Нелепые авиакатастрофы, часть 15. Цикл: Проклятье Иркутска, рассказ про Катастрофу A310 9 июля 2006г.

Нелепые авиакатастрофы, часть 15. Цикл: Проклятье Иркутска, рассказ про Катастрофу A310 9 июля 2006г. Авиакатастрофа, Иркутск, Сибирь, Цикл, Длиннопост

Сегодня начну писать, цикл историй про авиакатастрофы в Иркутске и области, по неофициальным данным в свое время, Иркутск давно и заслуженно имеет репутацию «города падающих самолётов»


9 июля 2006 года в 17:17 рейс SBI778 вылетел из московского аэропорта Домодедово и взял курс на Иркутск. Взлёт, набор высоты и полёт по маршруту прошли без отклонений. Экипаж и пассажиры готовились к посадке, в спокойной штатной обстановке люди ждали окончания полета.

В 22:00 перед входом в зону УВД Иркутска экипаж экипаж доложил диспетчеру РЦ Иркутска расчётное время прибытия в аэропорт в 22:40, о запасном аэродроме Братск и получил указание диспетчера следовать на эшелоне 11100 метров до расчётного времени начала снижения для занятия эшелона 5700 метров.

В 22:36:46 второй пилот сообщил диспетчеру о нахождении в районе третьего разворота на высоте 900 метров и получил разрешение на снижение до высоты 850 метров к четвёртому развороту.

После выхода из четвёртого разворота перед началом предпосадочного снижения экипаж включил систему противообледенения крыла, которая находилась во включённом состоянии вплоть до приземления в Иркутске. Уже в 22:40 диспетчер аэропорта Иркутска проинформировал экипаж: Сибирь 778, удаление 15, на курсе, подходите к глиссаде.

В 22:40:18 второй пилот доложил: Сибирь 778, снижаюсь, шасси выпущены, к посадке готов, на что получил разрешение диспетчера на выполнение посадки.

В 22:42:40 на высоте 240 метров на скорости 257 км/час пройдена дистанция принятия решения о посадке, о чём второй пилот доложил диспетчеру. В 22:42:43 были включены носовые посадочные фары.

В 22:43:13 в 1500 метрах от порога взлётной полосы 30 на высоте 105 метров экипаж выключил автопилот № 1, через 2 секунды отключил автомат тяги. В 22:43:40 самолёт коснулся взлётной полосы аэропорта Иркутска.


22:44:14 Диспетчер: Сибирь 778, посадка в 44 минуты, влево по РД № 6.


22:44:18 КВС Что такое?


22:44:18 2П Обороты растут!


22:44:19 КВС Ещё раз реверс!


22:44:20 2П Выкатываемся!


22:44:27 2П Почему?


22:44:28 КВС Не знаю.


22:44:31 2П Ё-мое!!!


22:44:32 КВС Выключаем двигатели!!!


22:44:34 Звук шасси, бегущих по грунту.


22:44:37 Звук удара (столкновение с гаражным комплексом).


22:44:40 Грохот усиливается (разрушение фюзеляжа самолёта).


22:44:41 Конец записи.


Через несколько секунд после касания полосы, рычаг управления реверсом правого двигателя (№ 2) переведён на режим максимальной реверсивной тяги. Рычаг управления реверсом левого двигателя (№ 1) задействован не был, он находился в режиме «малый газ», реверс был деактивирован. В момент выхода правого двигателя на максимальный реверс левый двигатель увеличил режим до значительной прямой тяги и оставался в этом режиме до катастрофы. Реверсивная тяга правого двигателя постепенно уменьшалась в течение 16 секунд, реверс выключился и двигатель перешёл во взлётный режим. Возникшую асимметрию экипаж парировал рулём направления. Через 15 секунд после касания полосы экипаж применил тормоза шасси. Перед выкатыванием с полосы экипаж вновь включил реверс правого двигателя, но было уже поздно. Неуправляемый самолёт на скорости около 180 км/ч выкатился за пределы взлётной полосы, пробил бетонное ограждение аэропорта и разнёс ряд частных гаражей.

Далее, со слов очевидцев:

Все!!! приземлились, коснулись колесами взлетной полосы. Машина накренилась. Потом самолет сразу выправился, сильная вибрация - обычное дело при посадке. И вдруг нос ткнулся вперед, в землю. Толчок был таким сильным, что ремни безопасности не выдержали рывка - лопнули, как нитки. А пассажиры попадали вперед. Сразу погас свет..

Нелепые авиакатастрофы, часть 15. Цикл: Проклятье Иркутска, рассказ про Катастрофу A310 9 июля 2006г. Авиакатастрофа, Иркутск, Сибирь, Цикл, Длиннопост
Нелепые авиакатастрофы, часть 15. Цикл: Проклятье Иркутска, рассказ про Катастрофу A310 9 июля 2006г. Авиакатастрофа, Иркутск, Сибирь, Цикл, Длиннопост

Несколько секунд в салоне было тихо-тихо. А потом из хвостовой части потянуло дымом. И с громким ревом по трубе салона двинулся огонь. Началась страшная паника. Люди кричали: «Двери открывай, двери!!!!!

Бортпроводник Виктория Зильберштейн с трудом выбралась из-под завала из кресел и чужих сумок. На ощупь пробралась к аварийному выходу - люку над крылом. Нашарила рычаг.

Повезло. Люк открылся. И все, кто успел спрыгнуть на землю до взрыва, остались живы. Там высота от крыла до земли метра три, наверное. До взрыва через люк, который открыла бортпроводник, сумели выпрыгнуть двадцать человек.

Была награждена медалью «Спешите делать добро». Также Виктория Зильберштейн награждена медалью «За отвагу», знаком отличия Иркутской области, региональной наградой «За смелые и решительные действия при спасении людей в экстремальных условиях» и премией Федерации Еврейских Общин России «Человек Года» в номинации «Мужество».

Еще один люк, в хвосте самолета, открыл другой бортпроводник. Но тем людям, кто прыгал из этого люка на бетонку, повезло меньше. Хвост-то намного выше крыла, около 4 метров над землей. Из этой группы спасенных пассажиров большинство увезли в больницы с травмами и переломами. Спасал пассажиров в хвосте самолета, бортпроводник Андрей Дьяконов, и оставшиеся в живых пассажиры рассказывают, что он действовал строго по инструкции. Он с силой выбил заклинившую дверь. Затем начал выпускать пассажиров, сам оставаясь в горящем салоне аэробуса, в двух шагах от спасительного выхода. Андрей буквально выталкивал людей из горящего салона. А потом самолет начал разваливаться на части. Выпрыгнуть Андрей, видимо, просто не успел, до последнего выпуская людей.

Андрей Дьяконов спас около 30 человек ценой своей жизни. Посмертно он был награждён Орденом Мужества.


В момент столкновения с препятствиями все бортпроводники находились на своих рабочих местах и были пристегнуты привязными ремнями. Эвакуация пассажиров после столкновения производилась вначале только через правую среднюю и левую задние двери. Надувной трап левой задней двери был выпущен, раскрылся, но получил повреждения об острые металлические предметы на земле и потерял несущую способность. Надувной трап правой средней двери не раскрылся, так как рукоятка двери находилась в положении "DISARMED". Правая задняя дверь изнутри была заблокирована контейнерами из-под бортового питания, сорванными со своих мест в результате столкновения самолета с препятствиями, и была открыта снаружи прибывшими спасателями. Использование передних дверей и левой средней двери для эвакуации было невозможно из-за характера разрушений самолета и возникших очагов пожара в этом районе. Врезультате аварийно-спасательных работ было эвакуировано и спасено 78 человек, включая трех членов кабинного экипажа.

Из 3 погибших бортпроводников, на момент завершения расследования, был опознан только один. По заключению СМЭ, его смерть наступила от острого отравления окисью углерода, концентрация карбоксигемоглобина в крови - 85%. У 3-х неопознанных мужчин, среди которых находится еще один бортпроводник, причина смерти – острое отравление угарным газом.

Согласно представленным в комиссию результатам судебно-медицинской экспертизы, из 120 погибших пассажиров у 119 смерть наступила в результате острого отравления окисью углерода в сочетании с недостатком кислорода во вдыхаемом воздухе (в одном случае отравление сочеталось с черепно-мозговой травмой) и 1 пассажирка скончалась от тяжёлых травм в сочетании с ожогами тела.

В результате катастрофы погибли 125 человек (120 пассажиров и 5 членов экипажа — КВС, второй пилот и 3 бортпроводника (Андрей Дьяконов, Дарина Заборная и Мария Пронина)). 78 человек (75 пассажиров и 3 стюардессы — Виктория Зильберштейн, Ольга Дмитриенко и Татьяна Егорова) выжили, 63 из них получили ранения. Они были госпитализированы, причём некоторые с серьёзными травмами.


Причиной катастрофы самолёта А-310 F-OGYP авиакомпании «Сибирь» явились ошибочные и бесконтрольные действия экипажа на этапе пробега после посадки самолёта в конфигурации с деактивированным реверсом тяги одного двигателя.

После приземления самолёта командир ВС, при управлении реверсом правого двигателя, непроизвольно и бесконтрольно переместил рычаг управления тягой левого двигателя, реверс которого был деактивирован, из положения «малый газ» в положение значительной прямой тяги. При отсутствии должного контроля и информирования со стороны второго пилота за параметрами работы двигателей и скоростью движения самолёта, имея достаточный резерв времени на распознавание сложившейся ситуации, экипаж не принял необходимых мер по переводу левого двигателя на «малый газ» или выключению двигателя.

Самолёт на большой скорости (~180 км/ч) выкатился за пределы ВПП, столкнулся с бетонным ограждением и строениями, разрушился и сгорел.

Нелепые авиакатастрофы, часть 15. Цикл: Проклятье Иркутска, рассказ про Катастрофу A310 9 июля 2006г. Авиакатастрофа, Иркутск, Сибирь, Цикл, Длиннопост
Нелепые авиакатастрофы, часть 15. Цикл: Проклятье Иркутска, рассказ про Катастрофу A310 9 июля 2006г. Авиакатастрофа, Иркутск, Сибирь, Цикл, Длиннопост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
29
Автор поста оценил этот комментарий
А вот не пойму, нахрена после ВВП строить бетонные ограждения? Это чтоб наверняка?.. Почему поле не оставить? Прокатился по полю, сломал шасси, лег на брюхо, все живы, КВС получил пиздюлей, но жив остался.
раскрыть ветку (33)
27
Автор поста оценил этот комментарий

Аэропорт в черте города. Время на реакцию почти отсутствует. Самое интересное, что где то за год до этих событий, изменили схему посадки. Раньше самолёты заходили со стороны города, и катились в сторону леса. Теперь наоборот, но в конце полосы начинается город.

Жил около аэропорта, в километре, полутора. Лично видел как самолёт горел.

раскрыть ветку (13)
31
Автор поста оценил этот комментарий

я не знаю, откуда у вас такие сведения, но заход на посадку самоля зависит от направления ветра в этот момент, а не желания жителей соседних районов))))))))))))

раскрыть ветку (7)
14
Автор поста оценил этот комментарий

Ну как бы у нас самолёт на город падал, было дело. И некоторое время их над городом вообще не видел. А сведения, если не изменяет память, из телевизора, где в местных новостях об этом говорилось. По поводу схем посадки и выбор их диспетчерами, я не в курсе. Давно уже не живу там, да и к авиации имею отношению, как сантехник к балету.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

у вас много что было, статистика не ахти. но, что я, что знакомые отмечают, не говорят, что "не полечу". наоборот, даже интересно. та же роза ветров меняется в реальном времени.... поэтому и проблемы

3
Автор поста оценил этот комментарий
А сведения, если не изменяет память, из телевизора, где в местных новостях об этом говорилось

А еще в телевизоре про рептилоидов говорят))))))))) Садятся с обоих сторон, можете к слову, послушать лайв-трансляции на радиосканере с переговорами.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Эфир никак не шифруется? О_о Я могу перебить эфир?

раскрыть ветку (3)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Эфир никак не шифруется?

Нет, никак. Просто берете любой подходящий приемник с нужной частотой (хоть тв-тюнер), и слушаете.

Я могу перебить эфир?

Крайне маловероятно. Не так-то просто найти трансивер, позволяющий передавать на авиачастотах. А если и найдете - его мощности все равно не хватит, чтобы заглушить передатчик диспетчерской вышки.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Направленно в сторону диспетчерской антенны.
раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

мощности передатчика не хватит все равно. А если даже у вас получится - такие вещи отслеживаются специальными службами, и потом есть риск отхватить срок за терроризм.


Ну и кроме того - а каким боком тут шифрование?

1
Автор поста оценил этот комментарий
Сейчас тоже со стороны города заходят, редко когда наоборот. Работаю недалёко, самолеты постоянно над головой пролетают.
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Странно, после 95 года все заворачивали на заход через лес. Хотя, я из Иркутска переехал 10 лет назад, может и вернули всё назад.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Да, все поменяли.
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вчера утром прилетел в Иркутск. Пролетели город, развернулись над лесом, сели с востока на запад

1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну вообще, схем захода на посадку, великое множество, так что нельзя сказать, что всё отменили. Зависит от диспетчера, что он даст пилотам.

10
Автор поста оценил этот комментарий
Аэропорт находится в городе. Соответственно самолёт выкатился с ВПП сразу в город.
Иллюстрация к комментарию
ещё комментарии
1
Автор поста оценил этот комментарий

"бетонные ограждения" - это границы аэропорта. для всех служб. и поля есть далеко не везде)))))))

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку