Необычные миниатюры из старинных русских рукописей

Многим известно, что западноевропейское средневековые искусство содержит большое количество необычных, не совсем понятных и даже в каких-то моментах диких вещей. Но, как оказывается, и русское средневековье в этом плане ничуть не отстаёт.

Необычные миниатюры из старинных русских рукописей История (наука), Страдающее Средневековье, Миниатюра, Длиннопост, Летопись, Средневековье

Первый рисунок повествует о том, как Антонию привиделся великан, который доставал головой до облаков. Чудовище размахивает своими огромными ручищами и препятствует душам возноситься на небо. Их он отправляет в ад, развёрзшийся у него под ногами. Душам, над которыми у него нет власти, удаётся прорваться в рай. Святой смотрит на это из окна кельи и всем своим видом как бы говорит: «Кто вы такие? Я вас не звал!».


Следующее изображение рисует на первый взгляд ужасную, оскорбляющую Бога картину: ангел Господень душит молодого парня, а за всем этим спокойно наблюдает монах-пустынник.


На самом деле не всё так ужасно, как кажется. Данное изображение является иллюстрацией к одной из повестей «Римских деяний» — средневекового сборника коротких нравоучительных легенд. В повести рассказывается история об отшельнике, которого всюду сопровождает ангел.


На протяжении истории ангел совершает всякие «злодейства»: ворует у честных людей, убивает ни в чём не повинного путника, делает подарок плохому человеку и т. д. В конце повести ангел разъясняет скрытый смысл этих поступков. В частности, ребёнка он, оказывается, задушил, чтобы тот не стал причиной будущих прегрешений своего отца. Главное — нравоучение чётко доносило до читателя мысль, что пути Господни неисповедимы, — остальное было не так важно.

Необычные миниатюры из старинных русских рукописей История (наука), Страдающее Средневековье, Миниатюра, Длиннопост, Летопись, Средневековье

Эта миниатюра иллюстрирует эпизод из «Откровения Иоанна Богослова», в котором описывается снятие четвёртой печати и явление последнего всадника Апокалипсиса (6:7-8). В «Откровении» говорится о Смерти, восседающей на бледном коне, за которой следует Ад. Художник немного переосмыслил этот текст и изобразил коня в виде льва, вперившего взгляд в небеса. Видимо, царь зверей недоволен тем, что его использует в качестве ездового животного какой-то странный голый мужик.

Необычные миниатюры из старинных русских рукописей История (наука), Страдающее Средневековье, Миниатюра, Длиннопост, Летопись, Средневековье

Перед вами миниатюра из лицевого сборника XVII века, не ней изображён мраволев (он же «мрамолев»). Что-нибудь слыхали о нём? Нет? А ведь в старину это было достаточно популярное чудовище — наполовину муравей, наполовину лев. Что-то вроде котопса, только мраволев.

Необычные миниатюры из старинных русских рукописей История (наука), Страдающее Средневековье, Миниатюра, Длиннопост, Летопись, Средневековье

Антропоморфная смерть довольно часто изображалась на старинных миниатюрах. Обычно эти изображения представляли собой некое подобие скелета или высохшего трупа, обтянутого кожей. В руках средневековой смерти, в отличие от современной старухи с косой, чаще всего можно обнаружить лук со стрелами, которыми она разит людей, заражая их всяческими болезнями и чумой.


На миниатюре из Геннадиевской Библии 1499 года смерть предстаёт в довольно-таки уникальном для того времени образе: помимо саадака, она также имеет копьё, топорик и — самое интересное — ружьё. Такой вот четвёртый всадник апокалипсиса, оснащённый по последнему слову техники.

Необычные миниатюры из старинных русских рукописей История (наука), Страдающее Средневековье, Миниатюра, Длиннопост, Летопись, Средневековье

Были времена, когда для Европы крокодил был абсолютно неведомым животным. Поэтому средневековые описания этого зверя варьировались от произведения к произведению и наполнялись различными вымыслами и фантастическими подробностями. В частности, существовало представление, что своей мочой крокодил может испепелить дерево («Сказание об Индийском царстве»). По внешнему виду экзотического животного, понятное дело, тоже не было единого мнения. И хотя можно найти и достаточно близкие к реальности изображения, встречаются также и такие, в которых художники, откровенно говоря, мажут по всем пунктам. Иллюстратор Александрии XVII века как раз из последних. Он, по всей видимости, опирался на типичное представление того времени, что крокодил должен сочетать в себе черты зверя и рыбы, поэтому изобразил его в виде льва с гривой из чешуи.

Необычные миниатюры из старинных русских рукописей История (наука), Страдающее Средневековье, Миниатюра, Длиннопост, Летопись, Средневековье

«Человеки злообразни». Описания мифических существ, которые сочетают в себе человечьи и животные черты или имеют изменённый человеческий облик, довольно часто встречаются в древнерусских источниках. Одни памятники относят этих существ к человеческому роду. То есть они такие же люди, как и мы, только «дивии». И у нас с ними общий предок — Адам. А их «злообразность» объясняется карой за грехи. Так, согласно одной легенде, Бог в наказание за строительство Вавилонской башни не только смешал языки, но и наделил некоторых людей звериным обличьем — в полном соответствии с их скотскими делами.


На изображении из литературного сборника XVIII века можно увидеть псеглавца, воспылавшего любовью к безымянному существу, у которого рот на груди, а глаза на локтях. Подобные чувства вполне объяснимы — головы-то у него нет, получается, в своих фантазиях можно подставлять любую.

Необычные миниатюры из старинных русских рукописей История (наука), Страдающее Средневековье, Миниатюра, Длиннопост, Летопись, Средневековье

источник

Лига историков

13.4K постов49.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
17
Автор поста оценил этот комментарий

Настоящий мрамолев

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (2)
21
Автор поста оценил этот комментарий
Мы знаем, как он на самом деле выглядит
Иллюстрация к комментарию
8
Автор поста оценил этот комментарий
Не надо вводить людей в заблуждение!
Иллюстрация к комментарию
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку