Неподражаемая музыка природы
Российский мещанин польского происхождения с ранних лет проявил глубокое влечение к живописи и музыке. По окончании петербургской гимназии несколько лет учился в консерватории и остался превосходным пианистом. Но любовь к живописи оказалась сильней и сегодня мы можем насладиться работами одного из представителей эпохи перелома в русском пейзаже. Узреть неподражаемую музыку природы глазами художника.
Весна в Крыму
Крачковский относится к тем художникам, творчество которых, не достигая вершин изобразительного искусства, составляет основу живописной системы. Его первые пейзажи, очень реалистично передававшие привлекшие внимание художника фрагменты окружающей природы, были написаны во время обучения в Академии художеств в Петербурге (1871—1880). После окончания Академии художник находился в пенсионерской поездке в Европе, где познакомился с экспозициями музеев европейских городов. Посетив Берлин, Дюссельдорф, Мюнхен, Милан и Мадрид, Крачковский на несколько лет поселился в Париже, проживая зимой на Монмартре жизнью «голодающей, но веселой богемы». Летом же, вместе с друзьями, он предпринимал поездки с художественной целью по Южной Франции, Пиренеям; ездил в Северную Испанию, в Мадрид, по Рейну; был в горах Швейцарии, в Баварии, в Северной Италии; писал с натуры на берегу Средиземного моря.
Итальянский пейзаж
В картинах видно стремление развить технику и рисунок. В колорите он свободен от условностей и «нередко достигает большой силы и тонкости в передаче солнечного освещения», — как писали критики того времени.
Иосиф Крачковский в те годы, по воспоминаниям современников, «был сухощавым молодым человеком в очках, аккуратным, элегантно одетым, похожим на свои нарядные, чистые ландшафты». Он был общительным, приятным собеседником, у него было много друзей не только среди учеников Академии, но и среди знаменитых писателей и артистов.
В 1884 году Иосиф Евстафьевич возвратился в Петербург и был удостоен звания академика за работы, исполненные во время заграничной поездки. В России Крачковский часто ездил в Малороссию и на Волгу, где писал многочисленные картины.
Горная река
Речка Смедова в имении Д.В. Григоровича «Дулебово»
В эти годы художник активно участвует в Академических выставках, он замечен и любим публикой, его творчество выделяют критики. Так, В. Чуйко писал в журнале «Художественные новости» за 1887 год:
«На Академической выставке Крачковский выставил семь видов пейзажа, и почти все они выдаются не только манерой, но и содержанием. Крачковский — решительно один из самых талантливых наших пейзажистов; в его пейзаже много настоящей заправской поэзии, не только во внешних эффектах, но и в манере, колорите, умении схватывать поэтический момент в природе, в умении выделить его и осмыслить. Возьмите хотя бы тот же самый “Последний луч” или “Сумерки”, или, наконец, “Приближение грозы”:
тут все гармонично и цельно; зритель чувствует, что художник не задавал себе труда сочинять природу, но что такою он ее именно видит, такою она отразилась в его сознании своими мягкими, ласкающими формами, ясной простотой своего величавого покоя, роскошью красок и света. Особенно удачною я нахожу картину “На даче”. Представьте себе широкую покатистую поляну, с мягкой, приятной зеленью, местами оживленной деревьями, в яркий и теплый весенний день. На поляне, в тени деревьев, дети играют с нянькой, сидит дама в ярком летнем костюме; сбоку еще двое детей, потом, на траве, растянулся офицер, занятый чтением; тут же видна собака; несколько поодаль на траве зонтик, куклы, брошенные детьми, и другие вещи. Все это необыкновенно оживляет пейзаж, но не выступает на первый план, не заслоняет очарования природы, не портит впечатления, получаемого от нее; все это в гармонии и как бы сливается с природой».
В 90-е годы Крачковский едет в Крым
Старик с повозкой
Природа юга так полюбилась художнику, что с этого времени он каждую весну и осень уезжал в Крым, в Италию или на французскую Ривьеру. Мотивы южной весны с ее яркими красками цветущих деревьев, роскошных южных цветов, с ее мягкими тонами неба и далей отныне заполняют его картины.
Художник был влюблен в жизнь, свет, краски.
В его пейзажах краски ослепительно ярки, но в то же время бесконечно тонки, сложны и разнообразны; свет, воздух, рефлексы дают всевозможные оттенки каждому локальному тону.
Ялта. Иудино дерево в цвету
«Порывистый и быстрый, он любил живопись ‘al prima’, то есть писал по сырому, считая, что повторное писание по одному месту вредит яркости тонов».
И вновь восторженные отзывы о творчестве художника (журнал «Нива» за 1902 год): «Пейзажи Крачковского… отличаются особою нежностью тонов, мягкостью воздушной дымки, овевающей даль, и силою непосредственного настроения».
Однако не все принимали картины Крачковского, некоторые критики называли его картины раскрашенными фотографиями. Но в основе творчества Крачковского была изумительная способность ярко чувствовать и страстно влюбляться в мотивы природы, её музыку которую он вдохновенно писал до последних своих дней.
Фиалки из Ниццы