6

Непонятные моменты из Евгения Онегина. Торжество крестьянина

Каждый читал (а то и учил!) в школе вот этот отрывок из "Евгения Онегина":

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…


Тут и взрослый человек призадумается не раз, а для школьника это вообще китайская грамота. Для меня же эти стихи Пушкина - удовольствие. Серым декабрьским днем, завернувшись в плед и попивая горячий чаек, можно перенестись в  далекий неизведанный мир начала 19 века, где нам уже никогда не побывать. И хотя из примет времени  тут только лошади и повозки, немного воображения - и ты уже ощущаешь себя невидимым наблюдателем, приоткрывающим шторку в мир не менее волшебный, чем во "Властелине колец". Мир балов, пушек, гусар и крестьян, где ещё не существует не то что Интернета или компьютера - электрической лампочки! И так приятно при этом остаться в своем 21 веке. Помечтать о первом снеге, о радостях настоящий снежной зимы, зарядиться хорошим настроением, вылезти из своего пледа и вперед, идти спасать мир! Ну, или хоть посуду помыть.

В общем, ближе к делу. Сейчас и смысл, и сила этих стихов скрыты под грудой непонятных слов.  Разберёмся в этом кошмаре школьника:

Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;

Бразды - здесь: борозды, те, которые остаются на снегу от колёс.

Пушистые - потому что снег пушистый, еще не утоптанный.
Взрывая - это не про взрывы, а от слова "рыть". Колеса кибитки вскапывают, взрывают снег.
Кибитка - крытая четырехколесная повозка.
Удалая - смелая, лихая. Кибитка удалая, ведь она несется, летит!

Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.

Ямщик - водитель повозки. Сидит он там, где ему и положено, на облучке, то есть специальном месте для ямщика в передней части повозки.

Тулуп - зимняя верхняя одежда, чаще всего из овчины (овечьей шкуры), мехом вовнутрь.

Кушак - пояс. Длинный тулуп, подпоясанный кушаком - типичная одежда ямщика.


Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;

Салазки - небольшие санки.

Жучка - нарицательное имя дворняжки, поэтому и с маленькой буквы.

Себя в коня преобразив - мальчик запрягся в сани, будто конь, и везет собачку.


Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…

Заморозил пальчик - отморозил.

Грозит ему в окно - грозит ему пальцем через окно, чтобы не баловался.

Немного практики - и вы сами легко будете разбирать такие предложения. А что же с крестьянином? Неспроста и крестьянин, и лошадка были отложены на конец поста.


Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;

Дровни - крестьянские сани, на которых возили дрова или сено.

Обновляет путь -  крестьянин едет на дровнях и прокладывает (а точнее обновляет уже существующий) путь по свежевыпавшему снегу.

Что касается торжества, то здесь не обойтись без предыстории. В предыдущей строфе читаем:


Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
Без снега земля сильно промерзает, от этого могли остаться без урожая некоторые плодовые деревья, кустарники, а главное - погибнуть озимые сельскохозяйственные культуры. Озимые культуры (например, озимую пшеницу или рожь) сеют осенью, в течении зимы они прорастают,  укрепляются, а летом они созревают несколько раньше яровых (то есть посеянных весной).

Так что у крестьянина была очень существенная причина для торжества. Перейдем к лошадке.

Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Плетется - передвигается медленно, с трудом. По снегу лошади ходят осторожно, упираются, ведь неизвестно что под снегом.
Рысь - так же , как шаг и галоп, - способы хода/бега лошади. Рысь - бег средней скорости, при котором ноги лошади передвигаются тем же способом, что при шаге.

Слова понятны, но как можно плестись рысью и что за как-нибудь? Меня устраивает следующая версия. Плетется как-нибудь  - значит кое-как плетется (из-за снега).  А плетется рысью - потому что бежит слишком медленной, неторопливой рысью, вроде бега трусцой у человека. Особенно если крестьянин её все время подгоняет. Кибитки летят по уже известному пути (где борозды), а "плетущаяся" лошадь обновляет путь по свежевыпавшему снегу.

Теперь самое время немного передохнуть, налить горячего чаю,  включить воображение и перечитать стихи вновь.

P.S. Вот так, котаны, стоит понимать данные стихи. Но это не точно.

Найдены возможные дубликаты

+10


Серьёзно? Нужно писать словарь, объясняя, что "взрывая" это от слова "рыть", а не от слова "взрыв"?

Вы правда считаете окружающих настолько тупыми?

раскрыть ветку 4
+1

Тупыми из-за непонимания слова? Ни в коем случае. Просто пропустите то, что вам понятно. А если кому-то ясно почти всё - он ведь загуглит одно слово, а не будет читать длиннопост, правда?

А насчет "взрывая" - да, очевидно, но вот бывает и такое понимание: "Едет, взрывая снег" - "Снег разлетается в стороны, как будто от взрыва". Не так уж и далеко от истины.

+1
зачем уж так разжевывать, по моему и так все ясно, может он считает, что современные ученики не в состоянии понять?
раскрыть ветку 1
+2

К сожалению многие не понимают , Мама педагог а регулярно носит с собой толковый словарь именно для современной молодежи . В школе она его оставить не может -спизд*т , были прецеденты

+1

Хотел задать схожий вопрос..подождем ответа)

+4

Думаю, автор поста пошутил шутку, хоть и не смешно.
А если не шутка, тогда смешно. Я развеселился, представив, как автор выискивает в тексте и растолковывает странные слова нам, недалёким дебилам )).

раскрыть ветку 2
0
недалёким дебилам
масло масляное)
раскрыть ветку 1
0
Ну, почему же. Бывают далёкие дебилы. Такие даже лучше не далёких, меньше раздражают
+5
ТС, все так плохо?
раскрыть ветку 5
-2

Что именно плохо?

раскрыть ветку 4
+1
Ну поколение младое, того - сапсем плохое.
раскрыть ветку 3
+3

ТС даже не заметил, что дворовый мальчик - это вовсе не сын соседей, а нечто совершенно иное. На общем фоне не просит, а в голосину требует пояснений.

раскрыть ветку 2
+2
Дворовый - значит мальчишка работающий на "постоялом дворе". "Постоялый двор" место где останавливались на ночлег, покушать, сменить коней при длительных путешествиях.
раскрыть ветку 1
+4

Дворовый, однако, никакого отношения к постоялому двору не имеет. Дворня, дворовый - прислуга в помещичьем доме. На полевых работах не были задействованы.
Собственно, мой предыдущий комментарий - исключительно на тему неполноты был. И, кстати, прислуга на постоялом дворе - половой.

+1
На красных лапах гусь тяжёлый, задумав плыть по лону вод, ступает медленно на лёд. Скользит и падает. Пушкин наше все! А анекдоты вы тоже объясняете?
раскрыть ветку 1
+1

Вы это... Не надо подстрекательств! Одного "объяснения" вполне достаточно.

0
Вот так крестьянин жизь свою,
тихонько вертит на хую.
0
Мне понравился пост. Когда я читаю классику, тоже сильно погружаюсь в то время. А разъяснительную работу надо вести. Я вот не знала про кушак.
0

...Его лошадка снег не чует, лошадка чует майонез...(реклама вспомнилась)

0

Летит кибитка..

Иллюстрация к комментарию
0
Рука-лицо, тс, ну как так можно.
0
Да уж, объяснять понятное, это не так просто. Вы серьёзно считаете, что что-то недоступное здесь разъяснили?
0

Возможно, ТС - педагог и что-то знает о нынешних детях. У меня в глубоком детстве (дошкольное, начало 80-х) вопросы вызывали только "кибитка" и "дровни". Вернее не вызывали, но понимал я их не совсем верно.

0
Макаренко
0
Вообще то электричество было в то время. Не надо считать людей за невежд
раскрыть ветку 2
0

В лабораториях или в домах?

0

Электричество (как физическое явление) - было всегда. А вот лампочка - нет.

0
Можно подумать, что это каждый из вас знал 🤣

Ставлю мизинец с левой руки, что хотя бы 30% это слышат первый раз.

Я вот, например, хоть и читал об этом раньше-всё равно с удовольствием освежил в памяти.
-2

Деточка, не нужно пытаться стать литературным критиком - не ваше это!

раскрыть ветку 1
+3

Да что ж все так напали на человека-то? Если этот пост кому-то разъяснил ранее неизвестное, уже хорошо.  Мне вот Пушкина захотелось перечитать, тоже плюс. Добрее,  господа!

Похожие посты
124

Вводные слова и конструкции

Вспомним, как использовать вводные слова и конструкции, как их отличать, как расставлять знаки препинания при их использовании! Пишите грамотно 😉

43

Как научить ребенка читать инструкции к заданиям

Если вы даёте старшему учащемуся какие-то задания, просите читать инструкции, но ученик отвечает, что читал, но якобы не понял, а у вас никаких доказательств нет, предлагаю такой забавный способ.

Все инструкции оказываются магическим образом прочитаны после первого же попадания на такую удочку :)

Как научить ребенка читать инструкции к заданиям Школа, Математика, Русский язык, Начальная школа, Учеба, Инструкция, Домашнее задание
70

Про ЧТЕНИЕ. Родителям и учителям

Здравствуйте, уважаемые родители! Хочу дать пару рекомендаций по тому, как воспитать маленького читателя.


1. Статья «Как воспитать читателя», Кушнир. В нашем образовательном клубе я придерживаюсь его методики. В этой статье написано о том, с чего, когда и как начинать; какие могут быть ошибки; плюсы и минусы методики. В общем, вдумчивое чтение статьи и последующее использование в работе.

Методика кратко:

- Слушаем текст, анализируем.

- Слушаем текст, следим.

- Читаем сами.

Отлично работает с диафильмами, можно читать по очереди по одному слайду (см. п.4).


2. Список детской литературы для дошкольников 4-6 лет (индивидуально). Для тех, кого мы только учим читать. Отдельные книги и книжные серии. Настоятельно рекомендую.


3. Список литературы для начальной школы.


4. Также предлагаю Вам немного разнообразить уроки чтения с помощью диафильмов.


Почему именно диафильмы?

- визуализация (запоминаем лучше);

- текст короче (а еще можно читать по очереди);

- картинки тоже можно интересно обсудить;

- +10 очков к развитию устной речи и фантазии.


Предлагаю вам следующие ресурсы:

- здесь можно выбрать из списка, если не знаете, чего хотите.

- тут просто больше выбор диафильмов, подходит для поиска конкретных произведений.


А вообще, поиск в Google c запросом "Диафильм название-прозведения" отлично работает. Я часто использую сказочные диафильмы (кстати, большая часть учебной программы тоже есть).


Скоро расскажу о том, как можно интересно анализировать литературные произведения с помощью универсальных вопросов из ТРИЗ-педагогики.


Группа Вконтакте "Заметки столичного учителя". Добро пожаловать.

Про ЧТЕНИЕ. Родителям и учителям Школа, Начальная школа, Литература, Чтение, Читатели, Родители, Дети, Воспитание
156

Книги на лето для начальной школы (не по программе):

Здравствуйте, уважаемые родители.


Я подготовил небольшой список интересных произведений для ваших детей (начальная школа, но если ребята из средней школы не читали что-то из 4 класса, можно попробовать).


Понятно, что список примерный и что книги подойдут индивидуально. Прошу смотреть списки так: 1-2 класс, 2-3 класс, 3-4 класс. Это не все книги, через месяц я сделаю еще одну подборку.


Конец 1 класса:

1) Аудиорассказы Носова.

2) Токмакова - «Аля, Кляксич и буква А» (диафильм).

3) Книги Свена Нурдквиста про старика Петсона и его котенка Финдуса.

4) Пауль Маар «Семь суббот на неделе».

5) Джанни Родари (диафильмы).

Конец 2 класса:

1) Туве Янссон – серия книг про Муми-троллей.

2) Носов – «Приключения Незнайки» (можно почитать, можно посмотреть диафильм, можно мультфильм).

3) Татьяна Александрова – «Домовёнок Кузя».

4) Сергей Михалков – «Праздник непослушания».

5) Виктор Драгунский – «Денискины рассказы».

6) Джанни Родари (диафильмы).

Конец 3 класса:

1) Анатолий Алексин – «В стране вечных каникул».

2) Астрид Линдгрен – «Рони – дочь разбойника».

3) Астрид Линдгрен – «Приключения Эмиля из Лённеберги».

4) Кир Булычев – «Тайна Третьей планеты».

5) Пройслер Отфрид – «Маленькая Баба-Яга», «Маленькое Привидение», «Маленький Водяной» и т.д.

6) Джанни Родари (диафильмы).

Конец 4 класса:

1) Юрий Томин – «Шел по городу волшебник».

2) Янка Мавр – «ТВТ».

3) Крапивин – «Джонни Воробьев и все-все-все».

4) Крапивин – «Оруженосец Кашка».

5) Успенский – «Школа Клоунов».

6) Анни Шмидт – «Мурли».

7) Бодо Шефер – «Кира и секрет бублика».

8) Джанни Родари (диафильмы).

9) Джеймс Крюс – «Тим Талер или проданный смех» (есть фильм).


Повторюсь, это не все книги, через месяц я сделаю еще одну подборку.

Хорошего лета, друзья!
Книги на лето для начальной школы (не по программе): Книги, Школа, Начальная школа, Родители и дети, Детская литература, Литература, Детям
Показать полностью 1
2177

Удалённое обучение

Сейчас с сыном 9 лет (3 класс) делаем домашнее задание по РУССКОМУ языку и тут такое задание

Удалённое обучение Домашнее задание, Школа, Обучение, Русский язык, Дети, Дистанционное обучение, Чешский язык

Я не знаю что там курят создатели подобных заданий, но я тоже это хочу)))
Ps Теперь я знаю сказку на чешском 😁

476

Слова, вошедшие в язык, придуманные писателями и известными людьми

Слова, вошедшие в язык, придуманные писателями и известными людьми Писатель, Филология, История языков, Русский язык, Литература, Факты, Длиннопост, Словотворчество, Неологизмы

В нашем языке есть слова, придуманные конкретными людьми – писателями, поэтами, реже – учёными, изобретателями и так далее.

Многие слова, к которым мы привыкли и считаем их давно и самостоятельно образовавшимися в русском языке, в действительности появились не так давно и не сами по себе, а с помощью разных людей. Они придумали эти слова, а нам они так понравились, что остались в русском языке надолго.


Многие слова остались только в конкретных текстах, например, «змея двухметроворостая» Маяковского или «и кюхельбекерно, и тошно» Пушкина.


Невозможно представить, в каком интересном мире мы бы жили, если бы в русском языке прижились такие перлы, как «испавлиниться», «быкоморда», «верблюдокорабледраконьи» и другие очаровательные окказионализмы, придуманные Маяковским.


Но некоторые придуманные слова всё же входят в словарный состав языка, да так органично, что уже через 100 лет трудно поверить, что привычное понятие добавлено в «великий и могучий» каким-то конкретным человеком.


Придуманные слова, к которым мы привыкли и считаем их давно и самостоятельно образовавшимися в русском языке, введены в него конкретными авторами, и называются они индивидуально-авторскими неологизмами. Перешагнув границы индивидуально-авторского употребления и присоединившись к активной лексике, они стали достоянием нашего языка.


Слова, придуманные, потом становятся общеупотребительными.


Лексика любого языка постоянно пополняется и обогащается новыми словами — неологизмами — это слова и словосочетания, созданные для обозначения новых явлений действительности, новых предметов или понятий.


В 20 веке, особенно во второй половине, с развитием научно-технического прогресса в язык вошло огромное количество заимствований: космонавт, радиоприёмник, дезактивация, дозиметр и т.д. Аналогичную ситуацию мы можем наблюдать и сейчас.

Михаил Салтыков-Щедрин придумал много неологизмов. И если некоторые слова вроде «душедрянстововать» и «умонелепствовать» дальше его книг не пошли, то «мягкотелость» и «злопыхательство» употребляются и поныне.


Придумал Салтыков-Щедрин и слово «халатный», то есть небрежный: «Из этих бросовых идеальчиков каждый сатирик выбрал себе такой, какой приходился ему по комплекции. …Который сатирик возлюбил халатную простоту — тот с негодованием отнесется к фраку, сшитому Шармером».


Также перу Салтыкова-Щедрина принадлежит слово «головотяпство», «благоглупость», «пенкосниматель».

Слова, вошедшие в язык, придуманные писателями и известными людьми Писатель, Филология, История языков, Русский язык, Литература, Факты, Длиннопост, Словотворчество, Неологизмы

Английский философ и писатель-гуманист Томас Мор написал в 1516 году „Золотую книжечку, столь же полезную, сколь и забавную о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия“, для краткости называемую „Утопия“. С тех пор что-то идеальное и недостижимое называют утопией.

Слова, вошедшие в язык, придуманные писателями и известными людьми Писатель, Филология, История языков, Русский язык, Литература, Факты, Длиннопост, Словотворчество, Неологизмы

Благодаря Ломоносову мы используем самые разнообразные околонаучные термины. «Градусник», «преломление», «равновесие», «диаметр», «горизонт», «кислота», «вещество» «микроскоп», «формула», «чертёж», «автограф», «окружность», и даже «квадрат» и «минус» были введены в русский язык Михаилом Васильевичем. Более десятка придуманных им слов прочно вошли в русский язык, многие же впоследствии были заменены на более удобные в произношении — так, например, «коловратное движение» стало «вращательным». Хотя сам Михаил Васильевич считал придуманные им слова немного странными, он всё-таки надеялся, что они приживутся и станут привычными. Так и вышло. Мы постоянно пользуемся этими словами, как и понятиями «земная ось», «гашеная известь», «удельный вес», «предложный падеж» и так далее.

Слова, вошедшие в язык, придуманные писателями и известными людьми Писатель, Филология, История языков, Русский язык, Литература, Факты, Длиннопост, Словотворчество, Неологизмы

Историк, публицист, прозаик, поэт и статский советник Николай Карамзин исследовал возможности русского языка, его выразительность. Великий реформатор обогатил нашу лексику замечательными словами-кальками, аналогов которым ранее в нашей стране не существовало, а теперь кажется, что они были всегда: «впечатление», «влияние», «трогательный», «занимательный», «моральный», «эстетический», «сосредоточить», «промышленность», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность»… и даже «ВЛЮБЛЁННОСТЬ». Всего в произведениях писателя встречается около 50 новых слов, которые прочно осели в русском языке. Впечатляющее количество, не правда ли?


Долгое время считалось, что Карамзин придумал букву „ё“. Теперь же принято считать, что придумала „ё“ княгиня Екатерина Дашкова, а Карамзин был первым авторитетным популяризатором новой буквы.

Слова, вошедшие в язык, придуманные писателями и известными людьми Писатель, Филология, История языков, Русский язык, Литература, Факты, Длиннопост, Словотворчество, Неологизмы

Один из основоположников русского футуризма Велимир Хлебников очень любил заниматься словотворчеством. Он придумывал довольно странные слова — «крылышкуя», «зерцог», «облакини», «лебедиво». Отдельные фразы в его стихотворениях и вовсе малопонятны для читателя: стихотворение «Сутемки, сувечер».


Но были в творчестве Хлебникова и слова, которыми мы сегодня пользуемся, — например, «изнемождённый». Хлебникову современный русский язык обязан и словом «лётчик». Впервые оно было употреблено в его стихотворении «Тризна»: «Полк стоит, глаза потупив. Тень от лётчиков в пыли». Прежде людей этой профессии называли «авиаторами» или «пилотами».

Слова, вошедшие в язык, придуманные писателями и известными людьми Писатель, Филология, История языков, Русский язык, Литература, Факты, Длиннопост, Словотворчество, Неологизмы

Если Ломоносов в основном отметился словами, без которых не обойтись учёному, то его современник и даже соперник поэт и переводчик Василий Тредиаковский обогатил русский язык словами, без которых вообще никому нельзя обойтись. С лёгкой руки Тредиаковского в язык вошли слова: общество, достоверный, вероятный, гласность, дальновидность, громогласный, неосмотрительность беспристрастность, благодарность, злобность, почтительность и другие. А в поэзию он ввел понятия ямба и хорея.


Василий Тредиаковский, учёный и поэт, избавил нас от слова «арт» — в то время, когда он жил, дело шло к тому, чтобы всё прекрасное называлось именно так. Тредиаковский стал употреблять слово «искусство», выведенное им из старославянского «искуси». Не факт, что он лично всё это выдумал, но именно он сделал эти слова общеупотребительными. И, кстати, это он начал использовать слово «любовник» для распространённого в высшем свете явления.

Слова, вошедшие в язык, придуманные писателями и известными людьми Писатель, Филология, История языков, Русский язык, Литература, Факты, Длиннопост, Словотворчество, Неологизмы

Конечно, культовых романов у Достоевского гораздо больше, чем словесных нововведений. Но именно Достоевскому мы обязаны словами «стушеваться» и «лимонничать». У слова «стушеваться» даже есть точная дата появления — 1 января 1846 года, когда писатель употребил его в повести «Двойник». Слово получило серьезное распространение еще при жизни писателя, как и глагол «лимонничать». Достоевский изобрел и другие слова, например «окраинец», «всечеловеки», «слепондас», но их язык не подхватил.

Слова, вошедшие в язык, придуманные писателями и известными людьми Писатель, Филология, История языков, Русский язык, Литература, Факты, Длиннопост, Словотворчество, Неологизмы

Игорю Северянину мы также обязаны введением в обиход одного из авиационных терминов — «самолет». Само слово появилось гораздо раньше: «ковер-самолет» часто появлялся в русских сказках, но летательные аппараты до Северянина так никто не называл. Также Северянин изобрел слово «бездарь». Оно встречается в его сборнике «Громокипящий кубок».

Слова, вошедшие в язык, придуманные писателями и известными людьми Писатель, Филология, История языков, Русский язык, Литература, Факты, Длиннопост, Словотворчество, Неологизмы

С именем журналиста и писателя Петра Боборыкина принято связывать появление в шестидесятых годах позапрошлого века слов «интеллигент», «интеллигенция», «интеллигентный». Слово Intelligent, конечно, существовало и раньше, но употреблялось преимущественно как синоним «разумности». Боборыкин определял интеллигенцию как «совокупность представителей высокой умственной и этической культуры, а не просто работников умственного труда».


С тех пор под интеллигентностью мы понимаем нечто довольно трудноопределимое: сочетание ума, образованности, хорошего воспитания, такта, культуры и высоких моральных качеств. Позже это слово перешло во многие европейские языки, где стало обозначением загадочного, сугубо русского явления.

Слова, вошедшие в язык, придуманные писателями и известными людьми Писатель, Филология, История языков, Русский язык, Литература, Факты, Длиннопост, Словотворчество, Неологизмы

Слово «Хлыщ», обозначающее легкомысленного молодого человека, ввел в широкое обращение писатель Иван Панаев, опубликовавший целую серию очерков о хлыщах. Но придумал его не он, оно пришло из народной среды, но употреблялось очень узко. Как, впрочем, и сейчас.

Слова, вошедшие в язык, придуманные писателями и известными людьми Писатель, Филология, История языков, Русский язык, Литература, Факты, Длиннопост, Словотворчество, Неологизмы

Владимир Маяковский тоже выдумал немало слов. Не такое популярное, но все же употребляемое сегодня слово «голоштанный» — это его изобретение. Впрочем, другие изобретенные Маяковским слова так и остались лишь частью его стихов и в народ не пошли, уж больно они были экзотичные: «дрыгоножество», «верблюдокорабледраконьи», «испавлиниться» и другие. +Ввиду своей специфики окказионализмы практически никогда не пополняют активный словарный запас носителей языка, но несколько таких слов Маяковского интеллигенция все же использует и спустя сто лет. «Прозаседавшиеся» и ностальгическое «серпасто-молоткастый», например.

Слова, вошедшие в язык, придуманные писателями и известными людьми Писатель, Филология, История языков, Русский язык, Литература, Факты, Длиннопост, Словотворчество, Неологизмы

Принято считать, что слово „робот“ придумал чешский писатель Карел Чапек. Это верно лишь отчасти. Чапек написал пьесу „Россумские Универсальные Роботы“ (R.U.R) о фабрике по производству искусственных людей-рабочих. Но изначально автор назвал искусственных людей „лаборами“ от латинского labor — »работа". Но его брат, художник-постановщик, оформлявший декорации для пьесы предложил назвать главных героев пьесы «роботами» по чешскому слову robota, что значит «каторга».

Слова, вошедшие в язык, придуманные писателями и известными людьми Писатель, Филология, История языков, Русский язык, Литература, Факты, Длиннопост, Словотворчество, Неологизмы

.А за «отсебятину» мы должны благодарить знаменитого художника. В «Толковом словаре» Даля так и написано: «Слово К. Брюллова: плохое живописное сочинение, картина, сочинённая от себя, не с природы, самодурью».

Слова, вошедшие в язык, придуманные писателями и известными людьми Писатель, Филология, История языков, Русский язык, Литература, Факты, Длиннопост, Словотворчество, Неологизмы

Джонатан Свифт придумал лилипутов для книжки «Приключения Гулливера». Книга была издана в 1726 году, а значит слову «лилипут» уже почти 300 лет. Так в оригинале назывались человекоподобные дикари еху.

Слова, вошедшие в язык, придуманные писателями и известными людьми Писатель, Филология, История языков, Русский язык, Литература, Факты, Длиннопост, Словотворчество, Неологизмы

Слово «сверхчеловек» — возможно, не вполне корректный перевод немецкого слова bermensch, впервые употреблённого немецким философом Фридриком Ницше в книге «Так говорил Заратустра». Изначально слово означало не человека, обладающего сверхспособностями, а существо нового типа, в которое должен превратиться человек так же, как homo sapiens произошел от обезьяны.

Слова, вошедшие в язык, придуманные писателями и известными людьми Писатель, Филология, История языков, Русский язык, Литература, Факты, Длиннопост, Словотворчество, Неологизмы

Советский писатель-фантаст Александр Казанцев («Планета бурь») переименовал жителей других планет из инопланетчиков в инопланетян.

Слова, вошедшие в язык, придуманные писателями и известными людьми Писатель, Филология, История языков, Русский язык, Литература, Факты, Длиннопост, Словотворчество, Неологизмы

Имя Светлана было придумано и впервые использовано А. Х. Востоковым в «старинном романсе» «Светлана и Мстислав» (1802); широкую известность приобрело вследствие публикации баллады «Светлана», созданной поэтом-романтиком Василием Жуковским (1813).

Слова, вошедшие в язык, придуманные писателями и известными людьми Писатель, Филология, История языков, Русский язык, Литература, Факты, Длиннопост, Словотворчество, Неологизмы

Источник : obshe.net/posts/id2341.html

Показать полностью 17
4664

Жертвы ЕГЭ

Жертвы ЕГЭ Учитель, Школа, Русский язык, Шок, Грусть, Реальная история из жизни

Сын учится во 2м классе. Учительница (любимая и уважаемая равно детьми и родителями) на днях заболела, и мы настроились на сложную неделю с подменяющими учителями. Но насколько она будет сложной, мы даже подумать не могли..

Встречаю сына после уроков, и он с возмущением протягивает мне тетрадь по русскому. "Мама! Нам всему классу плохих оценок наставили! А ведь мы все правильно написали!.." Смотрим вместе с другими родителями тетради отпрысков и с изумлением понимаем, что они правы! У всех красной ручкой и уверенным учительским почерком понаставлено разделительных "ЪЪ" ровно там, где их быть точно не должно -если только за ночь не переписали правила родного языка)) В общем, родители в шоке, дети в возмущении. Наша учительница долго молчала, увидев в классном чате фоты почирканных красным страниц...а потом коротко написала фразу, вынесенную в заголовок этого поста))


Пысы. Уроки в тот день вела не учитель, а воспитатель группы продлённого дня. Это, конечно, позволяет объяснить ситуацию детям, восстановить авторитет звания УЧИТЕЛЬ и вообще  снимает градус напряжения...но вообще - просто нет слов..(((


Пыпысы.

".....и этот дом борется за звание дома высокой культуры быта!.." (с)

274

Хорошая соседка и литература

Сколько себя помню, всегда нравилось читать фантастику и фэнтези (перечитал всю сельскую библиотеку в этом плане), а вот те книжки, что задавал учитель литературы в старших классах, как-то не очень. Почти никогда не читал. Едва ли за все старшие классы 3-4 осилил. По сочинениям у меня в основном всегда 4/5 было, так как фантазия богатая была. Трудности (но очень редко) возникали с темами по тем книгам, которые мы обычно должны были прочитать за лето. И вот почему...


В те времена интернета не было, а в сентябре учитель поднимал нас из-за парты и начинал расспрашивать, что там в книге, про что она и все в таком духе. Ну, чтобы понять - читали мы аль нет. Я естественно не читал, но отвечал в общих чертах так, что учитель ко мне никогда особо не придирался, так как я более менее точно излагал ход сюжета и называл главных персонажей. И помогала мне в этом моя хорошая соседка и по совместительству одноклассница Оля.


Обычно ближе к августу, мы между делами встречались у общего забора, общались и я просил ее рассказать что из заданных на лето книжек, она читала. Естественно, Оля как прилежная ученица умудрялась прочитать их все (ну или почти все) и охотно рассказывала мне суть да содержание. Взамен я охотно объяснял Оле тонкости биологии, когда у нее возникали трудности, биология мне давалась легко. Так я закончил школу с пятеркой по литературе. Спасибо, Оля.

246

ТраНвай

Рассказывает мамина подруга, в прошлом учитель русского языка и литературы, нынче пенсионер.

Принесла её внучка домой тетрадь с исправленными учителем ошибками, среди которых в слове "трамвай" буква М была исправлена на букву Н.

Бабушка, естественно, на следующий же день помчалась в школу с разборками и, знаете что она услышала в ответ от учительницы своей внучки?  ))

- Я не знаю, як ви вчили дiтей. Кожен в курсi, що перевiрочне слово до слова "траНвай" - то слово "транспорт"...  (перевод на русский:  - Я не знаю, как вы учили детей. Каждый в кусе, что проверочное слово к слову "траНвай" - это слово "транспорт"... )


Бабушка в обмороке, естественно - кто учит детей - вопрос риторический...

И, может, я бы над этим даже посмеялась, если бы эта история произошла где-нибудь в забитом селе Ровненщины, а не в промышленном городе Кривой Рог.

ТраНвай Русский язык, Правописание, Школа, Учитель, Шок, Трамвай
6492

Ай да Пушкин

Мой младший сын ходит по комнате и учит наизусть стихотворение Пушкина «Зимнее утро». Слушая его бормотание, я вспомнил историю, которая произошла много-много лет назад, когда я еще сам учился в школе, и учительница русской литературы Нина Петровна задала на дом выучить любое стихотворение Александра Сергеевича.
У нее был открытый урок, и она хотела провести его в форме литературной гостиной. Причем, Нина Сергеевна предупредила, чтобы мы договорились между собой и выучили разные произведения, дабы не повторяться. Ну мы и договорились. Конечно, все хотели рассказывать «Я помню чудное мгновенье».
И вот, открытый урок настал. Задние ряды торжественно заняли директор, завуч и учителя из других школ. Все шло прекрасно. Гости, одобрительно кивая головами, прослушали, как Леночка Шлегель, будущая золотая медалистка школы, с чувством рассказала «Ангела». Затем Серега Гисич оттарабанил пресловутое «Чудное мгновенье». А потом настала очередь Вовки Ляпкало… Он откашлялся и начал:

Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
Когда легковерен и молод я был,
Младую гречанку я страстно любил;

Все начали прислушиваться – такого стихотворения никто не помнил. Нина Петровна забеспокоилась. А Вовка продолжал:

Прелестная дева ласкала меня,

Тут выступление Володи было прервано возмущенным голосом завуча:
- А это точно Пушкин?
Но директор сказала:
- Пусть продолжает.
И он продолжил. Я думаю, Вовку еще никогда не слушали с таким вниманием. Мы узнали о презренном еврее, измене гречанки, а потом и вовсе услышали:

В покой отдаленный вхожу я один...
Неверную деву лобзал армянин.

- Хватит! – завизжала Нина Петровна.
Наступила нехорошая пауза.
А Ирка Лисина вдруг спросила у учительницы:
- А что такое лобзал?
Лицо Нины Петровны покрылось красными пятнами. Вопрос Ирки остался без ответа.
Слово снова взяла завуч:
- Я считаю, Пушкин не мог написать такого стихотворения! Это грязная пародия, подкинутая школьникам для разложения их морального духа и подрыва устоев партии! Я давно подозревала, Ляпкало, что ты морально неустойчив!
Ее прервала директор:
- Я думаю, на этом мероприятие закончено. Все свободны. А вы, Нина Петровна, зайдите ко мне в кабинет.
Вовку Ляпкало разбирали на комсомольском собрании. Однако он упрямо твердил, что это стихотворение Пушкина, списанное из дембельского альбома отца. Это только усугубило сомнения в авторстве Александра Сергеевича. Члены комскомитета выразили единодушное мнение: это не Пушкин. Вовке объявили выговор.
Как я узнал позже, Нина Петровна перерывала всю скудную школьную библиотеку, но это стихотворение так и не обнаружила. Потом эта история, конечно, забылась, и спустя много лет на встрече одноклассников Вовка принес сборник стихов великого поэта и лично каждому из нас его показал. А потом еще раз прочитал, к великому удовольствию всех собравшихся. Жаль, что Нины Петровны на встрече не было.

Ай да Пушкин Школа, Пушкин, Литература, Длиннопост, Байка
Показать полностью 1
673

Как правильно решать проблемы с русским языком

Как правильно решать проблемы с русским языком Иван новицкий, Айдар хусаинов, Текст, Русский язык, Литература, Поэт

Поэт Иван Новицкий пожаловался поэту Михаилу Юрьевичу Коломенскому:


— Дремуч все-таки русский язык. Пока найдешь эпитет...


Коломенский поковырял в зубах и равнодушно заметил:


— Не можешь на русском, пиши на родном.

421

Учительница третья моя

В детсадовском возрасте меня одолевала зависть к талантливым людям - например, к детям, которые могли за считанные секунды, даже не запыхавшись, взобраться по верёвке или верёвочной лестнице и не менее резво спуститься, а также тем, которые пели, танцевали и выступали по телевизору, что мне самому было совершенно недоступно. Годам к пяти, впрочем, у меня всё же обнаружился один дар, которому я тогда не придавал значения - заключался он в умении не только легко и непринуждённо читать и запоминать любые объёмы художественного текста, но и писать без ошибок, ориентируясь на стиль письма прочитанных ранее авторов.

Неудивительно, что первые три года в школе показались мне раем - дневник пестрел пятёрками по русскому языку и чтению, и мне уже начало казаться, что так будет всегда. Но ничто не длится вечно. Всё резко переменилось в пятом классе (четвёртого у нас не было), когда в моей жизни появилась она - третья и последняя школьная учительница русского языка и литературы, которую мы, собираясь на семейные посиделки, до сих пор вспоминаем с невесёлым смехом. Я не пытаюсь сказать, что она не знала своё дело - отнюдь. Но, кроме кучи грамот и призов, был у неё и ворох отрицательных черт, на которые мне очень скоро предстояло наткнуться. Так, например, у этой дамы на любой случай было своё собственное мнение, спорить с которым было не только непродуктивно, но и опасно для успеваемости. Невзлюбила меня наша учительница сразу и всерьёз, едва выяснив, что, хотя её ученик (я) и пишет грамотно, ему совершенно не даются формальные правила русского языка (сказать по правде, я и сейчас едва ли смогу разбить слово на части, объяснить, есть ли в нём нулевое окончание или же оно там в принципе отсутствует, а упоминание склонений имён существительных и спряжений глаголов не вызывает у меня ничего, кроме головной боли) - и это повергало её в самый настоящий ступор. Нужно ли говорить, что сдвоенные оценки за диктанты, состоявшие из двух частей (письмо под диктовку и так называемое "грамматическое задание") у меня всегда колебались на уровне от 5/2 до 5/3? Дальше было хуже, особенно на уроках литературы. Так, однажды она с видимым удовольствием устроила мне выволочку перед всем классом за то, что текст "Песни о вещем Олеге", принесённый мной на урок, оказался, с её слов, "каким-то пересказом для самых маленьких, а не настоящим текстом". Мои робкие попытки доказать ей, что оный текст - классический пушкинский от первого до последнего слова, который наборщик книги "Хрестоматия для внеклассного чтения" зачем-то втиснул в книгу сплошной строкой, а не в привычном формате стихов, ни к чему не привели. Ещё, к примеру, по итогам проверки домашнего задания по русскому языку на тему "безударные гласные, проверяемые ударением" она запросто могла снизить оценку лишь за то, что ученик подставил букву "е" в слово "разд...ваться", проверяемое словом "разд...ться", в то время как (по её собственному мнению) там предполагалось наличие буквы "а". С сочинениями по классике русской литературы дело обстояло не лучше - как я уже говорил, для этой суровой мадам существовало ровно два мнения - неправильное и её собственное, а я, неся домой тройки, раз и навсегда уяснил для себя, что грабителя кораблей капитана Турнипа ни в коем случае нельзя называть злодеем, а сопереживать и сочувствовать безобидному лентяю Обломову - вообще преступление. В общем, это были долгие и незабываемые семь лет.

На выпускном экзамене по русскому языку в одиннадцатом классе она, покачав головой, сказала, что мои знания всё так же пребывают на уровне между двойкой и тройкой, посулила, что ничего путного из меня не выйдет, после чего с видом человека, делающего величайшее в своей жизни одолжение, поставила в ведомость четвёрку и отпустила непутёвого ученика во взрослую жизнь.

После этого было ещё много всякого. Через месяц начались интенсивные подготовительные курсы по русскому перед поступлением в институт, где новая незнакомая преподавательница уже после второго-третьего занятия стала вручать мне кипу работ других абитуриентов для проверки на наличие ошибок и сказала, что доверяет как самой себе. Был высший балл за вступительный экзамен, был диплом, была работа на ниве настольных игр, пиком которой стало издание красочного артбука с художественными текстами по миру игры и моей фамилией, скромно примостившейся на последней странице. Один экземпляр этого артбука я, признаюсь, хотел даже отправить той самой учительнице с дарственной надписью "Уважаемой [персональные данные] от ученика, у которого вы, несмотря на все старания, так и не смогли отбить любовь к русскому языку и литературе", но всё же решил, что это будет перебор.

Сейчас в моей жизни есть работа корректором и по совместительству методологом по разработке и внедрению нормативных актов (да, перед вами тот самый человек, который может заставить вас почувствовать себя двоечником, но, увы, скорее всего не сможет объяснить, почему), переводы с английского и японского, а также редактура чужих текстов. И, сдаётся мне, благодаря подобным ей преподавателям, некоторым из которых выдалось учить наше поколение, у таких, как я, всегда будет работа.

Показать полностью
286

Загадка "Евгения Онегина". Что имел в виду Пушкин?

Вспомнилось мне тут, неожиданно, начало "Евгения Онегина"-


«Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

Его пример другим наука;

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же чёрт возьмёт тебя?»


И стало мне интересно, что значит фраза "он уважать себя заставил" и как именно он сделал?

Первое что приходит на ум- написал завещание и тем самым заставил дорогого племянника за ним ухаживать...

НО, оказывается есть и другая и очень интересная версия- во времена Пушкина словосочетание "уважать себя заставил" распространенным фразеологизмом, который означал "он умер". Просто тогда это выражение было расхожим. Пушкин не догадывался что через много лет оно выйдет из употребления, и мы будем ломать голову, как именно дядя заставлял окружающих себя уважать.

И тут у меня все вообще перевернулось! Совсем же по другому все звучит! ГГ и так циник тот еще, а тут и вовсе- И лучше выдумать не мог.

Его пример другим наука;

В общем дошло до того что я позвонил теще (50 лет преподает русский язык и литературу), она на стороне версии о завещании, но 100% аргументов тоже привести не может.

Интересно Ваше мнение!

3221

Воспитание 80 lvl

Эту историю рассказал мне знакомый учитель литературы , и она меня очень позабавила :)
Суть вот в чём.
Ученик отказался читать " Евгения Онегина", обосновывая это тем, что очень некультурно читать чужие письма.
1776

Молодец, парень! Выкрутился!

Есть у меня одна подруга. В школе она училась в классе филологического профиля. Недавно она мне рассказала одну историю из своей школьной жизни, которая произошла на уроке литературы. Проходили они "Евгения Онегина" и домашним заданием было выучить два письма — письмо Татьяны Евгению и письмо Евгения Татьяне. На уроке учитель спрашивает домашнее и предлагает разыграть что-то типа сценки: выйдут парень и девушка, сначала девушка, обращаясь к парню, прочитает письмо Татьяны, а потом парень, обращаясь к девушке — письмо Евгения. На том и решили. Выходит, значит, моя подруга и ее одноклассник. Она начинает читать, с чувством, с толком, с расстановкой, чуть ли не рыдает от переизбытка эмоций. Настает очередь парня. Он бегло смотрит в учебник, закрывает его, кладет на стол, встает на одно колено и начинает:
"Татьяна, милая Татьяна..."
Моя подруга понимает, что что-то не так. Письмо Евгения она знала плохо, но на 100% была уверена, что начинается оно не так. А парень тем временем продолжает:
"...Прощения твоего прошу!
Письмо не выучил сегодня,
Его я завтра расскажу!"
Класс просто лёг от смеха! :)
В итоге моей подруге поставили пять, а ее однокласснику разрешили рассказать на следующем уроке.
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: