Нелепые авиакатастрофы часть 9: Или, где у самолета стоп-кран. Катастрофа Ту-154 под Красноярском 1984г.

Нелепые авиакатастрофы часть 9: Или, где у самолета стоп-кран. Катастрофа Ту-154 под Красноярском 1984г. Авиакатастрофа, СССР, Длиннопост

В воскресенье 23 декабря 1984 года, экипаж авиакомпании Аэрофлот выполнял рейс №3519 Красноярск – Иркутск. На борту находилось 104 пассажира, в том числе 5 детей. Вечером в 22:08 самолёт вылетел из аэропорта. Погодные условия в это время были нормальные: тихо, видимость более 3500 метров, облачность 10 баллов, температура воздуха −18°С. Экипаж доложил о взлёте, в ответ на что диспетчер дал им набор высоты 1500 метров. После того, как экипаж выполнил данное указание, диспетчер разрешил набор до высоты 5700 метров. Через 2 минуты 01 сек. после взлета, на высоте 2 040 м при скорости полета 480 км/ч все услышали громкий хлопок, это произошло внезапное разрушение одной из деталей двигателя №3, которое повлекло за собой разрушение почти всей конструкции двигателя, обшивки, топливопроводов и электрики в данном участке, а также вызвали пожар в данном сегменте лайнера.

КВС: Что такое?

Борт инженер: Вибрация второго двигателя

КВС: Толя, выключай, скорей, выключай!

Кто то из экипажа: Пожар, пожар, пожар!!!

В этот момент на пульте бортинженера одновременно сработало одиннадцать (!) табло неисправности двигателей, что затруднило распознавание дефекта. Также из-за дисбаланса тяги самолёт начало кренить вправо, но экипаж быстро справился с ситуацией, методом правильного управления нужными рычагами и педалями. При этом, они перестали набирать высоту, и летели прям над вашими домами где то, на 2150 метрах. И т.к. командир не мог в этот момент знать, какой именно из трёх двигателей горит, поэтому решил, что это случилось в двигателе № 2 и дал команду отключить его. Бортинженер уменьшил режим данного двигателя до малого газа, а затем выключил его краном «Останов»!!!!! Командир в это время связался с диспетчером и передал, что у них пожар двигателя, в связи с чем запрашивает посадку на аэродроме вылета (аэропорт Емельяново).

Через 9 минут, бортинженер сообщает капитану:

"Я выключил второй, случайно."

А в это время, самолет должен был возвращаться в аэропорт по обратному курсу, который задал диспетчер... вместо этого они решили возвращаться, по стандартному курсу посадки "коробочке", когда самолет идет по четырем углам и начинает снижение.

Описанное событие ранее, спустя 12 секунд с момента разрушения двигателя, то есть в 22:11:01 бортинженер определил ошибку и доложил, что двигатель № 2 был выключен ошибочно, в связи с чем будет проведён его запуск. Тогда чтобы уменьшить приборную скорость, командир дал указание перевести левый (1) и правый (3) двигатели на малый газ. Фактически бортинженер ещё не осознавал, в каком режиме работает данный двигатель. В течение следующих 10 секунд командир уточнял у бортинженера состояние и работоспособность двигателей, после чего было определено, что левый двигатель (№ 1) работает, средний (№ 2) — выключен (фактически же он работал в режиме малого газа), а правый (№ 3) — пожар. Тогда бортинженер установил рычаг останова двигателя № 3 в положение «Останов»!!!! и применил систему пожаротушения двигателя. Однако при этом он забыл закрыть перекрывной топливный кран, в результате чего в горящий двигатель продолжало поступать топливо, тем самым давая огню не только не погаснуть, но и усилиться, несмотря на применение всех трёх очередей пожаротушения. В результате пожар стал распространяться в полость пилона, а оттуда на задний технический отсек, отсек ВСУ (вспомогательная силовая установка) и отсек второго (среднего) двигателя. Т.е. друзья, если посмотреть на схему расположения двигателей ТУ-154, то это пиздец.... вся задняя часть самолета была в огне, но это было только начало. Из переговоров следует:

Бортинженер: Второй тоже горит. Мотогондолы...

КВС: Ну давай, хоть потуши мотогондолы (обшивка самих двигателей)

БИ: Очереди уже ушли в двигатель. Все.

КВС: Все ушли?

БИ: Тушить нечем...

Когда выяснилось, что двигатель № 2 исправен, командир дал команду запустить его, что бортинженер и пытался осуществить, не зная, что двигатель уже работал в режиме малого газа. Чуть менее чем через минуту из-за повреждения обломками и продолжающегося пожара проводка управления двигателя № 2 рассоединилась и двигатель самопроизвольно перешёл во взлётный режим (максимальный). Бортинженер доложил командиру о запуске двигателя № 2, но командир убедившись, что режим этого двигателя не меняется при перемещениях РУД, дал команду его выключить. Бортинженер выключил двигатель рычагом останова, но вновь забыл закрыть перекрывной топливный кран. Вскоре бортинженер доложил, что в мотогондоле двигателя № 2 начался пожар, при этом уже все три очереди пожаротушения были истрачены на двигатель № 3. С этого момента Ту-154 летел с выпущенными шасси и с пожаром в хвостовой части фюзеляжа и в правом двигателе. Экипаж выполнил аварийный заход, благодаря которому самолёт вышел в район границ высоты принятия решения о посадке на высоте 175 метров и с приборной скоростью 420 км/ч.

Через минуту с небольшим с момента начала пожара в двигателе № 2 и спустя 4 с половиной минуты с момента начала пожара двигателя № 3, самолёт начало кренить вправо. Экипаж попытался парировать его отклонением штурвала влево, но самолёт на это не отреагировал. Это было связано с тем, что пожар разрушил изоляцию проводов и закоротил электрогидравлические краны, тем самым выключив их. Из-за этого все гидросистемы отключились и полностью отказали системы управления самолётом. Из-за увеличивающегося крена начала возрастать вертикальная скорость снижения, тогда командир чтобы исправить ситуацию дал команду перевести двигатель № 1 во взлётный режим, а шасси убрать. Однако Ту-154 продолжал быстро падать и в 22:15 по местному времени врезался в землю в 3200 метрах от полосы.

Последнее что было зафиксировано на речевых самописцах:

КВС: -Юра, пилотируй...Юра, пилотируй, а я буду...

КВС: -Номинал!...Взлетный!!! Бортинженер, взлетный режим!

2-й пилот: -Все, командир! Крен посмотри!!! Все... Не снижайся!

КВС: -Убрать шасси...


Конец записи.

От удара самолёт полностью разрушился и загорелся. В катастрофе выжил лишь один пассажир, мужчина 27 лет, который получил тяжёлые ранения, но был спасён усилиями врачей. Остальные 110 человек (7 членов экипажа и 103 пассажира) погибли.

Медики в первые часы после трагедии не пригодились. Останки погибших свозили в морг при мединституте на восьми военных грузовиках. Патологоанатомы двое суток не отходили от столов. Для того чтобы выяснить причину катастрофы, они должны были тщательно исследовать останки летчиков, (прим. со слов судмедэксперта,) - нет ли на них повреждений, не связанных с последствиями взрыва. Одного летчика мы не смогли идентифицировать – пришлось вскрывать все тела. Многих погибших нельзя было опознать. Родственникам тела не показывали, сложили в гробы и отправили спецрейсом в Москву, в крематорий. Родные получили на руки только урны с прахом. Даже хорошо сохранившихся малышей – было на борту несколько грудничков - тоже подверглись кремации.


пысы: переговоры экипажа достоверные, с черных ящиков.