56

Небумажная педагогика (записки классного руководителя - 15) "СЛАБИТЕЛЬНОЕ, ИЛИ КАК МЫ НЕ ПОЕХАЛИ В СОЧИ"

Первый экзамен в 9 классе - русский язык. Диктант. Я дежурный учитель. Это было ещё до ЕГЭ и ГИА.

Проходя, мимо стола экзаменационной комиссии, замечаю странный мутноватый цвет воды в бутылке.

В голову приходит мысль, что туда что-то добавили. Ловлю своих девчонок и просто спрашиваю: что в бутылке с водой?


Они замялись. Это не мы. Это 9 "А".

- Что?

- Добавили слабительное.

- На что рассчитывали?

- Экзаменаторы попьют воду и... побегут... а мы списать сможем...

- Что за детский сад. Дозу, чтобы подействовало, они рассчитали или, как попало подошли к делу?


Зову "ашников". Девчонки в слёзы.

Спрашиваю: а если у человека будет аллергия, непереносимость препарата?

- А-а-а-а-а-а.... простите, мы не хотели....

Хотели-не хотели... Глупо...дурацкая выходка почти взрослых тёток.


Воду убрали, скандал раздули. Больше всех неистовствовала классный руководитель 9 "А".

"Ашники" подтвердили, что мои не участвовали, что они ЭТО сами придумали и осуществили.


Со своими у меня особый разговор. Видели и не остановили. Считай сообщники.

Наказали всех. Отменили выпускной. А у нас вместо выпускного была намечена поездка в Сочи... вот и съездили...

Дубликаты не найдены

+5

Ну да, зашибись. Кто знал, кто не знал, кому вообще пофиг было-наплевать, лишь бы наказать. Честно говоря, в реалиях моей школьной жизни эффект был бы совершенно обратный в виде по при уважения и сильном ухудшении отношения к руководителю.

раскрыть ветку 7
+4

"Честно говоря, в реалиях моей школьной жизни эффект был бы совершенно обратный в виде по при уважения и сильном ухудшении отношения к руководителю."  ???????????? Объясните, что это за набор слов?!

раскрыть ветку 6
+1

Потери уважения

раскрыть ветку 5
+4

Зачем наказывать всех из-за трех-четырех идиотов. Я сильно сомневаюсь, что все ученики класса согласились на такое. А класс который не участвовал зачем наказывать? Потому что видели и не остановили? Ну сказали бы они "А" классу, что так делать не нужно. Послушались бы? Вряд ли. Суровое и не справедливое наказание. Детей выпускного лишать нельзя. Можно было придумать что-то другое.

раскрыть ветку 1
-2

Да жестко конечно, тем более всех закосили под одну гребенку и виноватых и невиноватых. Думаю, директор просто сам не сильно выпускной хотел устраивать. Это и деньги и организация и силы. Вот и нашел повод.

+1

А смысл?  Уже ничего не исправишь и ни на что не повлияешь. Только негативный образ школы создаться у выпускников.

-2

Очень жёсткое наказание! Слишком, по-моему...

-7

Ну и нафига скандал раздували? Надо было замять.

раскрыть ветку 10
+10

Другой классный руководитель  директору сообщила, и раздула скандал.
Но и безнаказанность не дала бы ребятам сделать правильные выводы, извлечь уроки.
А кто тот человек, которому легко насыпать яд другому  во взрослой жизни?

Ребята сделали это из-за своего малого опыта, по-детски. Но ведь они при этом хотели извлечь для себя выгоду. Выгоду! Навредив другому.

раскрыть ветку 9
+1
Ну а теперь они извлекли правильный урок - колятся только фраера, гни свою линию, иначе на тебя свесят всех собак, разбираться никто не будет накажут скопом.
Ну а что надо действовать любыми методами, лишь бы в своих интересах они видимо раньше поняли.
-5

Наказывать можно по разному. Слабительное это не яд. И к тому же как узнал другой классный руководитель? Из рассказа это не понятно.

раскрыть ветку 7
ещё комментарии
ещё комментарии
Похожие посты
72

Про ЧТЕНИЕ. Родителям и учителям

Здравствуйте, уважаемые родители! Хочу дать пару рекомендаций по тому, как воспитать маленького читателя.


1. Статья «Как воспитать читателя», Кушнир. В нашем образовательном клубе я придерживаюсь его методики. В этой статье написано о том, с чего, когда и как начинать; какие могут быть ошибки; плюсы и минусы методики. В общем, вдумчивое чтение статьи и последующее использование в работе.

Методика кратко:

- Слушаем текст, анализируем.

- Слушаем текст, следим.

- Читаем сами.

Отлично работает с диафильмами, можно читать по очереди по одному слайду (см. п.4).


2. Список детской литературы для дошкольников 4-6 лет (индивидуально). Для тех, кого мы только учим читать. Отдельные книги и книжные серии. Настоятельно рекомендую.


3. Список литературы для начальной школы.


4. Также предлагаю Вам немного разнообразить уроки чтения с помощью диафильмов.


Почему именно диафильмы?

- визуализация (запоминаем лучше);

- текст короче (а еще можно читать по очереди);

- картинки тоже можно интересно обсудить;

- +10 очков к развитию устной речи и фантазии.


Предлагаю вам следующие ресурсы:

- здесь можно выбрать из списка, если не знаете, чего хотите.

- тут просто больше выбор диафильмов, подходит для поиска конкретных произведений.


А вообще, поиск в Google c запросом "Диафильм название-прозведения" отлично работает. Я часто использую сказочные диафильмы (кстати, большая часть учебной программы тоже есть).


Скоро расскажу о том, как можно интересно анализировать литературные произведения с помощью универсальных вопросов из ТРИЗ-педагогики.


Группа Вконтакте "Заметки столичного учителя". Добро пожаловать.

Про ЧТЕНИЕ. Родителям и учителям Школа, Начальная школа, Литература, Чтение, Читатели, Родители, Дети, Воспитание
349

Ответ на пост «Как учить детей давать сдачи?» 

Тема, на мой взгляд, актуальная для многих пикабушников. Предлагаю подискутировать в комментариях.


Подход "драться - это всегда плохо" мне кажется очень ущербным. Но и вариант "бей, как только покажется, что тебя задели", как мне кажется, не сделает моего сына счастливым и успешным членом нашего общества. А наша родительская задача ведь какая? Научить за 18-20 лет наших детей думать и действовать так, чтобы они были счастливы и успешны без нас.


Поэтому на примере таких детских взаимоотношений я моделирую сыну взрослую реальность.

Говорю примерно так: если к тебе лезут, ты имеешь право защищаться. Но не сразу бить, а отвечать по нарастающей.


Сначала просто громко и четко попроси к тебе не лезть - дай понять, что тебе это не нравится, и для тебя это уже не игра. Если товарищ не понимает, попроси воспитателя (или заведующую) пресечь действия обидчика. Прямо подойди и вежливо попроси. Это не ябедничество - это нормальное обращение к силам правопорядка. Это как взрослые обращаются в полицию. Когда сын стесняется что-то первый раз делать, мы даже немножко это репетируем.


Если и "силы правопорядка" не помогают отвадить от тебя обидчика, то в любой момент, когда тебе пытаются сделать больно: бьют, кусают, колют чем-то, ты можешь защищаться любыми доступными способами. Можешь бить, пинать, царапать, кусать, обливать водой, валять в грязи. Ты должен ответить так, чтобы отбить желание снова с тобой связываться. Даже если противник сильнее, и тебе самому достанется, сделай всё, что можешь - даже один синяк заставит твоего противника в следующий раз думать, прежде чем лезть к тебе.


Но ты ни в коем случае не можешь делать две вещи: калечить и нападать. Нельзя целиться в глаза, нельзя толкать с лестницы, нельзя вывихивать и ломать руки и ноги, нельзя причинять тяжелый вред. И бить в ответ можно только, пока к тебе лезут. Если противник больше не дерётся с тобой, не нападает, а тем более убегает, ты не имеешь права продолжать драку. Ты можешь делать, что угодно, чтобы пресечь чужую атаку, но атаковать сам не имеешь права.


Естественно, я не вываливаю всё это на сына разом, а просто подсказываю действия в конкретных ситуациях.


В ситуации, когда противник заведомо крупнее, и может свернуть в бараний рог, сын пока не оказывался. Но там я ему посоветую обратить внимание, кого ещё достает переросток, а потом подойти к этим детям и договориться "он нападает на тебя - я защищаю, он нападает на меня - ты защищаешь". И при первом же случае вдвоем отбиться от агрессора.


Причём, будь у меня дочь, я бы ее учил точно так же. Человек должен уметь правильно себя защищать независимо от пола. Любые правила, где "тебя бьют, а ты терпи и не смей защищаться", мне видятся совершеннейшим бредом.


Я не детский психолог, поэтому очень хотел бы почитать комментарии специалистов и мнения Пикабу. Всем добра и профессиональных воспитателей в детских садах!

Показать полностью
830

На волне постов про "стукачество"

Правильно пикабутяне говорят что что-то не то нам в мозги вкладывают ещё с детства. Наша классная руководительница (КР) любила истории рассказывать, про то, как плохо "стучать". Морали которых я правда до сих пор не понимаю. Вот, например, одна из них:


Отправилась  как-то одна учительница с детьми в поход. И в какой-то момент не досчиталась она каких-то продуктов. Колбасы, конфет, и ещё чего-то там. Тут значит подходит к ней один из мальчиков, пусть будет Петя, и говорит: "Знаете Татьяна Ивановна, а те продукты Игорь с Борисом съели, ещё смеялись что вы их ищите, мол пускай дальше ищет." И значит та училка, вместо того чтобы наказать тех пацанов, повела Петю к остальному коллективу и при них выругала, мол он такой сякой, занимается доносительством, это позор ребята, никогда так не поступайте, и не берите с него пример. В конце сей истории КР, справедливости ради, всё-таки сказала что воровать это плохо, но подчеркнула что Петя поступил ещё хуже.


Вот вам и ответ, почему у нас процветает всякая АУЕшная пропаганда, и жертвы преступлений отмалчиваются.

138

Ответ на пост «Профилактика АУЕ» 

Было мне 5 лет (а может 4 года, но точно не больше 5). Лето, красота вокруг - гуляем себе) Видим мальчишек повзрослее нас, а у них сокровище - цветные лампочки. Офигеть! Говорят нам - лежат такие лампочки на заброшенной базе, никому ненужные. Что такое "база"? Мы даже не задумались. Лампочки же. Цветные. Никому не нужны.


На базу они нас провели. Это была огороженная территория, где в одном месте собаки прорыли себе проход. А может не собаки, пам-парам-парам-парам! А может это дворник был! Цветных лампочек целые ящики, ящики с разными железками, ключи гаечные. Новенький бульдозер.


Уже через минуту сторож вёл всех в сторожку, кого-то даже за уши. Ещё через некоторое время приехала милиция. Один из взрослых мальчишек положил руки на стол (его попросили) - больше желающих получить дубинкой по рукам не нашлось.


Что было в отделении: заключённые, решётка, скамейка, милиционер за столом. Забрала нас из отделения милиции моя мама, уже поздно ночью. Дома нашла ремень побольше, и объяснила - что такое хорошо, и что такое плохо.


В этом возрасте дети очень впечатлительные

Я оказался понятливым, поводов и причин появляться в милиции больше не было. Что больше всего повлияло? Не попоболь, и не страх наказания. Повлияло понимание, что поступили плохо, и чем взрослее становился - тем больше это было понятно. Всё же воспитывали нас правильно.


Прививка? Да. Но лучше бы крапиву палкой бил, чем за лампочками лез.

13214

Ответ на пост «Профилактика АУЕ» 

В детстве (отрочестве) я жил в маленьком далеком городке, это были конец 90-х, начало 00-х. Чтобы примерно понимать: жизнь в городке отставала примерно лет на 10 от московского региона и прочих центральных областей. То есть когда в Москве уже все эти бандитские истории заканчивались и все бандиты перешли в бизнес/политику, у нас все мечтали стать бандитами. Зачем работать на заводе, если можно киоски крышевать, ничего не делать и получать вдвое больше рабочего? Работают только лохи, я не такой. В жизни работать не буду!
В общем, такая какая-то жизнь была.

Никакого АУЕ тогда не было и в помине, но суть-то не сильно отличается. Я, конечно, как и все мое окружение, тоже хотел попасть в эту среду и "подняться" на этом.

Но однажды в летние каникулы попал в тогда еще милицию. Ничего серьезного, просто мелкое хулиганство. И повезло мне встретить хорошего милиционера. Он был спокоен, как танк, общался со мной очень вежливо и, как будто, понимал меня. Этим, конечно, психологически поставил себя на мою сторону, фактически поставив меня на свою. Не помню, что конкретно он говорил, и как до этого дошло, но в какой-то момент он предложил показать мне камеру. Разумеется, я согласился, интересно же посмотреть, где я рано или поздно окажусь и проведу часть своей жизни!

Это была одиночка. Там не было никаких задержанных, никто мне не рассказывал ни о чем, меня просто запустили внутрь камеры, а милиционер этот стоял снаружи, даже дверь не закрывал. Я стоял внутри этой камеры: чертовски грязная; вонь такая, что не описать словами. Размер 1*3 метра. Пол метра ширины занимала шконка (железный прямоугольник с двумя старыми досками на нем, но вообще-то можно было бы положить 3 или даже 4 доски, но наверное одну сломали, а кто туда будет ставить третью? Так и стояла с двумя полугнилыми). Сразу за ней дырка в полу для понятных целей. Стены, пол, потолок - все черного цвета. Окошко 20*20 см примерно, не мытое никогда, да еще и за двумя рядами решеток, то есть света почти нет. Электрического света тоже нет, только из коридора, если открыть дверь. Я к темноте привыкал пару минут только.


Вот что-то вроде этого, только не было умывальника, стола, окно сильно меньше, стены черные и батарей отопления я не помню, хотя может и были:

Ответ на пост «Профилактика АУЕ» АУЕ, Тюрьма, Школа, Воспитание, Ответ на пост

В общем, я был в камере около 7-10 минут.


На следующий год все лето я работал подсобным рабочим и дико радовался пусть небольшим, но честно заработанным деньгам. Сменил окружение. Да и вообще взгляд на жизнь сильно изменился.

Это я все к тому, что автор-то прав. Комментаторов, поддерживающих автора, почему-то минусуют, пишут, что это бред и не поможет подростку. А я на своем примере могу сказать — поможет. Не всем, конечно. Но если из 100 таких ребят хотя бы 1 станет в итоге нормальным человеком — это уже победа и все не зря.

Показать полностью 1
3651

Ответ на пост «Профилактика АУЕ» 

В далёком уже 2004 году наша преподаватель по истории-праву организовала нам, девятикласникам, такую экскурсию, причём не просто "погулять по зоне", а с беседой в классе с персоналом колонии и с самими осужденными, выбрали ,естественно, поадекватнее. Их было двое, первый сидел за умышленное убийство конкурента по бизнесу(наследие девяностых, ага), второй, не помню уже за что, забылось за давностью лет. Так вот эти товарищи простым и доступным языком (без мата) объяснили нам, малолетним олухам, что то, что вам показали до этого, а это были чистенькие столовые, аккуратные комнаты для свиданий, "образцово-показательный" барак: это всё мишура, показуха, а сидеть на самом деле страшно, колючая проволока и неулыбчивые парни на вышках с автоматами в руках рядом круглосуточно, а от самого-самого судьи и палача, то есть от себя самого никуда не деться и не спрятаться, короче ребята улаживайте конфликты миром и не попадайте в такие места никогда. Впечатлило. Никаких ауешных и им подобных движений не было, и, насколько я знаю никто из присутствующих на "мероприятии" особых проблем с законом не имел. Такая вот мотивация.

12181

Профилактика АУЕ

Когда я учился в школе, нас возили на экскурсию в военную часть. Повышать престиж военных, показать что служба в армии не так страшно, как о ней рассказывают и т.п. Часть конечно была элитная, образцово-показательная так сказать. Мы в 9-10 классе это, конечно, понимали. Но все равно двое одноклассников пошли служить. Не готов судить насколько сказалась эта экскурсия...


Так вот, что я предлагаю...

Всех школьников 12-13 лет водить на экскурсию в тюрьмы. Без приукрашиваний рассказывать о статистике изнасилований и избиений малолетних арестантов, показать быт арестантов, что живут в переполненных камерах, фактически срут там где едят и прочие прелести... Дать ребятам посидеть всем классом в небольшой камере 30-40 минут (без закрытых дверец, дать бумагу и ручку, пусть напишут какое-то сочинение что-ли, но типа других свободных помещений нет, пишите здесь)...

В этом возрасте дети очень впечатлительные, думаю какая-то часть ауешников, если попадёт на эту экскурсию откажется от своих взглядов.

246

Как в детстве меня мотивировали учиться

Всем доброго времени суток.

На днях разговорились со знакомой учительницей, речь пошла о нынешней ситуации и дистанционном обучением. Говорит, что большая часть родителей взвыла от этой дистанционки. Пытаются хоть как-то привить детям желание заниматься дома, кто как: кто-то убеждает, кто-то орёт, кто-то даёт деньги за хорошие оценки...

А я почему-то вспомнил, как мама (отца своего я не знаю) прививала мне желание учиться и всё в учёбе делать правильно.


Начальные классы. Буквы и слова писать я умел, но почерк был весьма корявый и, уж не знаю, почему, но иногда обводил отдельные буквы по нескольку раз. Когда я делал домашнее задание, мама всегда контролировала процесс и, если я,  вдруг, выписывал особо кривое слово или пару раз обводил букву, аргументированно убежала меня больше так не делать. Аргументом был советский тапочек с шершавой резиновой подошвой, который лежал у меня перед глазами. Руки и шея, после применения аргумента, горели весьма ощутимо. Писать лучше не стал, сейчас почерк напоминает египетскую клинопись и понятен немногим.


Класс 5 или 6. Мне сильно тяжело давалась математика (да и сейчас зачастую складываю 3 и 5 на калькуляторе, а в результате получается прогноз погоды на Марсе). Мама - инженер по образованию, с математикой разбиралась легко, и аргументированно мне всё объясняла. Аргументом был всё тот же тапочек или рука, награждавшая подзатыльниками, от которых гудело в голове.


Примерно 6-8 классы. У меня, единственного в классе, периодически были двойки в четверти по математике. Мама аргументированно объясняла, что я полохо стараюсь, что я бездарь, все остальные молодцы, а я не выучусь и буду либо туалеты убирать, либо по помойкам шариться (кстати, это она говорила до самого окончания школы). Аргументом была палка, (половинка от щипцов, вроде как использовавшихся при кипячении белья). Сильный аргумент, несколько раз обмочился, не добежав до туалета.


Где-то то же время у меня в четверти появились двойки по музыке. Если "музыкой" можно назвать предмет, где мы раз в 2 недели прослушивали двухминутный отрывок чего-то там, а обычно хреначили в тетради под диктовку биографии классических композиторов. Всё это необходимо было потом рассказывать без ошибки, и не путаться в датах. Петь - не пели, музыкальных инструментов, кроме молчаливого пианино, заставленного цветами, даже на картинках не видели. Мама, считала, что это все жизненно необходимо было знать, но аргументировала не палкой, а тоньше : сложенном вдвое проводом. Почему-то после этого ненавижу классических исполнителей и классическую музыку.


8 - 10 классы: математика, алгебра и геометрия усложнялись, но понимать больше я не стал. Мама аргументированно объясняла, что мне нужны эти науки. После аргументации у меня несколько раз шла кровь из носа, уха, были разбиты губы, на спине, шее и руках были длинные следы от палки, часто рассвет встречал за несделанным домашним заданием.


Примерно после середины 10 класса (всего отучился 11), в один из вечеров, когда я опять ничего не понимал по домашнему заданию, ко мне опять пытались применить аргументы. Меня накрыло. Палку отобрал, сломал, кинул стену стул, что-то громко и матерно орал...  Мама обиделась, со слезами на глазах спрашивала за что я так с ней поступаю, ведь она хотела как лучше.

С тех пор физически она на меня не воздействовала.

В итоге, я в 2005 году кое-как закончил школу. С небольшим скрипом техникум и, почему-то, легко ВУЗ на заочке. Со школы помню только как читать и писать. Считаю в основном на калькуляторе.

Техникум дал весьма немало, ВУЗ - по сути только корочку.


Честно, я не знаю, на сколько оправданы подобные методы воспитания. Детей, да и какой-то личной жизни у меня не предвидится пока, поэтому даже не знаю, как бы я себя повёл в этой ситуации.


P. S. Как ни странно, я не держу сильного зла на маму. Конечно, с одной стороны она далеко не лучший в мире человек, и какие-то психологические проблемы от её методов воспитания остались до сих пор. С другой стороны - она довольно много дала мне и в плане понимания того, что происходит вокруг и в материальном плане.

P. P. S. Естественно, когда всплывает в разговоре с ней то, что описано в посте, следуют отмазки: "Ты выдумываешь", "Такого не было", "Я хотела как лучше", "Не могла я такого сделать", "Мы договорились это не упоминать".

Показать полностью
8903

Педагогические приемы. Папа в тюрьме - сохранить достоинство ученика.

К детскому горю нужно относиться особенно тактично.

Это было в I классе. Дети выполняли письменную работу: самостоятельно решали задачи. В классе стояла тишина...

— А папка Дмитрика в тюрьме,— вдруг раздалось в классе.

Учитель поднялся. Эти слова произнес Петрик, сосед Дмитрика по парте.

— Он три месяца сидит в тюрьме,— продолжал Петрик, потому что учитель от неожиданности не успел собраться с мыслями.

Он видел, как Дмитрик побледнел, ручка выпала из его руки. Он поднял глаза и умоляюще смотрел на учителя.

Смотрели на учителя и все дети. Кое-кто от неожиданной новости даже рот раскрыл, кто-то шептал товарищу.

— Ничего удивительного нет,— сказал учитель. В классе стало еще тише. — Папа Дмитрика — стекольщик. Помните, он и в школе стеклил окна? А в тюрьме много разбитых стекол: гроза была, повыбивало... Папу Дмитрика послали стеклить окна в тюрьме. Не такая уж это быстрая работа...

В глазах Дмитрика засветились огоньки благодарности. И уже через много лет, став взрослым человеком, приведя в школу своего первого сына, Дмитрик скажет учителю: «Никогда не забуду тот день... Я словно тонул, уже захлебывался, а вы подхватили меня, спасли, вынесли на берег и посадили на мягкую траву...»


Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. — М.; Просвещение, 1981г., с.110


https://vk.com/club131780667?w=wall-131780667_313

657

Педагогические приемы. С уважением к нарушителю порядка

Школьник чита­ет на уроке роман, рассматривает журнал. Можно сде­лать замечание, отобрать литературу, пожаловаться клас­сному руководителю или родителям. Помню препода­вателя, который поступал в такой ситуации иначе. “Владимир Иванович, — говорил он, так как обращал­ся к каждому из нас, тогда восьмиклассникам, по име­ни-отчеству. — Я наметил на сегодня вызвать Вас, поэ­тому, когда дочитаете до главы, поднимите, пожалуй­ста, руку. Я буду видеть, что Вы освободились”. И после этого не только названному ученику, но и другим вос­питанникам непросто было отвлечься на уроке, занять­ся посторонним делом.


Станкин М. И. Если мы хотим сотрудничать. Кн. для преподавателя и воспи­тателя. — М.: Издательский центр”Академия”, 1996г., с.332


https://vk.com/wall-131780667?offset=140&own=1&w=wal...

79

Небумажная педагогика (записки классного руководителя - 17) "ЭПИЛОГ"

Небумажная педагогика - предыдущие посты https://pikabu.ru/tag/%D0%9D%D0%B5%D0%B1%D1%83%D0%BC%D0%B0%D...



Как часто мы сетуем, что жизнь с нами обошлась несправедливо. На самом деле нам дается новая возможность испытать себя, приобрести новые знания, стать мудрее и опытнее.

Но тогда, когда меня неожиданно на летних каникулах сократили, была растерянность: как же так? Была очень нужна, а теперь нет. Без слёз не могла пройти мимо школы....но новому начальству виделось своё.


Ребята приходили домой пообщаться, а на День учителя пришли нарядные, в школьной форме с цветами и гитарами. Как и прежде, мы пили чай, пели песни, вспоминали наше интересное прошлое, много смелись и грустили, что всё закончилось.

Как и прежде, писала им сценарии и бегала на репетиции.

Внеклассный руководитель.


На новогоднем КВНе мы затронули все стороны жизни. Выступили так, что у соперников не было шанса выиграть ни один конкурс. Из каждых пяти баллов - пятёрки были наши! Мы, как и прежде, были одной командой - самой сильной, творческой, сплоченной.

После награждения эйфория, восторг, успех.

Я тихо попрощалась. Шла домой и думала: завтра они придут в школу и у них будет продолжение, смакование победы, но меня там не будет. У меня теперь совсем другая жизнь.

После Нового года в центре занятости появилась вакансия художника в самой большой городской школе.

Я самонадеянно сказала: давайте направление.

Работница удивленно вскинула брови. Наверное, я не была похожа на художника.


Хотелось всё же найти работу в интеллектуальной среде. В другом месте я тоже смогу, но мне нужна была школа. Кстати, я в прямом смысле родилась в школе. Мама была учителем, и жили мы в самой школе, в кабинете, превращенном в комнату. Я даже помню лестницу на второй этаж с красивыми пилястрами, школа когда-то была церковью. Помню, как после уроков я трехлетняя гуляла по пустым коридорам и в школьном саду. Как со мной играли мамины ученики. Как я могла это запомнить? Но я помнила!


Если чему-то суждено сбыться, то всё пойдет, как по маслу. И директор оказался на месте в кабинете, а не где-нибудь на совещании или на уроке, и документы были с собой.

Он очень живо рассказывал, какой замечательный у них работал настоящий художник, какие портреты маслом писал. Повел меня смотреть.

- Сможете?

- Смогу.

А про себя думаю: никогда не писала портреты маслом, вот он и повод научиться.

До портретов дело не дошло. Пришлось работать в лаборантской кабинета ОБЖ, делая огромные стенды, рисуя наглядные пособия со строем солдат, гранаты, лимонки и прочие военные штуки. От тоски солдатам рисовала смешные выражения лица. ОБЖевец был очень доволен. На стенах места живого не было и в коридоре тоже от стендов.


Так начиналась моя новая жизнь в другой школе. А впереди была деятельность в штабе воспитательной работы, создание самой большой и лучшей в городе детской организации, освоение профессии звукооператора, создание вокальных групп, поездки на российские конкурсы, проведение масштабных городских мероприятий, освоение языка программирования и создание сайтов, стихи, песни, музыкальные спектакли и фестивали, встречи с удивительными, замечательными людьми. Но это отдельная история, которую я сделала сама.


Жизнь преподносит нам то, чего мы на самом деле хотим. Приводит в нашу жизнь людей, которых хотим.

Развиваться можно до бесконечности.

Главное никогда не отчаиваться. Вокруг столько интересного и непознанного. Успеть бы.

И тогда всё будет хорошо!

Показать полностью
59

Небумажная педагогика (записки классного руководителя - 15) "СЁМА"

В классе появился новенький. Сёма.

Он должен был проучиться I четверть, чтобы продлить себе каникулы у бабушки на тёплом юге.


Семён вошел в коллектив, как будто был тут с первого класса. Почти всех мальчишек успел заразить желанием играть на гитаре. Помню, как мы его тепло провожали во дворе школы. Он обещал вернуться, и вернулся в одиннадцатом. Меня в этой школе уже не было.


Я о том, как один человек может влиять на жизнь других. Его увлечение музыкой породило мощное движение в классе.


Кто бы мог подумать, что мой самый умный, спокойный Максим возьмет в руки гитару и по жизни пойдёт с музыкой? После школы будет играть в самодеятельной группе рок с другими моими ребятами.


Все мы носим в себе частицы других людей. Положительно-заряженные, дающие положительную энергию, чтобы двигаться вперёд.

У каждого в жизни есть свой "Сёма" - маяк, ориентир, точка отсчёта.

256

Небумажная педагогика (записки классного руководителя - 14) "КЛАССНОЕ ПЛАТЬЕ"

Вечером в ДК должен был состояться "Осенний бал".

От нашего 9 "Б" класса участвовала Катя. Маленькая, хрупкая, смешливая, симпатичная девчонка, бывшая "Королева 5 "Б".

Ко всем конкурсам была готова, и только один не готов - танец. Оказывается, Катя не умеет хорошо танцевать. А танец должен быть обязательно.

Об этом я узнала утром. Доверилась и просмотрела...

Оставалось 9 часов времени.


Ребята сообщили, что собрали деньги и заказали напрокат Кате длинное, шикарное бальное платье. После обеда нужно забирать. Решили помочь, считая, что именно платье должно сделать Катю королевой "Осеннего бала".

И тут меня осенило. Нужно сделать танец с партнером, который замечательно может танцевать, а Катина роль - перемещаться в пространстве, совершать движения руками и быть послушным дополнением. Длинное красивое платье отвлечет, скроет ноги и, что они там выделывают, не будет так заметно.


- Саша, иди сюда. Бери Катю и на сцену в ДК. Пока не поставишь танец, не возвращайтесь.

- А уроки?

- Все уроки для вас сегодня отменяются. Столько готовились, и из-за танца всё может провалиться. Пусть Катя станет королевой. Ты столько лет занимаешься хореографией, много выступаешь, ездишь на конкурсы. Настал тот час, когда все свои способности можешь показать ещё и как хореограф.

- ???

- Не сомневайся! Всё получится!

Вечер. Мы в зале с волнением следим за конкурсной программой. Всё идет замечательно! Катюшка молодец!

Танцевальный конкурс последний.

Я не знаю, что у моих ребят получилось с танцем.


Первые звуки музыки. Саша в красивом костюме и сверкающих лакированных туфлях, подтянутый, очень пластичный, выделывает завораживающие па. Выпархивает Катя. А платье...какое платье! И вот он уже уверенно кружит её, тоненькую, маленькую, лёгкую.

Танец смотрелся на одном дыхании. Зал замер. Саша мастер! Катя - бабочка, фея, живая кукла - всё, что угодно. Он её ведет, она послушна. Танец лепится на глазах и обретает форму. Это какое-то чудо!

Зал взрывается аплодисментами.


Мы победили и в этом конкурсе и в общем зачёте!

Катя, Саша, весь класс и ...платье. Длинное красивое платье, которое заказали напрокат ребята.

66

Небумажная педагогика (записки классного руководителя - 13) "ХЭЛЛОУИН"

2005 год. Был самый конец октября.

По телевидению много говорили про неведомый для нас праздник Хэллоуин.

Если такого праздника нет, его можно придумать. Своего рода карнавал. Не важно, чего там отмечают англоязычные страны, важно, что у нас появился повод подурачиться.

Договариваемся с ребятами соорудить костюмы и устроить карнавальное шествие со светящейся тыквой.


Когда стемнело, в назначенном месте начали собираться. Кто пришел в новогоднем костюме.... Кащея Бессмертного, кто Бабы Яги, кто чёрта. Получилось по-русски, с русскими персонажами сказок. Вот это да!


Я тоже раздумывала, во что нарядиться. Сделала на резинке глаза из круглой капсулы киндер-сюрприза. Надела свитер, подняла до носа горловину, наклеила на ворот из самоклейки огромную улыбку с ухмылкой. Надвинула на лоб дурацкую шапку с помпоном.... и меня совсем стало не видно. Человек-маска. Натянула балахон и отправилась на встречу.

Ребята уже таскали вырезанную внутри тыкву со свечой. Меня, конечно, никто не узнал, пока не заговорила. Разработали маршрут с учетом, чтобы зайти за ребятами, которые живут дальше или которых не отпустили родители.


И мы пошли. Было нас человек пятнадцать. Веселились сами над собой. Сказать, что мы привлекли внимание - это ничего не сказать. Когда подходили к дому и все вместе кричали, вызывая одноклассника, это было для людей удивительно и весело. Дружная нечистая сила. Хочу сразу сказать, что ребята вели себя прилично. Родители, узнав, что это, правда, такое классное мероприятие, отпускали с нами детей. Смеялись.


И вот толпа прирастала. Все встреченные из других классов, спрашивали: не могут ли к нам присоединиться? Конечно, могут!

И вот нас уже больше пятидесяти. Дорога на крайнюю улицу идет мимо кладбища. Как не пощекотать нервы? И мы выбираем это путь. Девчонки тихонько повизгивают от страха, мальчишки хорохорятся. Настоящее приключение!


Моя задача - обеспечить безопасность мероприятия. Веселье-весельем, но рамки приличия, дисциплина должны соблюдаться. И все это понимают. Каково было удивление, присоединившихся к шествию, что в этой разномастной толпе нечистой силы незаметно присутствует классный руководитель.


Устали таскать тыкву (она большая). Да и свечу ветер задувал постоянно...надо было лучше фонарик засунуть. Решили её оставить. Вытащили свечку и поставили эту смешную рожицу - символ праздника на пенек возле одного из домов. То-то люди удивятся.


Обратную дорогу проложили так, чтобы всех по пути проводить домой. Я живу на самой крайней улице, четверо моих ребят на соседней, так что все были доставлены в целости и сохранности.

На следующий день, сколько было разговоров в школе, воспоминаний, смеха!

До руководства это событие не дошло, и по шее мы не получили. Оказывается, запрещено было проводить иноземные мероприятия, как и День Святого Валентина. Но, я об этом не знала....

Показать полностью
62

Небумажная педагогика (записки классного руководителя - 12) "СЕРЫЕ МЫШИ"

Однажды встретила  свою, уже взрослую, бывшую ученицу.

Яркая, красивая, раскованная.


Вспомнился классный час, на котором прочитала письмо девочки в редакцию молодёжного журнала. Статья называлась "Серые мыши".

Писала девочка о том, что в классе она лучшая ученица, потому что лучше всех питается,

лучше всех одевается. Родители дипломаты. Привозят ей одежду из-за границы. Что у неё столько пар обуви, что может обуть всех девочек класса. Она яркая, а все остальные серые мыши.


Статья была написана в 80-е годы ХХ века. Это сейчас никого не удивишь количеством товаров на любой вкус и кошелек.

Обсуждали мы статью уже в начале века XXI.

Ребята говорили о том, чьи заслуги в условиях жизни девочки, о высокомерии, о проявлении индивидуальности, об отношениях в классе, обо всём.


И тут вдруг прозвучал голос Кати: "У нас в классе тоже есть серая мышь".

Все повернулись к ней: "Кто"?

- Ира!

Катя высказалась о том, что Ира буквально серая, незаметная, тихая, слишком скромная, и т.д.

Прошлась по её внешности.

Я удивилась. У Иры красивые, большие голубые глаза, просто без косметики. Но это и не разрешалось в школе. Очень симпатичная девочка. Скромная - да. Разве это плохо?


Для жизни, оказывается, плохо. Так высказались ребята.

Нужно обязательно участвовать в гонке кто круче, красивее, умнее, талантливее, быстрее, сильнее и т.д.

Почему?

Потому что тебя не увидят, сомнут, затопчут, обойдут и т.д.

- А, если не соревноваться, а жить, помогая, поддерживая друг друга? Мы все разные.

- Так не интересно.

- Вы же только что осуждали девочку с письмом за её высокомерие.

- Она выскочка. Но и серой мышью быть нельзя.

- Получается две крайности? Нужно искать равновесие?


Равновесие наступило на следующий день. В класс вошла обновленная Ира. С улыбкой, сияющими глазами, с новой прической,  похорошевшая, спокойная, приветливая.

Все: уууу-уу-у--уу ....... Класс! Здорово!


Вчера Ира плакала. Ребята её утешали. Получалось, как в анекдоте: " Папа, мне сказали, что у меня голова квадратная. Не плачь, сынок, она не квадратная (при этом папа гладит сына по голове, очерчивая квадрат).

После того классного часа мы с Ирой шли домой, нам по пути.

Она всхлипывала, а я говорила. О том, как нас воспринимают люди по внешним проявлениям, делам. То, что у нас внутри сразу не видно.

О чем она мечтает. Чем хочет поделиться с миром. Каждый человек в течение жизни может меняться, и нет в этом ничего страшного.

- Хочешь перемен?

- Хочу.

- Меняйся.


Я смотрю на Ирочку. Она уже мама. Молодая, стильная женщина, уверенная в себе. И это в ней совсем не из-за модных лэйблов - это внутри.

Конечно, я сказала, как она великолепна.

Ира смутилась, как в детстве, и уже с достоинством ответила: "Спасибо".

Показать полностью
200

Небумажная педагогика (записки классного руководителя - 11) "ПИСЬМО В НИКУДА...В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"

9 октября - Международный День письма.

Предложила как-то этот день провести необычно. Может, написать кому-нибудь письмо..."на деревню дедушке"?

Спросила ребят: "А давайте напишем таким же, как и мы, ученикам 8"Б" класса, школы №4, только, например, города Санкт-Петербурга?"

Так и сделали. В письме рассказали кто мы, откуда, почему решили написать. Интересно было узнать, как дойдет наше письмо, кому. На конверте указали адрес: 8"Б" класс, школа №4, г. Санкт-Петербург.


Проходит время и вот мы с волнением открываем конверт с обратным адресом:

Ученики 8"Б" класса, шк.№4, Кусто, г. Санкт-Петербург, ул.Опочинина, 10.

"Здравствуйте, друзья из 8 "Б" класса! Мы очень рады, что получили ваше письмо, надеемся на дальнейшую переписку между нашими классами".

И она состоялась - переписка! Браво почта России!

Оказалось, что наше письмо попало в среднюю общеобразовательную школу № 4 с углубленным изучением французского языка имени Жака-Ива Кусто Василеостровского района Санкт-Петербурга.


Каким интересным, неизведанным показался мир петербуржцев! Они писали про Жака-Ива-Кусто. О телемостах между их школой и школой Жака-Ива-Кусто во Франции. О том, что изучают ещё английский и итальянский языки, занимаются в студии пантомимы, и ездят во Францию, чтобы совершенствовать французский язык.

Много посещают экскурсий, ездят в Москву на конкурсы, и очень гордятся своим учебным заведением - оно занимает 2 место в рейтинге школ города.


Мои провинциалы приуныли.

Пришлось объяснять, что если ты живешь в маленьком населенном пункте - это совсем не означает, что жизнь захлопнула двери. Наоборот. Эти двери открыты, и всегда есть альтернатива, есть к чему стремиться. Если нет возможностей, их нужно создать. Найти своё и развить. А, может, ребята из школы Кусто грустят, что у них серый, холодный октябрьский дождь, а мы ещё радуемся солнцу, теплой погоде и фруктам, которые ещё висят на ветках в каждом дворе.


Мы можем поехать и пообщаться. Можем окончить школу и поступить в питерский ВУЗ.

Но, чтобы это МОЖЕМ осуществилось, нужно прилагать усилия, поставив цель.

Переписка продолжалась. Мы учились видеть хорошее в том, что предоставила нам жизнь, мы обменивались идеями и смеялись над смешными обстоятельствами.

А главное - мы поддерживали эпистолярный жанр в век сотовых телефонов и цифровых технологий.

Это оказалось очень занимательно - живые письма.

243

Небумажная педагогика (записки классного руководителя - 10) "СЛЕПАЯ МАТЕМАТИКА, ГЛУХАЯ ТЕХНОЛОГИЯ"

3 декабря - Международный день инвалидов.

Нужно было проговорить в классе эту тему. А еще лучше дать прочувствовать, чтобы было понятно, что толерантное отношение к инвалидам и людям с ограниченными возможностями необходимо воспитывать в себе.


Я договорилась с учителем провести урок «слепой математики» в моем классе.

Цель: дать почувствовать ощущения людей с ограниченными возможностями, которые тоже учатся, стремятся реализовать себя в жизни.

Ребята принесли из дома повязки на глаза. Учителем математики была выбрана тема устной работы для 7 класса.


Эксперимент запланировали на 15 минут. Было видно насколько обострился слух и повысилось внимание. Ребята к эксперименту отнеслись серьезно.

Накануне на классном часе всё объяснила: что попробуем учебный день прожить в необычном качестве, чтобы самим понять, что испытывают люди с ограниченными возможностями.

И вот ребята без опорных таблиц, визуальных подсказок, в уме решают задачи и примеры, отвечают устно. Появилась сосредоточенность. У кого-то получается, у кого-то нет.


С каким облегчением были сняты повязки! Как волшебно, оказалась, видеть тексты и цифры в учебнике. С каким уважением ребята в обсуждении отозвались об инвалидах по зрению. Одно дело видеть их со стороны, другое - испытать хоть частично самим.


Следующий урок был технология у девочек. Это был «немой урок».

Тема: «Изготовление образцов ручных швов».

Учитель показывала на ткани, объясняла жестами, писала, рисовала на доске и все молчали, выполняя задания.

Молчать – это ещё то испытание!

А ведь люди с такими проблемами в жизни учатся и получают профессии.

Мои семиклассницы во все глаза смотрели на учителя, повторяли манипуляции.


Сказали трудно, если что-то не поняла, нужно объяснение более подробное. А как? Словами не говорят..только руки учителя.


Часто ребята не обращают внимание, на то, что мы имеем столько возможностей и не стараемся ими пользоваться в полной мере, чтобы стать умнее, образованнее.

Мы, конечно, подвели итоги всего испытанного, обсудили все ощущения и трудности, порадовались, что природа милосердна и они здоровы. Восхитились силой духа людей с ограниченными возможностями, их умениями, знаниями.


В нашем южном городе очень много интернатов для детей-инвалидов, есть предприятие для взрослых незрячих.

Думаю, что встретив на улице человека с ограниченными возможностями, мои детишки вспоминали о «слепой математике», «немой технологии» и мысленно снимали шляпу.

Показать полностью
164

Небумажная педагогика (записки классного руководителя - 9) "БИСКВИТНАЯ ШКОЛА, ЖЕЛЕЙНЫЙ КАТОК"

Приближалось девяностолетие школы. Классам был объявлен конкурс на самый лучший торт. Кто-то кинулся к мастерам-кондитерам, кто-то пытался видоизменить готовые изделия, и лишь единицы отчаялись испечь торт сами.

Благо наш кабинет был оборудован всем необходимым. В нём можно было творить!

Я предложила ребятам сделать бисквитную школу, т.е. торт в виде домика, изображающего старую школу. Девяносто лет назад она была совсем маленькой.


Бисквит испекла дома, а самое интересное - украшение предложила сделать всем вместе.

Конкурс после уроков, приедут высокие гости - вот им и будут торты представлены, а потом и распробованы.


На каждой перемене сумасшедшим вихрем мои девчонки и мальчишки неслись в кабинет.

На большом подносе, из бисквита, прослоенного кремом, были сформированы стены.

Из вафель сделана двускатная крыша. Фронтоны тоже из бисквита.

Стены обмазаны варёной сгущёнкой и обсыпаны толчеными орехами, изображающими каменную кладку.


Окна из разрезанного тонкого мармелада. Наличники и крыша украшены белым взбитым кремом из сливок, как будто зима (была зима на самом деле).

Сделали ступеньки и входную дверь из белой пастилы.

Вокруг домика разлили на подносе голубое желе, как будто каток. Когда желе застыло в холодильнике, по периметру из крема сделали сугробы, вставили в них мармеладные зелёные ёлки. На катке появилась тропинка к домику в обрамлении сугробов и конькобежцы - фигурки из киндер-сюрприза.

В довершении на "входе" повесили крохотную бумажную  вывеску, сообщающую, что школа такая-то, номер такой-то, год такой-то ....90 лет назад.


Как нам не хотелось отдавать нашу замечательную бисквитную школу с желейным катком - маленький мир, сделанный своими руками. Сказочный домик, который скоро исчезнет.

Мы не очень весело шли с подносом по коридору в зал, где уже стояли огромные помпезные шедевры кондитеров. Нас провожали восхищённые и удивленные взгляды. Мы увидели загоревшиеся глаза жюри, и поняли, что просто обречены на победу. И мы победили.


Ещё один огромный торт на весь класс мы делали с мальчишками - сюрприз девочкам на 8 марта.

Тоже в кабинете украшали мою домашнюю заготовку. Но там масляные цветочки, ягодки малины с живыми листочками мяты.

Девочки были обижены на мальчиков и как-то холодно поздравили их на 23 февраля. Я предложила мальчишкам не платить той же монетой, а сделать им приятный сюрприз. Так мы девчонок удивили. А потом все вместе славно отпраздновали и попили чай с вкусным, сделанным своими руками, тортом. Дружба была налажена.

1925

Небумажная педагогика (записки классного руководителя - 8) "СЛИШКОМ УЮТНЫЙ КАБИНЕТ"

Мне предложили стать ответственной за кабинет географии на втором этаже. Тогда у класса появится своё постоянное место для классных часов. Но мне пришла мысль "поселиться" на 1 этаже в кабинете биологии.

Директор пошел навстречу. Биолог объединились с географом, а я с учителем технологии, потому что было разумно для неё иметь такой кабинет "труда" внизу возле столовой, где рядом есть вода и умывальники (тогда раковин в кабинетах не было).

Кабинет достался нам не в очень хорошем состоянии. Пол проваливался, стены наполовину выкрашены зелёной масляной краской, неуютный.

Денег на глобальный ремонт нет.

Тогда решили мы вдвоем пойти на приём к депутату. Так и так... пол проваливается.. как быть?

А он: какая квадратура?

Я лихорадочно умножаю в уме длину на ширину.

- 48 квадратных метров.

- Какой материал нужен?

- Хотя бы ДСП.

- Сами сделаете?

- Да! Да!

- Ждите.

- Спасибо!

Как мы получили по "шее" от директора, когда машина приехала с материалами...

Мол, чего своевольничаете, через голову прыгаете?

- Мы же для школы.

- Ладно, сами делайте.

Как мы благодарили замечательного депутата!

И вот втроем (у учителя технологии у девочек,  муж - учитель технологии у мальчиков) укладываем эти плиты, распиливаем, грунтуем. Зато, какая красота - пол ровный, новый.

Стала я думать, как ремонт сделать на крохотные классные деньги в кабинете, чтобы красиво было.

Предложила ребятам написать в психологических тетрадях свои мысли по поводу, каким они себе представляют кабинет.

И они написали.

Такое разнообразие вкусов...

В итоге, решила максимально учесть все пожелания.


Делали мы всё сами с шестиклассниками.

Стены выкрасили слегка тонированной водоэмульсионной краской. Дверной проём  и нижнюю часть стен, чтобы не пачкались, расписала каменной кладкой. Из остатков ДСП сделали красивую классную доску и тоже вокруг расписала под  каменную кладку.

Обустроили кухонную зону для уроков технологии для девочек. Всё оборудование убрали во встроенные шкафы.

Из битого кафеля и грецких орехов выложили фигурную мозаику, заменяющую кафельный фартук возле новой электрической печи и разделочного стола.


Перекрасили шкафы в светлый цвет. Заполнили их посудой.

Сами сшили занавески из....ситца. Зато рисунок здорово перекликался с нашей удивительной доской.

Привели в порядок столы и стулья. Расставили по периметру, для удобства подхода учителя к каждому во время урока труда.

Получилось просто здорово! Красиво и необыкновенно. Дёшево и сердито. Как все радовались!

В августе пришла комиссия из Управления образования проверить готовность школы к учебному году.

Нас обвинили, что кабинет..... слишком уютный. Больше похож на кафе.

А мы чего добивались? Мы и хотели, чтобы нам было уютно в школе.


В итоге - это стало любимым местом проведения уроков и разных мероприятий. От желающих из других классов не было отбоя. В кабинете можно было всем классом попить чай (была своя посуда), можно было поставить тортик в холодильник. Было место для танцев и конкурсов.

Показать полностью
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: