Немного о Як-130. Часть два: усложняем.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Первая часть ( https://pikabu.ru/story/nemnogo_o_yak130_6252255 ) понравилась общей массе, но возникли вопросы про управление. Самолет интересный, у него мног особенносте как простых, так и сложных технически, в один пост никак не уместить всю информацию. Скорее всего, сегодня буду рассказывать про кабину и системы.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Управление. На самолете реализовано "управление по проводам", причем собственной разроботки Яковлевцев (не взято, а значит и не обкатано на других самолетах). Схема проста: отклоняю ручку, сигнал идет в блок, там информация обрабатывается и сигнал идет на рулевую поверхность (элероны по крену, стабилизатор по высоте, руль направления по курсу). Причем умный блок ограничивает (!) отклонение руля до безопасной. Я, как летчик, могу взять ручку на себя до упора, а самолет отклонит ручку так, чтобы не свалиться или не достичь предельной перегрузки (ограничение тоже прошиты в блоке и зависят от 1)подвесок; 2) скорости)

Чтобы было понятнее, на старых самолетах с прямым управлением по тягам, затянув ручку управления до безумия на себя можно было либо свалиться в штопор (потерять устойчивость), либо отключиться от большой перегрузки (8ед), либо сломать самолет.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Система, как это модно в авиации, 4кратно дублирована. Это как у Вас одна мышка с 4мя сенсорами, 4проводами в 4USB одного компьютера. Канал, котрый "врет", отключается автоматически. Эта же система управления и ведет самолет по автопилоту. На автопилоте, в теории, можно пролететь от набора высоты на взлете, по маршруту, обратно на аэродром, по глиссаде посадки вплоть до 60м высоты (выпускать шасси и сажать надо самому)

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Система управления может увести с заранее установленной "опасной высоты" (допустим 150м) на 100м выше и лететь в горизонте до тех пор, пока летчик не сообразит что произошло. Если пилот потерялся в облаках или ночью в пространственной ориентировке и внутреннее чувство кричит, что ты вверх колесами, а приборы говорят обратное, скорость вместо роста стремительно падает, достаточно нажать белую кнопку на ручке управления и самолет примет горизонтальное положение и опять же будет лететь в горизонте, пока летчик не вкурит, что к чему.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Думаете это все, что я расскажу про управление? Нет. На Яке впервые ввели систему репрограммирования управления, позволяющую прям в полете имитировать высокомаломаневренный (как Миг-29), маневренный (как Су-24) или тяжелый неманевренный (как ту-160) самолеты, включением режимов из задней кабины. Как это достигается? Пересчитываются коэффициенты отклонения ручки управления. Как чувствительность на мышке поменять.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

На самолете стоит ИЛС. Индикатор лобового стекла. Крайне полезная и интересная вещь. Наверное, каждый видел, как в небе перед летчиком зеленым цветом горит вся необходимая информация, циферки и полосочки. Да, это все реально и пилотировать можно только глядя вперёд на ИЛС. Там и скорость, и высота, углы крена/тангажа, курс. В режиме посадки еще и полоса обводится зеленым уветом и прям в торец линия снижения идёт. Интересное для себя сделал открытие, что под каким углом не посмотреть в ИЛС, он будет показывать без искажения (например при прицельном пикировании, перекрестие будет на мишени хоть я слева смотрю, хоть справа). Приближаясь или отдаляясь от прицела, размер изображения меняться не будет. Смысл как в коллиматорном прицеле автомата. В армию идут лучшие разработки.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост
Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

На самолете стоят катапультные кресла К-36, модифицированные под Як (сняты лишние агрегаты, необходимые для катапультирования на сверхзвуке, кресло этим облегчено). При катапультировании кресла расходятся в разные стороны (влево и вправо), чтобы у летчиков парашюты раскрылись на безопасном расстоянии друг от друга.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Узорчик над головой пилотов -- пирошнур. При катапультировании он взрывается и кресло выходит через дырку в остеклении (фонаре кабины). Обычно, в самолетах фонарь отстреливается целиком, но в случае с Яком фонарь слишком большой и тяжёлый (на две кабины один) и отойти на безопасное расстояние не успеет. Получает ли летчик травму? Во-первых, есть зашитный шлем с маской, во-вторых жить хочется больше. По рассказам, раскаленое стекло остается на одежде и руках, поэтому летчики всегда должны летать в кожаных перчатках и при катапульировании опускать светофильтр шлема.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Если пирошнур не сработает, кресло пробъет его заголовником и все норм. Кстати, пирошнур особой формы, получается направленный взрыв, что тоже бережет голову летчика.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Надеюсь, все прочитавшие остались довольны и разобраться в технических аспектах самолета было не трудно. Спасибо за драгоценное внимание!

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Авиация и Техника

9.3K поста17.5K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

А вот скажите мне, почему у нас даже не разрабатывают винтовые штурмовики? Многоие страны ставят на вооружение что типо вот таких SuperTucano.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (27)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Зачем он нужен?

раскрыть ветку (21)
6
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Раскатывать противника, не имеющего средств ПВО.
раскрыть ветку (8)
5
Автор поста оценил этот комментарий

1. Вертолеты, ствольная артиллерия.

2. У РФ нет противников не имеющих ПВО

раскрыть ветку (7)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Не мое, нашел сравнение.

ЕМВ-314 vs Ми-28

Максимальная скорость : 590 км/ч / 282 км/ч

Практическая дальность: 1 330 км / 460 км

Максимальная взлётная масса: 5200 кг / 11500 кг

Боевая нагрузка: 1500 кг / 1605 кг

Стоимость единицы $9,0-14,0 млн / $18 млн

И это без учета подготовки пилотов.

раскрыть ветку (6)
5
Автор поста оценил этот комментарий

не совсем корректно сравнивать вертолет и самолет.

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Они отличаются технически. А я говорю про задачи,  что ударный вертолет что штурмовик выполняют похожие задачи. Вот только у винтового штурмовика радиус больше да прилетит он быстрее в 2 раза.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

вилка и ложка выполняют одну задачу - доставка еды в рот. но зато ложкой можно есть суп, а вилкой - нет. вывод ложка>вилка. так что ли?

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Потому что они для разных задач.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

бинго!

1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

очень некорректно.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Представляет из себя аэродинамическое тело, в отличие от реактивных, которые, как правило, построены по электронной устойчивости. Это позволяет долго и эффективно оперировать на малых скоростях. При борьбе с партизанами, например, или в дуэльной ситуации с вертолетом.

Автор поста оценил этот комментарий

Он нужен где у противника нет реактивной авиации. Как правило для локальных конфликтов, для борьбы с повстанцами и прочими бармалеями.

-Дешевле обслуживание.

-Меньше требования к обучению пилотов.

-Меньше требование к ВПП и инфраструктуре.

раскрыть ветку (10)
1
Автор поста оценил этот комментарий

1. РФ не участвует в локальных конфликтах.

раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Кто запрещает его в Сирии использовать?

Самое то бородатых гонять. Сейчас же приходится реактивные использовать.  А это всепогодный самолет, летает в 3 раза быстрее вертолета, при этом может выполнять патрулирование.

раскрыть ветку (8)
3
Автор поста оценил этот комментарий

тогда уж лучше эти ресурсы на тяжелые ударные дроны потратить (что бывшие потенциальные покупатели туканов и делают). откровенно говоря, и реактивная штурмовая авиация свой век доживает, да и многофункциональной авиации с такими темпами кирдык в перспективе придет, нету смысла аналог тукана в производство запускать (разработки то еще со времен союза есть).

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Про дроны полностью согласен, но что то они у нас не выходят. 3 лярда потратили на ударный дрон, не получилось, проект закрыли. Нас в этом вопросе даже Иран уже обошел.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

с чего это? недавно читал об успешном ходе испытаний по теме "иноходец"

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Я  про тяжелый ударный Альтаир. Про него тоже говорили, вот вот полетит.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0...

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

о закрытии программы - только на уровне ОБС. гендира выпустили, так что пока дело ясное, что дело темное. очевидно, тему отжать пытаются.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Да даже в общем положение дел. у США тяжелый БПЛА летает с 99 года! 19 лет мы пытаемся сделать хоть что то, пока получилась только копия Израильского, это я  про Форпост. Так что я об этом.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

В Сирии РФ участвует в рамках подготовки к большой войне. И демонстрации готовности к большой войне. Лучше уж сирийцы сами на поршневых гоняют.

Тут вообще нет понятия денег.

Если бы была возможность лучше на Звезде Смерти по Сирии гонять. Меньше рисков в том, что нападут на РФ.


Сколько стоит годовая отсрочка в нападении США на РФ? Или десятилетнаяя. Если туканы в Сирию завести отсрочка будет не такая длинная.

2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Нам не нужно по сельве разнообразную охуевшую герилью гонять, у которой натуральные базы в джунглях.

2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Он не нужен. Те же самве цели может и Як130 выполнить, а "профессиональных штурмовиков" су25 у нас много. Легкие штурмовики делают страны, которые не могут раскошелиться на серьезный проект
раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Поэтому США собирается закупить до 200 штук таких штурмовиков. Совсем денег нет.

раскрыть ветку (2)
5
Автор поста оценил этот комментарий

это скорее для помощи "союзникам" и прочего такого, они и вертолеты российские покупали, но на вооружение никогда не ставили.

Автор поста оценил этот комментарий

Так они их закупили в качестве учебных самолетов.


ВВС США объявили, что в результате проведенного конкурса выбрали легкий многоцелевой самолет A-29 Super Tucano производства бразильской компании EMBRAER для использования в качестве самолета летной подготовки, разведки и авиационной поддержки войск.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку