Немного о наших НАТОвских "союзниках"

Наверное, нет на Севере такого корабельного офицера, который бы не знал, кто такая «Marjata». Многие старожилы помнят ещё «ту, старую “Машку”». НАТОвские военные в течение многих лет использовали научно-исследовательское судно «Marjata» для наблюдения за военной деятельностью, сбором разведывательных данных на Севере. Большую часть года судно находится в международных водах. По данным Etterretningstjenesten (Служба разведки, ранее Служба разведки вооруженных сил, также известная как E-Service. Является гражданской и военной разведкой в Норвегии), экипаж «Марьяты» составляет только американский персонал. Редкий выход кораблей на выполнение задач боевой подготовки обходится без встречи с этой дамой. Частенько она заходит в закрытые районы и мешает выполнению боевых упражнений, записывая параметры наших станций и радиосигналы. Однако, не многим известно, что разведывательных судов с именем «Marjata» у Норвегии было а три, а теперь и четыре. Причем 3-ий и 4-ый корпуса прочесывают акваторию Баренцева моря теперь в паре или поочередно.

А теперь по порядку о «Марьятах»:

Марьята 1-ый корпус

Немного о наших НАТОвских "союзниках" ВМФ, Разведка, НАТО, Военные корабли, Норвегия, Море, Баренцево море, Служба, Длиннопост

1966 – 1975

Первая «Marjata» была введена в эксплуатацию в 1966 году. Судно, бывший китобой «Globe 14», было куплено у судовладельца Melsom & Melsom Larvik.

Судно было преобразовано и оборудованы в соответствии с потребностями разведывательной службы и использовалось преимущественно в летние месяцы с мая по сентябрь. В 1975 году судно было передано в ведение военно-морского флота, но с другими функциями.

Немного о наших НАТОвских "союзниках" ВМФ, Разведка, НАТО, Военные корабли, Норвегия, Море, Баренцево море, Служба, Длиннопост

Технические характеристики:

Водоизмещение: 691 тонн;

Длина: 51 метров;

Ширина: 9 метров.


Марьята 2-ой корпус

Немного о наших НАТОвских "союзниках" ВМФ, Разведка, НАТО, Военные корабли, Норвегия, Море, Баренцево море, Служба, Длиннопост

1976 – 1995

Вторая «Marjata» была введена в эксплуатацию в 1976 году. Судно было построено на Mjellem & Karlsen Mekaniske Verksted в Бергене и укомплектовано в соответствии с требованиями разведывательной службы.При этом время навигации было расширено и охватывало период с марта по ноябрь.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 940 тонн;

Длина: 46 метров;

Ширина: 11 метров.

1982 - 83 года:

Новые оперативные условия, с новым техническим оборудованием, а также усовершенствование технических решений, привели к необходимости увеличения размеров судна.С осени 1982 по весну 1983 года длина «Марьяты» была увеличена на 14 метров. В связи с этим водоизмещение увеличилось до 1430 тонн.

1988 - 95 года:

Судно было вновь модернизировано. Была изменена кормовая надстройка и установлена кормовая мачта. В 1995 году судно было продано британским судовладельцам.


Марьята 3-ий корпус

Немного о наших НАТОвских "союзниках" ВМФ, Разведка, НАТО, Военные корабли, Норвегия, Море, Баренцево море, Служба, Длиннопост
Немного о наших НАТОвских "союзниках" ВМФ, Разведка, НАТО, Военные корабли, Норвегия, Море, Баренцево море, Служба, Длиннопост
Немного о наших НАТОвских "союзниках" ВМФ, Разведка, НАТО, Военные корабли, Норвегия, Море, Баренцево море, Служба, Длиннопост

1995 год – настоящее время

Про 3-ий корпус известно побольше

РЗК "Маряата" проектировался как специализированный корабль разведки для действий в высоких широтах, в штормовых условиях. В конце 1994 - начале 1995 года были проведены ходовые испытания корабля и передача его ВМС. В мае 1995 года корабль прибыл в Северную Норвегию и в июне 1995 года вышел на первую боевую службу в Баренцево море, в район полигонов боевой подготовки Северного Флота. Корпус полукатамаранного типа, в корме разделен на два корпуса (в подводной части), носовая часть единая. В носовой части ниже ватерлинии расположена бульба.

Судно построено специально для разведывательных целей с таким расчётом, что обеспечивается малая шумность работы механизмов и хода, для того, чтобы не создавалось помех записи измерений, и имеет высокую устойчивость, потому что датчики могут работать на стабильной платформе. Для достижения высокой стабильности судна оно выполнено в форме, называемой Ramform, в просторечии именуемой просто «утюгом».

Из-за большой ширины, метацентрическая высота судна составляет около 16 метров. Судно может продолжать функционировать даже при значительном повреждении части внутреннего набора(корпуса). То же самое можно сказать и о длительном воздействии низких температур или больших количествах воды на палубе. Корабль оборудован так, что он может работать в Арктике, и выдерживать большие холода. Предполагается, что операции в северных полярных регионах могут проходить без перерыва в очень длительные периоды времени. Планировалось, что местом постоянной дислокации «Марьяты» будет Svartnes гавань в Варде на северо-востоке от полуострова Варангер, и с этой целью были начаты дноуглубительные работы. Однако, вскоре выяснилось, что этот проект оказался существенно дороже, чем предполагалось.

Моряки, участвовавшие в операции по подъему атомной подводной лодки «Курск», в шутку называли «Марьяту» полноправным членом экспедиции. Ведь только за июль – август 2001 года она находилась у западной кромки района работ (за 30 градусом восточной долготы) порядка 55 суток.

И до сих пор мало что изменилось. В последнее время основная зона деятельности разведывательного корабля ВМС Норвегии «Марьята» располагается между 34 – 36 градусами восточной долготы - районе, находящемся в непосредственной близости от границы территориальных вод России (ещё точнее – всего около 30-40 километров (менее 20 миль) от побережья Кольского полуострова). При возможностях электроники, коей напичкан современный «утюг» (так в народе прозвали этот корабль за внешний вид), разведку можно вести на расстояние от 20 до 500 километров в зависимости от нахождения цели.

Не стоит, конечно, впадать в паранойю и видеть теперь в каждом проходящем мимо под иностранным флагом корабле шпиона. Но надо признать тот факт, что систематические полёты самолетов БПА Р-3С «Орион», сбор далеко ненаучных данных, осуществляемый поборниками устойчивого использования биоресурсов Баренцева моря в лице кораблей норвежских БОхр, и фактически прописавшаяся рядом с нашими границами «Марьята» свидетельствуют о нескончаемом интересе к российскому Северу.

И не следует недооценивать значение происходящего. Выступая 20 ноября 2006 года перед представителями национальной Ассоциации офицеров в Осло, начальник разведывательной службы штаба обороны ВС Норвегии генерал-майор Тургейр Хаген заявил, что число решаемых военной разведкой задач увеличилось с 2003 года на 400 % (!!!). И хотя, по его словам, сейчас для Норвегии со стороны России нет прямой угрозы, пристальное внимание к РФ, включая, в первую очередь, приграничные районы, является основным из направлений деятельности разведки Королевства.

Основные размерения судна:

- длина - 60 - 70 метров;

- ширина (в корме ) - 34 - 35 метров;

- высота (от ватерлинии до клотика) - 34 - 35 метров;

- высота борта в носу 11 - 12 метров;

- высота борта в корме - 7 - 7,5 метров.

По типу ГЭУ - дизельэлектроход. По анализу выхлопных труб: корабль оборудован двумя главными двигателями и двумя вспомогательными. Машинное отделение находится в носовой части корабля. Корабль снабжен тремя подруливающими устройствами: одно - в носу, два - в корме.

Конструктивные особенности корпуса и особенности средств движения обеспечивают:

- неограниченную мореходность;

- снижение шумности корабля за счет уменьшения длины гребных валов;

- способность обеспечивать движение на малых скоростях с использованием подруливающих устройств;

- высокую управляемость за счет:

а)возможности быстрого изменения частоты и направления вращения винтов;

б)значительного расстояния между гребными винтами;

- возможность буксировать протяженные антенны на малых скоростях хода.

Кроме того корабль оборудован вертолетной площадкой в форме правильного восьмиугольника. Часть площадки вынесена за срез кормы в виде козырька. Специально оборудованного ангара для вертолета на верхней палубе нет. Однако размеры корпуса корабля не исключают возможность размещения ангара ниже верхней палубы.

На срез кормы побортно вынесены два выступа в форме параллелепипеда. Один из них (с правого борта) снабжен трапом и скоб-стапом, обеспечивающим возможность спуска людей до уровня воды. Доступ к трапам только из внутренних помещений через специальную дверь в срезе кормы.

В кормовой части в двух нишах, расположенных побортно размещены спасательные средства. В каждой нише находятся: - два спасательных плота (типа ПСН);

- спасательный катер оранжевого цвета.

Дополнительно на юте с правого борта закреплена надувная шлюпка. Экипаж - около 40 человек.

На юте с правого борта расположена кран-балка с аббревиатурой "ASAB" на стреле.

На палубе полубака расположена надстройка корабля (с носа в корму):

а) помещение шахты забора воздуха, оборудованное вентиляционными окнами с характерными жалюзями. Из указанного помещения выведены вытяжные трубы от механизмов корабля, в частности:

- совмещенная вытяжная труба от двух главных дизель-генераторов - имеет форму прямоугольного параллелепипеда, снабжена раздельными захлопками от каждого дизеля;

- две цилиндрические вытяжные трубы от вспомогательных дизель-генераторов;

б) помещение передающего центра (ПДРЦ) КВ - радиосвязи;

в) главная надстройка с совмещёнными ходовой рубкой и центром управления полётами вертолёта. От главной надстройки побортно вынесены два выстрела, обеспечивающих доступ с ходовой рубки к специальному оборудованию, а также возможность визуального осмотра вдоль борта.

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ И СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.

Корабль оборудован тремя радиопрозрачными колпаками, расположенными в районе главной надстройки:

а) первый - над центральной частью ходовой рубки, диаметр - 5 м;

б) второй - на специальной площадке за ходовой рубкой на уровне первого, в виде полусферы высотой приблизительно 7 м, диаметром 10,5 м;

в) третий - на задней верхней площадке мачты, диаметром 5 м и цилиндрической нижней частью.

Первый колпак конструктивно исполнен из твёрдого сплошного радиопрозрачного материала, а второй и третий - обтянуты радиопрозрачным материалом по ажурному каркасу, состоящему из треугольных сегментов.

На выстрелах главной надстройки побортно расположены радиопрозрачные колпаки антенн спутниковой системы связи "ИНМАРСАТ". Надпись на колпаках свидетельствует о том, что корабль вооружён комплектом аппаратуры "SATURN 3S90".

На верхней площадке мачты расположены (с левого борта на правый):

- зонтичная УКВ-антенна;

- антенна спутниковой связи неустановленного типа;

- конусообразный ступенчатый радиопрозрачный колпак;

- антенна всеволнового радиопеленгатора.

Также на этой площадке расположены: корабельный измеритель ветра, стеньга с ходовыми огнями.

Перед верхней площадкой мачты на кронштейне расположена антенна навигационного радиопеленгатора.

Три передающие антенны КВ-радиосвязи расположены на крыше помещения ПДРЦ: два штыря высотой по 10 м, один штырь высотой 4 м. Приёмные КВ-антенны расположены на главной надстройке:

- 5 штырей высотой по 6 м.

- один штырь высотой 4 м.

Разнесение приёмных и передающих антенн КВ-радиосвязи, короткая длина фидера от РПДУ до передающей антенны обеспечивают достаточную ЭМС.

В передней части нижней площадки мачты находится РЛС ОБП типа "SPERRY- 127E" американского производства. Кроме того корабль оборудован двумя вспомогательными РЛС ОБП :

- первая - на крыше помещения шахты забора воздуха в переднем углу;

- вторая - у среза кормы по правому борту, расположена непосредственно на палубе, антенна чуть выше леерного ограждения.

На антеннах всех трёх РЛС надпись "SPERRY MARINE". На выстрелах главной надстройки расположены побортно два галогенных прожектора, третий - на мачте, между верхней и нижней площадками в передней части. Рядом с третьим прожектором расположен громкоговоритель .

Корабль оборудован четырьмя видеокамерами кругового обзора, которые расположены :

- две - побортно на консолях выстрелов главной надстройки;

- третья - на гюйс-штоке между навигационными огнями;

- четвёртая - в правой части козырька вертолётной площадки.

В центральной части мачты побортно расположена эмблема : красно - жёлтая корона, под ней - щит, на голубом фоне которого изображён вертикально меч на фоне трёх пересекающихся эллипсов .

Отмечалось излучение основной РЛС ОБП "SPERRY-127E" с параметрами:

Fн = 3070 МГц, ППИ = 627 мкс., Ти = 0,1;0,2 мкс., Vоб.ант. = 24,1 об/мин.

МАРЬЯТА без антенн

Корабль радиотехнической разведки "Маряата" ведет разведку в Баренцевом море, выполняя от 4 до 9 походов продолжительностью до месяца каждый. Кроме ведения РТР(радиотехническая разведка, кто не в теме) корабль осуществляет выходы на визуальный контакт с силами СФ, сближаясь до 1-1,5 кбт и производя фотографирование НК(надводных кораблей) и ПЛ(подводных лодок).

Основу разведывательного комплекса РЗК "Маряата" составляет РТР в см-диапазоне, дм-диапазоне и метровом диапазоне. Аппаратура комплекса позволяет вести поиск, перехват, пеленгование, определять режим излучения и производить классификацию радиотехнических и связных средств. Глубина зоны разведки и точность пеленгования в зависимости от диапазона составляет: - см и дм - 30-60 миль;

- метровый - 130-150 миль;

Разведка радиосвязи в КВ-диапазоне ведется на глубину до 500 миль. Производится также УКВ перехват.

Осенью 2010 года разведывательная служба Норвегии разместила заказ на замену «научно-исследовательского» корабля «Марьята», патрулировавшего Баренцево море на протяжении 15 лет. По информации Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), глава норвежской военной разведки генерал-лейтенант Хьель Грандхаген сообщил в интервью Jane’s Navy International, что стоимость строительства и оборудования нового корабля оценивается в 1,2 млрд. норвежских крон (205 млн. долл.).

«Марьята» выполняет задачи в районе северных портов Киркенес и Варде вблизи границ с Россией. Базируется в Киркенесе.

Технические характеристики: Судостроитель: Tangen verft;

Заказано: в марте 1991 года;

Заложено: 18 декабря 1992 года;

Введено в эксплуатацию: в 1995 году;

Длина: максимальная 81,5 м, по ватерлинии 72 м;

Ширина: максимальная 39,9 м;

Осадка: 6 м;

Водоизмещение: стандартное 5300 т, полное 7560 т;

ГЭУ: двухвальная дизель-электрическая, 2 дизеля MTU 16V396 TE, 2 генератора Siemens, два электромотора общей мощностью 8160 л.с.;

Скорость: 15 узлов;

Экипаж: 45 человек (непосредственно кораблем управляют 14 человек + 31 ученых / инженеров). По некоторым данным, весь личный состав корабля- военнослужащие США.


Марьята 4-ый корпус

А вот и последняя на сегодняшний день «Машка», 4-ый корпус.

2016 год –настоящее время

Немного о наших НАТОвских "союзниках" ВМФ, Разведка, НАТО, Военные корабли, Норвегия, Море, Баренцево море, Служба, Длиннопост
Немного о наших НАТОвских "союзниках" ВМФ, Разведка, НАТО, Военные корабли, Норвегия, Море, Баренцево море, Служба, Длиннопост

На сегодняшний день "Марьята" (4-ый корпус) – главный разведчик НАТО, созданный для слежения за военной активностью российского флота на Северо-Западе, в частности, в акваториях Норвежского и Баренцева морей.

Немного о наших НАТОвских "союзниках" ВМФ, Разведка, НАТО, Военные корабли, Норвегия, Море, Баренцево море, Служба, Длиннопост

Служба нового разведывательного корабля началась в мае 2016 года. Внутренности "Марьяты" буквально нашпигованы дорогостоящей электронной начинкой и инновациями во многих отношениях. Примечательно, что это четвёртый корабль-разведчик, названный этим именем.

Новая "Марьята" существенно больше, чем прежняя: 126 м в длину, 23,5 в ширину. У неё более широкий район действия, чем у старой. Как и у всех предыдущих разведывательных кораблей – его порт приписки Киркенес.

Немного о наших НАТОвских "союзниках" ВМФ, Разведка, НАТО, Военные корабли, Норвегия, Море, Баренцево море, Служба, Длиннопост

Новый РЗК станет уже четвертым по счету, носящим это имя. Согласно последним оценкам, на то, чтобы построить и оборудовать его ушло около 1,5 млрд крон (180 млн долларов по текущему курсу). По сообщениям норвежских СМИ, в минувшем году корабль был оснащен сверхсовременным оборудованием на базе ЦРУ США в Кэмп-Перли (штат Вирджиния). В ВС Норвегии отмечают, что новая «Марьята» способна "еще более оперативно и надежно обеспечивать принимающих решения лиц актуальными разведывательными данными". Срок службы корабля, имеющего возможность работать в сложных условиях Баренцева моря, должен составить не менее 30 лет.

Немного о наших НАТОвских "союзниках" ВМФ, Разведка, НАТО, Военные корабли, Норвегия, Море, Баренцево море, Служба, Длиннопост

Но самое интересное началось в ходе проведенного на борту брифинга для представителей СМИ.

"Новая "Марьята" является воплощением достижений и инноваций в целом ряде областей, однако также следует традициям, позволяя нам продолжать присутствие в Баренцевом море", - заявил глава военной разведывательной службы королевства генерал-лейтенант Мортен Хага Лунде. - Контроль над развитием ситуации в северных областях стратегически важен для Норвегии. Решение парламента выделить деньги на новый разведывательный корабль - важный сигнал о том, что обеспечение норвежского присутствия в высоких широтах имеет высокий приоритет".

А изюминкой всего выступления стало объявление о дальнейшей судьбе третьего корпуса. До этого в сети «норги» регулярно зубоскалили, что его продадут в Нигерию, причем не снимая оборудования. Но М. Люнде развеял все подозрения скептиков и досужие вымыслы интернет-троллей:

- Мы изучали различные варианты и пришли к выводу, что его нужно переоборудовать в судно для морского наблюдения, - заявил генерал. - Хотя Россия сегодня не представляет конкретную военную угрозу для Норвегии, мы считаем, что события в России могут в конечном итоге представлять собой значительный потенциальный риск и вызов для Норвегии. Поэтому с точки зрения разведки необходимо внимательно следить за тем, что происходит в этой области.

После серьезной модернизации корабль вновь вернулсяна патрулирование в Баренцевом и Норвежском морях. Таким образом, уже в 2017 году Норвегия стала одной из сверхдержав в области морской разведки и наблюдения, получив сразу два разведывательных корабля, напичканных передовыми техническими новинками для походов в Арктику.

При этом "Марьята-3" торжественно передав свое имя четвертой, обрела новое название "Эгер" (Eger нор. егерь). В соответствии с уже укоренившимися в морской разведке Норвегии традициями, выбор отнюдь не случаен и должен нести определенные наследственные черты.

Небольшое отступление в историю

В середине 1950-х небольшой траулер "Эгер" (порт приписки Эгерсунд) регулярно "ловил рыбку в мутной воде" неподалеку от Кольского полуострова. На самом деле владевшая им компания Egerfangst A/S служила легальным прикрытием для ЦРУ и "Нис", а само судно было оснащено самым современным для того времени оборудованием радиоэлектронной разведки. Единственный на борту, кто знал что-то о секретной миссии "Эгера", был его шкипер Бертиль Лойнинг (Bertil Løyning). Экипаж не знал ничего, несмотря на то, что корабль был напичкан взрывчаткой, которую следовало взорвать при угрозе захвата судна русскими.

Немного о наших НАТОвских "союзниках" ВМФ, Разведка, НАТО, Военные корабли, Норвегия, Море, Баренцево море, Служба, Длиннопост

Норвежские власти слишком обеспокоены модернизацией ВС РФ и ростом российской военной активности, особенно на Крайнем Севере. Эту озабоченность разделяют с ними и в США, где традиционно рассматривают "Марьяту" и, наверое, теперь еще и «Эгер» - как важные источники разведсведений из северных регионов России.


Еще несколько моих фото

Немного о наших НАТОвских "союзниках" ВМФ, Разведка, НАТО, Военные корабли, Норвегия, Море, Баренцево море, Служба, Длиннопост
Немного о наших НАТОвских "союзниках" ВМФ, Разведка, НАТО, Военные корабли, Норвегия, Море, Баренцево море, Служба, Длиннопост
Немного о наших НАТОвских "союзниках" ВМФ, Разведка, НАТО, Военные корабли, Норвегия, Море, Баренцево море, Служба, Длиннопост
Немного о наших НАТОвских "союзниках" ВМФ, Разведка, НАТО, Военные корабли, Норвегия, Море, Баренцево море, Служба, Длиннопост
Немного о наших НАТОвских "союзниках" ВМФ, Разведка, НАТО, Военные корабли, Норвегия, Море, Баренцево море, Служба, Длиннопост
Немного о наших НАТОвских "союзниках" ВМФ, Разведка, НАТО, Военные корабли, Норвегия, Море, Баренцево море, Служба, Длиннопост

С новой Марьятой(4) сталкивался на большой дистанции, поэтому качественных фото нет. Некоторые фото мои, поэтому рискну поставить тег "моё". На этом все, надеюсь было интересно)