Немного секретов со съемок легендарных советских фильмов

Иван Васильевич меняет профессию

Немного секретов со съемок легендарных советских фильмов Фильмы, Советское кино, Съемки, История, Кинематограф, Длиннопост, ADME

Реплика Милославского «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе» — работа сценаристов, а ее завершение — «Если, конечно, они у вас есть» — импровизация исполнившего роль Леонида Куравлева.
Во время съемок одного из эпизодов героине Натальи Крачковской надо было перелезть с одного балкона на другой, чтобы догнать убегающего царя, которого она приняла за своего супруга Буншу. Актриса отказывалась — она очень боялась высоты. Гайдай распорядился повесить для страховки специальную люльку, но в последний момент ее сорвал ветер. Крачковская, ползущая по перилам, посмотрела вниз, побледнела и начала падать. Ее в последний момент успел схватить за майку оператор. В итоге эпизод так и не сняли.
Вора-домушника Жоржа Милославского должен был сыграть не Леонид Куравлев, а Андрей Миронов. Его было решено заменить, поскольку Миронов на фоне исполнителя роли Грозного (Бунши) Юрия Яковлева выглядел «чересчур утонченным».

Немного секретов со съемок легендарных советских фильмов Фильмы, Советское кино, Съемки, История, Кинематограф, Длиннопост, ADME

Царя Ивана Грозного должен был сыграть любимый актер режиссера Леонида Гайдая — Юрий Никулин. Только Никулин отказался. Он не верил, что экранизацию одного из произведений Михаила Булгакова, которые часто запрещала советская цензура, пропустят на большие экраны. Тогда картины, не прошедшие проверку, часто оставались «на полке». Даже личные просьбы Гайдая и повышенный гонорар не убедили великого актера.
Советская цензура не пропустила несколько фраз, которые пришлось переозвучить. Например, в сцене банкета лжецарь спрашивает: «А кто платить будет?» Милославский в оригинале отвечает: «Народ, народ, батюшка». В озвучке фразу заменили на: «Ну, во всяком случае не мы».
Добавочный номер «3-62», прозвучавший в сцене звонка Милославского Шпаку на работу, — это цена бутылки водки в СССР.
В СССР была выпущена короткометражка «Черные перчатки», рассказывающая о Жорже Милославском. Здесь зрители могли увидеть некоторые вырезанные отрывки. Заканчивается история сценой, в которой Милославский на речном трамвае в сопровождении сидящих по бокам от него девушек заплывает под мост, а когда трамвай выходит из тени, вместо девушек сидят 2 милиционера.

Мимино

Немного секретов со съемок легендарных советских фильмов Фильмы, Советское кино, Съемки, История, Кинематограф, Длиннопост, ADME

Фрунзик Мкртчян, блестяще исполнивший роль Рубика, известен своим талантом к импровизации. В «Мимино» он тоже с азартом сочинял реплики. В результате появились знаменитые фразы «Я тебе умный вещь скажу, но только ты не обижайся», «Я там так хохотался», «Я так думаю». «Мимино» была задумана как музыкальная картина, но Вахтанг Кикабидзе не захотел петь. Он был уверен, что песни разрушат образ его героя — серьезного и молчаливого грузина. В итоге режиссер Георгий Данелия с ним согласился. Картину не миновала жестокая рука советской цензуры. В разные годы из картины вырезались такие сцены, как разговор по телефону с Израилем (Москва разорвала дипотношения с Тель-Авивом), застолья с танцами в ресторане гостиницы (борьба с пьянством при Горбачеве), сцена с Савелием Крамаровым и фразой «Лет через 5 помогу» (Крамаров эмигрировал в США и считался предателем Родины). Эти эпизоды позже вернулись в фильм, но одна сцена безвозвратно утеряна. В ней Валико и Рубик едут в лифте с японцами, один из которых говорит другому на японском: «Все эти русские на одно лицо».

Немного секретов со съемок легендарных советских фильмов Фильмы, Советское кино, Съемки, История, Кинематограф, Длиннопост, ADME

Собака Валико по кличке Зарбазан (груз. «пушка») по сценарию была дворнягой. Ухоженные дрессированные питомцы, претендовавшие на роль, не подходили. Лохматого актера съемочная группа подобрала в Грузии по дороге в аэропорт, решив, что с хозяевами можно будет объясниться потом. Оказалось, что хозяев у Зарбазана нет. Дружелюбного пса полюбил директор картины и забрал его с собой в Москву. К сожалению, вскоре Зарбазан умер. Четвероногий друг Валико похоронен в яблоневом саду киностудии «Мосфильм». Георгий Данелия рассказывал, что съемки фильма в Грузии значительно затруднялись тем, что жители со всех окрестностей стали приезжать, чтобы увидеть Бубу Кикабидзе и выпить с ним чачи. Отказать им было невозможно: некоторые пастухи добирались на лошадях сутки. Аргументы о больном сердце или печени не принимались. Чача, уверяли деревенские жители, для них лучшее лечебное средство. Кикабидзе пришлось соврать, что он лечится от венерической инфекции и пить врачи категорически запретили. Сцены с вертолетом снимали в селах близ города Телави с местным вертолетчиком. Когда пришло время поднимать в воздух корову, возникли сложности. Пилот отказался лететь без разрешения начальства, потому что перевозка коровы нарушает безопасность полетов. Времени ждать не было, и Данелия решил сыграть на грузинском самолюбии. Режиссер махнул рукой: «Эх, надо было из Москвы летчика брать. Тут мастер нужен, ас своего дела». Вертолетчик оскорбился: «Что ты сказал?! А я, по-твоему, кто? Цепляй уже свою корову!».

12 стульев

Немного секретов со съемок легендарных советских фильмов Фильмы, Советское кино, Съемки, История, Кинематограф, Длиннопост, ADME

Главных «героев» картины — 12 стульев — искали по всему СССР. Пришлось даже давать объявление в газете, но владельцы антикварных стульев не откликнулись. С трудом удалось отыскать стулья в Москве у одной старушки, но та наотрез оказалась их продавать. Зато разрешила сфотографировать. В итоге те самые стулья были изготовлены в Арабских Эмиратах. После съемок уцелевшие экземпляры забрал в свой кабинет Леонид Гайдай. Экранизация знаменитого романа Ильфа и Петрова была заветной мечтой Леонида Гайдая. Однако мечта никак не хотела сбываться. Сначала он узнал, что режиссер Михаил Швейцер экранизирует другое произведение писательского дуэта — «Золотой теленок». Потом Гайдая опередил Георгий Данелия. Но вдруг случилось невероятное: Данелия передал Гайдаю права на экранизацию, признавшись, что перегорел, а такое произведение нельзя снимать без азарта. Роль мадам Грицацуевой прославила и актрису Наталью Крачковскую. Увидев ее в первый раз, Гайдай воскликнул: «Вот она, мечта поэта». Трудно поверить, но девушка, еще не закончившая тогда ВГИК, сначала отказывалась сниматься у великого режиссера. Все дело в персонаже мадам Грицацуевой, которую Ильф и Петров описывали, как женщину «необъятных размеров с арбузными грудями». Крачковская вспоминала: «От обиды меня просто колотило, но Гайдай меня сразу поставил на место: „Ты себя в зеркале видела?“ После этого я перестала думать о своей внешности».

Немного секретов со съемок легендарных советских фильмов Фильмы, Советское кино, Съемки, История, Кинематограф, Длиннопост, ADME

Знакомого нам Остапа Бендера Гайдай увидел в провинциальном театре. Никому не известный актер Арчил Гомиашвили, блестяще справившийся с ролью, вызвал недоумение начальства, которому было к тому же непонятно, почему Бендера играет грузин. «А потому, что папа у Остапа — турецкоподданный, почему же тогда маме не быть грузинкой?» — отвечал Гайдай. Арчил Гомиашвили и Леонид Гайдай надолго поссорились после того, как режиссер решил, что Бендер в картине будет говорить чужим голосом (его озвучил актер Юрий Саранцев). По одной из версий, Леонида Иовича смущал грузинский акцент Гомиашвили. Помирились они после выхода версии «12 стульев» Марка Захарова. Говорят, тогда Гайдай сам позвонил актеру: «Скорее включай телевизор. Сейчас ты будешь свидетелем уголовного преступления!»
Человек с бульвара Капуцинов

Немного секретов со съемок легендарных советских фильмов Фильмы, Советское кино, Съемки, История, Кинематограф, Длиннопост, ADME

Сценарий фильма лежал на полке «Мосфильма» 6 лет. Режиссер Алла Сурикова не решалась взяться за столь масштабную работу. В итоге она решила предложить главную роль Андрею Миронову, а если тот не согласится, вовсе не снимать фильм. Актер сразу сказал «да» — ему очень понравился персонаж. Эта роль стала последней для Андрея Миронова. Всенародно любимый актер не дожил до премьеры, скончавшись вскоре после съемок на гастролях в Риге. Название «Человек с бульвара Капуцинов» не имеет отношения к одноименному роду обезьян. Алла Сурикова просто вспомнила, что первый в истории кинопоказ проходил в Париже на бульваре Капуцинок. «Капуцинки» показались ей неблагозвучными и превратились в «капуцинов». Один из постеров фильма — отсылка к картине «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти.

Немного секретов со съемок легендарных советских фильмов Фильмы, Советское кино, Съемки, История, Кинематограф, Длиннопост, ADME

Олег Табаков, сыгравший в картине хозяина салуна, был самым занятым из артистов — на тот момент он уже возглавлял Школу-студию МХАТ и собственный театр. Табакова снимали отдельно, а потом вставляли крупные планы в сцены с другими актерами. Но относился мэтр к съемкам серьезно и с присущей ему изобретательностью. Стремясь добавить коварства выражению лица своего героя, Табаков вставил в ноздри расширяющие трубочки. В сцене драки индейцев с ковбоями и тех, и других играют одни и те же люди. Каскадерам приходилось сначала одеваться в ковбоев и выполнять ковбойские трюки, а потом переодеваться в индейцев и драться за них. В сцене, где женщины несут героя Андрея Миронова на руках, актрисы только на первом плане. За ними с Мироновым на руках идут все те же каскадеры, но уже в платьях и шляпках.

Невероятные приключения итальянцев в России

Немного секретов со съемок легендарных советских фильмов Фильмы, Советское кино, Съемки, История, Кинематограф, Длиннопост, ADME

Поводом для совместного итальяно-российского производства картины стали долги. Итальянская компания «Дино Де Лаурентис» задолжала «Мосфильму» круглую сумму после съемок картины «Ватерлоо» Сергея Бондарчука. Чтобы рассчитаться по долгам, кинопроизводители решили экранизировать сценарий Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского «Спагетти по-русски». Помимо смены первоначального названия по настоянию итальянских продюсеров был практически переписан весь сценарий. Дино Де Лаурентис хотел выпустить приключенческий фильм с погонями и всевозможными трюками. Требование пришлось выполнить, и в сценарий добавили массу трюковых сцен. Перечитав финальную согласованную версию, Эльдар Рязанов содрогнулся и сказал: «Мне жаль режиссера, который будет это снимать». В итоге этим режиссером стал сам Рязанов — по настоянию Госкино. Андрей Миронов самостоятельно выполнил почти все трюки в фильме. Он выбирался на крышу «Жигулей», которые ехали на скорости 60 км/ч, спускался из окна 6-го этажа гостиницы «Астория», держась за ковер. Актер даже повис на разведенном мосту на высоте 15-этажного здания. Под ним в этот момент проплывал теплоход.
Итальянских актеров выбирали продюсеры, что было непривычно для Рязанова. Поскольку Де Лаурентис не верил в успех картины, он постарался максимально сэкономить на артистах. Дошло до того, что Рязанов по фотографии одобрил одного из кандидатов, но оказалось, что он не может сниматься, потому что сидит в тюрьме за неуплату налогов. Для 3 советских актеров — Андрея Миронова, Ольги Аросевой и Евгения Евстигнеева — эта картина стала возможностью побывать в капстране. И не в какой-нибудь, а в Италии. Для тех времен это было что-то невообразимое. Андрей Миронов вместо отведенных 3 съемочных дней провел в Риме 3 недели. Когда актеру звонила обеспокоенная супруга и спрашивала, что он там делает все это время, Миронов радостно отвечал: «Глупая! Я здесь живу!»

Д’Артаньян и три мушкетера

Немного секретов со съемок легендарных советских фильмов Фильмы, Советское кино, Съемки, История, Кинематограф, Длиннопост, ADME

Михаил Боярский в картине должен был сыграть графа Рошфора. Однажды опоздавший на репетицию Боярский, запыхавшийся и растрепанный, ворвался на съемочную площадку. Его суматошный образ произвел впечатление на режиссера Георгия Юнгвальда-Хилькевича, который сразу понял, кому суждено стать Д’Aртаньяном. Другому артисту — Василию Ливанову, — в отличие от Михаила Боярского, опоздание стоило роли. Утвержденный после проб, знаменитый артист не явился на первые съемки, что разозлило режиссера. Атоса в итоге блестяще сыграл Вениамин Смехов. Михаил Боярский во время съемок чудом избежал роковой трагедии. Во время сцены с графом Рошфором Борис Клюев неудачно выхватил шпагу из ножен и проткнул Боярскому нёбо. Еще сантиметр — и клинок дошел бы до мозга.

Немного секретов со съемок легендарных советских фильмов Фильмы, Советское кино, Съемки, История, Кинематограф, Длиннопост, ADME

Госкино выделило на съемки картины недостаточно средств. Чтобы компенсировать небольшой бюджет, съемочная группа использовала все, что попадалось под руку, для изготовления реквизита. Сам режиссер в гостиничном номере накануне съемок всю ночь клеил купленную на рынке бижутерию, чтобы сделать «алмазные подвески для королевы». Еще Георгий Юнгвальд-Хилькевич собственноручно паял эфес шпаги Д’Артаньяна из консервной банки. Роль 40-летнего кардинала Ришелье исполнил 27-летний Александр Трофимов.

Теперь их все хочется пересмотреть

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
235
Автор поста оценил этот комментарий

"жестокая рука советской цензуры" была так жестока, что получались фильмы, которые можно смотреть и сейчас, а как руки не стало - и фильмы куда-то делись.

раскрыть ветку (66)
14
Автор поста оценил этот комментарий
Странно, но пока не покажут где именно "жестокая цензура" что-то вырезала - сам не заметишь и фильм будет казаться гармоничным. Да и смотря на то, что вырезали, не кажется, что фильм так уж и сильно потерял в качестве.
раскрыть ветку (1)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Некоторые вещи проходили цензуру только со временем, как с песней День Победы

109
Автор поста оценил этот комментарий

Не в цензуре дело, а в тех, кто это кино делал. Школа советского кинематографа была гениальной и самобытной, не терпела халтуры. Да и цензоры нынешние из Минкульта непроходимо тупы.

раскрыть ветку (23)
28
Автор поста оценил этот комментарий
Сравните фильмы Гайдая с цензурой и без.
раскрыть ветку (6)
21
Автор поста оценил этот комментарий

также можно сказать при Ридли с его чужими. Раньше у него были ограничения в бюджете и технологиях. Теперь у него таких ограничений нет, а вот фильмы получаются хуже.

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Он просто выжил из ума. Возраст и деменция

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Я на это и намекал. Не всем дано творить шедевры на протяжении всей жизни. Вот причина почему советские режиссеры скатились, а не из за отсутствия цензуры

Автор поста оценил этот комментарий
Ага, Гладиатор тот же да? Нет. А Чужого он делал с чуваком. Читал об этом наверное здесь же.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

то есть это какой то чувак виноват что последние чужие вышли такими?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Я про первые говорю. Какой-то чувак виноват, что фильм вышел хорошим

24
Автор поста оценил этот комментарий
"Человек с бульвара капуцинок" и продолжение мушкетеров вроде как сняли те же режиссеры,что и оригиналы при советах.
раскрыть ветку (10)
23
Автор поста оценил этот комментарий
Лучше бы не снимали.
15
Автор поста оценил этот комментарий

Я немножко знаком с кинопроизводством и могу со всей ответственностью заявить, что режиссёр хоть и имеет весомую роль при создании фильма, всё же сильно зависит от сценаристов, операторов, актёров, осветителей, продюсеров, монтажёров, декораторов и ещё целой армии людей, занятых в проекте. Проблема российского кино носит системный характер. Сейчас часто даже фокус-группу не собирают, которая бы, конечно, запорола картину на предпоказе и сказала, что фильм — говно и провалится в прокате. Может, потому и не собирают :)

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Поэтому прочитав сценарий (интересно кто сценаристу его заказывал и кто его принимал и утверждал) те-же режисеры согласились снимать говно. Конечно, тех великих актеров, часто еще даже воевавших, уже нет, но вот почему-то новых не появляется. В СССР часто в фильм попадали даже люди не имевшие актерского образования, но их находили и они играли. Сейчас - увы

14
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Утомлённые Солнцем 2 снял тот же человек что и первую часть

Просто иногда люди сходят с ума и живут остаток жизни за счёт той репутации, которую заработали когда были адекватными

ещё комментарии
20
Автор поста оценил этот комментарий

Рязанов при цензуре делал вещи, без неё - дерьмо. Михалков при цензуре делал отличнейшие камерные постановки, большинство его фильмов были великолепны. Без цензуры - срущий лётчик и хруст французской булки. И точно так же большинство режиссёров. Не скатились еденицы

ещё комментарии
21
Автор поста оценил этот комментарий

Ага, видели мы плоды этой школы с начала перестройки и поныне. Без худсоветов, даже метры ничего путного снять не могут, если не сказать грубее.

9
Автор поста оценил этот комментарий

Да камон, халтуры хватало, даже чисто технической типа торчащих микрофонов и адского невтемного света-тени, даже во всяких картинах, которые теперь называют "шедеврщастакоенеснмиают" или "шедервнеточтозападноеговно".

Автор поста оценил этот комментарий

В первую очередь жадны

36
Автор поста оценил этот комментарий

Унылого и некачественного вино в Союзе хватало, как и в других странах- не все режиссёры, актёры,  сценаристы и т.д.являются топовыми,  это статистика. Но было большое кинопроизводство, много разных киностудий, творческих объединений, большой кинорынок, конкуренция, как минимум, и возможность заниматься творчеством у молодых кадров. Цензура сама по себе была сугубо идеологическим инструментом, миф о ней, как о способе борьбы за качество фильмов, основан только на том, что она ставила на полку наиболее ущербные ленты.

раскрыть ветку (9)
18
Автор поста оценил этот комментарий
Особенно радовало наличие консультантов в военных фильмах. Из-за этого небыло таких дичайших ляпов, как сейчас.
раскрыть ветку (2)
13
Автор поста оценил этот комментарий

Так большинство консультантов по ВОВ были живы и моложе. Чем дальше от нас исторический момент, тем больше ляпов.

7
Автор поста оценил этот комментарий

Чем дальше историческое событие, тем больше его мифологизация.

ВОВ не исключение.

2
Автор поста оценил этот комментарий
Цензура сама по себе была сугубо идеологическим инструментом, миф о ней, как о способе борьбы за качество фильмов, основан только на том, что она ставила на полку наиболее ущербные ленты.

Плохо когда человек пишет не разбираясь в предмете:

На полке в разное время лежали:

"Андрей Рублев"(лучший советский фильм по версии сайта 'Кинопоиск")

,"Комиссар","Интервенция","Проверка на дорогах".

Со сложностями выходили на кран "Бриллиантовая рука","Приключения Петрова и Васечкина",«Белое солнце пустыни»,"Зеркало (вообще не вышел в прокат в СССР,хотя это 8-я картина в рейтинге лучших фильмов СССР).

Короче говоря устанешь перечислять...

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Вы меня не так поняли. Я разделил цензуру как идеологический инструмент и цензуру как якобы инструмент борьбы за качество.

ещё комментарии
27
Автор поста оценил этот комментарий

Тут почему-то не до всех фильмов она добралась, даже удивительно.


Ну и в целом - сейчас-то цензуры нет, просто денег не дадут, если не будешь снимать что-то угодное правящему классу. Отсюда нетленки Никиты Сергеевича, Штрафбаты, Сволочи, и прочее говно. Отдельно стоят фильмы вроде Время первых и Движение вверх - то же самое, но в красивой обёртке.

раскрыть ветку (7)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Ну насчёт сволочей..Панин сыграл там идеально я считаю,одна из моих любимых ролей у него,земля ему пухом.

раскрыть ветку (4)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Он же жив ещё
раскрыть ветку (3)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Речь идёт о Андрее Панине.

Иллюстрация к комментарию
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я не про того панина,которого ногой ебут,а про Андрея Панина.

Автор поста оценил этот комментарий

Нет

1
Автор поста оценил этот комментарий

Вот именно, что деньги дают на всякую хуйню. Хотя, вполне могли бы сделать так: снимаешь кино на государственные деньги - проходишь строгую цензуру. Не хочешь цензуру - ищи инвесторов сам

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

А цензоры кто? Мединский например рассказывал, какие прекрасные фильмы снял Никита Сергеевич.


Никакой вменяемой цензуры у нас быть не может, потому что нет никакой идеологии.

ещё комментарии
Автор поста оценил этот комментарий
Кто плюсует - редиска
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку