

Денег на население было все меньше и меньше.

Падение Западной Римской Империи Рассказ, Рим, Падение, Длиннопост, История, Римская империя

Помимо этого, появилась Церковь. Христиан стало столько, что с ними проще было дружить и Константин объявил христианство – единственной религией в Империи.

Попутно освободив Церковь от налогов и сборов и разрешив ей приобретать в собственность земли.

Угадайте, что было дальше? Правильно, по всех стране запылали разграбленные храмы язычников.

В конце, Константин даже принял эдикт о разрушении всех языческих храмов.

Так в Империи появилась вторая власть – Церковь. Она никому не подчинялась и имела больше авторитета, чем любой император.

Кстати, аппетиты у Цекви только увеличивались о она даже заявляла, что Константин подарил папе Сильвестру грамоту на право владения и управления всей Западной Римской Империей.

Как позже оказалось – фейк, сделанный в 8м веке.

Саму Церковь начали разрывать на части разные течения – денег хотелось всем!

Падение Западной Римской Империи Рассказ, Рим, Падение, Длиннопост, История, Римская империя

Константин разделил Империю на Западную и Восточную, и объявил Константинополь(нынешний Стамбул) столицей.

После его смерти все пошло по старому. Гражданские войны, дальнейшая варваризация армии, уже неспособной оставновить орды варваров, с которыми бы шутя справилась армия Рима 1-2 веков н.э.

Попутно стало очень холодать, урожаи упали и Хлеба стало совсем мало. Конечно для бедняков – для богачей все было замечательно. Зрелища запретила Церковь, которая позакрывала цирки. Все больше никаких гладиаторов и вообще надо работать, а не заниматься фигней. Налоги сами не заплатятся. Все это не добавляло любви простых людей к императорам.

Беспрерывные гражданские войны и набеги варваров опустошали земли Империи, резко сокращая население и возможности оного населения платить постоянно растущие налоги Императору и Церкви. Денег стало нехватать критически и, на определенном этапе, останавливать варваров стало некому вообще.

Тогда они начали вторгаться в разные области Империи и основывать свои государства. Некоторые – союзные Риму. Некоторые – враждебные. Фактически, Империей правили уже варвары, римлян в армии было уже совсем немного. На каком-то этапе, одним варварам не заплатили и они взяли Рим. Первый раз за 8 веков.

Падение Западной Римской Империи Рассказ, Рим, Падение, Длиннопост, История, Римская империя

А затем пришел Атилла со своими гуннами.

Сначала Западная Империя платила ему много много денег, а потом денег не стало, а сам Атилла задался вопросом – зачем просить, если можно взять? И пришел.

Чтобы он ушел, потребовались последние силы Империи вкупе с союзными франками. Короля франков прибили на поле, есть мнение, что не без помощи римлян.

Потом отравили Атиллу. На его свадьбе.

Ну и в полном соответствии с традициями того времени, отравили и Аэция – последнего настоящего римского полководца, который и сумел остановить Атиллу.

Падение Западной Римской Империи Рассказ, Рим, Падение, Длиннопост, История, Римская империя

Потом в Рим пришли вандалы и на этом история Вечного Города закончилась. Великий Рим сгорел.

Остался просто Рим...

Огрызком Империи с куклами “императорами” варвары поиграли еще немного, пока им не надоело и варвар Одоакр выкинул последнего императора на мороз. Так закончилась история Западной Римской Империи.

источники разные но собрал я и пользователь , с просторов.
Показать полностью 10
85

Зарождение интереса к вещественным древностям города Рима

Рим и Ватикан - это крупные центры, притягивающие к себе толпы паломников и туристов. Величественные соборы вызывают восхищение внутренним убранством и конструкцией. Музеи приковывают внимание в своим экспонатам, среди которых достойное место занимают коллекции античного искусства. Даже просто прогуливаясь по городу в некоторых районах можно найти развалины античных зданий. Некоторые из античных построек благодаря труду реставраторов отличаются от других хорошей сохранностью. Для многих туристов Рим, это в первую очередь столица великого античного государства, на следы существования которого они приезжают посмотреть. При этом мало кто из гостей города задумывается над тем, с чего начался интерес к античности и как он зародился.

Зарождение интереса к вещественным древностям города Рима Рим, Туризм, Путешествия, История, Античность, Ватикан, Архитектура, Гуманизм, Возрождение, Длиннопост

Мир должен умереть, чтобы заново родиться

Если понимать под античностью только греко-римский мир, то следует признать, что античная культура всегда интересовала другие народы. Продукты ремесла становились объектом торговли. Роскошь и богатство Рима в конечном итоге стала одной из причин крушения империи. Государственность варварских королевств развивалась под воздействием римской политической системы, римского права и с участием должностных лиц, получивших римское образование. Требовалось время, чтобы на место старых институтов общества и государства возникли новые. Этого времени оказалось достаточно, чтобы в результате естественной и не очень убыли населения исчезли искусные мастера и ремесленники, которыми так славилась античность.

Будучи не в силах обеспечить создание для себя чего-то равного по красоте, власть имущие занялись собирательством остатков античного искусства. Это определяло отношение к некоторым древностям как к символам власти и могущества.

Так, например, Карл Великий выпросил у папы Адриана I разрешение на раскопки в Риме, чтобы извлекать «мраморы и колонны» для украшения аббатств Э-ля-Шапель и Сен-Рикер. Одновременно с этим была вывезена статуя всадника с обнаженной сопровождающей фигурой.

Зарождение интереса к вещественным древностям города Рима Рим, Туризм, Путешествия, История, Античность, Ватикан, Архитектура, Гуманизм, Возрождение, Длиннопост

Известная бронзовая конная статуэтка франкского короля, которого по традиции отождествляют с Карлом Великим, была выполнена в реалистической манере в подражание позднеантичным конным статуям императоров (прежде всего, Марка Аврелия).

Зарождение интереса к вещественным древностям города Рима Рим, Туризм, Путешествия, История, Античность, Ватикан, Архитектура, Гуманизм, Возрождение, Длиннопост

В Средние века Рим был крупнейшим религиозным центром, куда стекались христианские паломники со всего мира. Чтобы облегчить их путешествие для образованных людей создавались разнообразные путеводители, которые облегчали ориентирование на местности.

В XII веке для нужд любителей древностей появилось описание Рима — «Mirabilia urbis Romae» (Чудеса города Рима), в котором наряду с традиционной информацией о святынях, давались сведения исторического и археологического содержания. Интересно, что в тексте перечислено довольно много языческих памятников.

Вот его содержание: (1) О стенах города, (2) О воротах города, (4) О названиях ворот; (6) Об арках; (7) О горах; (8) О банях; (9) О дворцах; (10) О театрах; (11) О местах упомянутых в страстных циклах и о святых местах; (12) О мостах; (13) О кладбищах; , а также - (14) О мраморных скульптурах лошадей; (16) О фамилиях судей и их поручениях; О колонах Антония и Траяна; (18) О конной статуе Константина ; (19) Почему Пантеон был построен, а затем разрушен; (20) Почему Октавиан открывает имя Августа; (21) Сколько храмов находятся за Тибром; (23) О проповедях святыx.

Приведу два небольших отрывка из Mirabilia urbis Romae:

«Эти и многие другие храмы и дворцы кесарей, консулов, сенаторов и префектов, кои были в языческие времена в этом золотом граде, как мы это читали в старых анналах и видим собственными глазами и от древних это слышали, как они прекрасно блистали златом, серебром и медью, слоновой костью и драгоценными каменьями, мы постарались, соразмерно своим силам, изложить яснее в этом писании для памяти тех, кто придет после нас»
«Здесь (близ форума) находится храм Весты, в котором, по преданию спал Дракон; об этом можно прочесть в житии св. Сильвестра; а там – храм Паллады, и форум Цезаря, и храм Януса, который, как утверждает Овидий в своих Fasti, предвидел все совершающееся в году от его начала и до конца; ныне этот храм называется башней Ченчия Франджипане».
Зарождение интереса к вещественным древностям города Рима Рим, Туризм, Путешествия, История, Античность, Ватикан, Архитектура, Гуманизм, Возрождение, Длиннопост

Руины храма Весты в Риме

В эпоху Возрождения появляются антикварии, исторические предшественники археологов и историков. Они занимались раскопками, коллекционированием, собирательством в музеи и сухим описанием предметов древности. По непонятной мне причине именно так многие представляют себе современных археологов. На самом же деле методы работы антиквариев больше похожи на работу современных черных копателей, с той лишь разницей, что антиквариями были обеспеченные, образованные люди, публиковавшие результаты своих изысканий. В отличии от современных археологов антикварии трактовали вещи по отдельности, о культурном контексте они даже не подозревали, вещи собирались для любования, выставления и публикации. При этом не последнюю роль играла коммерческая составляющая. Ценность находок зависела от дороговизны материала, искусности работы, редкости и связи с особо почитаемыми субъектами истории или знаменитыми текстами классических авторов.

В эпоху Возрождения интерес к античности еще больше усиливается. Гуманисты с успехом проводят параллели между описаниями античной литературы, сохранившимися статуями, изображениями с монет, надгробными плитами и архитектурными сооружениями. Их уже привлекало не только то, на сколько искусно были сделаны античные предметы искусства, но и быт, который они старались возродить хотя бы на бумаге.

Гуманисты корили знать, продолжавшую разрушительное дело готов и вандалов, своих предшественников.

Грек Мануил Хрисолор следующими словами описывал текущую ситуацию в Риме:

«Статуи лежат разбитые во прахе или обжигаются на известь или же обращаются на кирпич; счастливее еще такие изваяния, которые употребляются в виде подножки при взлезании на лошадь, в виде цоколя для стен и сенных ясель»

Образованный грек утешал себя, впрочем, мыслью, что многие статуи лежат еще в кустарнике или в мусоре. Там ждали они своего восстания. Но гуманисты открыли классические статуи позднее классических кодексов. Потребность строительного искусства назрела лишь по удовлетворении научного стремления.

К середине XV века появились путеводители, написанные в жанре «ученых» сочинений. В отличие от средневекового Mirabilia, направленного на описание чудес, в новых путеводителях особое внимание сосредоточено на выявлении связей античной и христианской культур.

Среди такого рода сочинений следует выделить «Descriptio urbis Romae» (1444) (Описание города Рима) Л.-Б. Альберти.

Эта книга начинается следующей фразой:

«С возможной тщательностью, при помощи придуманных мною математических приборов изучил я в том виде, в каком они нам известны сейчас, направления и очертания городских стен Рима, реки [Тибра] и дорог, равно как положение и размещение храмов, общественных зданий, ворот и трофеев, границы холмов и, наконец, площадь, занимаемую жилыми зданиями. Теперь всякий, не нуждаясь ни в каком особом даровании, удобно и легко сможет все вычертить в том масштабе, в каком ему заблагорассудится. К этому [описанию] склонили меня просвещенные друзья, и желание их я и счел нужным исполнить»

Проводя исследования и обмеры античных памятников, Альберти составил ряд справочных таблиц, указывавших расстояния, размеры и местоположение античных памятников. Главная задача Альберти – объяснить, как можно измерить расстояния между зданиями в Риме, и отразить это на карте. Композиционный акцент в этой карте поставлен на античных постройках верхнего города - Пантеоне, Форуме, Колизее, акведуках, колоннах Трояна и Марка Аврелия, в то время как постройки ренессансного времени - замок Сан-Анжело, Борджио и собор св. Петра отделены от города Тибром.

Зарождение интереса к вещественным древностям города Рима Рим, Туризм, Путешествия, История, Античность, Ватикан, Архитектура, Гуманизм, Возрождение, Длиннопост
Зарождение интереса к вещественным древностям города Рима Рим, Туризм, Путешествия, История, Античность, Ватикан, Архитектура, Гуманизм, Возрождение, Длиннопост

На двух последних картинках результат следования инструкциям Альберти - точная карта Рима, наложенная на систему круговых координат. Согласитесь, что имея в руках карту с обозначенными на ней достопримечательностями ориентироваться в незнакомом городе значительно проще.

Трактат Альберти не сопровождается картой, только лишь инструкцией по ее изготовлению. Тем не менее несколько лет спустя, в 1464 году, Пьетро дель Массайо опубликовал во Флоренции издание «Географии» Птолемея, в которое включил прекрасный план Рима, который был выполнен по методу Альберти.

Зарождение интереса к вещественным древностям города Рима Рим, Туризм, Путешествия, История, Античность, Ватикан, Архитектура, Гуманизм, Возрождение, Длиннопост

Книга «Roma instaurata» (1481) (Рим восстановленный) Флавио Биондо была первым опытом мысленной реконструкции города на основе сопоставления показаний древних авторов с сохранившимися частями построек. Вторая его книга, «Roma triumphans» (1460) (Рим торжествующий), посвящена реконструкции не материальных памятников, а государственного устройства, религии и обычаев.

С середины XV в. начались работы по реальной реконструкции древней части города, это была попытка возродить былое великолепие античного Рима. Папу Николая V интересовала в первую очередь реконструкция античных базилик. После его смерти все работы были остановлены.

К началу XVI века в Италии относится деятельность знаменитого художника Рафаэля Санти.

Он так внимательно изучал классические древности, что они образуют фон во многих его картинах.  В 1515 г. Рафаэль повелением папы Льва X был назначен "легатом древностей" и руководство  постройкой собора Св. Петра. В обязанности "легата древностей" входил надзор за сохранностью античных памятников и мемориальных надписей. Нарушителей полагалось штрафовать. По приказу Льва Х Рафаэль намеревался изобразить в рисунках те памятники древнего Рима, которые поддаются распознанию, и на основе их изучения предпринять попытку реконструкции утраченных. К несчастью, его рисунки оказались утерянными и не дошли до наших дней. По распоряжению Рафаэля и с его участием начали составлять план реального восстановления Рима в его классическом виде.

Зарождение интереса к вещественным древностям города Рима Рим, Туризм, Путешествия, История, Античность, Ватикан, Архитектура, Гуманизм, Возрождение, Длиннопост

«Мадонна Эстерхази» Рафаэля Санти

В 1527 году в Риме было издано сочинение Андреа Фульвио - Antiquitates Urbis Romae (Древности города Рима) - краткий иллюстрированный путеводитель. Издание сопровождалось ксилографическими иллюстрациями с картами древнего Рима различных периодов его становления. На картах были представлены схематические и объемные изображения архитектурных памятников, внешний облик которых был восстановлен на основе личных наблюдений, исторических описаний, монет и других археологических фактов.

Цели были обозначены на титульном листе:

«Марко Фабио Кальво гражданин Равенны его преосвященству Клименту VII понтифику посвящает. Эта книга позволит его милости понтифику папе Клименту VII составить представление о том, как мало-помалу формировался и как увеличивался город Рим. Как он был упорядочен, и как этот порядок был зарегистрирован. Какие причины послужили его возвышению и падению. Почему столь величественный город был кощунственно разграблен королем готов, остготов, гуннов Аттилой»

Начальный раздел «Simulachrum» представляет собой исторический бюллетень, отражающий образы Рима различных эпох:

Зарождение интереса к вещественным древностям города Рима Рим, Туризм, Путешествия, История, Античность, Ватикан, Архитектура, Гуманизм, Возрождение, Длиннопост

«Квадратный Рим» эпохи Ромула

Зарождение интереса к вещественным древностям города Рима Рим, Туризм, Путешествия, История, Античность, Ватикан, Архитектура, Гуманизм, Возрождение, Длиннопост

«Восьмигранный Рим» – республиканского периода эпохи Сервия Туллия

Зарождение интереса к вещественным древностям города Рима Рим, Туризм, Путешествия, История, Античность, Ватикан, Архитектура, Гуманизм, Возрождение, Длиннопост

«Круглый Рим», разделенный на 16 районов – эпохи Августа

Зарождение интереса к вещественным древностям города Рима Рим, Туризм, Путешествия, История, Античность, Ватикан, Архитектура, Гуманизм, Возрождение, Длиннопост

«Овальный Рим» – поздней империи и времен Плиния Старшего

Попытка периодизации градостроительной структуры античного Рима была новаторской для того времени. Полную версию «Antiquitates Urbis Romae» можно посмотреть по ссылке: https://archive.org/details/ARes61118/mode/2up

Весна 1527 года – время выхода в свет «Antiquitates urbis Romae» – связана с трагическими событиями: захватом и разграблением Рима войсками Карла V. Исторические бедствия свели

на нет веру в то, что Рим сможет достичь расцвета и возродить Золотой век античного города.

Показать полностью 11
212

Как рабочий с завода снялся в кино и заработал, а потом его уволили

Как рабочий с завода снялся в кино и заработал, а потом его уволили Фильмы, Италия, Рим, Работа, Завод, Бедность, История, Истории из жизни, Неореализм, Искусство, Негатив

Ламберто Маджорани проработал 16 лет на заводе. Когда ему предложили роль в «Похитителях велосипедов» он настаивал, чтобы за ним сохранили рабочее место. Платили ему там по $3 в день (2500 рублей в сегодняшних ценах). Такими деньгами в послевоенной Италии разбрасываться было не принято.


Режиссёр Витторио Де Сика предложил рабочему $1000 (850 000 рублей на сегодня).


С зарплаты Ламберто купил новый гарнитур и свозил семью на каникулы. На этом деньги кончились. Как ни в чём не бывало он пришёл на завод.


И получил отпор, — Извини, парень, ты зашиб миллионы, для тебя нет мест.


Никого не волновало, что снимался Ламберто у режиссёра-неореалиста, фильм был про бедность, а главный герой безуспешно пытался прокормить семью.


Дальше карьера у Ламберто не задалась. Он работал на стройке, снимался в эпизодических ролях и сожалел, что пошёл в кино и потерял работу.


«Похитители велосипедов» — это один из знаковых фильмов итальянского неорелизма. Тем грустнее, что и актёра постигла не самая весёлая судьба.


Телеграм: как жить, если у тебя украли велосипед

42

Лжеправители: 5 самозванцев, у которых получилось

Обычно самозванцы заканчивали свою карьеру очень быстро — в тюрьме или на плахе. Но история помнит и авантюристов, которым на некоторое время удалось обмануть судьбу и добиться власти. О пятерых самозванцах, которые всё-таки стали королями, — в материале WARHEAD.SU.

Лжеправители: 5 самозванцев, у которых получилось Царь, Король, Переворот, История, Персия, Норвегия, Рим, Черногория, Длиннопост

1. Лже-Бардия


В самом сердце древней Мидии, у развалин Экбатаны, находится Бехистунская скала. Там, на высоте более ста метров над дорогой, ведущей от Экбатаны к Вавилону, высечен огромный барельеф, сопровождаемый подробным рассказом о мятеже Лже-Бардии, сотрясшем Персию в 522 году до н. э.

После того как в 530 году до н. э. умер основатель Персидской империи Кир Великий, власть досталась его старшему сыну Камбизу. Но новый царь царей оказался тираном. Вскоре против деспота начались многочисленные восстания. Везде видевший заговоры Камбиз приказал тайно умертвить своего брата Бардию, очень популярного среди персов.

Весной 522 года в Персии объявился мидянин жрец Гаумата, провозгласивший себя Бардией. Камбиз находился в походе, большая часть Персии и Мидии встали за Лже-Бардию против ненавистного Камбиза. Узнав о событиях на родине, царь царей спешно покинул Египет и отправился на войну с самозванцем, но по дороге умер от гангрены.

Лжеправители: 5 самозванцев, у которых получилось Царь, Король, Переворот, История, Персия, Норвегия, Рим, Черногория, Длиннопост

Прорисовка Бехистунского рельефа, изображающего триумф Дария над магом Гауматой (Лжебардией) и мятежными «царями»


Несколько месяцев Гаумата правил самой большой империей Древнего Востока. Но семеро персидских аристократов во главе с Дарием, дальним родичем Кира, составили против самозванца заговор и убили его. На персидский трон взошёл Дарий I. Его потомки носили корону царя царей вплоть до завоевания державы Александром Македонским.


2. Лже-Нерон


Имя императора Нерона проклинали в Риме, а вот на востоке Римской державы к нему относились не столь однозначно.

Умный, но слабовольный и болезненно тщеславный Нерон был опьянён властью, черпая в ней наслаждение. В 68 году против императора-тирана восстала армия, его предали преторианцы, и, покинутый даже слугами, он покончил с собой со словами: «Какой великий артист погибает!»

Однако восточных провинций безумства Нерона не коснулись. Зато в Греции хорошо помнили, как он сбавил налоги. Поэтому, когда осенью 68 года в Элладе объявился неизвестный понтиец, выдававший себя за чудесно спасшегося императора, у него немедленно нашлось множество сторонников. Самозванец был весьма похож на Нерона, которого хорошо знали в Греции, куда император приезжал год назад, чтобы принять участие в Панэллинских играх.

Лжеправители: 5 самозванцев, у которых получилось Царь, Король, Переворот, История, Персия, Норвегия, Рим, Черногория, Длиннопост

Обзаведясь кораблём, Лже-Нерон вместе со своими людьми отплыл на остров Цитн (нынешний Китнос на Кикладах). Обманув некоторых из находившихся там римских легионеров, он принял их к себе на службу.

Делать на маленьком острове было особенно нечего, а сил для серьёзных кампаний у Лже-Нерона было маловато. И тогда он стал королём пиратов, которые на небольших судёнышках совершали набеги на торговые корабли и похищали людей с соседних островов. Первое время пиратскому промыслу сопутствовала удача и число сторонников самозванца постоянно росло, а на Цитн всё прибывали недовольные властью нового римского императора Гальбы.

Конец королю пиратов настал после того, как на Цитн зашли две триремы Луция Кальпурния Апрената — нового проконсула Галатии. Он при помощи верных солдат быстро убедил мятежных легионеров, что их дело проиграно. Корабль самозванца был взят штурмом, а сам Лже-Нерон — убит.


3. Харальд и Сверрир Норвежские


С 1130 года Норвегия была охвачена смутой. Всё началось с того, что из Ирландии приплыл некий Харальд Гилли, называвший себя сыном короля Магнуса III. Несмотря на то, что никаких доказательств происхождения у него не было, уверенность самозванца и успешное прохождение им ордалий оказали такое воздействие, что правящий король — сын Магнуса Сигурд — признал его своим единокровным братом в обмен на отказ от претензий на власть, пока живы сам Сигурд и его сын.

Клятвы Харальда стоили недорого. Как только король умер, он некоторое время делил власть с сыном Сигурда Магнусом, но затем захватил корону, а Магнуса ослепил и посадил в темницу. Но несколько лет спустя самого Харальда убил ещё один незаконный сын любвеобильного Сигурда.

Весь это карнавал, сопровождавшийся войной всех против всех, закончился, когда недовольная знать решила, что пора навести порядок, и избрала новым королём младенца Магнуса — дальнего родственника Магнуса III.

В 1174 году против короля восстали простолюдины, которых звали «лапотники». А вскоре во главе мятежников оказался Сверрир, выдававший себя за внука короля Харальда. Самозванец выдавал себя за внука другого самозванца.

Лжеправители: 5 самозванцев, у которых получилось Царь, Король, Переворот, История, Персия, Норвегия, Рим, Черногория, Длиннопост

Гражданская война изрядно надоела норвежцам, а Сверрир оказался неплохим командиром. Его признали и поддержали не только простолюдины, но и часть знати. В 1184 году война завершилась, король Магнус погиб, а Сверрир взошёл на норвежский трон. Его потомки правили страной ещё более ста лет, хотя почти все историки уверены, что Сверрир был не более, чем самозванец.


4. Лже-Себастьян


Во второй половине XVI столетия в Португалии правил король Себастьян I — один из последних рыцарей уходящей эпохи. Он видел своё предназначение в создании великой португальской империи, охватывающей мусульманские земли Северной Африки, куда его солдаты должны были принести свет христианской веры. Но в «битве трёх королей», случившейся в Марокко в 1578 году, Себастьян I пал, не оставив наследника. Португалия потерпела тяжёлое поражение, ослабла и вскоре была захвачена Испанией.

Но среди простого народа жила легенда, что Себастьян на самом деле выжил, скрывается от врагов, но должен вернуться, чтобы возродить величие Португалии. В 1585 году этим решил воспользоваться честолюбивый Матеуш Альвареш — простолюдин, воспитанный в монастыре, обученный грамоте и хорошим манерам. Обладая сходством с погибшим королём, Альвареш сообщил о своём чудесном спасении в городке Эрисейра, где устроил свой двор и объявил о скором возвращении в Лиссабон.

Лжеправители: 5 самозванцев, у которых получилось Царь, Король, Переворот, История, Персия, Норвегия, Рим, Черногория, Длиннопост

Тем временем португальцы, недовольные властью испанцев, начали перебегать на сторону Лже-Себастьяна. Но силы мятежников были несравнимы с мощью Испании. В сражении под городком Торриш-Ведраш войско Альвареша было разбито. Король-самозванец бежал, был пойман, а затем казнён. Впечатление от авантюры Лже-Себастьяна оказалось столь сильным, что, когда в Речи Посполитой объявился Лжедмитрий, его недоброжелатели сравнивали «царевича» с «чудесно спасшимся королём португальским».


5. Лже-Пётр


К XVIII веку маленькое балканское государство Черногория было уже давно поделено между Венецией и Османской империей. Но, несмотря на это, власть турок в отдалённой провинции была почти незаметной, а черногорцы постоянно пытались отвоевать независимость.

Православные славяне со всё большей надеждой смотрели в сторону России — великой империи, сражающейся с турками, и рассчитывали на русских в обретении свободы. В такой обстановке в 1766 году в Черногории объявился крестьянин Стефан Малый. Но прошёл всего год, и простой батрак оказался весьма уважаемым человеком, к чьим словам о необходимости объединиться, чтобы противостоять исламу, прислушивались многие черногорцы.

В 1767 году сербский офицер, бывавший в Петербурге, опознал в Стефане бывшего императора Всероссийского Петра III. Популярность самозванца в мгновение взлетела до небес. Его признал главный духовный авторитет — митрополит Савва, а простой народ отправлял к Стефану делегации с просьбой принять корону Черногории. В конце концов народное собрание Черногории признало Стефана не только спасшимся русским императором, но и черногорским царём.

Лжеправители: 5 самозванцев, у которых получилось Царь, Король, Переворот, История, Персия, Норвегия, Рим, Черногория, Длиннопост

Стефан Малый


Стефан правил под именем Петра всего шесть лет, но запомнился своим подданным как добрый и разумный правитель. Царь был убит после нескольких покушений совместными усилиями турок и митрополита Саввы, который видел в Стефане слишком опасного политического конкурента в борьбе за власть в маленькой горной стране.

XVIII век стал последней эпохой, когда самозванцы ещё могли рассчитывать на успех. Развитие государственной машины и создание абсолютистских, а затем конституционных монархий Европы положило конец авантюристам, пытающимся притязать на чужие короны.


Михаил Диунов

Показать полностью 5
255

Великий пожар Рима

Великий пожар Рима Пожар, Античность, Рим, Нерон, История, Стихия, Огонь, Длиннопост

Вы задумывались о том, сколько ассоциаций несет в себе имя? Брут, Калигула, Иуда, Нерон – мы читаем имена, а мозг сразу подбрасывает нам картинку, ассоциацию. Но мы должны быть объективны и сегодня посмотрим на события, которые начались 18 июля 64 года, без имени главного их участника.

Это был жаркий день в четырнадцатый день до секстильских календ. Печально известная дата – 418 лет прошло с того дня как сеноны, могущественное древнее племя кельтов, подожгли захваченный Рим. Со всех окрестных сел в город хлынули жители - в жизни античных римлян было не много развлечений, но следующие несколько дней обещали настоящее пиршество духа. Ludi Victoriae Cesaris – знаменитые игры в честь побед Цезаря – как огонь мотыльков притягивали людей. Кто-то останавливался в римских тавернах и гостиницах, тех, кто побогаче примут друзья в собственных особняках – домусах, ну а бедняки будут ютиться под аркадами дворцов и храмов. Большой цирк - Circus Maximus – в эти дни должен был принять больше ста пятидесяти тысяч человек, предвкушающих великое зрелище. Но судьба распорядилась иначе.

Это произошло ночью в северо-восточной части цирка, примыкавшей к Палатинскому и Целийскому холмам. Возможно, виной всему была неосторожность в приготовлении пищи, а, может, имел место умышленный поджог, наверняка мы уже не узнаем. Известно лишь, что вспыхнули лавки с легковоспламеняющимися товарами, такими как масло для лампад. Поджигая здания одно за другим, огонь перекинулся на цирк, который в одно мгновение стал гигантским факелом. С юга у цирка стояли многоквартирные дома.

Рим был городом контрастов – рядом с роскошными виллами, украшенными фонтанами с собственным водопроводами соседствовали инсулы. К югу от цирка стояли многоквартирные дома - трех-, четырехэтажные здания, скученные на узких улицах. Стоило загореться одному, как тут же вспыхивали и соседние постройки. Антоний Юлиан, латинский грамматик, как-то сказал: «Если бы могло существовать средство, чтобы в Риме не столь часто горели дома, я бы, клянусь Геркулесом, продал свои сельские владения и купил собственность в городе». Римские инсулы были капитальными зданиями (активно применялась бутовая кладка), но пищей огню сложило множество деревянных частей - двери, ставни на окнах, балконы, перекрытия, перегородки из ветвей, которые проклинал архитектор и механик Витрувий. Все это вспыхивало, неся огонь все дальше и дальше.

Первым удар стихии приняли семь тысяч вигилов - пожарная служба Рима, сфомированная при Октавиане Августе. Акварии выстраивали цепочки от водоемов до пылающих домов, передавая ведра из рук в руки. На территории Рима было семьсот водоемов, а вода в город поступала по одиннадцати водопроводам, но сейчас этого было недостаточно. Не справлялись насосы под управлением сифонариев, пламя распространялось слишком быстро. Эмитуларии расстилали матрасы у горящих домов, спасая прыгающих из окон людей.

На улицах Рима воцарился хаос – рушились здания, перекрывая узкие улочки. Где-то среди пожаров стоял ребенок не старше десяти лет. Мальчик смотрел, как люди вытаскивали из огня немощных стариков, как бежали, забыв обо всем. Он видел, как одни погибают, оказавшись в ловушке, как другие, видя безопасный путь, бросаются в дома за близкими, но выйти уже не могут. Пока он просто испуганный ребенок, но его имя сохранится в веках - Публий Корнелий Тацит, римский историк.

Когда над городом забрезжил рассвет, командир вигилов передал полномочия другому человеку, тому чье имя мы назовем в конце, чтобы остаться непредвзятыми и посмотреть на события без ярлыков. Этот человек и станет героем нашего повествования.

Со всех концов Рима к нему стекаются сведения – люди говорят, что город подожгли, что в разных частях столицы действуют неизвестные с факелами. Современные исследования лесных пожаров показывают, что когда ветер поднимает в воздух пылающие ветки, образуется множество очагов возгорания, возможно, именно это люди приняли за поджоги - огонь шел из разных частей города. Дом человека, который в эту ночь должен был защищать Рим, находился на Квиринальском холме и должен был быть в безопасности, возможно, потом люди обвинят и его в поджоге. Но это будет потом – сейчас главная задача спасти город. Что бы ни говорили про этого человека, но тот был спокоен, об этом мало кто знает, но он уже успел побывать в бою - в 43 году н. э. в британском походе, когда четырнадцатый Сдвоенный и второй Августовский легионы попали в ловушку бриттов - тогда, отбивая атаки варваров всю ночь, он не запаниковал. Он будет хладнокровен и сейчас - под его руководством пять преторианских когорт, три тысячи человек и измученные вигилы. Огонь стремительно поднимался по Авентинскому холму, тушить его было уже нечем, оставался лишь один способ.

Преторианцы и вигилы отходят к Эсквилинскому холму, здесь они примут бой. Человек деловито раздает приказания, и солдаты готовятся к сражению - баллистарии разворачивают камнеметные машины, направляя их в сторону бушующего вдалеке пламени. Слышится отрывистая команда, и тяжелые камни обрушиваются на стены жилых домов. Инсулы оседают в пыли от ударов. На стены обрушиваются тараны, легионеры выбивают кирками камни из основания домов. Воины варваров чураются работы руками, но римская доблесть (virtus) не только в умении держать в руках меч. Позднее при осаде Иерусалима легионерам будет велено построить стену общей длиной 7,85 км, усилив ее тринадцатью фортами по периметру. Стена была построена всего за три дня, благодаря духу соревнования, охватившему войско. И сейчас преторианцы вместе с вигилами, разбирают кварталы, чтобы лишить огонь пищи. На шестой день стихия пришла к подножью Эсквилинского холма, но встретила лишь голое поле.

Казалось, огонь была укрощен, но через два дня вспыхнула вилла Тигеллина – командира преторианцев. Оттуда пламя перекинулось на Капитолийский холм и обрушилось на храмы. Лишь спустя два дня после победы над первой волной закончился второй пожар. Рим горел семь дней.

Рухнул легендарный храм Юпитера Статора, построенный самим Ромулом, от шестисотлетнего храма Луны остались только развалины. Как говорил Тацит, из четырнадцати районов города пожар ударил по одиннадцати.

Стихия отступила, и наступило время взаимных обвинений. А нам остается лишь назвать имя того, кто бился с огнем до последнего, не задумываясь о том, что скажут о нем другие. Его имя Тит Флавий Сабин, префект Рима и старший брат Веспасиана, будущего Императора.

Показать полностью
97

Трапы в истории: Спорус. "Жена" императора Нерона

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Как и все моменты в истории, данный отрывок наполнен жестокостью и не справедливостью времен Римской Империи. Если вы входите в данное сообщество только для милоты и картинок, то пропускайте письменную часть и просто посмотрите картинки. Для тех кто хочет узнать историю различных людей что запомнились как "трапы" в истории человечества, то этот пост был создан для вас.

Трапы в истории: Спорус. "Жена" императора Нерона Нерон, Спорус, Its a trap!, История, Длиннопост

Будучи крайне одиозной личностью, Нерон, также имея титул императора Рима успел не слабо пошатать Римскую Империю своими выходками. Больше о нём вы можете узнать в статье на вики. Гелиогабала он конечно не переплюнул (о нём позже), но много перлов о нём сохранились в истории и они смогли дойти до наших дней. В частности его второй брак с Поппеей Сабиной не удался, поскольку Нерон имея "горячий" характер во время особо жаркого спора с женой решил показать ей Спарту  от чего та будучи беременной скончалась.

Однако Нерон не унывал. Ну как не унывал, чуть-чуть приуныл, но пользуясь истинно рус... то есть Римским импортозамещением, он нашел мальчика по имени Спорус, который лицом очень напоминал почившую Сабину. Не теряя времени мальчишка был подобран с улицы, прилично одет, умыт, кастрирован (ауч) и представлена всем миру как новая старая императрица Сабина.

Трапы в истории: Спорус. "Жена" императора Нерона Нерон, Спорус, Its a trap!, История, Длиннопост

Цацки, регалии, весь обширный гардероб и даже имя и титулы Сабины перешли к Спорусу, как и обязанности римской императрицы по ублажению своего мужа. Нерон конечно будучи затейником и сам позже вышел замуж, но это совсем другая история. К сожалению в истории сохранилось мало фактов о невольном трапе. Нравилось ли ему быть императрицей или он презирал человека что взял его в секс-рабство. Доподлинно неизвестно. Но ясно одно Нерон любил свою новую жену и требовал обращаться к ней как к императрице. Ну как любил, очень своеобразно, он же Нерон. Или не любил и высказывал свою "любовь" как акт очередного безумного перформанса, коим был славен. Сейчас уже и не понять.

Трапы в истории: Спорус. "Жена" императора Нерона Нерон, Спорус, Its a trap!, История, Длиннопост

После смерти Нерона в 68 году, Споруса не хило помотала жизнь. Будучи военным трофеем бедного трапа заносило с руки одного извращенца к другому. Пока не выдержав издевательств бедолага не покончил с собой.

Трапы в истории: Спорус. "Жена" императора Нерона Нерон, Спорус, Its a trap!, История, Длиннопост
Показать полностью 3
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: