Непонимания философии пост

Всегда считал себя неглупым человеком, да и окружающие, на протяжении почти всей моей жизни, меня уверяли в том, что я умный. А тут недавно заинтересовался марксизмом, и так вышло, что добрался в этом вопросе до Канта и Гегеля.

Строго говоря, ещё лет 7 назад мне советовали изучать труды этих философов. Но мозг девятнадцатилетнего молодого человека наотрез отказался воспринимать такие тексты, и "Критика чистого разума" была закрыта на второй странице. А тут по рекомендации от интернет-марксистов решил я Гегеля почитать. Разумеется, сразу осознал, что для понимания не хватает мне каких-то базовых знаний. И раз уж автор критикует Канта, то нужно начать с него. Во второй раз открыв Канта, я опять пришел к выводу, что базовых знаний в моей голове не хватает, и на этот раз нужно начинать с Аристотеля. За полгода я прочитал "Метафизику", а потом вернулся к "Критике чистого разума".

Меня сразу в предисловии насторожила фраза автора, что примеров он приводить не будет, потому что во-первых, книга и так не маленькая, а во-вторых, труд его не для всех: кто поймет, тот молодец, а если нет - то философия не для вас. Но не суть. Единственное, что осложняло процесс чтения - упорное нежелание Канта сразу объяснять что именно он имеет ввиду. Например, он говорит об априорном знании, и только страниц через 25 объясняет что это такое. При таком стиле изложения, суть стала до меня доходить, начиная с половины книги. Но ОК, Канта (в целом) я понял (хотя читал с двумя перерывами в пару месяцев). Особенно понравилась мне критика онтологического доказательства.

И вот, настала очередь Гегеля. И ничто не предвещало беды. Пока я не дошел до наличного бытия. Там то ли Гегеля, то ли переводчиков начало так лихорадить, что я совсем запутался. Во-первых, потому что автор сразу использует категории, объяснять которые он будет страниц через 50, во-вторых, потому что он смешивает эти самые категории. Приведу пару цитат.
"Наличное бытие есть простое единство (Einssein) бытия и ничто."
"Наличное бытие есть вообще по своему становлению бытие с некоторым небытием, так что это небытие принято в простое единство с бытием."
Ну ничто и небытие - это как бы не одно и то же. А фразы эти находятся на одной странице, что ещё сильнее затрудняет восприятие. И подобными (а то и позабористее) фразами кишит вся книга.

Так вот, к чему я тут на жизнь жалуюсь. Поскольку дорогие философы не удосуживались хотя бы привести текст в приемлемый вид, не говоря о том, чтобы сразу объяснять что к чему, а, кроме того, поскольку поисковики по запросу этих категорий выдают сайты, в которых просто выдраны куски из первоисточника, у меня есть вопрос. Не взял ли кто-нибудь на себя титанический труд, и не составил ли схемы (в виде картинок) движения из одного понятия в другое? Очень бы помогло в изучении.

P.S. Возможно, что все с наскоку поняли Гегеля, и затруднения возникли только у меня. Как говорится, или лыжи не едут, или философия - это не мое.

P.P.S. это мой первый пост на данном ресурсе, поэтому не судите строго

Философия

2.4K постов5.2K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Сообщество создано ради общения, поэтому не рассчитывайте на помощь с поднятием рейтинга.


Огромная просьба: не выкладывайте посты, нацеленные на разжигание религиозных войн. Все аргументы сторон мы уже давно изучили;)


Дешевые провокации, откровенная дичь, а также посты не по теме сообщества будут перемещаться в общую ленту сразу после объяснения причин.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий
А я смотрю на Гегеля прям спрос пошёл! Надо бы его хорошенько освоить и монетизировать)

Вообще наличное бытие не должно вызывать особых вопросов, это же просто качество. Ну как красность цвета или квадратность квадрата. Остальные словоблудия можно смело отфильтровывать. По мне, так Жору вообще нельзя читать, докапываясь до каждого слова. Это не Кант, его надо чаще воспринимать с художественной точки зрения.

Кстати, я натыкался на перевод науки логики на человеческий язык. Вот только не могу название книги вспомнить...
раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Несмотря на то, что это просто качество, трудность есть. Я, например, никак не могу понять в чем заключается борьба реальности и отрицания в качестве. Либо качество взято как бытие, либо как небытие. В чем борьба-то?
раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Смотри, тут вот какая штука. Наличное бытие - это нечто, что есть само по себе, но оно является результатом снятия всего, что было до него.


Т.е., если по человечьи. Вот есть у тебя в руке смартфон, например - он же не сам по себе на дереве вырос. К его появлению привела дьявольски запутанная цепочка разных штук, начиная от появления многоклеточных организмов, которые впоследствии эволюционировали в людей, до транзисторной революции. Но когда ты смотришь на смартфон, ты же не видишь в нем всей истории человечества, хотя он прямой итог, содержащий в себе всю эту историю. Потому он является наличным бытием - т.е. то, что на лицо.


Теперь о том, как же бытие и небытие уживается в одном смартфоне. Вот смотри, смартфон - это же бытие, вот ведь он, в руке у тебя. Является ли он телеграфом? Или кабельным домашним телефоном? Или компьютером? - Нет, не является. Все эти вещи в смартфоне - небытие, т.к. он ими не является, но как снятие всего приведшего к его созданию - он все эти вещи в себе содержит.


У Попова еще проще пример. Вот, например, ты. Ты ведь не являешься своими родителями, верно? Но они содержатся в тебе как небытье, ведь ты - есть снятие своих родителей.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо. Так стало понятнее
1
Автор поста оценил этот комментарий

«Либо качество взято как бытие, либо как небытие.» так в том то и фишка Жориного снятия (борьбы, диалектики и прочих подобных терминов): наличное бытие - это понимание того, что вещь (качество) сейчас реально, но оно может прекратить свою реальность, то есть исчезнуть. У Пифагора (если не ошибаюсь) была тема с музыкой небесных сфер. Когда же его спросили, почему все эту музыку не слышат, он ответил: потому что она никогда не прекращается. Вот поэтому нам нужно видеть не только реальность, но и отрицание (Кантовские, кстати, категории), ведь иначе мы не можем констатировать наличное бытие.


Как-то так, но это мои фантазии на эту тему, я плотно Гегелем не занимался. Вот ещё вспомнил: можно загуглить записи лекций Резвых П.В. он очень крутой специалист по немецким классикам. Вот он может даже до самого тупого студента (или прожжённого технаря) донести таких сложных персонажей как Фихте или Жора.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо за информацию. Обязательно поищу
Автор поста оценил этот комментарий
в чем заключается борьба реальности и отрицания в качестве.

Ну это вообще элементарно. Любое качество можно взять как реальность  и как отрицание: высокий - не низкий, умный - не глупый и так далее. Реальность - это качество взятое как бытие в противоположность ничто. Отрицание - качество взятое как ничто в противоположность бытию.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку