Назад в СССР: топ футуристических объектов, которые так и не успели воплотить в жизнь. Часть 1 -- Магнитопланы СССР

Источники:

Источник N1

Источник N2

Источник N3

Источник N4

Источник N5

Источник N6


Что такое Магнитоплан?


Поезд на магнитной подушке, магнитоплан или маглев ) — транспортный термин, поезд и трамвай, удерживаемый над полотном дороги, движимый и управляемый силой электромагнитного поля. Такой состав, в отличие от традиционных поездов и трамваев, в процессе движения не касается поверхности рельса. Так как между поездом и поверхностью полотна существует зазор, трение между ними исключается, и единственной тормозящей силой является аэродинамическое сопротивление.


Единственное, что ограничивает скорость маглева — мощность магнитов и аэродинамическое сопротивление. То есть в теории маглевы могут конкурировать со среднемагистральной авиацией.


Правда, есть у технологии и два важных недостатка: для движения маглевов нужно прокладывать отдельную дорожную сеть, а стоимость строительства и обслуживания одного километра гораздо выше, чем у традиционного ЖД-транспорта. С другой стороны, это отчасти компенсировалось крайне низким износом подвижного состава — ведь у маглева нет механической ходовой части, ничто не крутится, не стирается, не накапливает усталость металла. По сути, маглев — это капсула, висящая над дорогой благодаря отталкиванию магнитных полюсов.


Зачем нужен маглев?


Разработку транспортных систем, работающих на принципе магнитной левитации, можно разделить на три направления. Первое — это машины с расчетной скоростью до 100 км/ч; в таком случае наиболее оптимальной является схема с левитационными электромагнитами. Второе — это пригородный транспорт со скоростями 100−400 км/ч; здесь целесообразнее всего использовать полноценный электромагнитный подвес с системами боковой стабилизации. И наконец, самая «модная», если так можно выразиться, тенденция — поезда дальнего сообщения, способные разгоняться до 500 км/ч и выше. В этом случае подвеска должна быть электродинамической, на сверхпроводящих магнитах.

Назад в СССР: топ футуристических объектов, которые так и не успели воплотить в жизнь. Часть 1 -- Магнитопланы СССР История, СССР, Маглев, Фотография, Старое фото, Черно-белое фото, 20 век, Длиннопост, Интересное, История СССР, Видео, YouTube

Поезд на магнитной подвеске в Шанхае, Китай


Советский маглев



В 1970-х городское население в СССР быстро росло. С ним увеличивалась и потребность в расширении транспортной сети. Наряду с «консервативными» методами решения проблемы — например, увеличением парка традиционных поездов и авиации — рассматривались и более смелые идеи. Одной из них стал проект пассажирских линий, по которым с большой скоростью курсируют магнитопланы небольшой вместимости (по сравнению с обычными электричками). Конечно, покрыть всю страну маглев-сетью не смог бы позволить себе даже СССР. Но на некоторых наиболее нагруженных направлениях маглевы могли бы быть экономически целесообразны.

Будущее советских маглевов казалось безоблачным, тем более что в мире, помимо Раменского, существовало всего два подобных полигона — в Германии и Японии.


В 1975 году было создано транспортное объединение «Союзтранспрогресс», в рамках которого организовали институт ВНИИПИтранспрогресс с 120-метровым участком дороги в подмосковном Раменском. Инженеры и учёные этого НИИ и занялись разработкой прогрессивного транспортного средства.


А в 1979 году первый вагон на магнитной подушке ТП-01 успешно прошел испытательную дистанцию своим ходом — правда, еще на временном 36-метровом участке завода «Газстроймашина», элементы которого позже «переехали» в Раменское.

ТП-01 относился к первому направлению и испытывался на полигоне вплоть до середины 1980 года.


В принципе, СССР имел шансы стать одной из первых стран, развивающих магнитный транспорт, — работой занимались настоящие энтузиасты своего дела во главе с академиком Юрием Соколовым.


В том же 1979 году сразу две страны — Западная Германия и СССР — запустили экспериментальные образцы пассажирских маглевов. Немцы сделали из этого настоящую рекламу — маглев по коротенькой трассе возил посетителей Международной транспортной выставки IVA. У нас же с рекламой всегда было плохо, поэтому первый советский маглев ТП-01 ездил по заводской 36-метровой трассе.


ТП-01 имел массу 12 т и вмещал 20 пассажиров. В сжатые сроки были созданы новые испытательные маглевы — ТП-02 и 03. Их тестировали на 180-метровой трассе в подмосковном городе Раменское, где находился ВНИИПИтранспрогресс. Вскоре трассу удлинили до 850 метров. Маглев ТП-04 стал передвижной лабораторией, предназначенный для исследования работы линейного тягового электропривода.

Назад в СССР: топ футуристических объектов, которые так и не успели воплотить в жизнь. Часть 1 -- Магнитопланы СССР История, СССР, Маглев, Фотография, Старое фото, Черно-белое фото, 20 век, Длиннопост, Интересное, История СССР, Видео, YouTube
Назад в СССР: топ футуристических объектов, которые так и не успели воплотить в жизнь. Часть 1 -- Магнитопланы СССР История, СССР, Маглев, Фотография, Старое фото, Черно-белое фото, 20 век, Длиннопост, Интересное, История СССР, Видео, YouTube

ТП-01, первый советский маглев, 1979 год. Здесь вагон стоит ещё не в Раменском, а на коротком, 36-метровом участке пути, построенном на полигоне завода «Газстроймашина». В том же году первый подобный вагон продемонстрировали немцы – советские инженеры шли в ногу со временем.

Назад в СССР: топ футуристических объектов, которые так и не успели воплотить в жизнь. Часть 1 -- Магнитопланы СССР История, СССР, Маглев, Фотография, Старое фото, Черно-белое фото, 20 век, Длиннопост, Интересное, История СССР, Видео, YouTube
Назад в СССР: топ футуристических объектов, которые так и не успели воплотить в жизнь. Часть 1 -- Магнитопланы СССР История, СССР, Маглев, Фотография, Старое фото, Черно-белое фото, 20 век, Длиннопост, Интересное, История СССР, Видео, YouTube
Назад в СССР: топ футуристических объектов, которые так и не успели воплотить в жизнь. Часть 1 -- Магнитопланы СССР История, СССР, Маглев, Фотография, Старое фото, Черно-белое фото, 20 век, Длиннопост, Интересное, История СССР, Видео, YouTube
Назад в СССР: топ футуристических объектов, которые так и не успели воплотить в жизнь. Часть 1 -- Магнитопланы СССР История, СССР, Маглев, Фотография, Старое фото, Черно-белое фото, 20 век, Длиннопост, Интересное, История СССР, Видео, YouTube
Назад в СССР: топ футуристических объектов, которые так и не успели воплотить в жизнь. Часть 1 -- Магнитопланы СССР История, СССР, Маглев, Фотография, Старое фото, Черно-белое фото, 20 век, Длиннопост, Интересное, История СССР, Видео, YouTube
Назад в СССР: топ футуристических объектов, которые так и не успели воплотить в жизнь. Часть 1 -- Магнитопланы СССР История, СССР, Маглев, Фотография, Старое фото, Черно-белое фото, 20 век, Длиннопост, Интересное, История СССР, Видео, YouTube

Успехи, продемонстрированные конструкторами на первых образцах, позволили запланировать создание экспериментальных линий, на которых маглевы уже перевозили бы пассажиров. Первыми республиками с действующими маглевами должны были стать Казахская и Армянская ССР. Но затем алма-атинский проект трансформировался в метрополитен, и остался ереванский. Столицу республики планировали соединить с городом Абовяном, расположенным в 16-ти км. Он должен был стать своего рода огромным «спальным районом» Еревана, и маглев представлялся идеальным решением проблемы транспортной доступности.

В 1986-м инженеры ВНИИПИтранспрогресса создали свой последний и наиболее совершенный прототип маглева — ТП-05. 


ТП-05


Одной из «изюминок» конструкции ТП-05 было использование вдоль вагона цепи из небольших магнитов. При его движении датчики измеряли величину зазора между вагоном и дорогой, а система меняла силу тока на конкретных магнитах, увеличивая или уменьшая их отталкивание. Тем самым компенсировались неровности дороги и обеспечивалась плавность хода.


Разрабатывая серию ТП, инженеры всё, по сути, делали «с нуля». Выбирали параметры взаимодействия магнитов вагона и пути, затем взялись за электромагнитную подвеску — работали над оптимизацией магнитных потоков, динамикой движения и т. д. Основным достижением разработчиков можно назвать созданные ими так называемые магнитные лыжи, способные компенсировать неровности пути и обеспечить комфортную динамику движения вагона с пассажирами. Адаптация к неровностям реализовывалась с помощью небольших по размеру электромагнитов, связанных шарнирами в нечто подобное цепям. Схема была сложной, но значительно более надежной и работоспособной, чем при жестко закрепленных магнитах. Контроль за системой осуществлялся благодаря датчикам зазора, которые отслеживали неровности пути и давали команды силовому преобразователю, уменьшавшему или увеличивающему ток в конкретном электромагните, а значит, и подъемную силу.


Именно эта схема и была опробована на ТП-05 — единственном построенном в рамках программы вагоне «второго направления», с электромагнитным подвесом. Работу над вагоном вели очень быстро — его алюминиевый корпус, например, сделали буквально за три месяца. Первые испытания ТП-05 прошли в 1986 году.


Экспедицию «TechInsider» возглавил не кто иной, как Андрей Александрович Галенко, генеральный директор ОАО инженерно-научного центра «ТЭМП». «ТЭМП» — это та самая организация, экс-ВНИИПИтранспрогресс, отделение канувшего в Лету «Союзтранспрогресса», а Андрей Александрович работал над системой с самого начала, и вряд ли кто мог бы рассказать о ней лучше него. ТП-05 стоит под целлофаном, и первым делом фотограф говорит:

--нет, нет, мы не сможем это сфотографировать, тут же ничего не видно.

Но затем мы стягиваем целлофан — и советский маглев впервые за долгие годы предстает перед нами, не инженерами и не сотрудниками полигона, во всей красе.

Назад в СССР: топ футуристических объектов, которые так и не успели воплотить в жизнь. Часть 1 -- Магнитопланы СССР История, СССР, Маглев, Фотография, Старое фото, Черно-белое фото, 20 век, Длиннопост, Интересное, История СССР, Видео, YouTube
Назад в СССР: топ футуристических объектов, которые так и не успели воплотить в жизнь. Часть 1 -- Магнитопланы СССР История, СССР, Маглев, Фотография, Старое фото, Черно-белое фото, 20 век, Длиннопост, Интересное, История СССР, Видео, YouTube

Магнитные модули (серые) на рельсе (оранжевом). Прямоугольные бруски по центру  фотографии – это как раз датчики зазора, отслеживающие неровности поверхности.  Электронику с ТП-05 сняли, но магнитное оборудование осталось, и, в принципе, вагон снова можно запустить.

Назад в СССР: топ футуристических объектов, которые так и не успели воплотить в жизнь. Часть 1 -- Магнитопланы СССР История, СССР, Маглев, Фотография, Старое фото, Черно-белое фото, 20 век, Длиннопост, Интересное, История СССР, Видео, YouTube

1980-е. Инженер ВНИИПИ-транспрогресс работает за ЭВМ. Оборудование цеха на то время было самым современным – финансирование программы «Высокоскоростной экологически чистый транспорт» осуществлялось без серьёзных сбоев даже в перестроечные времена.

Назад в СССР: топ футуристических объектов, которые так и не успели воплотить в жизнь. Часть 1 -- Магнитопланы СССР История, СССР, Маглев, Фотография, Старое фото, Черно-белое фото, 20 век, Длиннопост, Интересное, История СССР, Видео, YouTube
Назад в СССР: топ футуристических объектов, которые так и не успели воплотить в жизнь. Часть 1 -- Магнитопланы СССР История, СССР, Маглев, Фотография, Старое фото, Черно-белое фото, 20 век, Длиннопост, Интересное, История СССР, Видео, YouTube
Назад в СССР: топ футуристических объектов, которые так и не успели воплотить в жизнь. Часть 1 -- Магнитопланы СССР История, СССР, Маглев, Фотография, Старое фото, Черно-белое фото, 20 век, Длиннопост, Интересное, История СССР, Видео, YouTube
Назад в СССР: топ футуристических объектов, которые так и не успели воплотить в жизнь. Часть 1 -- Магнитопланы СССР История, СССР, Маглев, Фотография, Старое фото, Черно-белое фото, 20 век, Длиннопост, Интересное, История СССР, Видео, YouTube

Маглев имел алюминиевый корпус, весил 18 т и мог перевозить 18 человек. В принципе, мог и больше, просто остаток объёма был занят дополнительным испытательным и измерительным оборудованием. Изначально планировалось испытывать ТП-05 на скоростях до 100 км/ч.

Предполагалось, что первая дорога с использованием таких вагонов на практике будет построена в Армении (из Еревана в Абовян, 16 км). Скорость должны были довести до 180 км/ч, вместимость — до 64 человек на вагон.

Назад в СССР: топ футуристических объектов, которые так и не успели воплотить в жизнь. Часть 1 -- Магнитопланы СССР История, СССР, Маглев, Фотография, Старое фото, Черно-белое фото, 20 век, Длиннопост, Интересное, История СССР, Видео, YouTube
Назад в СССР: топ футуристических объектов, которые так и не успели воплотить в жизнь. Часть 1 -- Магнитопланы СССР История, СССР, Маглев, Фотография, Старое фото, Черно-белое фото, 20 век, Длиннопост, Интересное, История СССР, Видео, YouTube
Назад в СССР: топ футуристических объектов, которые так и не успели воплотить в жизнь. Часть 1 -- Магнитопланы СССР История, СССР, Маглев, Фотография, Старое фото, Черно-белое фото, 20 век, Длиннопост, Интересное, История СССР, Видео, YouTube

Ереванский маглев должен был стать не только испытательной линией, но и своеобразной технологической витриной. Даже выбор Абовяна в качестве конечной точки маршрута был не случаен: в этом небольшом городе создавались высокотехнологичные производства, а немалая часть населения относилась к научно-технической интеллигенции.

Назад в СССР: топ футуристических объектов, которые так и не успели воплотить в жизнь. Часть 1 -- Магнитопланы СССР История, СССР, Маглев, Фотография, Старое фото, Черно-белое фото, 20 век, Длиннопост, Интересное, История СССР, Видео, YouTube
Назад в СССР: топ футуристических объектов, которые так и не успели воплотить в жизнь. Часть 1 -- Магнитопланы СССР История, СССР, Маглев, Фотография, Старое фото, Черно-белое фото, 20 век, Длиннопост, Интересное, История СССР, Видео, YouTube
Назад в СССР: топ футуристических объектов, которые так и не успели воплотить в жизнь. Часть 1 -- Магнитопланы СССР История, СССР, Маглев, Фотография, Старое фото, Черно-белое фото, 20 век, Длиннопост, Интересное, История СССР, Видео, YouTube
Назад в СССР: топ футуристических объектов, которые так и не успели воплотить в жизнь. Часть 1 -- Магнитопланы СССР История, СССР, Маглев, Фотография, Старое фото, Черно-белое фото, 20 век, Длиннопост, Интересное, История СССР, Видео, YouTube

СССР нужно было «догнать Запад» — в 1984-м в Великобритании запустили первый в мире коммерческий маглев, с жалкой протяжённостью трассы в 600 м, и в том же году в Западной Германии запустили испытательную линию беспилотных маглевов длиной 31,5 км.

Назад в СССР: топ футуристических объектов, которые так и не успели воплотить в жизнь. Часть 1 -- Магнитопланы СССР История, СССР, Маглев, Фотография, Старое фото, Черно-белое фото, 20 век, Длиннопост, Интересное, История СССР, Видео, YouTube

У нас были все шансы стать одной из первых стран, создающих и эксплуатирующих маглевы. В СССР, у 1986-м началось возведение опытной линии длиной 3,2 км. Запуск в эксплуатацию советского маглева был запланировано на 1991 год.

В 1987-м ТП-05 даже сняли в фантастической теленовелле «С роботами не шутят».


https://youtu.be/elY5muZNyTc

Но вторая половина 1980-х внесла свои коррективы в радужное будущее советского маглева. В Британии к тому времени уже запустили первую постоянную систему на магнитной подушке, мы могли бы догнать англичан, если бы не политические перипетии.


Через два года после начала строительства линии, в 1988 году произошло Спитакское землетрясение. За полминуты с лица земли был стёрт город Спитак и десятки деревень, под завалами в течение нескольких дней погибло не менее 25 тыс. человек, многие промышленные предприятия лежали в руинах. На восстановление Армении были брошены силы всей страны. Кроме того, в 1987-89-м годах стремительно раскручивался маховик Нагорно-Карабахского конфликта. Какой уж тут маглев… А в 1991-м не стало и СССР.


Но удивительное дело — ТП-05 умудрился пережить 1990-е. Он до сих пор стоит в том же цехе, где его собрали. Его не растащили по частям, не распилили на цветмет. Говорят, так и стоит под полиэтиленовой плёнкой, немного подреставрировать — и хоть сейчас в музей транспорта.



(Продолжение в комментариях)...

Лига историков

13.5K пост50.1K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения