Необщительные шведы и развод: почему наш опыт ничего не стоит?

Мы считаем себя специалистами. И даже не представляем, насколько бесполезны зачастую наши «особые» знания.


Многие люди могут рассуждать на любую тему и спорить о ней до посинения. Они не упёрты и не эгоистичны. Просто они считают, что их опыт однозначно полезен и уникален.
Это нет так.


И причина не в характере людей, а в памяти. Памяти, которая может и хранит много знаний, но показывает нам не всё. Причина – эвристика доступности, о которой сегодня и поговорим.

Эвристика доступности – когнитивное искажение, которое заставляет нас оценивать вероятность события по легкости, с которой примеры этого события приходят на ум.
Вот как это работает.


Для примера представим человека, вашего друга, который 5 лет состоит в браке. Однажды он спрашивает:


– Как ты считаешь, велика ли вероятность, что мы с женой разведёмся?


В этом случае ваш мозг станет вспоминать, кто из ваших близких, друзей и знакомых, которые провели в браке больше 5 лет, расстались или сохранили отношения. Если окажется, что вас окружают люди с большим брачным стажем, вы скажете:


– Всё нормально, не парься. Вы будете любить друг друга вечно.
Если, наоборот, вокруг вас все разведены, вы скажете:
– Вам конец. Сорян.


Доказали эвристику доступности психологи Даниел Канеман и Амос Тверски в 1973 году в серии простых экспериментов. Вот как проходил один из них.


Психологи задавали испытуемым вопрос:


– Если взять случайное слово из текста на английском языке, более вероятно, что это слово начинается с K, или что K – третья буква?


Большинство отвечали, что это будет слово, которое начинается с К. (Спойлер: они ошибались).
Всё потому, что слова, которые начинаются с K, приходят на ум быстрее (кит, краб, каска). Чтобы вспомнить слова с буквой К в середине, мозгу требуется больше усилий (буква, показ, доказательство).


Закрепим это искажение ещё одним экспериментом.


Психологи составили списки, в которых перемешали имена известных актёров, политиков и музыкантов с именами обычных людей. Потом разделили участников на две группы и дали им задания.


Члены первой группы вспоминали максимум имён из списков. Участники второй вспоминали, какие имена в списках встречались чаще всего.


Конечно, в обоих случаях это оказались имена известных людей. Даже несмотря на то, что списки подобрали так, чтобы простые имена были также популярны, как имена знаменитостей. Причина – мозг экономит энергию. Поэтому ему проще брать результаты с поверхности памяти, чем копать вглубь.


Мы часто не замечаем того, что наши выводы опираются на очень ограниченное число примеров. Что из нашего небольшого жизненного опыта мы делаем сомнительные заключения.
Недавно мы с друзьями обсуждали жизнь в Швеции, где наша подруга училась три месяца. В середине разговора между ней и нашим другом произошёл такой диалог:


– Мои друзья в Швеции рассказывали, что люди в их стране не привыкли общаться или вступать в контакт с окружающими без особой необходимости. Например, если они увидят человека, который потерялся, они не станут подходить к нему и спрашивать, не нужна ли ему помощь.
– И что? Я тоже не стал бы просто так подходить к незнакомцу, даже если бы увидел, что он потерялся. А ты нет?
– Нет, я всегда помогаю людям, если вижу, что они не ориентируются в городе.

Дальше шла часть, где подруга отстаивала мнение, что все шведы необщительные, потому что она с ними общалась. А друг настаивал, что в мире большинство людей необщительны, потому что он сам такой.


Где правда?


Чтобы её узнать, нужно было бы опросить тысячи шведов, обработать их ответы, провести эксперименты и только потом делать выводы. Но у нас нет на это времени. Поэтому мозг обращается к известным примерам. В случае друга – это его личный опыт. В случае подруги – опыт её шведских друзей.


Аналогично эвристика доступности работает в СМИ, политике и маркетинге.


Когда выходит новость о счастливчике, выигравшем джек-пот в лотерею, продажи билетов вырастают. Обычно людьми движет азарт, но в такие моменты к нему примешивается наличие близкого примера:


– Вот он, простой трудяга, живущий с семьёй в «двушке» на окраине, такой же, как и я. Если получилось у него, может получиться и у меня.


Это коварная ловушка мышления. Одна из тех, которые заставляют нас верить в «объективность» наших взглядов. Но чтобы меньше подвергаться эвристике доступности, достаточно о ней помнить. Помнить, что мы делаем выводы не из всей информации, которая у нас есть, а из информации:


1) которую мы получили (увидели, услышали, прочитали) последней; 

2) к которой проще всего прийти (вспоминаем букву К в словах); 

3) которую нам проще всего представить (вспоминаем пример со Швецией).


Если возвращаться к этой мысли, со временем мы будем делать меньше субъективных оценок.
Под конец, хочу рассказать, как использовать эвристику доступности себе во благо. Для этого окружайте себя примерами, которые укрепляют полезные убеждения. Тогда ваш мозг будет возвращаться к ним во время принятия решений.


Например.


Есть целая серия исследований, которые показывают, что наш заработок, вес или привычки стремятся к среднему арифметическому ближайшего окружения. Другими словами, окружая себя курящими людьми или людьми с лишним весом, мы повышаем вероятность этих проблем для себя.


То же работает в обратную сторону.


Если вы окружаете себя людьми, которые ищут возможности для профессионального роста, занимаются спортом и не имеют вредных привычек, вы тоже будете к этому стремиться.
Снова сработает эвристика доступности: если получилось у них, получится и у меня.


Вместо итога.


Я рассказываю о ловушках мышления не для того, чтобы мы с вами проводили бессонные ночи в борьбе с ними. Это невозможно. Их слишком много. Я рассказываю о них, чтобы мы учились по-другому оценивать свой опыт и по-другому судить о людях.


Эвристика доступности показывает, что наши знания о мире, какими бы большими они не были, – только маленький луч в кромешной тьме. И пытаться осветить им всё вокруг нет смысла.
Направляйте свой свет на то, что по-настоящему важно. На то, что может принести пользу. Возможно, тогда мы сможем лучше понять себя. И людей вокруг.


Источник: https://vk.com/putevoditell

Психология | Psychology

19.7K постов59K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.