Народец не тот...

Народец не тот... Анна Каренина, Лев Толстой, Крепостное право, Помещики, Длиннопост

Перечитываю в очередной раз Анну Каренину, блин, как всегда, как в первый раз читаю. В этот раз обратила внимание как сам Толстой и другие помещики говорят о крестьянах. Ну во-первых сам Лев Николаич, в лице Левина, жалуется что крестьяне всегда против всего нового. Константин Дмитриевич объясняет это тем что крестьянину веселее работать так как он привык. И что сидеть на машине для валки сена откровенно скучно для мужика. Поэтому, иногда сознательно, крестьяне портят дорогущую технику закупленную в Англии. Тут хотелось бы обратиться к объяснению Клима Жукова: почему русский крестьянин не принимал ничего нового: жизнь русского крестьянства всегда проходила на грани смерти и жизнь, всегда, недалеко был признан Царя Голода. Поэтому, если традиционные способы земледелия помогли выжить то менять это на неизвестность с новой техникой - это значит рисковать жизнью.
Левин едет в гости к помещику Свияжскому и встречает там других помещиков которые обсуждают вопросы урожая, хозяйства и найма. Один помещик рассуждает что если при крепостном праве можно было заставить крестьян вводить новшества в хозяйстве то теперь, после отмены крепостного права власти у помещика нет. Для работ в поместье барин должен нанимать работников, а кого нанимать, если кругом пьянство и распутство? "Работник только одно знает - напиться, как свинья, пьяный и испортит все, что вы ему дадите. Лошадей опоит, сбрую хорошую оборвет, колесо шинованное сменит, пропьет, в молотилку шкворень пустит, чтобы ее сломать. Ему тошно видеть все, что не по его." Сам же Свияжский "считал русского мужика стоящим по развитию на переходной ступени от обезьяны к человеку". Левин продолжает разговор с другим помещиком который "настаивал на том, что русский мужик есть свинья и любит свинство и, чтобы вывести его из свинства, нужна власть, а ее нет, нужна палка, а мы стали так либеральны, что заменили тысячелетнюю палку вдруг какими-то адвокатами и заключениями, при которых негодных, вонючих мужиков кормят хорошим супом и высчитывают им кубические футы воздуха." Как говорит историк Герман Артамонов, все эти истории о ленности русского мужика всегда рассказывали русские помещики. Крепостное право существовало столетиями, крестьяне работали на барщине в качестве рабов. Ты работаешь даром, отсюда какая разница: работаешь ты хуже или лучше? Тем более что помещик в лице упыря-упрпвляющего выжимает из тебя столько сил что их уже не остаётся чтобы нормально работать на своем отрезке земли. Барщина иногда доходила до шести дней в неделю. А какая у раба есть главная возможность противостоять помещику в этом случае? Саботаж! Саботаж, которые помещики назовут ленью... Роман написан в 70-годы, во время перехода от крепостничества к свободному хозяйствованию, правда, с выкупными платежами. И быстро перестроится русскому мужику от рабства к свободной жизни не было возможности...
Хочу обратить внимание, что и сейчас многие предприниматели жалуются на народ, народец плох да ленив, да все пьяницы... У моей подружки свой ресторан, так сколько раз ей приходиться вставать мыть самой посуду вечерами, потому что посудомойка просто не вышла на работу... Но может быть стоит поискать, а нет ли элементов рабства в организации работы? А очень маленькая оплата труда? Конечно мигранты дешевле. А вопрос переработки? Ведь почти везде люди часто работают больше восьми часов в день и никто им эти дополнительные часы не оплачивает, значит, на эти несколько неоплаченных часов человек временно становится рабом...
Так что все эти песни что "народец не тот", они не сегодня начались...