485

Немного о мотоколясках с позиций личного опыта.

Немного о мотоколясках с позиций личного опыта. Авто, Мотоколяска, Воспоминания, Советский автопром, Длиннопост

Наткнулся я тут на сей пост

https://pikabu.ru/story/avtomobilmotokolyaska_serpukhovskogo...

и захотелось мне поделиться толикой своих воспоминаний. Хоть я был и мал, но воспоминания эти свежи и поныне.


Батя был ветераном и инвалидом, соответственно по ветеранству и инвалидности таких инвалидок штук 6-7 откатал. Не считая тех, что он покупал, выменивал, и получал по каким-то иным схемам. Машины мы меняли примерно раз в пару лет, причем почти всегда стояла одна запасная, на случай поломки. Ломались же они чуть реже, чем постоянно. Инвалидки, честно говоря, феерический писец, созданный, как мне кажется, скорее не в  помощь, а чтобы побыстрее инвалида со света сжить. Наверное поэтому, в конце концов, батя предпочел на шахе сделать самостоятельно ручное управление, сильно позже государство выделило 2105 в 1993! г., экспортный вариант, тоже под ручное сами переделывали.

Хотя, как говорится, о чем я, за неимением гербовой пишем на обычной, и мотоколяски провозили нас не один десяток тысяч км., выбора-то особого не было. И не особого тоже.


Говорят, планетовский двигатель легко заводился в мороз, но я помню так:

Зимой ты должен был взять из дома чайник с кипятком и полить голову. Не свою, а горшок, как еще звали блок двигателя, прогрев его, тогда это чудо могло завестись. А могло и попросить второй чайник. А чайник тогда не 4 минуты закипал в двухкиловаттном совершенстве с подсветкой, а долго стоял на конфорке, минут 10-15 до первого свистка. Впрочем это не плохой вариант. Ах жеж еж, залили свечи. Простите, свечу! Выкручиваем, несем прокаливать на той же конфорке, потом чистить ножичком электрод, потом несем вместе с новым чайником, крутим свечу в блок, "Сын, лей!", заводимся, затарахтело!! Ура! Времени 6-7 утра, соседи были в восторге.


Автономный бензиновый отопитель промелькнул в статье? Я в курсе только про электрическую нагревательную спираль. Впрочем они горели, что спички, и по итогу почти никогда не работали. Вспоминая её, спирали, размер, а если заглянуть под панель, то можно было её увидеть, ныне я думаю, что и работая, она грела бы как спичка. Вентилятор тоже дул еле-еле. Если дул. Дох часто. У отца, в связи с этим, были для зимних поездок кусочки тонкого оргстекла. Иней отскабливать изнутри. В принципе инновационное плоское стекло этому способствовало. Как сейчас помню, один кусочек прозрачный, другой зеленый. Я зеленым чистить любил. Завелись, пока греется, идешь внутрь скрести себе и бате обзор, что за ночь намерзло. И потом на каждом светофоре успеть надо, потому что дышишь, а конденсат на стекле замерзает. Так что зимой ездить было холодно, и с выскобленными амбразурами, как в танке. Впрочем немножко поддувало теплым из моторного отсека...


Летом, понимаете, было лучше. Отличные сдвижные форточки и отсутствие пробок в те времена сильно выручали. Вентилятор, как обычно, не дул. Учитывая забор воздуха из под панели даже если бы и дул... Впрочем из моторного отсека сифонило, словно из адских печей. Летом эффект по теплу был сильно заметней, чем зимой. Но жар костей не ломит! :)


Не знаю, где там обещанные 55 км/ч, 30 с нами, 40 если отец ездил один. Выезд на дачу - паручасовое приключение по жаре, с преодолением горки. Старт, газ, разгон, набор скорости, ииииии! Оп. Первая передача, пердячий пар, и вот мы на вершине! Ура. В тексте слишком быстро, для понимания представьте еле ковыляющий по жаре, набитый людьми ЛиАЗ, кто помнит. Тут то же самое, но на двоих пассажиров, и мелкого на коленях. Да, тогда не дрючили за кресла и прочее, мир был проще. Я лично наблюдал с мамкиных коленок таких же бедолаг на таком же чуде, но детей там было двое. Сидели они между водителем и пассажиром, чуть сзади, на полочке перед задним стеклом. Как воробушки, нахохлившись. Потому как тесно, а жар из моторного отсека костей не ломит. Но попы печет. Думаю, зиму они больше любили.


По лету легко было словить перегрев движка, не тянет совсем, останавливаемся-дышим. Это ж воздушное охлаждение, прошу заметить, принудительное! Вентилятор там был, как сейчас помню звук его крыльчатки. Прогресс! Кстати, я там выше писал про горку, иногда перегрев и на ней бывал. Тогда не ура, а куришь прямо на склоне. В смысле высаживались мы, а батя наверх ехал налегке. После постоя-остыва. Ну кто помнит ЛиАЗы, знает, что и они так иногда делали. Зато не надо воду сливать, как сказано в той статье.

Приезжаешь такой разгоряченный, глушишь это чудо, а оно не глохнет. Я уж плохо помню, что-то типо самодетонации. Отец ручным газом - продувкой глушил.


А, тросовое сцепление, тоже, как в статье указано, прогрессивное. Ай, едрить вашу еб, опять тросик сцепления порвался. Примерная цитата. Или газа. Всегда с собой отец возил запасные.

А еще передачи включались феерично. Они, как писали, включались последовательно. Для включения надо мощно выдавить сцепление, и не менее мощно дернуть ручку переключения передачи. Если что повторить. И еще раз. Ой, не та включилась, перепрыгнув на две, или не переключилась, что чаще, дрюкнем еще пару раз!!! На задний ход был свой рычаг.


Фиговые дворники, фиговый свет с вечно летящими лампами, грохот, вонища, да... Вечно не закрыть дверцу, замки там были своеобразные. Лучшая противоугонка - снять ручки снаружи. Хотя профи это не остановит. Помню как-то уром не нашли ласточки под окном. В соседнем дворе  была, мальчишки укатили.

Забавные тумблеры включения поворотников на панели, что крайне неудобно, и вытягивающаяся ручка управления светом. Волшебная кнопочка гудка, размером с пупок, попасть можно лишь при сноровке. В тизере я выложил фото из интернета,  оцените убранство.

У нее еще глушак забавный был, поперечная банка, из неё две тонкие трубочки под углом, одна нормально, назад направлена, а вторая под машину...

Время летит, давно уж отца нет, а все вспомнилось, и с теплом как-то так, хоть и тихий ужас эти мотоколяски.


З.Ы. Писал с телефона модели КВН-49 с линзой, за ошибки-описки-артефакты не пинайте сильно))

Дубликаты не найдены

+40
Теперь все встало на свои места.
У меня во дворе стоял гараж одного инвалида. Ворота вечно были нараспашку, а там стояла эта машина. Мужик, как тогда казалось, круглые сутки ремонтировал ее. Я думал нравится ему ковыряться с техникой или заняться просто нечем. Как же я тогда ошибался.
Мужик и по сей день жив, но ездит на оке.
раскрыть ветку 7
+11

Ока, как много в этом звуке! Когда был студентом - подрабатывал в автомастерской. Сколько же конструктивных "ноу-хау" было реализовано в этом выкидыше камаза.... После введения утилизации их практически не осталось. А на закате их массового пользования, помню, их продавали по цене мопеда.

раскрыть ветку 6
+5

Кстати, как я про оку забыл!!! Тоже то еще чудо, но после инвалидки вообще самолет.

раскрыть ветку 4
0
А на закате их массового пользования, помню, их продавали по цене мопеда

Ну новые мопеды - вещи не самые дешевые)

+11

У моего дедушки было это "серпуховское чудо", ему как фронтовику инвалиду выдавали. Я помню, как дедушка все время плевался и вспоминал нехорошими словами тех, кто придумал это недоразумение.

+9
А отдельным рычагом для заднего хода включался полноценный реверс! Т.е. 4 передачи вперёд и, точно также, 4 - назад.
раскрыть ветку 2
+3

Прям танк

+5

Именно. Через механизм обратного хода)

+6

Ну движок там реально не прихотливый стоял, я такой потом на Планету поставил и горя не знал, по моему передаточные числа в коробке другие , можно на второй ехать на холостых со скоростью пешехода ну и максималка правда 60 предел

+11

Шикарный отзыв, можно на дроме опубликовать.

раскрыть ветку 1
+6

Забирайте, мне не жалко))))

+6
А чем не понравилась ручка управления светом? Она вроде и по сей день на уазах есть, вполне себе удобная, один щелчок-габариты, два-фары, крутишься вокруг оси-меняется яркость подсветки, мульти кнопка
раскрыть ветку 2
+1

То, что я любил в детстве, крутить её. Яркость не менялась)))

раскрыть ветку 1
+6
Значит не то крутил, либо колеса плохие были, когда колеса попадаются хорошие, и яркость меняется, и контраст, и бегать можно голышом
+7

Жил я в Болгарии одно время. И как-то зовет меня друг, мол поехали до одного пригорода скатаемся, недалеко. Надо родственнику помочь чото там передвинуть.

Ну дык поехали, чо… мотоцырклистам же только дай повод за город прокатиться, и уговаривать не придется :)


Идем за моцыкаии, приятель рассказывает: родственник его без обеих ног, на коляске ездит, держит маленький магазинчик и чото там надо совсем чуть-чуть помочь.


Я слегка прихуел: человек без ног держит маленький магазин, грузчиков нет, а как же товар принимать? А как по налоговым таскаться? А как против бандитов, и вот это все?


Но не о том речь. Приезжаем на место, сидим курим, братко позвонил родственнику и говорит, что тот сейчас приедет.


Курим, пиздим и тут подкатывает мерс-очкарик, не новый, но приличный еще. Оттуда хз пойми как выкатывается инвалидная коляска и следом на нее плюхается чувак без ног.


Заглядываю внутрь - ручное управление, все как подобает случаю. Но, блять, как-то по-мерседесовски сделано… все на месте, какие-то дополнительные пиздюшки, рулевая колонка подмоторена, все дела…


Я пока рассматривал, приятель с родственником ушли и я даже не спросил, откуда выезжает коляска.


А вот не мог бы Мерцедес делать для наших инвалидов е-класс с ручным управлением? А то как-то несправедливо получается: мы их в войне победили, а ездим вот на этом…

раскрыть ветку 3
0
Откуда инвалиды деньги на мерен возьмут? Эта мотоколяска хоть и имела косяки, за-то выдавалась инвалидам бесплатно и  это в то время, когда обычные машины были очень не у многих.
раскрыть ветку 2
0

Но немецкие инвалиды откуда-то берут... А наши чем хуже?

раскрыть ветку 1
+4

У деда была такая... только вот управление было в виде... половинки мотоциклетного руля. Газ так же как на мото - крутить ручку; сцепление, вроде, давануть руль от тебя. Но точно не помню всего пару лет было мне тогда. Папка рассказывал, что тоже много с ней ковырялся... запчасти можно было любые по почте заказать, даже каталог был специальный.

раскрыть ветку 2
+3
Разве такая? По-моему это Киевлянин был с половиной руля.
раскрыть ветку 1
+3

Выглядела она так же, а вид управления был вариативным, в зависимости от того, какие части тела работают у инвалида.

+4

Развивала она под 60 кмч нормально, при двух пассажирах. Ещё и фаркоп на неё дед колхозил. Прицеп мотоциклетный и погнали.

Правда, она именно что ВЫДАВАЛАСЬ. Купить её (новую) вроде как было нельзя. Следовательно, то, что Вы покупали - скорее всего уже было списанное и выработавшее свой ресурс.

раскрыть ветку 5
+5

Вполне возможно, что и разгонялась. Мне тут выше попрекнули, что топливо не лукойловское заливали, модет из-за этого?

По поводу списанных: инвалидам выдавали технику,а будет он ездть, или нет, всем пофиг.  Отец состоял в совете ветеранов, так что контакты с другими имел.

раскрыть ветку 4
+2

Какой, нахрен, лукойловское в те годы?)))

Я про списанные говорил к тому, что именно в свободной продаже насколько помню таких авто не было. Они выдавались бесплатно или частично бесплатно, притом на определённый срок.

раскрыть ветку 3
+2

На секвентальной коробке нельзя за одно движение две передачи переключить.

раскрыть ветку 1
+4

Если коробас раздолбанный, то можно.

+1

Такое зажигание мы называли "калильным". Нагар в цилиндре тлел и поджигал поступившую смесь. Дерьмо не надо в бак лить. И зажигание в порядке содержать надобно. И качество смеси отрегулировать.

раскрыть ветку 5
+2

Извините. Я был мал, у отца с пальцами чуток проблемы, да и не был он механиком. "автосервис" (знакомый мужичок с руками) был на другом конце города.

До ближайшего шелла, или что тогда было в европе, с тыщщонку км. Вы сейчас можете дерьмо не лить, а тогда что достали, то и было.

ещё комментарии
0

Душевно... Вспоминаю дедов "ушастый" - так выходит, это идеальная машина была.

По поговорке моего препода по теории в автошколе, легковые машины делятся на три типа: для пассажира, для водителя и для механика. Вот у советских граждан были третьи...

-1

После такого чуда ваз 2109 просто космический корабль! Вмешательство раз в 5000 , сидеть удобно ( взрослым дядям только спереди ) , печка теплая , управляемость отличная , эргономика водителя супер, можно поставить музона,  стеклоподъемники, сигнализация, чуть медленнее бюджетных иномарок сегодня. Надо знакомить людей с смз , чтоб ценили отечественную технику , а не начинали рассматривать только иномарку с кондеем и на автомате

раскрыть ветку 1
+1

Ну когда я первый раз увидел батину новую 2105 это было чудо. Красная, блестящая, а как внутри удобно!)

-2
Да уж. Наше государство всегда любило ветеранов. Сейчас даже наверное еще худшее отношение к ним да ещё и адово лицемерное. Ни условий для них а лишь только позорные подачки на 9 мая. Просто для примера хотя бы глянуть какое отношение к ветеранам войны Вермахта. Спасибо Родине любимой.
раскрыть ветку 4
+2

Ну так родины то нет уже, развалилась

раскрыть ветку 2
-1
Но социальная ответственность над гражданами полностью лежит на государстве. Правда конституцией давно уже подтерлись в выгоду своих алчных интересов и кошельков.
раскрыть ветку 1
-2

А они ещё есть, те кто пацанами в 41м на фронт ушли?

-2

Автор, спасибо что не прошли мимо. Модно стало нынче писать про великий совок, про советские машины, мотоциклы, телевизоры итд., какие они были охуенные, уже сам начинаю верить что вот прям так и было.  А память мне говорит - это все пиздеж и неправда. В детско-юношеском возрасте, видя это убожество реально думал, что инвалидам дают инвалидки чтоб поскорее отмучились.

раскрыть ветку 26
+27
"А ещё поганый совок давал квартиры, так сволочи не лакшери на Рублёвке, а какие-то хрущевки в спальных районах! А там через 40 лет трубы текут, и в подвале пахнет."

Для инвалидов делали отдельный транспорт, а не говорили "они не вписались в рынок" (социализм - от каждого по способностям, каждому по труду)

ГОСУДАРСТВО (власть, правительство) - заботилось о МИЛЛИОНАХ, а не "денег нет, но вы держитесь", а заботиться надо о 50 олигархах - на них санкции положили.
+15
Ну их бесплатно выдавали. Можно было не брать, никто принудительно не заставлял
раскрыть ветку 3
0

Я где то написал что их принудительно продавали?

раскрыть ветку 1
-2

Бесплатно, ну-ну.

+6

А вы, друг мой,  поздний "развитойсоциализм" и СССР не путайте. Не было после 1961 года ни советов, ни социализма. И с учетом всего плохого при позднем СССР, было и очень хорошего много. А сломали, к хренам, все.

Так что не смотря на то, что по Марксу я буржуазия, капитализм я не люблю. Дерьмо по отношению к людям этот капитализм. Инвалиды в нем вообще лишние.

раскрыть ветку 9
+3
Полностью согласен! Много ли можно тех же колясочников на улицах встретить? Нет! Но не потому что их нет а потому что Государству на них насрать и нет условий для их мобильности.
раскрыть ветку 5
0

в СССР люди ценились примерно так же.

-1

Вы точно до 1961 года были достаточно развиты, чтобы адекватно воспринимать окружающую действительность? А сколько вам лет, если это не секрет?

раскрыть ветку 1
+3

Да ппц как все плохо было. Инвалид возил на плохой мотоколяске семью на дачу (всего 6 соток!). Вот то ли сейчас инвалиды и пенсионеры живут: хочешь - покупай смарт-кар, хочешь коттедж и 20 соток!

раскрыть ветку 2
+3

Не 7, а 10.  Ветераны испросили землю, сами межевали, рубили лес и пр.

Мой папка на одной ноге многих здоровых обскакал, после развала СССР еще и бизнес организовать сумел. Собственно его задел и продолжаю. Дело-то в голове, а не в хвостах.

+2
Да! На сегодня я с пенсией 9700 могу себе позволить чё хошь! И коттедж и отдых на Лазурном берегу. Жирую короче а все остальные мне завидуют! Ха. Неудачники. Выкуси нищеброд Маск!
+2

Для инвалидов выпускалась также Ока и несколько модификаций Москвичей с ручным управлением. Но все помнят только "инвалидки".

раскрыть ветку 7
0

Оку да, забыл. Хоть у отца и была, но она не стоит времени и выпускалась когда?

Москвичей тех я и не слышал, от вас впервые. В совете ветеранов если и были москвичи, то самопально переделанные под ручное.

раскрыть ветку 1
0

Запорожцы,  таврии с завода были версии для инвалидов .ока также

раскрыть ветку 4
-4

Про две мотоколяски было в самом первом сезоне ТопГира. Они там на треке обошли всякие порше и феррари с рамборгини.

раскрыть ветку 2
0

Мотоколяска - это просто описание определённого класса транспортных средств.
Они могут быть очень разными, как конструктивно, так и по назначению.

раскрыть ветку 1
0

Естественно. Я как раз о противоположном конце и говорю. С виду они болиды. И скорее сами готовы сделать кого-то инвалидом.

-5

конструкторов этой дряни запереть в инвалидке и заставить ехать 5000 км

-7

«А еще передачи включались феерично. Они, как писали, включались последовательно» — подождите, выходит это мы изобрели секвенталку?

раскрыть ветку 10
+17

Ее изобрели одновременно с мотоциклом, которому понадобилась КПП. Даже на самом древнем, как говно мамонта, бээмвэшном предке Урала коробка была секвентальная. Ну прикинь, ебаться с кочергой на моцыке...

раскрыть ветку 9
+6

Ну Зундаппе было такое )

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 4
-5

да моцык понятно, я про секвенталку на мафынку

раскрыть ветку 3
ещё комментарии
ещё комментарии
Похожие посты
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: