Немного внутренней японской социальной кухни.

Источник 1 и Источник 2, можете расспросить рассказчицу сами.
Показательная разница менталитетов и пример того, что лезть в чужой монастырь со своим уставом - чревато быть навроде прокажённого в системе.


Есть такие специальные люди, которые изучают ибунку.

Пишут диссертации типа «разница в восприятии процесса изучения иностранного языка в глазах австралийцев и японцев» (реальная тема, между прочим). Приезжают сюда на полевые, так сказать, изыскания.

И встречают предмет своего исследования во всей своей красе.

Это присказка, а сказка вот.


Есть у меня знакомая австралийка. Она приехала сюда по гранту, причем специально ехала именно в Хиросиму, потому что наш педфак намбер ван в стране. Она как раз изучает ибунку в общении японцев и условных европейцев (сказать «белых» мне не позволяет этика, но в широкое понятие «европейцев» входят австралийцы и американцы, например, писать «люди с западным мышлением» долго, да и где он, этот Запад).

Значит, выбрала Хиросиму, приехала, да попала. Попала в руки одного профессора, спущенного нам по амакудари.


*амакудари - это когда отставной чиновник получает тепленькое местечко на предприятии, в вузе или еще где, где ему почет, уважение и зарплата, обязанностей никаких, не мешает - и ладно*


Профессор наш не абы как, а в свое время курировал преподавание английского языка в Японии. То есть, она ему вообще по адресу.

И все, казалось бы, хорошо, у таких политических профессоров легко и непринужденно получаются все нужные продления стипендий: они знают, что и как писать, - но тут случилась загвоздка. Профессор наш - все еще крайне активный молодой пенсионер. Масштаб нашего вуза ему, конечно, маловат, но он старается. Строит всех, как может. Орет на подчиненных, пытается построить по линейке отдел по работе с иностранными студентами. Управы на него нет: амакудари же. Остаётся свести возможные столкновения к минимуму, а при неизбежности просто пережидать, как стихийное бедствие.


И вот здесь возникла ибунка. Там, где японцы корнями чуют, где смолчать и смотреть в пол, там условно европейского склада мышления девочка негодует и качает права. Вероятно, это даже правильно: ну, должен же кто-то бороться за права всех. С другой стороны, если этот кто-то хочет продолжать беспроблемно учиться, может, стоит заткнуться и молчать в тряпочку. Сложная, в общем, ситуация.


Но что было, то было. Профессор заявил австралийке, что она не понимает японскую специфику, австралийка ответила, что она вообще-то нейтив - раз, магистерскую она писала по методике преподавания английского в Японии - два, и вообще, за нами будущее! Политикану нашему это не понравилось, и он обозвал ее дурой, а она сказала, что для чиновника-куратора английского направления в образовании у него отвратительный английский.


Началось противостояние. Он писал письма в отдел по работе со студентами, жалуясь, что она срывает учебный процесс и дура (да, так и писал). Она писала в отдел по борьбе с харассментом и тоже в отдел по работе со студентами. Ее туда периодически вызывали и мягко намекали, что, может, свернуть фазу открытого огня и перейти к менее силовым методам, читай: помолчать в тряпочку?.. на что, понятное дело, она с европейским сознанием и вообще либеральными ценностями взрывалась по полной.


Тут подошел период продления стипендии и подачи на степень. У нее была защищенная магистерская в Австралии, поэтому она решила пойти сразу на доктора. Для этого нужна была рекомендация ее текущего научрука: то бишь, деда-политикана. Дед-политикан стал в позу и сказал, что он там такого напишет, что ее нахрен вышлют без права повторного въезда.

Тут мы подключили всех, кого могли, чтобы донести ситуацию до руководства факультета. Мы не надеялись найти управу на политикана: он даже не подконтролен университету, на это можно не рассчитывать. Но мы хотели, чтобы ситуация получила огласку, и когда она будет проходить университетский отбор на стипендию (это один из этапов продления), чтобы люди знали, что той рекомендации верить не надо.


Параллельно у австралийки была перманентная задница на всех остальных фронтах. Проблемы в семье, в том числе и денежные, отчего она была вынуждена отсылать по полстипендии домой. Она работала преподавателем английского, но как-то раз накосячила так, что даже супер-либеральное руководство нашей школы выгнало ее. Мы (я и еще один учитель нашей школы) изо всех сил выгораживали ее, объясняя ситуацию, и вроде даже добились понимания у руководства, но кажется, ее моральные травмы оказались сильнее наших усилий, и в школе я ее больше не видела.

Кстати, узнав об ее денежных проблемах, профессор-политикан высказался в духе, что хороший человек не будет беден как церковная мышь. Мне кажется, тем самым он продемонстрировал свое глубокое понимание западных ценностей: if you’re so clever, show me your money.


Долго ли коротко ли, подошло время экзаменов. Экзамены в докторантуру у нас донельзя простые: подаешь план исследования, сдаешь язык, проходишь собеседование, все. Любой адекватный человек может их сдать. Это тоже особенность японского мировосприятия: легкие экзамены требуют большой «подготовительной работы»: многократных встреч с профессорами, тщательной проработки плана, длительных консультаций - эдакого «окучивания». Зато потом вжух - и ты в докторантуре. Если, конечно...


Если, конечно, на собеседовании тебя не прорывает, и ты не высказываешь экзаменаторам все, что ты о них думаешь. Об учебном процессе (все отвратительно, саппорт не работает, учебный план не выстроен, паук-политикан опутал паутиной), о системе в целом (вы что, не видите, что ничего не работает? Послушайте нейтива, то бишь меня, я говна не посоветую!), о личных характеристиках экзаменаторов (все вы идиоты и не лечитесь).

Короче, не поступила.


В целом, пока нельзя еще сказать, что война проиграна. Если она подаст через полгода или год (не знаю, есть ли набор с октября на педфаке), и будет себя адекватно вести, то может и поступить. Единственное но - больше никто ей помогать не будет. До ее эпохального собеседования она выглядела жертвой, пострадавшей от произвола профессора-самодура. Сейчас она выглядит просто агрессивной варваркой, наплевавшей на усилия тех, кто ей помогал.


Австралийка строчит гневные посты в фейсбуке, сводящиеся к тому, что Япония ужасная страна, зарывающая таланты.


При том, что проблема с профессором вполне реальна, при том, что в Японии полно других проблем разного характера и уровня - тут надо снимать розовые очки, то есть совсем снимать - я не думаю, что проблема исключительно в Японии. Многие иностранцы охотно судят со своей колокольни (почему у вас не имеют такого хождения банковские карточки? Почему у вас такая бюрократия и бумажки на каждом углу? Почему, в конце концов, у вас любая еда с японским вкусом???), забывая о том, что со всеми дисбалансами и противоречиями эта система существует, функционирует, и делает это довольно успешно. Выстраивание устойчивых систем - вообще не про идеалы. Это про баланс и равновесие, про компромисс. Очень грубо: вы мне почти полную безопасность на улице, я вам - гору бумажек. Невероятно низкий уровень безработицы - на амакудари. Высокий уровень сервиса - на отсутствие фантазии.


Что же касается проблемы австралийки с профессором и поступлением, так в таких ситуациях мне хочется прямо самолетом написать в небе: вам, сука, шашечки или ехать? Вы сюда приехали в инспекторов по правам человеков играть или учиться и степень получать? В инспекторов играть - ну, покатишься через полгода домой, чо, полтора года противоборствований, полфакультета против себя настроила. Не умеешь играть в политику - не берись. Хочешь учиться - тебе все помогали, все. В какой-то момент надо было просто закрыть рот и немного помолчать.


Жизнь в Японии - это искусство обходить ибунку, в какой-то момент говорить себе: подрасту - пойму. Это искусство уметь закрывать глаза.


Продолжение

Экзамены у нас были в конце-середине марта, результаты оглашены, австралийка не поступила. В принципе, на этом месте можно паковать чемоданы и ехать домой - всем уже ясно, что на этом факультете в этом университете ее ничего не ждет. Но если бы она так сделала, она не была бы собой.

В марте она съездила в Австралию на недельку, вернулась - и получила внезапные новости.


Выяснилось, что Университет предлагает ей поступить на курс магистратуры вместо проваленной докторантуры. Ее уровень образования признан недостаточным для докторантуры - таков официальный вердикт Университета.

Австралийке это, ясен пень, не понравилось. У нее есть магистерская, защищенная в Австралии, она по своей теме даже что-то где-то преподавала, и заново идти на магистратуру на факультете, где ее не любят, ей не хотелось. Напомню, речь о преподавании английского японцам и ибунке, с этим связанной.

Что же делать в такой ситуации? Я бы (и большинство знакомых мне японцев) аккуратно сказали бы, что докторантура - их мечта, и они будут пытаться поступить еще раз через полгода-год, за это время тщательно подготовившись, пересмотрев план исследования и подтянув академический уровень.

Но австралийка - не мы. Австралийка встала в позу и сказала, что она готова _преподавать_ магистрам, раз уж такое дело. А магистратуру в нашем Университете она в гробу видала. Потому что чему могут научить люди, которые не нейтивы? А вот она, Австралийка - нейтив. Поэтому Университет должен ее немедленно принять на докторантуру, холить и лелеять.


Но Университет был бы не японским Университетом, если бы не предусмотрел этот вариант. Ей сказали, что ей и так сделали все возможные поблажки. И вообще, магистратура предлагалась ей в качестве «соломки», и всего на год - пока не истечет стипендия. Разумеется, эта магистратуры была бы неофициальной и не подразумевала диплома, - но давала бы ей шанс немного представить себе, как функционирует японская система.


Параллельно дед-политикан сообщил ей, что «в университете нет профессора, который взял бы ее». В принципе, это и так всем ясно было. Зачем кому-то такая скандальная студентка, еще и со врагом в лице политикана в анамнезе.


Одна японка, немного общавшаяся с Австралийкой, попробовала рассказать ей, как ситуация выглядит с японской стороны. Что Австралийка сильно упирает на свое нейтив-спикерство, что не учитывает японские реалии, где к инерционным системам надо подходить мягко, сбоку, не глядеть в глаза и не тянуть руки, налаживать как можно больше контактов, по возможности не ссориться с политиканами... короче, что есть такое понятие как «дзёсики». Это переводится как «здравый смысл». «Дзёсики» можно сказать обо всем: вот он получил от родителей деньги на обучение, но тратит их только на оплату Университета, а на жизнь зарабатывает сам, подрабатывает. Это дзёсики. А вот он протранжирил все в первый же год на путешествия - это хидзёсики. Неразумно, значит.


Австралийка наша - воплощенная хидзёсики. С той девочкой, пытавшейся объяснить ей это понятие, она резко порвала все контакты, сказав, что такая змея никому не нужна, иш ты, хидзёсики, я нейтив, мне виднее.


Вот мне всегда забавно, когда иностранцы приезжают сюда по стипендиальным программам - читай, получая от Японии деньги, - при этом четко уверенные, что в Японии все не так, а они знают, как надо. Точнее, они приезжают сюда со своей логикой и отлаженными процессами (хочешь карточку виза, чтобы по интернету покупки делать - идешь в банк), а они, бывает, здесь не работают (хочешь карточку - идешь на сайт в интернете, банки в большинстве, особенно локальные, здесь не при делах). Таких вещей много, и практически все из них из разряда «не попробуешь - не узнаешь». Знаем, плавали. Я тоже в свой первый год возмущалась, почему мне не объяснили то, то и это. А оно, как бы это сказать, само собой разумеется. Сложно объяснить неофиту очевидные вещи. Не знаешь, что и объяснять. Вот как палочки держать - вроде знает. Вроде даже в ресторане тыкнуть пальцем в меню может. Что еще объяснять? И тут случайно выясняется, что он не знает, например, что не надо в лицо говорить профессору, что тот дебил, потому что английского не знает.

А со стороны неофита - и не знаешь, что спросить. Никогда не знаешь, где напорешься на ибунку. Хотя про ссоры с профессором, мне кажется, сообразить можно.

Короче, ребят. Приезжаете в Японию - будьте готовы, что будет иначе. И не оценивайте это в категориях «хорошо» и «плохо». Это - иначе.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
раскрыть ветку (3)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Если препод - белый и тем более мужчина, то нет. На "благословленном Западе" такого преподавателя загнобить вплоть до того что его начальство тихо и вежливо уволит по собственному - раз плюнуть для негритянки-феминистки.

раскрыть ветку (2)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

На старом акке @Nekromaster были у меня посты про это.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку