Навигация на бездорожье.
Речь о навигационном софте, за пределами дорог и технологии подготовки маршрутов под серьезную безлюдку.
Опыт - вездеход, район Воркуты, безлюдка, удаление от людей, столбов, дорог, домов, соты... до 300 км. зимой до -50С и 40-ка ветра.
На одометре 64 тыс. Живой.
Навигация - наше все, перебрано много, остались две программы:
- SAS GIS для компа,
- Locus Map Pro под андроид.
Основные возможности обоих софтин:
- десятки разных источников (карт, слоев), в т. ч. с инфой которой нет ни в гугле, ни в яндексе.
- загрузка карт в кэш, использование в местах без сотовой связи
- работа с архивами треков, точек. Запись, создание вручную, редактирование, хранение в различных папках (зимние, летние, районы...).
- экспорт/импорт меток (точек, треков), в т. ч. и между этими софтинками.
Из практики - гармин на вездеходе, лет пять, как не используется, ездит как страховка, по существу - не нужен, несравнимо хуже Локуса. Подробнее про Локус выложил у себя http://strannik-v.ru/topic1842.html
Технология.
Трек в незнакомые места рисуется в САС. Удобней на большом экране. Используем разные карты, слои. Из карт, кроме гугля, яндекса, много в Bing, Here, геопортал... Из слоев - гибриды яндекса (разные, в последнее время, там все больше проселков, троп, вездеходок...), треки (довольно хаотичный набор реальных треков, но нужно понимать, что если трек прямиком через озеро, скорее всего это снежик и летом на него ориентироваться не стоит).
При этом, понимаем, что однозначно верить, можно только спутнику, когда на экране четко видишь след левой и правой гусянки. Точность на маршруте - десяток метров.
"Генштаб" - врет очень часто, вплоть до ошибок по какому берегу реки вездеходка.
Яндекс-оверлеи (слои), как не странно, довольно точны, ошибок больше пары сотен метров не встречал.
Нарисовали трек в САС, экспортировали в КМЛ, КМЗ, импортировали в Локус - едем. Естественно с записью трека.
Вернулись, реальный трек перекинули в САС, созданный вручную - удалили. Потихоньку, собирается архив треков, точек.
Настройка локуса.
В базовом пакете - около сотни карт, но нужных, понятное дело нет.
Устанавливаем:
- гасим все стандартные карты (иначе, в мешанине не найти то, что доставили)
- идем сюда, https://melda.ru/locus/maps/
там тыкаем "Установить пакет" (скачивается небольшой zip), открываем zip Локусом, соглашаемся "Загрузить карты", пользуемся.
Нафига грузить - "буду краток"
одно и то же место, в разных картах:
Думаю, комментарии излишни.
Но еще не все. Трек есть, но есть особенности движения зимой. Движения по навигатору.
"По навигатору", в прямом смысле, т. е. вперед не смотрим, там все равно кроме капота (смутно) ничего не видать.
Примерно так.
Речь о радиальных маршрутах, когда возвращаешься по своему треку (не пишу следу, след в пургу, держится минут пять).
1. Несмотря на то, что можно двигаться по азимуту (куда пальцем показал), изначально, при прокладке трека придерживаемся вездеходок. Особенно в горах и местах с ручьями, оврагами. Иначе риски упереться в обрыв и терять время на ерзанье в поисках прохода. На вездеходках, мужики уже поерзали, нашли.
2. Если едем вдоль обрыва - держимся подальше. Речь не о том, что можно навернутся сейчас, когда солнце и все видно, речь о возвращении назад, когда будет пурга и ехать придется вслепую. Особенно актуально в горах.
3. Движение вслепую (по навигатору). Практика показывает, что можно (пройдена не одна сотня км, в т. ч. в горах). Разумеется, на машинах с кабиной. На снежике в такую погоду... - жесть короче, лучше переждать. Даже, если пережидать в сугробе.
При наборе практики, отклонение от своей колеи, не более 8-ми метров. Соответственно, когда едем "туда" и пишем трек - не приближаемся к опасным местам ближе десятка метров. Стараемся ехать, как можно ровней, повторять по навигатору загогулины - довольно напряжно.
Основная ошибка начинающих - смотрят на точку текущего положения и пытаются угадать, куда машина сейчас поедет. А она едет куда угодно, но не по треку.
Смотреть нужно вверх экрана, стараясь, чтоб линия трека, упиралась в этот верх - посередине.
Кроме того, в Локусе, есть возможность включить линию азимута, с ней довольно удобно, задача сводится к совмещению двух линий, текущего азимута и записанного трека.
Ну и еще финт про движение без навигатора и техники в лесу.
Прокладка тропы. Идея та же, идем от ориентира к ориентиру (от дерева к дереву), выстраивая линию, но задача усложняется. Потом нужно вернутся. Оставлен человек, или груз.
В этом случае, на деревьях делают затесы. С обоих сторон дерева, примерно на уровне груди. Либо - "флажки". На молодых березах (разрез и отдираем лоскут).
Понятно, что деревья портятся, но в альтернативе - портится человек.
.
Лига путешественников
26.1K поста53.7K подписчика
Правила сообщества
1) Больше времени проводите со своими близкими, особенно с родителями.
2) Видео приемлемы исключительно в качестве поддержки основной части поста, репосты влогов из ютуба удаляются.
3) Старайтесь всегда быть вежливыми, поверьте — это качество еще никогда никому не сделало плохо.
А вообще, если вы читаете внутренние правила сообщества на сайте, где есть основные правила, которые вы, наверняка, уже прочитали, то почитайте заодно еще и правила провоза багажа в японских авиалиниях или правила прохода кораблей через Босфор и Дарданеллы
Рекомендация: указывайте в тегах географическое положение.