Немного советской промышленности

Совершенно случайно у меня оказалось два дисковода, советский и японский. Любопытно то, что они из одного времени (90й год), выполняют одну функцию, конструктивно и технологически схожи, поэтому получится интересное сравнение.

Немного советской промышленности СССР, Ретро, Дисковод, Промышленность, Длиннопост

У советской промышленности были некоторые трудности производить одновременно массово, качественно и недорого (насколько так можно говорить при нерыночном формировании цены). Но пост сделать меня побудила наглядность тех мелочей, которые показывают, почему отечественные изделия были чудовищно более трудоемкими при изготовлении, а значит более дорогими.

Немного советской промышленности СССР, Ретро, Дисковод, Промышленность, Длиннопост

В посте я не буду говорить о причинах такой ситуации, а сконцентрируюсь на деталях. Начнем с шильдика:

Немного советской промышленности СССР, Ретро, Дисковод, Промышленность, Длиннопост

В японском дисководе он напечатан на самоклеящейся бумаге, серийный номер заранее напечатан принтером. В советском варианте он приклеивался вручную, также как и подписывался серийны номер. Потеки клея - показатель культуры производства. Далее, что бросается в глаза:

Немного советской промышленности СССР, Ретро, Дисковод, Промышленность, Длиннопост

Печатная плата японского дисковода мельче, не только за счет использования SMD, но и за счет использования микросхем с высокой степенью интеграции. На нашей плате - довольно простые логические элементы в больших DIP корпусах. В итоге их больше и плата крупнее. На печатной плате нет ни паяльной маски, ни шелкографии. Смотрим дальше - маркировка блока магнитных головок:

Немного советской промышленности СССР, Ретро, Дисковод, Промышленность, Длиннопост

На нашем все выполнено полностью вручную, на японском - наклейка с заранее напечатанным номером. Смотрим далее - разъемы:

Немного советской промышленности СССР, Ретро, Дисковод, Промышленность, Длиннопост

Вот это интересный момент. На нашем - каждый проводник припаян вручную, надет кембрик, связан бандаж, нанесена краска. На японском видно как разъем с прокалывающими контактами, так и с обжимными. Причем доходило до забавного - когда то давно приходилось потрошить стопку советских списанных принтеров, и было видно, что механику делали наши заводы, шаговые двигатели стояли индийские, которые в полее поздних изделиях заменили на ДШИ-200. А вот головки были импортные с разъемом типа IDC-16M, и к ним шел жгут проводов, каждый проводник был припаян, надет кембрик. Тоесть головки были спроектированы под прокалывающие разъемы с соответствующими шлейфами, но заводы предпочитали по старинке - припаивать и вязать жгут. (Впрочем, даже если бы и хотели - то не очень могли в силу бюрократических ограничений)

Смотрим далее, наконец винты:

Немного советской промышленности СССР, Ретро, Дисковод, Промышленность, Длиннопост

Крестовой шлиц был разработан для ускорения сборки, так как центровал отвертку в себе и препятствовал ее выскакиванию с повреждением окружения, в советских изделиях упорно использовался прямой шлиц. Хоть ГОСТ на крестовые шлицы был, качество винтов было недостаточным, и технологи их не любили за склонность к повреждению при затягивании.


Резюмируя. Фото показывают проблемы:

1. Низкая производительность труда из-за огромного количества ручных операций.

2. Использование старых технологий из-за медленного внедрения новых. Тут стоит пояснить для не связанных с производством. Система ГОСТов при всех своих плюсах несла и минусы. Завод не очень свободен в принятии решений как производить. Если в ГОСТ написано, что изделие должно быть завернуто в промасленную бумагу и упаковано в деревянный ящик, завод не может упаковать в полиэтилен и положить в пластиковую коробочку. А ГОСТы обновлялись медленно и неохотно. Поэтому например на фото вы видите головки винтов, зафиксированные каплей краски, а не анаэробный фиксатор резьбы. Помимо гостов проблему усугубляли отраслевые требования и куча других документов, непосредственно касающихся производства.


Сразу скажу, что бы в комментариях не спешили меня опровергать контр-примерами - я говорю о массовом выпуске товаров народного потребления, не затрагивая военную технику.


А вот о причинах этих проблем и воспоминания из первых рук я думаю можно будет прочитать в комментариях под этим постом :)

Ещё сравнения дисководов от @Radon17 здесь #comment_173326214

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
254
Автор поста оценил этот комментарий

У меня сохранилась детская коляска советская в неиспользованном состоянии.


- одно колесо не крутится свободно, из-за этого мучаешься постоянно поправляя коляску в ровное положение. Ну а если её отпустить - она уедет всегда вправо, успев разогнаться однако, так, что при столкновении с чем либо, переворачивается на бок.

- Регулировки для роста родителя конечно нет. Мне с 185 см надо было слегка сгибаться чтобы везти.

- Складывается ручкой к колёсам, а технически, вниз к земле. Не гигиенично, как минимум.

- В сложенном состоянии имеет форму буквы Г. Не очень практично.

- Складываясь, могла закусывать материю сидения, чем способствовала разрыву тканей.

- Не имеет никаких карманов и прочих допов, для перевозки сопутствующих грузов, кроме кармашка-лилипута, в который влезает пара упаковок одноразовых платков или салфеток.

- Раскладывалась в положение сидя\полулёжа креплениями, которые были разработаны, как затвор автомата. Никакой эргономики. Ну и в традициях сссср - одно тугое, другое болтается.

- Стальные элементы каркаса, конечно же ржавеют

Из плюсов

+ Ею можно драться она крепка от слова "очень"

+ Ржавчина убирается 320-600-800 наждаком до состояния новой. Если не запускать, конечно.

+ Очень круто смотрится на ретрофотосессии.

+ Очень круто смотрится просто на улице. Такую нигде не купишь и не найдёшь. Люди оборачиваются и приподнимают солнечные очки.

раскрыть ветку (55)
126
Автор поста оценил этот комментарий
Где в вашей коляске кембрики и резисторы?
раскрыть ветку (30)
167
Автор поста оценил этот комментарий

В платах управления спаренными бортовыми пулемётами. А что?

раскрыть ветку (6)
10
Автор поста оценил этот комментарий
Давайте пилите отдельный пост - вот что!)
раскрыть ветку (3)
13
Автор поста оценил этот комментарий

отдельный пост по коляске - ок.
только вот надо будет фотки по пунктам. А коляска на чердаке упакована в стрейч до следующего ребёнка.
Надеюсь ткань выдержит ещё одного.

раскрыть ветку (2)
14
Автор поста оценил этот комментарий

детская коляска советская в неиспользованном состоянии.


Вот по остальному тексту прямо сразу чувствуется: не пользовались.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну эм. Мы начали её использовать года полтора назад.

5
Автор поста оценил этот комментарий
В платах управления спаренными бортовыми пулемётами. А что?
Предпросмотр
Предпросмотр
раскрыть ветку (1)
17
Автор поста оценил этот комментарий

О, " МЦАТУ-К Ява "Солнышко-66" производство дружественной Чехословакии :)

21
Автор поста оценил этот комментарий
Мыши съели
31
Автор поста оценил этот комментарий

Если учить историю, то можно вспомнить что кибернетика в СССР вообще была лженаукой до конца семидесятых. И мы тупо догоняли тех же японцев, которые к тому времени были передовыми, даже Америка им тогда в спину смотрела. И ведь делали, а со временем и научились бы делать так же хорошо.

раскрыть ветку (21)
28
Автор поста оценил этот комментарий

До какого ещё конца 70-х, аллё? в пятидесятых уже опомнились. в семидесятых приняли стратегическое решение о копировании, а до этого вполне неплохие собственные наработки имели.

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий
В 60х кажется
4
Автор поста оценил этот комментарий

«И принцесса от злости повесилась на собственной косе, потому что он совершенно точно сосчитал сколько зерен в мешке, сколько капель в море, и сколько звезд на небе. Так выпьем же за кибернетиков!». 1967г. Кавказская пленница.

Японцы импортировали западные технологии. В 1950-1970-е они купили более 15 тыс. патентов и лицензий (в основном в США).

ещё комментарии
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ты не путаешь с генетикой и нанотехнологиями?

19
Автор поста оценил этот комментарий

Меня до последнего катали примерно в такой. До последнего - потому что я нивкакую не хотела от неё отказываться. Помню, мама объясняла, что я уже большая, уже стыдно в коляске ездить, хватит, мол...

Была она довольно лёгкая, мама как-то складывала её ногой. А в голодные 90е её просто продали - как и все, что можно было продать, чтобы выжить. Хотя, конечно, что такие вещи заслуживают быть сохраненными для последующих поколений.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
39
Автор поста оценил этот комментарий
удобная коляска, всем доволен
Иллюстрация к комментарию
13
Автор поста оценил этот комментарий
Нужно сравнить с импортными того же периода выпуска)
16
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

+ Можно оставить на первом этаже в подъезде и не бояться, что спиздят.

раскрыть ветку (2)
20
Автор поста оценил этот комментарий

на металлолом - запросто. около 5 кг стали. На стакан у самогонщиков

15
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

++ Оставив в подъезде, можно поймать соседского кота в коляске.

4
Автор поста оценил этот комментарий

Люди оборачиваются и приподнимают солнечные очки.

Люди такие: «Святые угодники, либо в СССР придумали машину времени и отправили ее посмотреть как тут либо откуда она тут взялась?»

4
Автор поста оценил этот комментарий

Польская конца 80гг производства, моя. Прочная, стальные трубки с никелировкой. В целом надёжная, но не без нюансов, кожаные ремешки внизу рассохлись, пластиковая полиэтиленовая ручка лопнула, кожзам сидения непригляден. Для вещей использовалась специальная подвесная сетка на карабинах вроде авоськи :) Батя ещё удивлялся, почему я не хочу её цеплять Х) Есть даже запасные специально приобретённые в запас (из-за поломки) колёса. Они маловаты, без амортизации, нижняя рамка не позволяет преодолевать бордюры (поребрики). Достаточно компактно складывается и выдерживает просто огромную нагрузку под сотню кило (почему и сломалось колесо при использовании – в дальних поездках родители в ней чемоданы возили, а меня носили).


В целом качество на хорошо с плюсом, тем не менее видится излишняя дороговизна производства, недостаточная продуманность удобства использования. Подумываю со временем обновить сидение, ремни, рукоять, подреставрировать раму, придумать или заказать съёмную сумку на ручку или спинку. Но когда ещё руки дойдут, разве что ко времени внуков :)

Иллюстрация к комментарию
78
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

"Комфорт и эргономика это продажные девки империализма!" (с) В.И.Ленин.

раскрыть ветку (5)
36
Автор поста оценил этот комментарий

*ВНИИТЭ вышел из чата*

6
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
Автор поста оценил этот комментарий

тащемта это придумал Райкин в 64 году, и про генетику с кибернетикой

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Расскажи это Вавилову, который в 43 в лагере умер.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

имеется в виду, саму фразу

3
Автор поста оценил этот комментарий

а фотки нету ? или в гугле похожую покажите ?

раскрыть ветку (4)
12
Автор поста оценил этот комментарий

очень похожа.
но
1. в моей другая, более приятная расцветка, в пастельных тонах зелёного, оранжевого и бежевый.
2. Есть складной козырёк
3. пластик на соединении красный
4. ручка бежевая

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (3)
7
Автор поста оценил этот комментарий

У нее есть еще один плюс. Ее можно использовать как тачку-кравчучку, никто не поймет, что она изначально была предназначена не для того, чтобы в ней картошку возить. Хотя подождите...

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

А бухого батю с гаражей забирать ? А, это на санках же

Автор поста оценил этот комментарий
Меня маленького в такой возили, только ткань типа джинсы была. Начало 80-х
17
Автор поста оценил этот комментарий

Ужос! Выкинь её. Купи новую, хорошую, китайскую.

раскрыть ветку (4)
42
Автор поста оценил этот комментарий

Самая китайская китайская будет лучше и удобнее. Уступит, разве что, по прочности конструкции и по ресурсу (конкретно для детской коляски - сомнительный плюс).

11
Автор поста оценил этот комментарий
И она будет лучше...))
раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

В точку.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

И это не плохо.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку