120

Не только нефть и газ: как устроен автопром Ирана

Иран ассоциируется с чем угодно: с роскошными коврами, сочными финиками, нефтью и газом, — но вряд ли с автомобилестроением. Меж тем персидский автопром — важная отрасль экономики страны. Ежегодно доход от нее составляет до 10% ВВП исламской республики. По дорогам Ближнего Востока колесит множество машин, собранных именно в Иране. Более того, некоторым маркам удалось закрепиться и на мировом рынке.

Не только нефть и газ: как устроен автопром Ирана Иран, Иностранный автопром, Автопром, Вокруг света, Длиннопост

Иранский автопром не может похвастаться давней и богатой историей в отличие, например, от европейского. Автомобилестроение началось здесь только в начале 1960-х годов, когда братья Махмуд и Ахмад Хайями основали компанию Iran Khodro. По сей день эта марка остается самой известной среди иранских, особенно за границей. Ну а самой первой и самой популярной моделью Khodro стал Paykan — своеобразный аналог наших «Жигулей». Эта машина с самого начала позиционировалась как семейная или служебная, она была дешевой и нетребовательной в обслуживании.

Не только нефть и газ: как устроен автопром Ирана Иран, Иностранный автопром, Автопром, Вокруг света, Длиннопост

В переводе с фарси Paykan означает «стрела». Сконструирован автомобиль был на базе английского седана Hillman Hunter, впоследствии дополнен двигателем от Peugeot 504, а внешне что-то совершенно другое. Эта модель — настоящий долгожитель: ее собирали с 1967 по 2005 год, поставляли в Афганистан, Сирию, Египет и даже в Турцию. В Иране это была однозначно самая распространенная машина, она была и такси, и грузовиком, существовали модификации с кузовом пикап. Да и сейчас Paykan — это добрая половина иранского автопарка. В 2005 году правительство Ирана попросило компанию Iran Khodro наконец снять с производства устаревший морально и с точки зрения экологических требований автомобиль. Но и на этом его история не закончилась — с тех пор он производится в суданском Хартуме под названием New Paykan.

Не только нефть и газ: как устроен автопром Ирана Иран, Иностранный автопром, Автопром, Вокруг света, Длиннопост

А вот и современный преемник предыдущей машины — Samand (на фото полицейская машина этой модели), что на персидском означает известную породу лошадей. Это название знакомо российским водителям, так как с 2006 года автомобиль экспортировался и в Россию. Помимо этого, «Саманды» собирали в Азербайджане и даже в Белоруссии, а еще в некоторых отдаленных странах вроде Венесуэлы. «Донором» для этой машины стал Peugeot 405, просто потому, что его производили в Иране еще с начала 1990-х. Но в современном «Саманде» мало что напоминает о французском предке.


Из новых автомобилей Samand в Иране самый популярный — многие справедливо считают его символом нынешнего иранского автопрома. И неудивительно: более 80% всех узлов и агрегатов тут именно местной сборки. А помимо классических бензиновых моторов, «Саманды» выпускаются и в версии с заводской газобаллонной установкой.


Третьим по счету пассажирским автомобилем иранского производства стала Runna, «бегун» на основе Peugeot 206. В переводе с фарси слово runneh («раннэ») переводится как «дрифт». Это, конечно, не означает, что машина пригодна для дрифта, но зато она может работать на природном газе, к тому же в силу габаритов весьма экономична, а потому пользуется спросом на внутреннем рынке. Внутри Runna более чем скромна — пластиковая панель, дешевая обивка, старомодного вида руль, но ABS, электроусилитель руля и электроподъемники стекол имеются. Машина вышла в 2010 году, и почти сразу ее начали экспортировать в другие страны.

Не только нефть и газ: как устроен автопром Ирана Иран, Иностранный автопром, Автопром, Вокруг света, Длиннопост

Две самые современные модели Iran Khodro — это Dena и Arisun. Первая — седан с «рублеными» линиями кузова (в арабском мире вообще питают нежную любовь к седанам и совершенно не признают хэтчбеки). Вторая — легковой пикап, который выпускается с 2015 года, причем ходовая часть автомобиля позаимствована у бессмертного Paykan.

Не только нефть и газ: как устроен автопром Ирана Иран, Иностранный автопром, Автопром, Вокруг света, Длиннопост

Вторая по величине автомобильная компания Ирана называется Saipa. Она тоже появилась на рынке еще в 1960-х, выпускала по лицензии малолитражные Citroën и Renault, позже — Kia Pride. Как раз на базе последней и была сконструирована собственная иранская разработка под названием Saipa Tiba (на фарси — «газель»): 80-сильная модель собирается с 2009 года, и большая часть сошедших с конвейера машин так и остается в Иране.


Надо заметить, в Иране государство активно участвует в отрасли и имеет долю собственности в двух крупнейших компаниях-автопроизводителях. А любому путешественнику немедленно бросается в глаза автомобильный «патриотизм» местных жителей: они повсеместно ездят на иранских авто, в том числе и на иномарках иранской сборки. А все потому, что ввозная пошлина на машину иностранного производства в этой стране практически равна ее цене. Но, конечно, обладать таким транспортным средством — престижно.

Не только нефть и газ: как устроен автопром Ирана Иран, Иностранный автопром, Автопром, Вокруг света, Длиннопост

Автопром Ирана динамично развивался примерно до 2012 года: в первом десятилетии века исламская республика была самым крупным игроком на ближневосточном авторынке, а в мировом рейтинге занимала 12-ю строчку. Все изменилось после введения санкций ЕС и США: объемы производства резко упали, и отрасль начала «оживать» только пару лет назад. Сейчас у руководства страны большие планы — отправлять на экспорт до миллиона автомобилей ежегодно. И пусть иранские машины пока уступают европейским «одноклассникам» как по дизайну, так и по оснащенности, но свой покупатель на эту технику найдется.


Фото: Getty Images, Wikimedia Commons

Автор Маша Веселова

http://www.vokrugsveta.ru/article/314066/

(с.) Журнал "Вокруг света"

Найдены возможные дубликаты

+8

Первой машиной стал Паукан...

Иллюстрация к комментарию
+9

"Ввозная пошлина на машину иностранного производства в этой стране практически равна ее цене"

Где то я уже это видел. Как говорится: не можешь сделать нормально и конкурировать - задави других

раскрыть ветку 7
+4

Но у них несколько национальных компаний с экспортом и с господдержкой производства и сбыта, а не менеджмента)) так что такой протекционизм оправдан.

+3

Это совершенно нормальная практика. В сказки про честную конкуренцию в автопроме могут верить только наивные детишки.

Наличие своего автопрома выводит страну на качественно новый уровень развития. Ради такой цели государству вполне нормально помогать своим производителям. Профитов для общего развития страны гораздо больше, чем сумма "помощи".

Помогать можно по-разному. Или вбухивать деньги в производство, или вводить пошлины.
В первом случае для продвижения своей марки производитель будет демпинговать. При этом демпинг оплатят из налогов все жители страны.
Во втором случае цены на авто конкурентов будут завышены. При этом помощь автопрому будет идти только за счет покупателей авто (с коммерческим транспортом немного сложнее).

раскрыть ветку 4
-1

В штатах почему то свой производитель может выпускать нормальную продукции и люди внутри страны охотно её покупают. Дополнительно его поддерживают за счет закупок машин для полиции и все такое. У нас металлолом отечественного производства берут только нищеброды, и то цену все равно АвтоВАЗ пытается выставить как на иномарки. А вся полиция и скорая помощь почему то не ездит на ладах и газелях например. Зато пошлины повышать это только в путь

раскрыть ветку 3
-2
Где то мы помоему это уже проходили..... Да не, приснилось наверное. Кстати они с автовазом неплохо бы дружили.
+2
В Беларуси много самандов на гос. Службе. Но проблема что нет каталогов на нее. Многие запчасти от 405. Кузовщину не найти. А так неплохая машина
раскрыть ветку 2
+1

каталоги то есть, но по тем артикулам хрен чё закажешь, аналогов вообще не выдаёт, а оригинала нет нигде. не 406 разве? всегда по ней вроде смотрел

раскрыть ветку 1
-1
Последний раз полуось ставили от 306. От 405 длиннее.становится но неадекватно работает
+1
Технологический прорыв. Маше Веселовой отдельное спасибо.
0

почему иранцы могут в линзованную оптику, а наши нет? вопрос риторический

раскрыть ветку 1
0

1) у наших есть штатная линзованая оптика, датсун ми-до.

2) зачем она? Преимущества нет от этого, в бюджетном сегменте. К примеру штатные фары поло,рапид, ларгус,приора, (обычные) светят лучше, чем линзованые на нексии

0
Моя первая машина Саманд. Купил за налик 415.000 в 2008 году, ездил до 2013 года. Потом подарил брату. Он его и разхреначил. .
.Ходовка слабовата, но зч есть на ех!$т. Менял сам. Резонатор гниет быстро. И так по мелочи. Разбили стекло заднее. Ждал 3 месяца! Двигатель и высокий клиренс на высоте. Мое мнение если был сервис и кузовщина, то машина пошла бы. И если бы не интернет автоклуб созданный автовладельцами самандов ,моя машина за 5 лет владения простояла бы половину.
раскрыть ветку 1
0
Тоже мой первый автомобиль. В целом был доволен)
0

Помню в детстве читал книжку персидских рассказов и там было что-то сказано типа "... вы жалуетесь, что пейканы сделаны из консервных банок, а на самом деле это консервные банки сделаны из того же металла из которого делают пейканы!!!" Фиг знает зачем я это написал. Прост чёт вспомнилось. Извините.

Похожие посты
Похожие посты не найдены. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: