Не дайте себя обмануть: «регистрация» авторских прав

В интернете то и дело попадается назойливая реклама сервисов по «регистрации» авторских прав. Хитрецы ловят людей на дешевизне и иллюзии простоты: дескать, заплати тысячу рублей, нажми три кнопки, и всё — олл райтс резёрвд.

Я юрист по интеллектуальным правам, и  могу сказать точно: на самом деле никакой регистрации авторских прав не существует. Давайте раз и навсегда разберемся почему так и как с этим жить.


Скажу сразу: авторские права — это не только про книги, песни и фильмы. Даже если вы не художник или артист, а просто работаете в офисе, вы все равно регулярно сталкиваетесь с объектами авторских прав. Например:

→ картинки для постов в соцсетях

→ статьи на сайте

→ да и сам сайт тоже

→ брендбук компании и всё, что там внутри нарисовано

→ любые фотографии, даже если это фото вентилятора для карточки на маркетплейсе


В общем, практически всё, что люди создают творческим трудом, защищается авторским правом. И эти права кому-то принадлежат.


Авторские права возникают сами собой, прямо в момент создания произведения. Поставили точку в черновике статьи — всё, вы автор. Щелкнули затвором фотоаппарата — автор. Ваш сотрудник сохранил проект нового рекламного баннера — теперь он автор.


Здесь может показаться, мол, как-то слишком просто звучит. Дескать, неужели и правда никаких регистраций не надо? Никаких пошлин, никаких экспертиз?


Не-на-до. А если кто-то будет с вами спорить, ответ такой: «Друг, открывай Гражданский кодекс. Статья 1259, пункт 4, веди пальчиком:

«Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей».


Тогда возникает вопрос: а если никаких регистраций не требуется, то что же это за орлы такие предлагают «регистрировать» авторские права? Сейчас объясню, на чем они играют.


Да, авторские права возникают сами по себе. Но если вам когда-нибудь придется их защищать, то нужно будет доказать, что эти права у вас вообще появились.


Как доказать, что вы автор? Можно по старинке: кто указан автором на оригинале или экземпляре произведения, тот и считается автором. Если вы художник и рисуете маслом на холсте — способ великолепный. Только вот кисточек с красками я рядом не вижу, есть только компьютер и офисные приложения.


Конкретизируем вопрос: как доказать авторство, если в вашем случае оригинал не отличить от жалкой копии?

«Никак, всё пропало, вот они несовершенные российские законы»? Тихо-тихо, все нормально — способов масса, и, к слову, во всем мире логика работы авторских прав примерно такая же.


Вот три классических способа:

— показать исходник (редактируемый файл, файл в оригинальном разрешении)

— принести документы (договоры, приложения, акты и так далее)

— позвать свидетелей (люди, которые были рядом с вами, когда вы работали)


Есть еще один способ — депонирование. Логика такая: человек сдает экземпляр в архив-депозитарий, а тот выдает ему документ, мол, Иван Иваныч такого-то числа принес нам такое-то произведение. На этом смысл документа заканчивается: никаких экспертиз архив не проводит — новизну и оригинальность не проверяет, авторство не удостоверяет. Просто фиксирует сам факт наличия произведения на такую-то дату, и всё.


Депозитарии бывают разные, и единого на всю страну у нас нет. Роспатент как депозитарий принимает только компьютерные программы и выдает на них свидетельства. Есть несколько окологосударственных депозитариев вроде Российского авторского общества «Копирус». Вообще ничего не мешает и просто заверить подпись на экземпляре произведения у любого нотариуса, правовой смысл процедуры будет тот же.


Тут-то и возникает почва для частных инициатив различной степени паршивости.

Разные умельцы выдают самодельные «авторские свидетельства», «свидетельства о регистрации» и прочие «регистрационные документы», а люди им верят и платят деньги. При этом абсолютно никаких прав такая регистрация не создает.

Не дайте себя обмануть: «регистрация» авторских прав Право, Малый бизнес, Бизнес, Юристы, Идея, Закон, Длиннопост, Авторские права

По сути, когда какие-то сервисы или компании предлагают вам «зарегистрировать» авторские права, происходит следующее: вы отдаете деньги частной компании, она кладет произведение в свой частный архив, а взамен отдает вам какую-то самодельную бумажку. С таким же успехом можно «заверить» произведение печатью любой ООО «Рога и Копыта».


Чтобы происходящее выглядело презентабельнее, «частный депозитарий» обмазывают рекламным соусом. Например, могут наворотить умных слов про блокчейн и инновационность, или другой вариант — преподнести как что-то страшно международное а-ля «международный реестр авторских прав». Да, за рубежом таких умельцев тоже пруд пруди, еще больше, чем у нас.


На деле же никто не знает наверняка, поверит ли суд бумажке из частного «депозитария». Убедительной судебной практики по таким делам еще не накопилось. Да и вообще, исключительное право на произведения действует как минимум 70 лет, а проживет ли очередной лигалтех-блокчейн-стартап хотя бы пять — большой вопрос.

Отдельный котёл в местах с повышенным температурным режимом заготовлен для тех, кто пытается подменить своими филькиными «регистрациями авторских прав» получение прав на те объекты, которые действительно нужно регистрировать.

О чем я: все это время мы говорили только про объекты авторских прав — произведения. Но авторские права это одно, а патентные права и товарные знаки — совершенно другое, три разных мира. И если по закону авторские права возникают без всяких регистраций, то вот право на изобретение или товарный знак возникает исключительно после госрегистрации и никак иначе. Нет регистрации — нет и права.

Так вот, самые страшные обманщики — это те, кто пытаются своей «регистрацией» заменить настоящую регистрацию в Роспатенте.

Классика жизни: предприниматель хочет зарегистрировать товарный знак, обращается к патентному поверенному — это такой аттестованный Роспатентом специалист, грубо говоря как нотариус или адвокат, только в сфере интеллектуальных прав. Тот проводит проверку и выясняет, что куча похожих знаков уже давно зарегистрированы — надо менять название, чтобы не нарушить чужие права. Менять название не хочется, и вместо этого предприниматель начинает ходить по другим юристам и искать «вариантики».

Рано или поздно «вариантик» находится: умельцы предлагают ему «зарегистрировать товарный знак» не в «нашем бюрократизированном Роспатенте», а в каком-нибудь святейшем международном реестре прав в Германии — да еще и в три раза быстрее.

Не дайте себя обмануть: «регистрация» авторских прав Право, Малый бизнес, Бизнес, Юристы, Идея, Закон, Длиннопост, Авторские права

Слова звучат красиво, предложение выглядит помпезно, деньги обмениваются на красивую бумажку. Естественно, никаких прав эта «регистрация» не дает. Только вот по факту предприниматель продолжает работу под обозначением, которое на самом деле нарушает чужие права. Как вы понимаете, хорошего конца в таких историях не бывает.

Итого: никакое депонирование само по себе не дает вам авторских прав. Не стоит переоценивать значимость полученного из депозитария документа.


Даже если речь идет про нормальный депозитарий, свидетельство из него — это не какое-то супер-доказательство авторства, а просто одно из возможных. Никакое доказательство не имеет для суда заранее установленной силы, и чем больше разных доказательств наличия права у вас будет, тем надежнее. Те, кто не знает об этом, отдают деньги обманщикам, а потом еще и проигрывают суды.


Если вы автор — храните исходники, если вы заказчик автора — подписывайте и храните договоры, акты и приложения к ним (потому что если нет договора, то и права не перешли, писал недавно про это отдельный пост).


Так что если какие-то люди придут просить у вас деньги на «регистрацию авторских прав» — гоните их, насмехайтесь над ними, и, конечно, не давайте им ничего.
Потому что никакой регистрации авторских прав не существует.


Если вам интересны такие разборы интеллектуальных прав — ставьте «вверх», буду писать еще о всяких таких вещах, благо за годы работы довелось столкнуться много с чем.


Еще у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей», там я рассказываю всякие полезные штуки для предпринимателей и авторов. В основном речь о том , как грамотно пользоваться интеллектуальными правами, чтобы зарабатывать на них деньги и не терять — авторские права, бренды, патенты и секреты. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.