Навязчивые мысли: исследования и классификации

Навязчивые мысли: исследования и классификации Психиатрия, Психология, Мысли, ОКР, Длиннопост

Здравствуйте, друзья. Сразу хотелось бы задать риторический вопрос. Почему мы до сих пор не можем побороть навязчивые мысли или действия? Ведь это не рак, не СПИД, даже не коронавирус, от которого в ближайшее время найдут вакцину. Так в чём же загвоздка?


Как оказалось, матчасть этого вопроса ещё до недавнего времени пребывала в крайне непростом состоянии. Дело усугублялось также и тем, что другие вопросы психиатрии и психологии пошли вперёд, а вот с навязчивыми мыслями почему-то не сложилось. Началось с того, что определить навязчивые мысли толком никто не мог. Начиная где-то с 1990-х годов в МКБ-10 (Международная классификация болезней и проблем связанных со здоровьем, десятый пересмотр) можно было прочитать, что существует три разновидности этого недуга: просто навязчивые мысли, просто навязчивые действия, и гвоздь программы - навязчивые мысли и навязчивые действия в одном флаконе. Понятно, что обвинять МКБ в чём-то бесперспективно, да и бессмысленно. Ведь поместить в огромный справочник всё, что только было можно, это мероприятие заведомо очень своеобразное. Стало сразу очевидно, что от такой классификации навязчивых мыслей возникала только одна мысль - "А можно ли это всё объяснить как-то по-понятней?". Ведь такая ограниченность случаев приводила многих к одной единственной аналогии. Ты приходишь к врачу. А он тебе и говорит, - "У тебя может быть только кашель, насморк, или кашель и насморк одновременно...". Другого не дано. Ибо классификация!


Более креативный подход к делу был сделан в DSM-IV (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам IV издания). Собственно говоря, этот справочник существовал с 1994 по 2000-е года. Там с навязчивыми мыслями решили бороться жёстко и неприклонно. А если говорить по-человечески, то решили "притулить" их к тем или иным психическим болезням. Как и всё искусственно притянутое, получалось это с большим трудом. Пытались, видимо, присоединить обсессии (навязчивые мысли) к психозам. Да, действительно. Некоторые навязчивости напоминали некие минипсихозы, и определённую теоретическую базу здесь можно было подвести. Беда только была в другом. Далеко не все навязчивые мысли соответствовали хотя бы отдалённым описаниям психотических состояний. Далее по логике навязчивости притягивали к расстройствам характера. И что-то всё-таки получалось. Если бы не одно "но". Сразу же возникло странное и нехорошее противоречие. Навязчивые ведь мысли считались неприятными для психики респондента (клиента, пациента и т. д.). А при исследовании характеров людей выяснилось, что у них могут быть навязчивые идеи, которые их совершенно не беспокоят. И даже с большим трудом осознаются. Получился теоретический тупик. На этом история не закончилась. "Воссоединение" навязчивых мыслей с депрессией тоже проходило негладко. Потому что далеко не у всех людей с навязчивостями была депрессия. Да, было время, когда человек с контрастными навязчивостями (это когда у клиента возникают очень неприятные и страшные мысли, что он может кого-то убить, ранить, особенно родных людей, а также людей, которых он любит или уважает) мог придти с психиатру и попросить лечения. Тогда всё решалось просто. Такой личности говорили что-то типа "Узбогойся, это не смертельно", прописывали антидепрессанты (даже без психологического тестирования, заметьте), и говорили, что "будет психотерапия". И если психиатр "угадывал", то всё завершалось хорошо. А вот если это был сложный случай... Тогда находились новые психиатры, приписывались новые антидепрессанты, пробовались новые терапии... И получалась как в известной перефразированной песне, - "Вкалывают АД-ы, счастлив человек". Были ещё попытки приписывать навязчивые мысли к ещё каким-то болезням, но это не увенчалось в который раз успехом. Когда почти все варианты "пристроить" обсессивно-компульсивное расстройство хоть к чему-то рухнули, исследователи обратили внимание на неврозы и тревожные состояния. Дело в том, что массив тревожностей и неврозов часто описывают очень абстрактно, и туда действительно можно "прикрепить" много чего. Была бы фантазия. И когда навязчивые мысли в финале этого дела наконец-то присоединили к тревожным расстройствам, тогда над Колизеем раздался громкий глас, - "Да! Мы этого сделали. Уберёшь тревогу - исчезнут навязчивости!". Но как оказалось, радость была преждевременной.


Немного позже стало выясняться, что и тревога может быть разной. И следовательно корневая проблема постоянно ускользает из рук исследователей. Когда "тревожное расстройство" ОКР опять не захотело в ряде случае излечиваться, решили сделать ход конём. В 2013 г. выходит другое творение зарубежных коллег - DSM-5 (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам 5 издания). Опять-таки, что DSM-IV, что DSM-V - в принципе неплохие справочники. Но с навязчивыми мыслями справиться они не смогли. Увы. В DSM-5 отлично понимали, что навязчивые мысли по своей сути не могут быть просто проявлением тревожности. Поэтому они пошли другой тропой, а именно в сторону увеличения различных названий и количества болезней. В результате раздел, который посвящался навязчивостям, стал звучать так, - "Обсессивно-компульсивное и связанные с ним расстройства". Может, кто-то с английского и лучше меня переведёт, но суть от этого не изменится. Со свойственной мне иронией мне сразу пришла в голову аналогия, - "Винни-Пух и все-все-все". Дело было в том, что "новые" расстройства совершенно ничего не могли решить в направлении излечения проблемы. Стали появляться "навязчивые отношения", "навязчивое пользование компьютером", "навязчивое посещение магазина" и даже "навязчивое посещение гаража". Это я, конечно, шучу. Но по большому счёту так оно и есть.


Также были и другие варианты решения вопроса. В 2012 г. украинские учёные А. Мироненко, Н. Долишня, Д. Мироненко указали на тот факт, что навязчивые мысли могут встречаться на невротическом, конституционально-личностном (имеется в виду характер и акцентуации), депрессивном и даже психотическом уровнях. На это исследование недостаточно обратили внимание, а зря. Ещё в то время уже намечалось решение проблемы с навязчивыми мыслями, которые "гуляли" практически по всем массивам психических расстройств. Конечно, на тот момент не было чёткой классификации, не указывалось на то, что навязчивая мысль другой навязчивой мысли - рознь. Но направление было задано правильно.


Навязчивые мысли пытались "штурмовать" люди с разными образованиями, квалификациями, талантами и учёными степенями. Очень любопытной является диссертация исследователя С. Масихиной: "Шизофрения с обсессивно-компульсивными расстройствами, манифестирующая в детском возрасте (клиническая типология, динамика, терапия) (2001 год). В частности было доказано, что навязчивые мысли могут быть одним из проявлений шизофренического процесса. По сути - симптомом. Постепенно клубок непонятностей стал распутываться. Стали задаваться вопросы, а являются ли навязчивые мысли самостоятельным образованием, что они из себя представляют. Какова, вообще, их сопутствующая роль в различных заболеваниях? С. Масихиной по сути были представлены КАЧЕСТВА навязчивых мыслей при шизофрении. Ею также были представлены регистры обсессивно-компульсивного расстройства. Но эта тематика по сути касалась лишь проявлений шизофрении. И не была теоретически расширена по отношению к другим психическим болезням.


Были и другие не менее любопытные диссертации. Например, исследование И.  Клементьевой - "Психотерапия обсессивно-компульсивного расстройства с учётом клинических и личностно-психологических характеристик" (2008 год). Уже из самого названия работы становится ясно, что сегодняшняя когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) навязчивых мыслей требует существенных доработок. Обычно КПТ объясняет разумность или неразумность тех или иных реакций, старается прояснить тот факт, что человек зря боится тех или иных предметов и т. д. Но крайне нечасто в такого рода терапии учитывается фактор ЛИЧНОСТИ. Когда многие часы когнитивно-поведенческой терапии могут улететь коту под хвост только из-за того, что человек педант, и его крайне сложно в чём-то убедить (в таких случаях, кстати, бывает, что и психолога могут послать очень далеко). Или перед нами гневливый эпилептоид, который говорит "Да, да...", а на самом деле просто учиться себя ещё сильнее контролировать, и ещё сильнее себя зажимать. А может быть, перед нами ригидная, параноичная личность, которая боится не самих предметов, а именно различных ситуаций. И добродушные сигналы от других людей такой человек интерпретирует как враждебные. В результате навязчивые мысли генерируются просто со страшной быстротой (а вдруг на меня как-то не так посмотрят, а вдруг мне хотят зла, а вдруг на меня нападут и т. д.). Что же касается заслуг И. Клементьевой, тут следует сказать про действительно интересный подход к делу. Если личность чего-то боится, она склонна защищаться. Образуются так называемые МПЗ (механизмы психологических защит). И как оказалось, что различные МПЗ могут быть существенно связаны с различными навязчивыми мыслями. Корректируешь механизм психологической защиты - и корректируется навязчивость. Для тех, кто заинтересовался направлением, рекомендую эту работу.


Конечно, были и другие работы, и другие диссертации. Всего не перечислишь. Пытались всё объяснять и с помощью одной биохимии. Долго шли дебаты по поводу недостаточно уровня серотонина у тех, кто страдает навязчивыми мыслями. Создавались новые антидепрессанты, чтобы этот серотонин выравнивать. Получалось всё с переменным успехом. Потому что, видимо,  не обращали внимание на то, что может быть недостаток и других нейромедиаторов, и в совершенно других системах.


В конечном итоге стала выходить совершенно другая картина. Навязчивые мысли стали рассматривать как особенный феномен психиатрии и психологии - регистрозависимый симптом.  То есть навязчивость может появлятся при различных расстройствах, любого регистра. От психозов до неврозов. Только разница в том, что в зависимости от заболевания навязчивая мысль приобретает свою "окраску", своё определённое "качество", своеобразное содержательное наполнение. Благодаря чему можно выйти на корневую проблему, то заболевание, которое эти навязчивости и генерирует. Рассмотрение навязчивых мыслей в свете регистрозависимых симптомов позволило приоткрыть завесу над "особо трудными случаями", когда лечили сами мысли, а вот корневую проблематику не лечили совсем, причём годами.


И традиционная информация. Если есть какие-то вопросы, можно писать в личку: strongwilled10@rambler.ru. Я провожу исследование навязчивых мыслей, поэтому с помощью тестов могу кратко проанализировать и ваш случай. Это бесплатно.


Всем здоровья и добра.

Лига психотерапии

5.2K постов25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.