Непризнание и стыд

текст Вероники Хлебовой

Если какую-то часть вас в вашем детстве не признали, не дали разрешение на нее, вы будете ее стыдиться.

Одна женщина стыдилась своей стеснительности. Ее вытаскивали играть с другими детьми, и заставляли петь песни на утреннике.


Говорили много слов, смысл которых сводился к тому, что в жизни везет только активным. Доверяя взрослым, она выталкивала себя в самую гущу событий, по-прежнему стеснялась, но уже ненавидела себя за свою стеснительность.

И чувствовала ужасный стыд, что ей не удается быть активной и при этом легкой и непринужденной.


На месте одного непризнания вырос целый комплекс тяжелых переживаний, который она чувствовала практически в любом контакте.

Другая женщина, обладающая нетривиальным взглядом, в детстве казалась учителям и родителям недостаточно умной. «Это же элементарно! Как можно это не понять?» - такие слова она слышала часто.


Сейчас она до ужаса боится показаться глупой, и боится переспрашивать, но одновременно несет в себе заряд злости и боли, потому что ее много и часто безнаказанно обвиняли в глупости.

Кроме того, она идеализирует людей, которые кажутся ей «умными» и ждет их разрешения в том, чтобы принять свой способ мышления.

Это "только лишь" запрет на свойства темперамента. А бывает запрет на детскость и саму жизнь.

Непризнанное качество обрастает огромным количеством болезненных процессов, не только из детства, но и из последующей жизни. Поэтому с детьми работать легче: у них нет такой большой истории ре-травм.


В основе такого непринятия лежит непризнание инаковости: мой ребенок другой. Не такой, каким я хочу его видеть. В виду того, что родитель хочет видеть ребенка в определенном образе, он старается отсечь «неприемлемое» критикой и прямым наказанием.

Зависимый от родителя ребенок соглашается признать отвергаемые качества не приемлемыми, потому что он не в состоянии выжить без него.

Так постепенно образуется огромный клубок боли и непринятия в себе отвергнутых качеств, а заодно и в других.


Личность расколота на осколки, и психика делает все возможное, чтобы изолировать от себя болезненные части.

Человек всячески старается не прикасаться к болезненному: не хочет на него смотреть, не хочет о нем говорить, и "прячет" неприемлемое в контакте.

Между тем, задача заключается в обратном: вернуть осколки на место, признав их нормальными и присущими природе этого человека. Но теперь уже приходится работать с болью и со злостью по поводу совершенного насилия.


Приходится также искать не полученное от родителей разрешение, а во взрослом возрасте это намного сложнее, чем в детстве. Потому что разрешение нужно "в прошлом", когда те самые люди обладали властью и авторитетом. А в настоящем те же самые люди часто уже утратили для травматика такой авторитет.


Если отщепленная часть возвращается на место, и человек признает в себе некогда отвергнутое качество или даже само право на жизнь или «детскость», его перестает раздражать то, что не было принято. И в себе, и в других.

Как будто он перестает жить с заряженной бомбой, а то и с несколькими, в руках. Бомбы обезврежены, и уже не угрожают никому.


Приходит больше удовольствия от себя, от жизни, укрепляется сострадание и терпимость к инаковости. А толерантность к насилию, напротив, снижается.


от zakkozzy: А что не признавали в вас, уважаемые Пикабушники?
Какие качества, проявления, порывы?

Психология | Psychology

19.8K постов59K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.