Немного о Як-130. Часть два: усложняем.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Первая часть ( https://pikabu.ru/story/nemnogo_o_yak130_6252255 ) понравилась общей массе, но возникли вопросы про управление. Самолет интересный, у него мног особенносте как простых, так и сложных технически, в один пост никак не уместить всю информацию. Скорее всего, сегодня буду рассказывать про кабину и системы.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Управление. На самолете реализовано "управление по проводам", причем собственной разроботки Яковлевцев (не взято, а значит и не обкатано на других самолетах). Схема проста: отклоняю ручку, сигнал идет в блок, там информация обрабатывается и сигнал идет на рулевую поверхность (элероны по крену, стабилизатор по высоте, руль направления по курсу). Причем умный блок ограничивает (!) отклонение руля до безопасной. Я, как летчик, могу взять ручку на себя до упора, а самолет отклонит ручку так, чтобы не свалиться или не достичь предельной перегрузки (ограничение тоже прошиты в блоке и зависят от 1)подвесок; 2) скорости)

Чтобы было понятнее, на старых самолетах с прямым управлением по тягам, затянув ручку управления до безумия на себя можно было либо свалиться в штопор (потерять устойчивость), либо отключиться от большой перегрузки (8ед), либо сломать самолет.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Система, как это модно в авиации, 4кратно дублирована. Это как у Вас одна мышка с 4мя сенсорами, 4проводами в 4USB одного компьютера. Канал, котрый "врет", отключается автоматически. Эта же система управления и ведет самолет по автопилоту. На автопилоте, в теории, можно пролететь от набора высоты на взлете, по маршруту, обратно на аэродром, по глиссаде посадки вплоть до 60м высоты (выпускать шасси и сажать надо самому)

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Система управления может увести с заранее установленной "опасной высоты" (допустим 150м) на 100м выше и лететь в горизонте до тех пор, пока летчик не сообразит что произошло. Если пилот потерялся в облаках или ночью в пространственной ориентировке и внутреннее чувство кричит, что ты вверх колесами, а приборы говорят обратное, скорость вместо роста стремительно падает, достаточно нажать белую кнопку на ручке управления и самолет примет горизонтальное положение и опять же будет лететь в горизонте, пока летчик не вкурит, что к чему.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Думаете это все, что я расскажу про управление? Нет. На Яке впервые ввели систему репрограммирования управления, позволяющую прям в полете имитировать высокомаломаневренный (как Миг-29), маневренный (как Су-24) или тяжелый неманевренный (как ту-160) самолеты, включением режимов из задней кабины. Как это достигается? Пересчитываются коэффициенты отклонения ручки управления. Как чувствительность на мышке поменять.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

На самолете стоит ИЛС. Индикатор лобового стекла. Крайне полезная и интересная вещь. Наверное, каждый видел, как в небе перед летчиком зеленым цветом горит вся необходимая информация, циферки и полосочки. Да, это все реально и пилотировать можно только глядя вперёд на ИЛС. Там и скорость, и высота, углы крена/тангажа, курс. В режиме посадки еще и полоса обводится зеленым уветом и прям в торец линия снижения идёт. Интересное для себя сделал открытие, что под каким углом не посмотреть в ИЛС, он будет показывать без искажения (например при прицельном пикировании, перекрестие будет на мишени хоть я слева смотрю, хоть справа). Приближаясь или отдаляясь от прицела, размер изображения меняться не будет. Смысл как в коллиматорном прицеле автомата. В армию идут лучшие разработки.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост
Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

На самолете стоят катапультные кресла К-36, модифицированные под Як (сняты лишние агрегаты, необходимые для катапультирования на сверхзвуке, кресло этим облегчено). При катапультировании кресла расходятся в разные стороны (влево и вправо), чтобы у летчиков парашюты раскрылись на безопасном расстоянии друг от друга.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Узорчик над головой пилотов -- пирошнур. При катапультировании он взрывается и кресло выходит через дырку в остеклении (фонаре кабины). Обычно, в самолетах фонарь отстреливается целиком, но в случае с Яком фонарь слишком большой и тяжёлый (на две кабины один) и отойти на безопасное расстояние не успеет. Получает ли летчик травму? Во-первых, есть зашитный шлем с маской, во-вторых жить хочется больше. По рассказам, раскаленое стекло остается на одежде и руках, поэтому летчики всегда должны летать в кожаных перчатках и при катапульировании опускать светофильтр шлема.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Если пирошнур не сработает, кресло пробъет его заголовником и все норм. Кстати, пирошнур особой формы, получается направленный взрыв, что тоже бережет голову летчика.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Надеюсь, все прочитавшие остались довольны и разобраться в технических аспектах самолета было не трудно. Спасибо за драгоценное внимание!

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Авиация и Техника

9.3K поста17.5K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Мне вот непонятно. Иногда истребителя в бою, да и не только истребителя, ограничивать нельзя. Пусть ломает себя, технику, но вырвет победу. Именно поэтому боевой технике "защита от дурака" может только навредить.

Т.е. 130й с этой точки зрения только учебный, но никак не боевой.

Или я не прав?

раскрыть ветку (11)
2
Автор поста оценил этот комментарий
FlyByWire вообще работает сильно сложнее, чем тут было описано,он использует всю доступную механизацию, чтобы выполнить тот маневр, который заказал у него пилот отклонением стика. Так что тут ограничения в основном в том, что если при текущих параметрах полёта заказ пилота вообще возможно выполнить - он выполнится, если нет - то и управляющие поверхности зазря дергать, рискуя свалить самолёт, не нужно.
раскрыть ветку (3)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

А если пилот ведёт бой, предполагая сваливание как внезапный элемент программы? Штопор? Или дикий угол атаки, от которого трещат и кости, и самолёт, но иначе никак?

Военная техника на то и военная, что зачастую одноразовая, но при этом позволяет работать на нерасчётных, закритичных режимах.

Да, развалится, но сперва вдруг получится? Один же хуй помирать, если не потянет.

раскрыть ветку (2)
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Конкретно в Яке, есть кнопка снятия ограничения предельных режимов и кнопка отключения антиштопора. В маневренном вощдушном бою решает скорость и маневренность, а сваливание, штопор лишает преимуществ. Этим не пользуются. Пользуются форсированными виражами и косыми петлями
1
Автор поста оценил этот комментарий

Скорее всего вся эта защита при необходимости отключается. Но все же в первую очередь, это учебный самолет.

4
Автор поста оценил этот комментарий

Он учебно-боевой, скорее всего можно отключить, но честно говоря выйти победителем уйдя за технические ограничения - так себе затея для кЕно

1
Автор поста оценил этот комментарий

Зачастую, все блокировки можно снять.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

А в 130 есть кнопка - съема блокировок? Собственно хочется  если заглючил комп, все переключить на дефолтную чуйствительность и не додумыват за летуна чем и куда рулить?

раскрыть ветку (1)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Есть ограничитель предельных режимов, его можно отключить (но если затупишь и свалишься, сам виноват). А если отказ 4х контуров управления, то можно на резервный перейти, там оно близко к примитивному
2
Автор поста оценил этот комментарий

если у тебя самолет развалится, о какой победе идет речь?

раскрыть ветку (2)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Тут как раз тонкий вопрос - у кого он развалится раньше.

раскрыть ветку (1)
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Ну допустим не развалиться. А ты загасил скорость перегрузкой и вышел на режим сваливания. Вместо того, чтобы уходить из прицела, твой самолет клюет носом, скорость мала, из вражеского прицела он больше не выходит. Бой проигран
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку