Народ, вышедший из моря
С юных лет каждому из нас знакомо произведение А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”, где упоминаются загадочные 33 богатыря, появляющихся из морских волн под предводительством дядьки Черномора. Однако история свидетельствует, что подобные явления случались не только в сказаниях, но и в реальности, как это произошло с народом филистимлян. Так, на стыке XIII–XII веков до н. э. цивилизации Средиземноморья были потрясены до основания появлением зловещего народа, точнее, союза нескольких племён, сеющих разрушение на своём пути. Эти племена вошли в историю под названием “народов моря”, как их поэтично, но метко окрестили древнеегипетские хроникёры [Рамзес II: величие на берегах Нила. Энциклопедия исчезнувшие цивилизации. М.: ТОМ, 2003. С. 125]. Кто же входил в этот необычный союз? Среди них, несомненно, были ахейцы-греки, разрушившие Трою, возможно, протоармяне [История Востока. В 6 т. М.: Восточная литература РАН, 1997. Т. 1. С. 143], а также племена шерданов, шакалаша, турша и акайваша. Шерданы, как предполагают, происходили из окрестностей города Сард на западе Малой Азии и впоследствии осели на острове Сардинии. Шакалаша вели начало из района Сагалассы на юге Малой Азии. Турша, или терсены, по мнению исследователей, обитали на западе Малой Азии и стали предками этрусков, населивших впоследствии часть Италии [Всемирная история. В 2 т. Минск: Литература, 1996. Т. 2. С. 295], чекеры и филистимляне [Циркин Ю. История библейских стран. М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2003. С. 102], игравшие ключевую роль в этом объединении [Перепелкин. Указанное произведение. С. 360]. Причины появления такого разнородного по происхождению и культуре союза остаются одной из тайн истории [Маккуин Дж. Г. Хетты и их современники в Малой Азии. М.: Наука, 1983. С. 49]. К тому же, если учесть, что это был не просто военный альянс для похода, а массовое переселение народов (!), приведшее к “почти полному переустройству этнической и политической карты этого обширного региона” [Циркин. Указанное произведение. С. 98]. Предлагавшиеся ранее причины, такие как голод, изменение климата или перенаселение, ныне считаются второстепенными. Современные учёные склоняются к тому, что главным толчком послужила одна из самых известных войн человечества, воспетая Гомером в “Илиаде” — Троянская война.
“Троянская война охватила западное и южное побережье Малой Азии и инициировала грандиозное переселение народов („народов моря“), в котором участвовали часть победоносных ахейцев, жители разорённых ими государств и их соседи” [История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 2001. С. 198]. Знаменитая Троя была союзницей Хеттской империи (в Библии хетты упоминаются, например, когда Авраам похоронил Сарру — Бытие 23, или в истории Урии Хеттеянина, чью жену Вирсавию соблазнил царь Давид). Особенно прочный союз хеттов с троянцами сложился при правлении Троей в XIII в. до н. э. царя Приама, выдающегося и мудрого правителя [История Древнего Востока. Указанное произведение. С. 198]. Однако к концу его правления ситуация изменилась. Когда-то могущественная Хеттская империя, ослабленная бесконечными войнами и внутренними распрями, утратила силу, что позволило племенам Малой Азии и Эгейских островов, ранее угнетаемым хеттами, сформировать мощный союз и начать войну против хеттов и их союзников, включая Трою [Всемирная история. Указанное произведение. Т. 2. С. 296]. В начале XII века, после длительной осады, несмотря на поддержку хеттов (названных у Гомера кетейцами), Троя пала, хотя и благодаря хитрости, так как взять её силой не удалось. Идея принадлежала царю Итаки Одиссею. “Одиссей убедил греков прибегнуть к обману. Он предложил построить огромного деревянного коня, способного укрыть лучших греческих воинов. Остальные войска должны были отойти от берегов Троады и укрыться за островом Тенедосом. Когда троянцы введут коня в город, ночью воины выйдут, откроют ворота для тайно вернувшихся греков” [Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М.: Учпедгиз, 1955. С. 344]. Троянцы, покинув город и поверив рассказу подосланного Одиссеем Синона, ввели коня внутрь, надеясь, что он защитит их. Ночью греки покинули укрытие, открыли городские ворота, куда уже подступили главные силы, и началась жестокая резня. “Греки никого не щадили. Женщины и дети с криками метались по улицам Трои. Наконец, греки подошли к дворцу Приама, укреплённому стенами с башнями. С отчаянием защищались троянцы. Они сбросили на врагов целую башню. Ещё яростнее пошли в атаку греки,… и ворвались внутрь. Дворец Приама наполнился воплями женщин и детей. У алтарей богов собрались дочери и невестки Приама, надеясь на спасение. Приам, облачённый в доспехи, пытался их защитить или пасть в бою” [Кун. Указанное произведение. С. 348]. Древние хроники сохранили свидетельства гибели царя Приама, позже переложенные римским поэтом Вергилием. Один из греческих вождей убивает на глазах Приама его сына Полита, а затем, одолев старца, “тащит его к алтарю, где тот спотыкается в крови сына; схватив Приама за волосы левой рукой, правой вонзает меч в бок по рукоять. Так умер Приам, и судьба уготовила ему перед смертью увидеть пожар и падение славной Трои, после того как он некогда властвовал над землями и народами Азии. Лежит он на троянском берегу, срублена с плеч голова, и безымянное тело распростёрто” [Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М.: Художественная литература, 1971. Энеида. Книга 2. Стихи 550–558]. Победители безжалостно истребили почти всю царскую семью, надругавшись над женщинами. Разграбив город, они подожгли его. “Долго горела Троя. Клубы дыма поднимались к небесам… Пожар Трои был виден издалека. По столбам дыма и яркому зареву ночью окрестные народы узнали о падении Трои, некогда величайшего города Азии” [Кун. Указанное произведение. С. 349]. То, что ещё недавно считалось легендами о Трое, историки ныне признают, пусть и с некоторой поэтической обработкой, описанием реальных событий и личностей вплоть до деталей! [Всемирная история. Указанное произведение. Т. 2. С. 388–389]. Сегодня археологи раскопали Трою царя Приама, обнаруженную в слое ила с явными следами разрушений, описанных Гомером и Вергилием [Удивительные Эгейские царства. Энциклопедия исчезнувшие цивилизации. М.: Терра, 1997. С. 19, 23, 24, 38–39, 40]. Падение Трои вызвало цепь эпохальных событий. Разгромив город, победители, охваченные жаждой добычи, продолжили поход против хеттов, ранее сокрушив царство Арцаву, затем Киликию и, наконец, остров Кипр, ключевой поставщик меди, поддерживавшей мощь хеттов [Маккуин. Указанное произведение. С. 49]. “Народы моря” буквально стёрли хеттскую империю, исчезнувшую навсегда в исторической тьме [Замаровский В. Тайны хеттов. М.: Вече, 2000. С. 295].
Разгромив хеттов, “народы моря” направились к Египту. Египетские анналы повествуют: “…иноземцы с севера, что жили на островах, пришли в смятение. Ни одна земля не устояла против их силы — Хета, Кеди, Каркемиш, Ирчу, Ирса были ими опустошены. Они разбили лагерь в Аморе, разорили его жителей, и земля их стала как небытие. Пришли они с огнём впереди, устремляясь к Египту. Вот их союз: филистимляне, джеккера, шекелеш, Шардана, Дануна и Уешеш. Объединив земли, они подчинили их своей власти до самых границ. Сердца их были полны уверенности и стремления” [Солкин В.В. Солнце властителей. Древнеегипетская цивилизация эпохи Рамессидов. М.: Алетейя, 2000. С. 178]. О вторжении в Египет упоминает и Гомер. “Девять лет упорно воевали мы, чада ахеян; на десятый, разрушив великий град Приама, мы вернулись к кораблям, но бог разлучил нас. Мне, несчастному, Зевс уготовил многие беды. Месяц провёл я с семьёй, радуясь богатству; затем желание повлекло меня в Египет. Собрав отважных товарищей, я оснастил девять кораблей; шесть дней пировали мы, принося быков и баранов в жертву богам и угощая людей. На седьмой день, покинув Крит, мы вышли в открытое море, и быстрый холодный Борей нёс нас легко; корабли не пострадали, мы были здоровы и веселы, повинуясь ветру и рулю. Через пять дней достигли вод светлого Египта. Там я велел лучшим воинам охранять корабли на берегу, а другим осмотреть окрестности с высот. Но их объяло дикое безумие; они ринулись грабить плодородные поля египтян, похищать женщин и детей, жестоко убивая мужчин” [Гомер. Одиссея. М.: АСТ, Харьков: Фолио, 2000. Песнь четырнадцатая 240–265. С. 224–225]. За воинами следовали женщины и дети, десятки, сотни тысяч переселенцев. “Массы переселенцев двигались сушей с семьями на тяжёлых двуколках, запряжённых быками, и морем на множестве судов, огибая сирийские берега… Они шли, предшествуемые огнём, вперёд к Египту” [Брэстед Д. История Древнего Египта. В 2 т. Минск: Харвест, 2002. Т. 2. С. 79]. По воде и суше на Египет надвигалась, казалось, неминуемая гибель. На земли Нила устремлялись целые народы. Это был не просто набег, а массовое переселение [Hцlbl G. Die historischen Aussagen der дgyptischen Seevцlkerunschriften // Griechenland, die Дgдis und die Levante wдhrend der “Dark Ages” von 12. bis rum 9. Jh. V. Chr. Wien, 1983, P. 132]. “Основу воинского состава составляли филистимляне и Джаккара” [Перепёлкин Ю.Я. История Древнего Египта. СПб.: Нева, Летний сад, 2000. С. 360]. Но час Божьего суда над надменным Египтом ещё не наступил. Фараон Рамзес III тщательно готовился к войне, осознавая, что исход определит судьбу Египта. “Народы моря” столкнулись с египтянами в Сирии, где прошли сухопутная и морская битвы. Стены храмов в Мединет Абу сохранили изображения этих эпических сражений [Рамзес II: Величие на берегах Нила. Указанное произведение. С. 128]. Сначала состоялась сухопутная битва (около 1178 г. до н. э.), закончившаяся полным разгромом коалиции “народов моря” [Брэстед. Указанное произведение. Т. 2. С. 80]. В том же году произошло морское сражение в одном из рукавов Нила [Перепёлкин. Указанное произведение. С. 362]. Обе битвы возглавил лично фараон, вернувшийся из Сирии. Перед морским сражением “Он усилил экипажи своих кораблей отрядами метких египетских лучников, чьи действия были столь эффективны, что ряды тяжеловооружённых северян были уничтожены, прежде чем враги смогли приблизиться для абордажа. Стрельба с судов поддерживалась залпами египетских стрелков, размещённых Рамзесом вдоль берега, и сам он пускал стрелы в неприятельский флот. Когда египтяне пошли на абордаж, вражеские суда пришли в смятение. ‚Они опрокинуты и тонут на месте, их сердца охвачены смертью,… их оружие брошено в море. Стрелы фараона пронзают каждого, и раненый падает в воду‛. ‚Их вытаскивали, переворачивали и укладывали на берег, они лежали грудами от носа до кормы на галерах, а всё их имущество было сброшено в воду в память об Египте‛. Те, кто спасся с флота и достиг берега, были пленены египтянами. Этими двумя битвами фараон нанёс врагу такой сокрушительный удар, что… подчинил переселенцев и заставил платить дань в казну фараона” [Брэстед. Указанное произведение. Т. 2. С. 80, 81]. “Побеждённые филистимляне и Джаккары вынуждены были осесть на палестинском побережье, видимо, с „добровольного“ согласия египетского царя” [Перепёлкин. Указанное произведение. С. 362]. Кстати, “именно от них и пошло греческое название ‚Палестина‛, что означает ‚страна филистимлян‛, позже распространившееся на всё побережье и прилегающие территории” [Всемирная история. Указанное произведение. Т. 3. С. 34].

