Не детский взгляд на детскую сказку. Снежная королева. (Часть I)
Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие — сердцем создают себе ум: последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств.
Пётр Чаадаев
Андерсен всегда обижался и горячо протестовал, когда его называли «детским писателем», он справедливо полагал, что человек в любом возрасте может интересоваться сказками, каждый раз постигая для себя новые смыслы.
Как и другие сказки Андерсена, «Снежная королева» - многослойное, многоуровневое произведение. Фольклорная основа «Снежной королевы» — древние языческие мифы о потустороннем мире и посмертной жизни души. Герда отправляется в Мир Мёртвых за душой Кая, украденной Духом Смерти. Это архетипический сюжет.
Маленький Андерсен, как и сказочный Кай, много времени проводил с соседской девочкой, которую ласково называл сестричкой, она была первой слушательницей его сказок. Возможно, что именно эта девочка стала прообразом маленькой Герды. И именно в ней воплотился образ заботливой, преданной, оберегающей женщины, похожей на идеальную мать.
А. Штерн [9] считает, что имя главному герою дано не случайно:
«Его инициация записана в вечности задолго до его рождения, она предопределена его неслучайным именем - Кай. Руна "Ка" - человек с поднятыми руками, подбрасывающий вверх солнце символ воскресшего из мёртвых (незнающих, профанов), инициированного, возродившегося к весенней жизни, к Новому циклу; архетип адепта, "нового человека"».
Резникова К.В. [5] отмечает, что имя Герда созвучно имени Герта, так звали одну из женщин, которая способствовала переселению жителей с обжитых, но атакуемых врагами земель, в новые:
«собственно, по ее имени новая земля и получила наименование Гертмания (Германия)».
Ледяная Дева, Фея Льдов, Снежная Ведьма - Снежная королева, владычица над зимой и смертью. Этот образ часто встречается в скандинавском фольклоре и шаманских мифах. Когда умирал отец Ханса Кристиана, его последними словами были: «вот идет Ледяная Дева, и она пришла ко мне».
В начале сказки мы узнаем, что ученики тролля разбили его волшебное зеркало, осколки которого разлетелись по всему свету.
Один осколок попал Каю в сердце, отчего «сердце превратилось в кусок льда», второй осколок попал Каю в глаз. По мнению Т.Василец[3], в сказке о Снежной Королеве представлен подростковый этап становления мужественности, когда мальчик может быть грубым и безжалостным. «Сердце, как будто превращенное в кусок льда» - такое безэмоциональное поведение характерно для подростков, боясь показать свою ранимость, они стремятся спрятать эмоции, подменяя их рациональным отношением к миру.
Второй осколок попал Каю в глаз: «Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны». Т.Василец [3] пишет:
«На ранних этапах созревания мужское начало еще «слепо»…, то есть недостаточно осознает, не видит само себя».
В составе нашей личности, как полагают Белова М., Бисенова Л.[2], есть трикстер-тролль:
«как и всякий трикстер, он появляется в тот момент, когда в психике возникает застой, он переворачивает всё с ног на голову, заставляет всё видеть в другом свете».
В периоды кризисов мы чувствуем себя так, как будто осколки дьявольского зеркала пронзили наше тело, поведение может меняться до неузнаваемости.
Раненный осколками зеркала Кай начинает проявлять к окружающим неуважение и гордыню, затем тщеславие и переоценка своих возможностей приводят к тому, что Кай привязывает свои сани к самым большим и быстрым, великолепным саням, которые принадлежат Снежной Королеве, и Снежная Королева уносит его в свое царство.
Попавшего в царство Снежной королевы Кая, родные считают погибшим. «порешили, что он умер, утонул в реке, протекавшей за городом».
Герда отправляется искать Кая, надев новые красные башмачки. Судакова Ю.[7] в статье «Женские инициации: посвящение в силу» пишет:
«Первая инициация - это время, когда к девочке первый раз приходят месячные. Во многих культурах этот день отмечался особым образом, ибо девочка переходила из состояния ребенка в состояние девушки… Инициация очень важна в этот период, так как она разрывает связь с детскими энергиями, и девушка включается в новый, более мощный энергетический эгрегор, она обретает новую силу» и далее «Для многих женщин месячные — это ненавистное время, которое ассоциируется с чем-то грязным и с болью — это значит нет принятия сексуальности, нет понимания своей силы».
Герда пытается отдать башмачки реке, пугаясь своей сексуальности, и стремясь отказаться от неё, но, вернуть Кая таким способом не получается. Затем Герда в лодке «несется по течению реки», что может символизировать движение по «реке жизни». И вот она «приплыла к большому вишневому саду, в котором приютился домик с цветными стеклами в окошках и соломенной крышей». В мифологии переправа через реку означает переход в Иной Мир. Считается, что уход по течению реки приносит забвение.
В некоторых российских деревнях до сих пор запрещено говорить: «пойти за водой», эти слова воспринимаются как «уйти в иной мир, к мертвым, по течению реки» принять говорить: «пойти по воду».
Там, куда приплыла Герда «нигде не было видно ни одной человеческой души» и «у дверей стояли два деревянных солдата», то есть, даже стражники неживые. «Из домика вышла, опираясь на клюку, старая-престарая старушка». Она напоминает Бабу Ягу, встречающую героиню на границе Мира Живых и Мира Мёртвых. Эту главу Андерсен назвал «ЦВЕТНИК ЖЕНЩИНЫ, УМЕВШЕЙ КОЛДОВАТЬ», подчеркивая в названии главы колдовскую силу старушки.
Герда «спросила старуху, не видала ли она Кая. Та ответила, что он еще не проходил тут, но, верно, пройдет, так что девочке пока не о чем горевать». Вероятно, она имела в виду, что пока Кай находится в Мире Живых, хотя обязательно когда-нибудь окажется в Мире Мертвых. Старуха «заперла дверь на ключ», кормила Герду спелыми вишнями и «позволяла играть на солнышке». Гребень в сказках часто символизирует потерю памяти. Колдунье «очень захотелось оставить у себя Герду», она «расчесывала ей волосы золотым гребешком» и «чем дольше чесала, тем больше Герда забывала своего названого братца Кая». Состояние, в котором Герда находится у старушки — регрессивное, напоминающее пребывание в лоне матери. Это состояние естественно возникает при взрослении, так как психика стремится вернуться к тому, что для нее является безопасным и привычным.
Белова М., Бисенова Л. [2] пишут, что
«в регрессивном состоянии женщина не осознает ни свою чувственность, ни сексуальность, ни желания, пряча их глубоко в Бессознательном, отказываясь от них, как от красных башмачков. Рано или поздно женщина или девочка почувствует неудовлетворенность этим состоянием, и, как Герда, она заплачет, и её сексуальность и желания, её знание того, что ей нужен именно Кай, выйдут на поверхность. Она начнёт спрашивать у тех, кто её окружает, как же его найти».
Милашина Ольга Георгиевна (взято с сайта b17, ссылку, увы не пропускает)
Лига психотерапии
5.1K постов25.8K подписчиков
Правила сообщества
Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.
Задавайте любое количество уточняющих вопросов.
Ведите диалог уважительно.
Лучшие посты Лиги
Все посты и обсуждения по датам
Онлайн сейчас и за последние сутки
Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.