Немного об учебе до революции. Чему учили в школе

Немного об учебе до революции. Чему учили в школе История, История России, Дореволюционная Россия, Школа, Образование, Российская империя, Длиннопост

Картины Николая Богданова-Бельского

Дореволюционное образование – тема очень широкая, и про него можно написать не один увесистый том исследований. Законы регулярно менялись, но одно оставалось неизменно – опять пресловутое социальное и сословное неравенство. Иногда правила были немного либеральнее, иногда, как при Николае I  и Александре III, сегрегация только усиливалась. Для 18 века и начала 19 характерно было еще и полное отсутствие четких прописанных стандартов того, что именно должен знать и уметь человек, хоть крестьянин, хоть «благородие». Также может сбивать с толку слово «училище» в названии учебных заведений. Так могли именовать и начальную школу, и среднюю, и не только их. Многое зависело еще и от половой принадлежности учащихся, потому что, увы, некоторые «опции» девочкам были недоступны.

Начальная школа

К началу 19 века начальное образование было в основном представлено бесплатными народными училищами с 4 или 2 классами. Пример учебной программы начального образования середины 19 века можно увидеть в «Воспоминаниях пропащего человека» Свешникова. «Придя в школу, я, как научили меня дома крестная и маменька, поклонился учителю в ноги, а крестная поклонилась ему в пояс и, вручив в подарок принесенные крендели, просила его не оставить меня своею заботливостью, а главное - не дать в обиду моим товарищам. В первый же день меня поставили к так называемому форшту с буквами, довольно большого размера, наклеенными на палке, и я начал выкрикивать вместе с другими стоящими тут мальчиками; а, бе, ве и т. д. первую строчку азбуки - шесть букв. На первый раз не скоро мне дались эти шесть букв, и почему - не знаю, но только я их зубрил целую неделю и едва одолел… В первом приходском классе учение наше ограничивалось только букварем, начатками православного учения и писанием палок. Мало помню я теперь из первого года моего учения, не помню даже, выучился ли я там хоть сколько-нибудь читать, а писать, кажется, и палок не начинал. Но я помню очень хорошо, что розги у нас в то время очень часто пускались в ход, и ученики друг дружку пороли с каким-то удовольствием». Далее автор с трудом перешел во второй класс, где продолжили учить чтению, чистописанию, арифметике и закону Божьему. В качестве пособия для уроков чтения использовались «Начальное чтение» и «Друг детей». Второе – популярный детский журнал, типа советской «Мурзилки». Далее герой перешел в уездное училище, где он ещё пару лет учился чистописанию, русской истории, географии, рисованию. На этом его образование закончилось. Довольно часто параллельно с обычным алфавитом детям приходилось учить церковнославянский для изучения религиозной литературы, особенно если речь шла о церковноприходских школах. Нередко обучение сводилось к чтению хором учебных пособий (или того, что использовалось в качестве них), а тексты заставляли учить наизусть. Поступали в начальную школу чаще всего с 7 лет, но до конца программу проходили далеко не все. Лет с десяти значительная часть детей заканчивала образование и становилась полноценными работниками в семье, некоторые отдавались учениками мастерам, для обучению конкретным профессиям. Со временем за работающими детьми закрепили право на выделенное время для посещения школы, но на практике это не всегда соблюдалось. С 1830-х для крестьян и небогатых мещан появились реальные училища, где они могли получить среднее образование.

Немного об учебе до революции. Чему учили в школе История, История России, Дореволюционная Россия, Школа, Образование, Российская империя, Длиннопост

Со временем стало появляться все больше частных начальных школ, и связано это было в том числе с ростом популярности гимназий как возможности дать «благородию» приличное образование, если нет денег на дорогой пансион. Такие школы и готовили детей к дальнейшему гимназическому обучению. Обычно они представляли собой либо частный дом, либо арендованную квартиру, где часть комнат переделана под классы, а в части живут сами педагоги. А точнее, педагог, он же собственник школы. Такая частная школа описана в книге «Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов» Пынзина и Засосова. «Маленькая квартирка из трех комнат. В одной жили учительницы, мать и дочь Черниковы. В другой, для старших учеников, стоял длинный стол, стулья и классная доска. В третьей, для младших, — четыре удлиненные парты, на 6 человек каждая, столик для учительницы, классная доска. Вот и все оборудование. Мальчики и девочки учились вместе. В младшем классе преподавала дочь, особа лет сорока, очень нервная. В старшем — сама Черникова, сухая старушка с костлявыми руками. Они преподавали все предметы, даже закон божий. Приходить надо было к 9 часам. Около 11-ти — перерыв на полчаса, после чего занимались еще часа два. Во время перерыва завтракали, пристроившись кто где — на парте, на подоконнике, за столом. Завтраки приносили с собой в корзиночках, которые продавались специально для этого. После завтрака всех учеников выпроваживали в маленькую переднюю, а классы проветривали. Передняя была темная, без света. Ученики толкались, задирали девочек, те визжали. Учительницы тем временем уходили в свою комнату отдыхать. Перед началом занятий и по их окончании читали молитву. Учительницы были хорошие педагоги, объясняли понятно, терпеливо. Но мальчишки оставались мальчишками: шумели, разговаривали, пускали бумажные стрелы, дергали девочек за косички. Особенно расшалившихся выгоняли в переднюю под надзор Фени, которая, работая кухаркой, требовала, чтобы провинившийся стоял на пороге кухни. В случае особых поступков прислуга посылалась с письмом отвести шалуна домой. Отметки выставлялись по четвертям года в дневники, которые продавались за 15 копеек в любой писчебумажной лавке. Один из авторов заметок при получении первого дневника, не понимал значения отметок, с радостью принес его домой. Отец потребовал дневник. Успехи были неважные, особенно поведение. В этой графе стояла единица. Была порка. После этого значение отметок стало ясным. Большинство учеников было из семей среднего достатка. Родители отдавали детей в платную школу, считая, что там учат лучше, чем в народной бесплатной школе, и легче будет сдать экзамен в гимназию. Кроме того, школа Черниковых зарекомендовала себя с лучшей стороны среди обывателей района. Детей провожали в школу и встречали после занятий либо родители, либо прислуга. Учительницы передавали им свои замечания, давали советы, требовали принять те или другие меры».

Дворянских детей долгое время предпочитали  все же учить на дому. Младенцами их передавали кормилицам, затем нянькам, а лет с 5-7 девочек гувернанткам, боннам (гувернанткам-иностранкам, обычно француженкам и англичанкам), мальчиков так называемым дядькам. Они больше занимались общим воспитанием и наблюдением за поведением своих подопечных. Уроки давали нанятые для этого учителя, которые могли быть приходящими, а иногда и жили в доме постоянно. Были и прекрасные педагоги, и случайно подвернувшиеся. Особенно ценились иностранцы, которые далеко не всегда были компетентны. После революции во Франции в Россию хлынул целый поток французских «благородий» (а заодно и сомнительных личностей), что сильно обрушило цены на их услуги. Довольно часто более состоятельные родители брали на воспитание детей менее обеспеченных родственников или приглашали на занятия в качестве соучеников. Товарищей по возможности набирали так, чтоб кто-то учился явно хуже, а кто-то явно лучше. С одной стороны пример для подражания, с другой не так обидно, если ребенок учится посредственно. Да и равноуважаемые семейства часто учили детей вместе, закладывая таким образом основу для будущей дружбы и полезных связей. Затем дети либо продолжали учиться на дому, либо их отправляли в пансионы.

Немного об учебе до революции. Чему учили в школе История, История России, Дореволюционная Россия, Школа, Образование, Российская империя, Длиннопост

Василий Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866)

Одной из характерных особенностей частных пансионов было то, что для них не было ни единой программы, ни четких стандартов, чему должен был будущий выпускник в итоге научиться. Просто некий уважаемый гражданин (или выдающий себя за такового) открывал в своем или арендованном доме учебное заведение с помещениями для классов и спален и учил так, как считал нужным. Во многих заведениях царили спартанские условия и муштра, в некоторых наоборот расхлябанность и пофигизм. Лев Николаевич Энгельгардт в своих мемуарах обучение в пансионе вспоминает с ужасом. Хозяин-француз «касательно наук был малосведущ, и все учение его состояло, заставляя учеников учить наизусть по-французски сокращенно все науки, начиная с катехизиса, грамматики, истории, географии, мифологии без малейшего толкования; но зато строгостью содержал пансион в порядке, на совершенно военной дисциплине, бил без всякой пощады за малейшие вины фирулами из подошвенной кожи и деревянными лопатками по рукам, секал розгами и плетью, ставил на колени на три и четыре часа; словом, совершенно был тиран». Были популярны и пансионы для девочек. С обучением там дела обстояли также, только программа была упрощена.

При этом довольно часто учеба сводилось тоже к заучиванию текстов наизусть. Не удивительно, что стало модным отправлять отпрысков на учебу за границу. За границей, например, рос Анатоль Курагин из «Войны и мира», папенька которого, между прочим, был министром. Практика эта на некоторое время прервалась из-за событий французской революции и последующих сложных межгосударственных отношений, Наполеоновских войн и тд, но потом снова возобновилась. Вернувшись в родные края, многие еще долго чувствовали себя иностранцами. Так было, например, с московским градоначальником Дмитрием Голицыным. О нем в мемуарах «Рассказы бабушки» Дмитрий Благово пишет так: «Проведши всю свою первую молодость до семнадцати или восемнадцати лет в чужих краях, он, конечно, хорошо знал иностранные языки и очень плохо русский. Так что, когда сделался московским генерал-губернатором и ему приходилось говорить где-нибудь речь, он сам составлял ее для перевода на русский язык и почти затверживал, чтобы суметь прочитать по бумажке. Но впоследствии он научился по-русски, и хотя у него сохранилось в выговоре что-то иностранное, он, однако, объяснялся довольно изрядно. Говорят, и просьбы ему подавали сперва на французском языке, и со всем тем, однако, вся Москва его очень любила и многим ему обязана».

Немного об учебе до революции. Чему учили в школе История, История России, Дореволюционная Россия, Школа, Образование, Российская империя, Длиннопост

Эмилия Шанкс "Наем гувернантки" (1913), английская художница, работавшая в России

Возможно, благодаря выросшим за границей аристократам и сохранилось клише, что все «благородия» были знатоками французского языка и объяснялись на нем лучше, чем на русском, особенно дамы. В первой половине 18 века популярнее был немецкий, а французский стал востребован при императрице Елизавете, которая им владела прекрасно (хотя во многих других предметах ее образование оставляло желать лучшего, так же как и манеры). Следуя моде, родители начали искать гувернеров-французов, а ими часто оказывались приехавшие на заработки жители французских провинций. В итоге ученики их знали диалекты, а не «канонический» вариант, и иногда выходила даже не смесь французского с нижегородским, а нижегородского с языком французской деревни. А с девочками было и того хуже, потому что их учили французскому с помощью все тех же учителей, а родным языком часто и не интересовались. Многие провинциальные аристократки 18 века писали на «олбанском», и им этого хватало. То есть речь не о том, что они знали так хорошо французский, что он стал роднее русского, а о том, что их часто просто не считали необходимым учить нормально изъясняться и писать на родном. В столичном Петербурге еще со времен Александра I ценилось знание английского. Еще обязательными для детей обоего пола были уроки танцев. Умение хорошо танцевать было важным для светского образа жизни. Но еще важнее, что на этих же занятиях учили приличным манерам, хорошей походке, умению красиво входить в зал, изящно кланяться и садиться в карету. Танцевать, не наступив на подол даме, или присесть на стульчик при массе пышных юбок тоже требовало навыков. Петр III играл на скрипке, и это породило моду учить детей игре на музыкальных инструментах.

Немного об учебе до революции. Чему учили в школе История, История России, Дореволюционная Россия, Школа, Образование, Российская империя, Длиннопост

Михаил Петров "Пансионерки"

Вероятно, отсутствие внятных программ и стандартов обучения послужила одной из причин создания знаменитого Царскосельского лицея. До этого из пансионов самым престижным был университетский. А вот учиться в самих университетах еще в начале 19 века для аристократа было не только не престижно, но и вообще считалось глупостью и пустой тратой времени. После завершения домашнего обучения или выпуска из пансиона дворяне лет с 17-18 обычно устраивались на службу. Считалось, что лучше следующие несколько лет посветить продвижению по карьерной лестнице и зарабатыванию новых чинов. А практически на все «вкусные» вакансии тогда устраивались по знакомству и благодаря родственным связям. То, что сейчас считается коррупцией, кумовством и тд, тогда было общественной нормой. «Идиот» князь Мышкин, едва ступив на русскую землю, первым делом направился к семейству Епанчиных, потому что жена генерала тоже была Мышкина, и это была не наивность и непосредственность, а стандартное поведение. При знакомстве аристократы сразу начинали обсуждать общих родственников или друзей, и встречали не столько по одежке, сколько по фамилии. Даже если где-то вскользь упоминается какая-нибудь графиня Пупкина, обязательно уточнят, что она - урожденная княжна Попкина.

Родители благодаря связям своим или родственников старались подыскать отпрыскам не слишком обременительные места службы, где те начинали работать под началом своих покровителей, набирались опыта и нарабатывали уже собственные связи. Раздутый чиновничий аппарат помогал найти местечко всегда, и образование было вторично. Об этом, например, пишет в известных мемуарах Филипп Вигель: «До 1803 или 1804 года во всей России был только один университет, Московский, и не вошло еще во всеобщий обычай посылать молодых дворян доканчивать в нём учение. Несмотря на скудость тогдашних средств, родители предпочитали домашнее воспитание, тем более, что, при вступлении в службу, от сыновей их не требовалось большой учености. Не прошло двух или трех лет после основания Министерства Народного Просвещения, как вдруг учреждены и уже открыты пять новых университетов… Несмотря, однако же, на размножение сих, наскоро созданных университетов, число учащихся в них было не велико». Стремясь популяризировать высшее образование, Сперанский, которого многие считали «плохишом», продавил указ, по которому для получения некоторых чинов соискатель должен был предъявить аттестат о сдаче экзаменов в университете. Это вызвало бурю негодования, а на практике все равно чиновники вместо реальной учебы эти аттестаты просто покупали.

Немного об учебе до революции. Чему учили в школе История, История России, Дореволюционная Россия, Школа, Образование, Российская империя, Длиннопост

Гимназии и реальные училища

Первые гимназии начали появляться еще в начале 18 века, и народ туда тоже не ломился. Считалось, что гимназия – этап в подготовке к ВУЗу, а если аристократу не нужен университет, то и без нее обойдется. Детям из простых семейств многие предметы тоже были не нужны, а главное, а если бы и нужны были, не «благородий» особо и не брали. Правила обучения менялись год от года, и от заведения к заведению. В гимназиях был стандартный набор из классических предметов, таких как география, история, математика, закон Божий, а также преподавали иностранные языки, как современные, так и древние. Обучение длилось обычно 7 или 8 лет и было платным, но были ученики, которые не платили. У гимназии могло быть что-то вроде стипендий как сейчас в некоторых иностранных вузах, или проводились благотворительные мероприятия, сбор денег с которых шел на оплату бесплатных мест. Поначалу плата была, скорее, способом сегрегации, чтобы отсеять детей бедноты. Для них с 1830-х были открыты бесплатные реальные училища с 6 или 7 классами. Сначала там преподавали в основном технические науки, химию, физику, черчение, потом добавили и общеобразовательные предметы. Одно время ввели иностранные языки, но потом спохватились, не гоже не «благородиям» французский знать. А в 1887 году вышел печально известный декрет «о кухаркиных детях», по которому брать в гимназии можно было «только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство о правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства». И при этом ««при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии (подготовительной) освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, коих, за исключением разве что одаренных необыкновенными способностями, не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». Гимназисты на учеников реальных училищ смотрели свысока, а те могли им при встрече и по шее дать. С 1888 года после реального училища можно было поступить и в университет, но на все факультеты. До этого они могли продолжить обучение в торговых училищах.

Немного об учебе до революции. Чему учили в школе История, История России, Дореволюционная Россия, Школа, Образование, Российская империя, Длиннопост

Занятия в гимназиях начинались в 9 часов с общей молитвы, затем шли уроки по 50 минут, между ними были перемены: первая — 5 минут, вторая — 10, третья — 30, четвертая — 5 минут. Во время большой можно было выпить чаю или подкрепиться пирожком в столовой (иногда эту функцию выполнял гимнастический зал), а некоторые ученики могли сбегать на обед домой. Занятия начинались в конце августа. Гимназисты изучали помимо прочего логику, психологию, законоведение, космографию, церковнославянский язык, латынь, греческий, пару раз в неделю закон Божий. Задания на дом задавались тоже. В целом, не считая некоторых предметов, организация обучения была похожа на современную школу. Помимо стандартного набора уроков можно было посещать кружки, например, хорового пения, драматического искусств, танцев, присоединиться к оркестру. В конце обучения был государственный экзамен. Ну а для тех, кто пока учился, пару раз в год проводились акты (отсюда и название «актовый зал»), во время которых читался годовой отчет и раздавались похвальные листы. В воспоминаниях Пынзина и Засосова далее «гимназисты, уже отстоявшие молебен, нетерпеливо переминались с ноги на ногу, перешептывались. По окончании доклада хор пел кантату, далее начиналось самое главное: торжественная раздача золотых и серебряных медалей окончившим гимназию. Вызываемые подходили к столу, директор стоя вручал им медали и жал руку. Все аплодировали, оркестр играл туш. После этого выдавались похвальные листы и наградные книги перешедшим в следующий класс с хорошими отметками. Опять аплодисменты, туш. Потом хор пел кантату, прославляющую учителей. Директор объявлял акт законченным, гимназисты играли марш, трубы оркестра гремели, оглушая уходящих гостей. На этот акт все приходили приодевшись — родители, учителя, ученики. Некоторые гимназисты были в мундирах». Далее выпускники могли поступить в университеты и другие ВУЗы, которых становилось все больше. Для девочек, увы, высшее образование пока оставалось недоступным.

Увы, даже при росте количества учебных заведений даже начальное образование было доступно не всем. Перепись 1897 года показала, что лишь 21 % населения в Российской империи умеет читать и писать. В Европейской России грамотность населения составила 22,9 %. Самый высокий процент грамотных (70-80 %) зафиксирован в Прибалтийских губерниях. Более скромные результаты показали Санкт-Петербургская губерния — 55 %, и Московская — 40 %. 42 % грамотных в Ковенской губернии и 36 % в Ярославской. В остальных губерниях Европейской России таковых оказалось менее 30%. По данным Военно-статистического ежегодника за 1912 год среди рядовых российской армии из 906 тысяч человек было 302 тысячи «малограмотных». Большая Советская Энциклопедия (2-е издание) дает следующие данные по динамике уменьшения неграмотности новобранцев в РИ (процент неграмотных среди новобранцев): 1896 — 60 %; 1900 — 51 %; 1905 — 42 %, 1913 — 27 %.

P.S. В посте описаны далеко не все учебные образования. Были еще и духовные семинарии, кадетские корпуса и многое другое, и это заслуживает отдельных постов.
Еще немного о дореволюционном детстве О трудностях дореволюционного детства

Мой дзен, там тоже есть интересное
https://zen.yandex.ru/id/5edf83405d6a463a369793b5

Лига историков

13.5K поста50.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
26
Автор поста оценил этот комментарий
Перепись 1897 года показала

В правление Николая II был сделан гигантский скачок в деле народного образования, поэтому вот вам данные, которые отражают эпоху Александра III.

Очень объективно, но нет.

Для оценки развития школьного образования, охвата детей школьного возраста и уровня грамотности до 1917 года использовались данные полной школьной переписи января 1911 года и данные, предоставленные губернским и уездным учебным начальством в Министерство народного просвещения к 1 января 1915 года (по стандартам полной школьной переписи 1911 года).
Хотя инициированный в 1908 и внесенный в Думу в 1912 закон к 1917г еще и не был принят, но по факту развитие школьных сетей и финансирование шло настолько быстро, что, например, уже в 1912 г в Московской губернии 95% мальчиков 12-15 лет были грамотны (и 75% девочек).
На 1 января 1915 года процент отношения числа учащихся к числу детей от 8 до 11 лет по губерниям, согласно статье Нового энциклопедического словаря 1916 года, был следующий: губернии Московская и Петроградская 81-90%, 7 губерний 71-80%, 20 губерний 61-70%...."
Для мальчиков почти полный охват начальным образованием был обеспечен в центральных губерниях европейской части РИ (и в некоторых малороссийских губерниях) уже в 1914\1915гг, а при таких темпах к 1924\1926гг полный охват всех детей школой был бы обеспечен и по всей России.
[Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. – М.: ИИЕТ. РАН, 2009.]

Ссылка: http://old.ihst.ru/files/saprykin/book-education-pote.pdf


Для перепроверки можно открыть уже советскую частичную перепись 1920, кажется, года. В пылу гражданской войны большевикам явно было не до образования; напротив, в эти годы темпы повышения грамотности предсказуемо упали, а многие грамотные люди были убиты или эмигрировали. Иными словами, перед нами слепок достижений именно имперского образования:https://ru-history.livejournal.com/1475521.html

В возрасте от 18 до 39 лет 79% городского населения (оба пола) были грамотными. На селе в возрасте 25-29 лет 70% мужского населения грамотны.
раскрыть ветку (87)
9
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

И это мы ещё Любжина не открываем, у которого изумительный разбор образования вообще и истории образования.

42
Автор поста оценил этот комментарий
при таких темпах к 1924\1926гг полный охват всех детей школой был бы обеспечен и по всей России.

Мне одного автора может не совпадать с реальностью вплоть до полного отрицания. К слову, в монографии автор прямо натягивает выводы, что общий уровень грамотности оказывается исследователями сильно занижался и его реальное значение на уровне с "Испанией, Грецией и Италией" - то есть, не ведущих, но крайне развитых стран на тот момент. Что естественно абсурдно и подсказывает нам, что читать такое следует со скепсисом.

В пылу гражданской войны большевикам явно было не до образования; напротив, в эти годы темпы повышения грамотности предсказуемо упали, а многие грамотные люди были убиты или эмигрировали. Иными словами, перед нами слепок достижений именно имперского образования
А если отрицать вообще, что большевики боролись с неграмотностью, то получится, что победили неграмотность мы в принципе благодаря царю. Только это не совсем так - ещё в 1918 был введен декрет о всеобщем бесплатном начальном образовании. В 1919 введен декрет о всенародном обучении грамоте. В 1920 стартовала широко известная нам политика ликбезов.

Только за два года советской власти было организовано более 10000 школ начального образования. Количество охваченных ими детей выросло на 2 миллиона.

Даже любопытно, для кого это всё делалось. Ведь все же и так были грамотные. Большевики похоже дурили образованным крестьянам головы, что те оказывается неграмотные, а они поверили!

раскрыть ветку (4)
30
Автор поста оценил этот комментарий
Всё блядь пытаются советскую власть очернить да большевиков.
раскрыть ветку (2)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Как ты своим неуместным матом?

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Мат вдруг стал неуместным?
9
Автор поста оценил этот комментарий

Есть ли у нас методы против Сапрыкина?

Последние несколько месяцев поклонники «России-которую-мы-потеряли» как дурни с писаной торбой носятся с книгой Д.Л. Сапрыкина «Образовательный потенциал Российской Империи». Ещё бы! Ведь это «научное исследование, выполненное в рамках Российской академии наук» сообщает такие ласкающие слух каждого истинного «белопатриота» сведения:
Российская система образования гимназического и высшего уровня при Николае II была более «прогрессивной», чем в современных ей системах ведущих стран Европы, в частности в Англии, Франции и Германии
(Сапрыкин Д.Л. Указ. соч. С.20).
https://pyhalov.livejournal.com/59047.html
20
Автор поста оценил этот комментарий

1. Кто такой Сапрыкин?

2. По данным статистического ежегодника Российской империи за 1913 год в России было:

- 27% грамотного населения старше 9 лет.

- в Европейской России грамотность оценивалась 22,9 %.

- в Привисленском крае 30 %.

- Кавказ и Сибирь 12 %.

- в Средней Азии 5,3 %.

Статистический ежегодник России 1913 год. С-Петербург 1914 г. С. 84.


Это официальная государственная статистика российской империи и и вероятно улучшенная. Подсчеты 1913 года  делались в мироне время чиновниками, которые этим профессионально занимались. И работали в нормальной обстановке. А как, кем и где перепись 1920 года проводилась в условиях Гражданской войны? Какие специалисты, средства? И переписью не были охвачены огромные территории, самые неблагополучные в этом смысле районы частично Сибирь, ДВР, Средняя Азия, частично Украина. А это около 30 % населения. Ни один уважающий себя демограф не станет с уверенностью опираться на эти материалы.

Но если учесть, что эти неохваченные переписью регионы, в 1913 году давали самые низкие показатели грамотности и грубо прикинуть то в целом по России вы и получите получиться те 27-30 %, которые давала официальная государственная статистика Российской империи в 1913 году или некоторые советские исследователи.

Хотя даже по этим данным видно, какая плачевная ситуация была с грамотностью в стране. На селе (это более 70 % населения всей страны) в среднем из 1000 18-39 летних людей обоих полов неграмотных было 575. А из 5-17 летних 762 неграмотных на 1000. Притом, что возрастной состав населения по этим же данным показывает, что 5-15 летние составляют большую часть населения.


3. В царской Финляндии молодых не венчали, если парень читать не умел.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (4)
23
Автор поста оценил этот комментарий
По третьему пункту. Финны, как и эстонцы с латышами - лютеране, там прихожанин обязан прочитать Библию, отсюда и почти 100-процентная грамотность. Но при этом, национальная литература на этих языках появляется только к концу 19 века. Так что, по сути, там просто усиленный аналог православных церковно-приходских школ.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Малочисленные, живущие компактно народности обучить проще, чем огромный народ, проживающий на необъятной территории.

ещё комментарии
35
Автор поста оценил этот комментарий
Так всеобуч был не некой уникальной заслугой большевиков, просто общество созрело для этого. То же самое сделали все развитые страны примерно в одно и тоже время, плюс/минус. Хотя там не было революций и коммунистов
раскрыть ветку (19)
4
Автор поста оценил этот комментарий
И вот тем не менее, прадед был самым умным и грамотным в своем селе, со своими 3 классами церковно-приходской школы, а прабабушку учили грамоте уже дочери( то бишь бабушка с сестрой) в 30ые.
43
Автор поста оценил этот комментарий

ну не совсем так. общество действительно созрело для массового обучения, а вот прежние власти Российской Империи не дозрели до того чтобы такое обучение обществу дать. в этом и есть заслуга большевиков - они обеспечили

ещё комментарии
8
Автор поста оценил этот комментарий

Мда, вот и выросло поколение...


Давай проведём с тобой ликбез.


Вот сравнение - https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Грамотность


Открывай таблицу «Количество неграмотных новобранцев на 1000 в армиях мира»


Как ты видишь, ни разу не в одно и то же время добились грамотности.


Но если данные из Википедии тебе не нравится, то я готов увидеть твои пруфы с опровержениями.

Иллюстрация к комментарию
1
Автор поста оценил этот комментарий

Эм, в Великобритании в 1833 году, во Франции в 1891, в Японии в 1872 году, Россия отставала где на полтос, где на сто лет, дохуя не то же время.

раскрыть ветку (40)
10
Автор поста оценил этот комментарий
Действительно, бюджет Министерства Народного Просвещения, увеличившийся с 33076 тыс.руб., ассигнованных в 1901 г., до 44165 тыс.руб. в 1906 г., или на 33%, в следующем пятилетии возрастает более чем на 120%, достигая в 1911 г. 97575 тыс.руб.

Из «Объяснительной записки к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1911 год» (СПб., 1912)


Общая сумма, отпущенная по смете Министерства Народного Просвещения за отчетный год, достигла 142738715 руб., т.е. увеличилась против сметы 1912 г. (117537360 руб.) на 25 с лишком млн.рублей, или на 21,4%. Большая часть увеличения по смете 1912 г. падает на содержание учебных заведений (до 19 млн.руб.) и на удовлетворение строительных нужд (свыше 4 млн.руб.).
Из 984 городов достигнуто соглашение о введении всеобщего обучения только с 195 (в 1912 г. — с 101 городом) городскими управлениями, 77 городов вошли в школьные сети уездов и 53 городам назначены условно пособия. Таким образом, к 1913 г. приступили к заполнению Школьных сетей лить около 33% общего числа городов.

Из «Объяснительной записки к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1913 г.» (Пг., 1914. С. 283-290)



Вот факты за 1912-1913 года, например. Финансирование и расширение сети росло взрывными темпами.


В 1913 году в начальных школах обучалось 6 миллионов человек.


Всеподданнейший отчет Министра народного просвещения за 1913 г. Пг., 1916. Приложение. С. 186-191, 193. 202-207, 228.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (3)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Только вот в чем проблема оценки грамотности по учащимся в школах: есть те, кто школу не заканчивали, плюс крестьянских детей часто забирали на работу родители. Грамотность ясен пень от этого не появлялась.

раскрыть ветку (2)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Я в те времена не жил, не знаю. У тебя же нет документальных обоснований, значит видел воочию, или тебя забирали. Вобщем, доверяю твоему опыту. Ок.

раскрыть ветку (1)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Так это не я писал. Это писал Рубакин в 1893 году:

И в России, и в Европе дети крестьян, даже если и ходили в церковно-приходскую школу, то нередко отвлекались от учёбы по хозяйственно-домашним нуждам на протяжении учебного года. Незавершённость начального образования, отмечает Н. Рубакин, особенно сильна в странах, где нет обязательного обучения. Автор указывает и на несопоставимость показателей между странами: школьный возраст «считается в одних странах от 7 до 14, в других от 8 до 13 или 6-15 и т. д.»

ещё комментарии
16
Автор поста оценил этот комментарий

Сапрыкина уличили  в сознательной фальсификации.

https://pyhalov.livejournal.com/59047.html

Следующий сапрыкинский подлог:
По альтернативной оценке в 1914 году только в начальных школах училось 8,9 миллионов учеников (Статистический ежегодник России на 1915 г. Пг., 1916. Отд. 1. С. 144, эти данные принимает и современный исследователь И.О. Крылов). Кроме того как подсчитано выше, уже в 1913 году в средних и посленачальных учебных заведениях Империи училось примерно 1,8 миллиона школьников. Таким образом уже в 1914 году во всех школах Империи было около 10,7 миллионов учеников.
(Сапрыкин Д.Л. Указ. соч. С.59)
Однако если мы откроем «Статистический ежегодник России» за 1915 год, то на указанной Сапрыкиным странице обнаружим следующий текст:
К 1 января 1914 г. всех учебных заведений в империи (с 8 финляндскими губерниями) насчитывалось 135.223 с 9.053.399 учащимися...
Из общего числа 8.902.621 учащихся, распределенных по категориям (не распределено по категориям учебных заведений 150.778 учащихся), 7.410.833 обучались в низших школах (81,9%), 529.522 в общеобразовательных средних учебных заведениях (5,8%), 290.082 в специальных средних и низших школах (3,2%) и 72.786 в высших учебных заведениях (0,8%). Остальные 599.398 учащихся (6,6%) обучались в частных учебных заведениях всех 3 разрядов, в училищах при церквах иностранных исповеданий, в училищах для слепых и глухонемых и в различных нехристианских школах религиозного характера
(Статистический ежегодник России. 1915 г. (год двенадцатый). Пг., 1916. Отд.I. С.144)
То есть в «Статистическом ежегоднике» 8,9 млн указано как численность всех российских учащихся, включая средние и высшие учебные заведения, а не только учеников начальных школ, как лжёт Сапрыкин.
раскрыть ветку (2)
18
Автор поста оценил этот комментарий

Чувак, бесполезно пытаться убедить булкохрустов.

ещё комментарий
4
Автор поста оценил этот комментарий

Странное сравнение - чиновник говорил про 95% молодых людей с образованием, а потом другой чиновник говорил про 70% от общего числа людей.


Даже если чиновники не брали взяток и не занимались приписками, эти числа измеряют разные показатели.


Я уж не говорю, что в Википедии почему-то другие цифры, там совсем не 70%.

ещё комментарии
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ликбез начался в 1919 году так-то, моя прабабушка преподавала как раз во время гражданской.

А по переписи грамотных старше 5 лет было 37%. Причем грамотным считался человек умевший читать по слогам, и писать свое имя  https://regnum.ru/news/polit/2322991.html

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

И нет смысла рассматривать такой узкий промежуток 25-29 лет и только мужчины, этим людям ещё 40 лет работать.

3
Автор поста оценил этот комментарий
Ликбез начался в 1919 году так-то

Поэтому я ещё ссылался на частичную перепись 1920 г. с примерно такими же результатами. А "эффективность" советского "ликбеза" была примерно такой же, как и у прочих советских "достижений". Хотя, объективности ради, было сложно сделать хоть что-то в условиях разваленной большевиками экономики, в школах без тепла и тетрадей, в отсутствие массы грамотных учителей, которые погибли в гражданскую или были вытолкнуты большевиками в эмиграцию. Поэтому ничего удивительного, что даже через 18 лет после "ликбеза" результаты были такими:

Именно поэтому результаты переписи населения, проведенной в январе 1937 года, в части грамотности опрошенных вряд ли должны были удивить руководство партии и государства. Но действительность превзошла худшие ожидания. По предварительным данным переписи, в стране насчитывалось 62 521 486 неграмотных граждан и 61 333 867 грамотных. Если не считать детей до десяти лет, соотношение получалось чуть менее устрашающим — 26% граждан СССР не умело ни читать, ни писать.

Увы.

Причем грамотным считался человек умевший читать по слогам, и писать свое имя

Всё верно, только в раннем (ленинско-джугашвилевском) СССР критерии были точно такие же. Именно поэтому все сороковые годы в СССР на крупных заводах существовала должность "читчика газет" — "грамотным" советским людям было трудно прочесть мало-мальски длинный текст, а быть в курсе новостей требовала партия. Приходилось зачитывать, как глашатаям в средневековье.


https://regnum.ru/news/polit/2322991.html

Ну-ну, открываем:

После армии в течение 20 лет работал на производственном предприятии. На данный момент внештатный корреспондент газеты «Суть времени» и российского информационного агентства REGNUM, корреспондент ИА «Красная весна».

Т.е. перед нами советская сектантская мурзилка-кургинёнок не то что без исторического, а вообще безо всякого образования. У нас, конечно, свободная страна (во всяком случае, должна ею быть) и Вы вольны читать кого угодно, но тянуть в исторический спор таких уникумов должно быть стыдно. Если уж Вы не в состоянии читать исторические труды и предпочитаете журналистику — выбирайте хотя бы более почтенные издания, чьи сотрудники получили какое-то образование в жизни:

https://www.kommersant.ru/doc/1852882

Обратите внимание, что и в конце двадцатых, и в начале тридцатых продолжались звонкие призывы "наконец сделать с неграмотными хоть что-то", но у большевиков всё не было денег и кадров. И это совершенно предсказуемо: в жизни нет места чудесам. Если, повторюсь, уничтожить экономику, развалить старую систему образования, убить или вытолкнуть в эмиграцию массу образованных русских людей, то в результате учить будет некому и не на что, и придётся десятилетиями врать про "высокую грамотность", а на деле учреждать должность читчиков газет на заводах.

Автор поста оценил этот комментарий
Почему "А, Б, В" , а не "Аз, Буки , Веди"???
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Простите, что?

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Внимательно перечитайте пост
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Внимательно изучите, отвечаете ли Вы на пост или на мой комментарий.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку