Не щадить. Почему Покрышкин нарушил негласное правило летчиков и отдал приказ об уничтожении фашистских пилотов на парашютах

Не щадить. Почему Покрышкин нарушил негласное правило летчиков и отдал приказ об уничтожении фашистских пилотов на парашютах Александр Покрышкин, Великая Отечественная война, Летчики, Жестокость, Длиннопост

Даже во время Второй мировой войны, которая стала самой кровавой за всю мировую историю, на фронте было время для благородства. Особенно это касалось летчиков, у которых во все времена были свои неписанные правила поединков.
Одним из основных неписанных правил, был запрет на расстрел противника, который "катапультируется". (понятно, что катапульта была придумана позже. Просто назовем это на современный лад ) . Однако, несмотря на всю браваду и внешнее благородство, в яростной схватке, эмоции брали верх и любые правила отступали на второй план.
Не только немцы, но и советские летчики, регулярно нарушали эти правила. Даже прославенный советский ас Покрышкин, в своих мемуарах вспоминал, как уничтожал немецких пилотов на парашютах.

Не щадить. Почему Покрышкин нарушил негласное правило летчиков и отдал приказ об уничтожении фашистских пилотов на парашютах Александр Покрышкин, Великая Отечественная война, Летчики, Жестокость, Длиннопост

Прежде всего хочется сказать, что само по себе "катапультирование" не всегда было спасительным. Мало того, что парашют может оказаться повреждённым или не сработать, само приземление может стать причиной гибели летчика. Вероятно, поэтому, летчики имели негласный запрет на расстрел своих противников вне самолёта, поскольку они и так имели не самые высокие шансы на выживание.
В первые годы войны, Покрышкин яростно соблюдал это правило. Однако, в один момент всё изменилось. Он не только сам стал расстреливать фашистов на парашютах, но и отдал соответствующий приказ своим подчинённым. Что же произошло?
Причиной таких резких перемен стала гибель Николая Островского, который служил под началом прославленного асса. Молодой парнишка напомнил Покрышкину его самого, поэтому он взял его к себе ведомым.
Во время боя, машина Островского была повреждена, и командир отправил его обратно на аэродром. Вернувшись из боя, Покрышкин узнал, что его ведомый был сбит, а после "катапультирования" его расстреляли в воздухе.

Не щадить. Почему Покрышкин нарушил негласное правило летчиков и отдал приказ об уничтожении фашистских пилотов на парашютах Александр Покрышкин, Великая Отечественная война, Летчики, Жестокость, Длиннопост

Именно после этого трагического случая, Александр Иванович пересмотрел свои взгляды на негласные правила летчиков, и приказал своим подчинённым не щадить фашистов, даже "катапультировавшихся".

По материалам блога "Военные заметки"

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
60
Автор поста оценил этот комментарий
Бред какой-то. Всегда расстреливали парашютистов(при возможности), т.к. спасшийся летчик=твой враг в небе, как только он раздобудет себе новый самолет. Это все детские максималистские заморочки, пока по тебе не дадут очередью. Что-то типа из разряда выдумок, аля когда на водопое все равны, и негласные правила типа запрещали мочить врагов, ага таки да, только как-то не вяжется с историями, когда снайперы ранили на этом самом водопое, чтобы побольше подтянуть врагов к раненому и их прикончить. Чхали все на все эти благородства и этикет, как только сталкивались с реальностью. Как собственно и этот летчик. Только долго до него доходило, пока ведомого своего не потерял...Сколько потенциальных врагов он пощадил интересно до этого.
раскрыть ветку (30)
34
Автор поста оценил этот комментарий

В данном видео рассматривается документ с немецкой стороны, который запрещал солдатам Вермахта уничтожать сбитых советских летчиков, если они садились не на советской линии фронта. Потому что летчика можно допросить, а он с высокой вероятностью знает больше солдат других родов войск.

Предпросмотр
YouTube3:05
раскрыть ветку (1)
13
Автор поста оценил этот комментарий
Согласен, языка взять всегда толк. Только не все и не всегда держали себя в руках ибо секунду назад он по тебе стрелял, а сейчас он такая беззащитная мишень для мести..Тем более, насколько я знаю немецкие пилоты очень опасались ''стрелянных воробьев''-в следующем бою они вели себя непредсказуемо- смело и дерзко. Плюс ко всему многие поступались этим правилом, т.к. понимали, что во-первых многие погибали при посадке, а во-вторых так же на земле ''нелетающие'' летчиков убивали очень остервенело, т.к. одно дело сражаться с ним в воздухе и соблюдать какие-то морали и этикеты мерясь мастерством, а другое, когда он тебя бомбит, а ты не можешь с ним ничего сделать. Тут уж не до морали и этикетов. Животная ярость и месть..Потому если представлялась возможность и парашютист оказывался на линии огня-давали очередью по пилоту.
13
Автор поста оценил этот комментарий
У фашистов было распоряжение - не расстреливать летчиков на парашюте, спускающихся в немецкий тыл или на позиции. И предпринимать все попытки по спасению, лечению и..... перевербовке.
они знали что лётчики в большинстве офицеры и образованные люди, и в случае перевербовки от них будет много пользы.
запрет на расстрел летчика не работал, если он спускался в зоне красной армии.
такой вот немецкий прагматизм.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
они знали что лётчики в большинстве офицеры и образованные люди, и в случае перевербовки от них будет много пользы.
Интересно, какой процент людей менял сторону
12
Автор поста оценил этот комментарий

Игры и кино, это игры и кино не надо путать их с реальностью.


Пленный летчик это ценный ресурс. Он знает где его аэродром, сколько самолетов, каких самолетов, когда могут планироваться вылеты, кто командует.

Сама вероятность что вчерашний колхозник(или его немецкий аналог) может убить своего же пилота говорит о том что лучше вообще запретить стрелять по парашютам.

Так что расстрел парашютов над своей территорией это работа на врага.


Истребитель может находится над вражеской территорией только потому что сопровождает бомбардировщики или штурмовики. Беганье за парашютами это подстава для тех кого должен защищать. Тем более боезапас истребителя не велик. Потратив патроны на того кто не может в тебя стрелять ты можешь остаться пустым когда появится тот кто сможет по тебе стрелять.

Так что расстрел парашютов над вражеской территорией это так же не разумное занятие.

21
Автор поста оценил этот комментарий
Отголоски с первой мировой. Там пилоты мнили себя рыцарями неба, оттуда и благородные поступки.
Можешь посмотреть фильм эскадрилья лафайет про пилотов ПМВ
раскрыть ветку (7)
23
Автор поста оценил этот комментарий
Мало того, что летчиками в те времена могли лишь стать отпрыски из привилегированных сословий, т.е. по сути тождественно из бывшего рыцарства, так они еще и во многих случаях были знакомы друг с другом лично=)).
3
Автор поста оценил этот комментарий
Рыцари, благородство... В какой момент эти слова оказались синонимами?!
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Мифодизайн же.

Автор поста оценил этот комментарий
Блин, как раз посмотрел половину фильма, неплохо так. А что, их так быстро с нуля учили летать и воевать в небе? Буквально за месяц, как я понял
раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Там же сказали среднюю жизнь пилота - 3 недели. Большая текучка
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

да, но на вопрос вы не ответили. Левых людей учили за месяц быть истребителями?

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Я за ПМВ не сильно интересовался, но знаю, что во время великой отечественной в начале войны после первых потерь стало сильно не хватать пилотов, а полный курс обучения новому призыву проходить некогда. Так что их буквально обучали взлёт-посадка и отправляли на фронт в надежде, что их не собьют в первый вылет, а дальше сами научатся
5
Автор поста оценил этот комментарий

А ещё натренировать лётчика куда сложнее чем того же танкиста. Просто к слову: всего около 2% человек способны управлять реактивным самолётом, из чьего-то воспоминания о войне во Вьетнаме и как они тренировали местных асов. Конечно до реактивной авиации процент был выше, но всё же явно не слишком высокий.

раскрыть ветку (7)
8
Автор поста оценил этот комментарий

А лётчик с боевыми вылетами это вобще уникум, он уже знает что и как делать. Читал мемуары на Ил-2 инструктор в первый вылет ничего не соображал. И это опытный пилот-инструктор, т.е. что и как делать он знал и умел лучше любого, но когда кругом рвутся зенитные снаряды всё маленько по другому.

5
Автор поста оценил этот комментарий
С 1977 года по женевской конвенции вообще запрещено стрелять по катапультирующимся летчикам...только кто эту конвенцию будет соблюдать в реалиях не какого-нибудь местечкового военного конфликта, который будут все страны рассматривать через призму морали и лупу военного этикета по ЖК, а в реалиях настоящей войны...

Протокол I принят на дипломатической конференции в Женеве 8 июня 1977 года
Статья 42. Лица на борту летательных аппаратов
1. Ни одно лицо, покидающее на парашюте летательный аппарат, терпящий бедствие, не подвергается нападениюв течение своего спуска на землю.

2. Лицу, покинувшему на парашюте летательный аппарат, терпящий бедствие,
по приземлении на территории, контролируемой противной стороной, предоставляется возможность сдаться в плен до того, как оно станет объектом
нападения, если не становится очевидным, что оно совершает враждебное
действие.
3. Воздушно-десантные войска не подпадают под защиту этой статьи.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вот как раз в случае полноценной войны нормальных государств это будет соблюдаться подписавшими странами (даже в отношении не подписавших). Иначе в долгосрочной перспективе это могут окружающие и использовать как оружие в политической борьбе. С разного рода террористами и боевиками, естественно, никто церемониться не будет (это касается всех норм международного военного права).

Автор поста оценил этот комментарий
Про два процента я читал в контексте обучения вьетнамцев летать на советских самолётах. Эти азиаты имеют такое телосложение (щуплое), что от невеликих перегрузок сознание теряют. А самолёт рассчитан на комплекцию советских лётчиков. И только два процента вьетнамцев, писали в той статье, выдерживали такие штатные перегрузки.
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я помню там говорилось что их тогда и удивило что нет разницы между расой и национальностью: у нас тоже примерно 2% только подходили под пилотирование. Можете найти источник? Хотелось бы узнать как было на самом деле. Я читал на Пикабу, уже и не найдёшь тот пост.

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

На войнах хватало идиотизма в плане придерживание традиций и негласных правил, взять хотя бы первую мировую с их пилотами из «знати» со своими кодексами чести, что по сути тем же немцам во второй мировой передалось или времена наполеоновских войн, когда лупили в друг друга по очереди.

Ну и ко всему прочему если бои шли на своей земле, то пилота в плен было проще взять после приземления, что собственно и было на практике. А там уж дело за малым, достать информацию и полезные сведения из такого ценного пленного. Но тут думаю процент парашютистов был мелкий, поэтому особо никто и не придерживался этих глупых правил. Хотя сбивание парашютиста это часто трата драгоценного времени, особенно если ты в бою или на «чужой земле».

3
Автор поста оценил этот комментарий
Если документы, немецкие, с приказом не стрелять в такой ситуации. Летчик может стать языком или вообще стать перебежчиком. Ссылку искать?
10
Автор поста оценил этот комментарий

Все правила войны носят прагматический характер для ситуации, в которой они складываются, но иногда возникают 'моменты инерции", когда ситуация изменилась, а люди еще нет, и у них возникают переломные моменты, которые толкают их к принятию новых правил.

Я более чем уверен, что парашютистов не расстреливали только потому, что, расстреливая парашютиста с самолета, который стреляет по курсу, можно не успеть сманеврировать и задеть человека или парашют, а это фатально для самолета. Плюс - парашютист очень маленькая цель, плюс отвлечение ресурсов эскадры и тупо трата боезапаса, плюс в определенных случаях вражеский пилот очень нужен живым, и т.д. много частностей. Но совершенство самолетов и мастерство пилотов росло, и в определенный момент это правило стало не нужным.

раскрыть ветку (1)
8
Автор поста оценил этот комментарий
Ну я и написал ''при возможности''. Такого, чтобы прям кружить вокруг и добивать естественно не было. Если парашютист был на линии огня очень часто по нему давали очередью. Этим и ограничивался ''расстрел''. Просто многие это воспринимают словно вокруг парашютиста кружили самолеты аки коршуны и расстреливали бедного несчастного люфта в упор.... Многие летчики-ветераны, которых на эту тему спрашивали, считали вполне справедливым добивать выбросившихся с парашютом немецких пилотов "Он ведь завтра сядет в другую машину и будет по тебе стрелять", но отмечали, что обычно в ходе боя было просто не до этого, ведь в небе еще куча самолетов: надо защищать своих и стараться не подставиться под чужих.

А вообще, в пособиях ВВС РККА, изданных до войны, расстрел вражеских летчиков в воздухе расценивался как способ достижения «полной результативности» боя.
Автор поста оценил этот комментарий
Рыцари тоже редко убивали себе подобных. А вырезанных крестьян никто не считал. Думаю, у летчиков так же.
2
Автор поста оценил этот комментарий

У летчиков было такое правило, так же как немецкие подлодки после торпедирован я судна нередко посильную помощь скидывали тонущим, до того как по помогающей подлодке не отбомбился пиндос.


Война войной но человечность никто не отменял. А у элиты вроде снайперов, летчиков и тд зачастую были дуэльные практически правила. До того как совсем жестоко пошло. Это ещё с первой мировой и этикеток шло по факту.

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Загибаешь. Если уж в летный этикет поверить хоть как-то можно, т.к. это тянется еще с 1 мировой войны, когда к штурвалу допускали лишь интеллигентное дворянство со своими заскоками на тему дуэльных поединков, то в подлодки не поверю. Во время войны немецкие подводники с особым удовольствием и жестокостью топили торговые и медицинские суда, сомневаюсь, что они потом утопающим оказывали хоть какую-то помощь.
раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
в подлодки не поверю
А зря. В начале войны подводники давали экипажам время спустить шлюпки - а иногда даже буксировали эти шлюпки к берегу.

А потом была "Лакония".

U-156 поначалу оставалась одна в районе потопления «Лаконии». В первую ночь на борт взяли 193 человека, а утром 13 сентября еще 200 человек подобрали и рассадили по спасательным шлюпкам, на которых еще оставались свободные места. В то же утро на волне 25 метров Хартенштейн вышел в эфир открытым текстом, призывая любой проходящий мимо транспорт подойти для спасения остававшихся в воде людей, обещая при этом не атаковать при условии, что и U-156 не подвергнется нападению. Радиограмму повторили и на международной волне 600 метров. Над палубой субмарины даже был растянут флаг Красного Креста размером в четыре квадратных метра.
16 сентября с острова Вознесения поднялся в воздух «либерейтор», управляемый капитаном Харденом из 343-й эскадрильи американских военно-воздушных сил. Вскоре самолет обнаружил лодку Хартенштейна в тот момент, когда с нее подавали световой сигнал, что на борту есть женщины и дети. Покружив, «либерейтор» улетел, но через сорок минут вернулся и начал бомбить U-156. Бомбы попали не в лодку, а в скопление шлюпок с беззащитными людьми. Хартенштейн, чтобы не оставаться мишенью, быстро пересадил людей с палубы в оставшиеся шлюпки и на плоты, затем погрузился.
После чего папаша Дёниц категорически приказал "прекратить хуйню". За что и получил свою десятку в Нюрнберге.

Автор поста оценил этот комментарий

Почитайте историю) топили корабли из за тоннажа груза.  Вы погуглите, это общедоступная функция

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку