Немного о Як-130. Часть два: усложняем.
Первая часть ( https://pikabu.ru/story/nemnogo_o_yak130_6252255 ) понравилась общей массе, но возникли вопросы про управление. Самолет интересный, у него мног особенносте как простых, так и сложных технически, в один пост никак не уместить всю информацию. Скорее всего, сегодня буду рассказывать про кабину и системы.
Управление. На самолете реализовано "управление по проводам", причем собственной разроботки Яковлевцев (не взято, а значит и не обкатано на других самолетах). Схема проста: отклоняю ручку, сигнал идет в блок, там информация обрабатывается и сигнал идет на рулевую поверхность (элероны по крену, стабилизатор по высоте, руль направления по курсу). Причем умный блок ограничивает (!) отклонение руля до безопасной. Я, как летчик, могу взять ручку на себя до упора, а самолет отклонит ручку так, чтобы не свалиться или не достичь предельной перегрузки (ограничение тоже прошиты в блоке и зависят от 1)подвесок; 2) скорости)
Чтобы было понятнее, на старых самолетах с прямым управлением по тягам, затянув ручку управления до безумия на себя можно было либо свалиться в штопор (потерять устойчивость), либо отключиться от большой перегрузки (8ед), либо сломать самолет.
Система, как это модно в авиации, 4кратно дублирована. Это как у Вас одна мышка с 4мя сенсорами, 4проводами в 4USB одного компьютера. Канал, котрый "врет", отключается автоматически. Эта же система управления и ведет самолет по автопилоту. На автопилоте, в теории, можно пролететь от набора высоты на взлете, по маршруту, обратно на аэродром, по глиссаде посадки вплоть до 60м высоты (выпускать шасси и сажать надо самому)
Система управления может увести с заранее установленной "опасной высоты" (допустим 150м) на 100м выше и лететь в горизонте до тех пор, пока летчик не сообразит что произошло. Если пилот потерялся в облаках или ночью в пространственной ориентировке и внутреннее чувство кричит, что ты вверх колесами, а приборы говорят обратное, скорость вместо роста стремительно падает, достаточно нажать белую кнопку на ручке управления и самолет примет горизонтальное положение и опять же будет лететь в горизонте, пока летчик не вкурит, что к чему.
Думаете это все, что я расскажу про управление? Нет. На Яке впервые ввели систему репрограммирования управления, позволяющую прям в полете имитировать высокомаломаневренный (как Миг-29), маневренный (как Су-24) или тяжелый неманевренный (как ту-160) самолеты, включением режимов из задней кабины. Как это достигается? Пересчитываются коэффициенты отклонения ручки управления. Как чувствительность на мышке поменять.
На самолете стоит ИЛС. Индикатор лобового стекла. Крайне полезная и интересная вещь. Наверное, каждый видел, как в небе перед летчиком зеленым цветом горит вся необходимая информация, циферки и полосочки. Да, это все реально и пилотировать можно только глядя вперёд на ИЛС. Там и скорость, и высота, углы крена/тангажа, курс. В режиме посадки еще и полоса обводится зеленым уветом и прям в торец линия снижения идёт. Интересное для себя сделал открытие, что под каким углом не посмотреть в ИЛС, он будет показывать без искажения (например при прицельном пикировании, перекрестие будет на мишени хоть я слева смотрю, хоть справа). Приближаясь или отдаляясь от прицела, размер изображения меняться не будет. Смысл как в коллиматорном прицеле автомата. В армию идут лучшие разработки.
На самолете стоят катапультные кресла К-36, модифицированные под Як (сняты лишние агрегаты, необходимые для катапультирования на сверхзвуке, кресло этим облегчено). При катапультировании кресла расходятся в разные стороны (влево и вправо), чтобы у летчиков парашюты раскрылись на безопасном расстоянии друг от друга.
Узорчик над головой пилотов -- пирошнур. При катапультировании он взрывается и кресло выходит через дырку в остеклении (фонаре кабины). Обычно, в самолетах фонарь отстреливается целиком, но в случае с Яком фонарь слишком большой и тяжёлый (на две кабины один) и отойти на безопасное расстояние не успеет. Получает ли летчик травму? Во-первых, есть зашитный шлем с маской, во-вторых жить хочется больше. По рассказам, раскаленое стекло остается на одежде и руках, поэтому летчики всегда должны летать в кожаных перчатках и при катапульировании опускать светофильтр шлема.
Если пирошнур не сработает, кресло пробъет его заголовником и все норм. Кстати, пирошнур особой формы, получается направленный взрыв, что тоже бережет голову летчика.
Надеюсь, все прочитавшие остались довольны и разобраться в технических аспектах самолета было не трудно. Спасибо за драгоценное внимание!
Авиация и Техника
9.3K поста17.5K подписчика
Правила сообщества
Правила Пикабу